Конспект урока. Изложение "Старый скрипач".
план-конспект урока по русскому языку на тему
Конспект урока. Изложение "Старый скрипач". Содержит подробное описание подготовительной работы над текстом, информацию о памятнике А. С. Пушкину на Тверской улице (скульптор А. М. Опекушин).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Старый скрипач.
Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска. Все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, обещает им счастливую жизнь. Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю, он был закрыт. В нём лежал кусок хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе. Изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогали его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели вынимали деньги, но футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника.
Старый скрипач уходил домой поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку.
(187 слов) (По А.П. Платонову)
Цель урока: Формирование навыка связного устного и письменного пересказа текста при работе над изложением.
Задачи урока.
Коррекционно-развивающие:
Коррекция и развитие мышления, памяти.
Развитие устной и письменной речи, коррекция слухового восприятия.
Воспитательные:
1. Воспитание мотивации к учению.
2. Формирование активности и самостоятельности на уроке.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Оборудование урока:
1. Фото «Памятник А.С. Пушкину в Москве».
2. Картинки «Старый скрипач» и «Скрипка с футляром».
3. Карточки с текстами и заданиями.
4. Экран.
5. Планшет «Сегодня на уроке».
6. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
7. Таблицы: «Типы речи», «Тема текста», «Основная мысль (идея) текста».
План урока.
- Оргмомент.
- Речевая разминка (с частичным использованием экрана).
- Актуализация опорных знаний.
1. Устный опрос по вопросам (за экраном). Упражнение на коррекцию слухового восприятия.
2. Работа с толковым словарём.
- Мотивация.
1. Сообщение о памятнике А.С. Пушкину в Москве. Беседа по вопросам. Упражнение на коррекцию словесно-логического мышления.
2. Сообщение темы, цели урока.
3. Работа с таблицей «Сегодня на уроке».
- Объяснение нового материала.
1. Самостоятельное чтение текста «Старый скрипач» с целью изучения содержания, выявления незнакомых слов, сложных фраз. Упражнение на коррекцию внимания.
2. Лексическая подготовка к изложению.
- Осмысление нового материала.
1. Беседа по вопросам. Упражнение на коррекцию словесно-логического мышления.
2. Определение темы, идеи текста, типа речи. Упражнение на коррекцию мышления.
- Физпауза.
3. Составление плана. Упражнение на коррекцию синтезирующего мышления.
4. Подбор возможных замен. Упражнение на коррекцию обобщения на основе выявления существенного признака.
- Самостоятельное применение знаний.
1. Пересказ по плану. Упражнение на развитие памяти.
2. Повторное чтение текста.
3. Письменное изложение текста на черновиках. Упражнение на развитие памяти.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
Оргмомент.
Проверить готовность учащихся к уроку (наличие тетрадей, черновиков, карточек с текстами и заданиями, ручек, карандашей, дневников).
Речевая разминка (с частичным использованием экрана).
1. Формирование произношения (Повтори за учителем):
поэт А.С.Пушкин, памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре, старый скрипач, музыкант, скрипка, смычок, футляр, доходили до глубины человеческого сердца
2. Развитие слухового восприятия (Различение фраз):
Любил играть у подножия памятника Пушкину.
Доходили до глубины человеческого сердца.
Утешает людей, обещает им счастливую жизнь.
Актуализация опорных знаний.
1. Устный опрос по вопросам (за экраном):
- Какой сейчас урок?
- Какая тема урока?
- Какой текст будем читать?
- Кто автор?
- Кто такой скрипач?
2. Работа с толковым словарём.
Бульвар –
Пьедестал –
Мотивация.
1. Сообщение о памятнике А.С. Пушкину в Москве. Беседа по вопросам.
Памятник А.С. Пушкину на Тверской улице (скульптор - А.М. Опекушин, архитектор - И.С. Богомолов) первоначально был открыт 6 июня 1880 года в начале Тверского бульвара. В 1950 году перенесён в сквер, разбитый на месте уничтоженного в советское время Страстного монастыря. Фигура Пушкина стоит на высоком постаменте, который является символом того, что поэт, его душа, его мысли всегда будут чтить, как нечто возвышенное. Прекрасен пьедестал памятника – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Скульптура выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая - непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения, вот-вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Сегодня это одно из самых популярных мест в Москве. Памятник Пушкину на Тверской – один из известных символов столицы.
- Кому приходилось видеть памятник Пушкину в Москве?
- Почему к памятнику приходят люди? Что они делают?
2. Сообщение темы, цели урока. Сегодня мы узнаем, памятник какому поэту есть в Москве, кто и почему приходит к памятнику. Изучим содержание текста «Старый скрипач» и напишем изложение.
Что будем делать на уроке?
Планшет «Сегодня на уроке».
Сегодня на уроке будем
- читать
- отвечать на вопросы
- составлять план
- выполнять задания
- пересказывать по плану
- писать изложение
Объяснение нового материала.
1. Самостоятельное чтение учащимися текста с целью изучения содержания, выявления незнакомых слов, сложных фраз.
2. Лексическая подготовка к изложению. Объяснение значения незнакомых слов.
Пьедестал – постамент (подножие памятника)
Бульвар – широкая аллея посреди городской улицы
Осмысление нового материала.
1. Беседа по вопросам.
1. Где любил играть старый скрипач?
2. Где стоял памятник?
3. Куда поднимался старый музыкант? Куда обращался лицом? Что трогал смычком?
4. Кто собирался у памятника?
5. Почему они ждали музыки?
6. Куда музыкант клал футляр от своей скрипки?
7. Футляр был открыт или закрыт?
8. Что лежало в футляре?
9. Почему старик играл вечером?
10. Что он думал о себе?
11. Где раздавались звуки?
12. До чего иногда доходила музыка? Что она делала?
13. Что иногда делали слушатели?
14. Когда старый скрипач уходил домой?
15. Кто слушал его музыку?
2. Определение темы, идеи текста, типа речи.
Тема: старый скрипач.
Основная мысль: Музыка – это искусство, которое способно влиять на чувства человека, его мысли, душу, может доходить до глубины человеческого сердца, трогать его нежной и мужественной силой, увлекающей жить высшей, прекрасной жизнью.
Тип речи: повествование
Физпауза.
3. Составление плана. Учащиеся самостоятельно составляют план на черновиках. Лучший вариант записывается на доске.
План.
1) Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину.
2) Слушатели умолкали в ожидании музыки, которая обещала им счастливую жизнь.
3) Старик добровольно ходил играть на бульвар.
4) Звуки музыки доходили до глубины человеческого сердца.
4. Подбор возможных замен.
Старый скрипач – скрипач – старый музыкант – музыкант - он
Самостоятельное применение знаний.
1. Пересказ по плану.
2. Повторное чтение текста.
3. Письменное изложение текста на черновиках.
Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке? Что делали на уроке?
Домашнее задание.
Исправить ошибки в черновике. Переписать изложение в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...