Урок: Изложение прочитанного текста (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фролова Дарья
ЦЕЛИ:
1. Дидактические
Закрепить понятие подробного изложение текста;
Формирование умения строить письменный текст по аналогии с эталоном.
2. Развивающая
Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки).
3. Воспитательные 
Воспитание уверенности в своих силах;
Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Изложение прочитанного текста.

ТИП УРОКА: урок контроля и оценки (развития речи).

ВИД УРОКА: традиционный.

ЦЕЛИ:

1. Дидактические

Закрепить понятие подробного изложение текста;

Формирование умения строить письменный текст по аналогии с эталоном.

2. Развивающая

Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки).

3. Воспитательные 

Воспитание уверенности в своих силах;

Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

Закрепить умение излагать прочитанный текст устно и письменно;

Закрепить орфографические правила, изученные на предыдущих уроках;

Формирование умений применять полученные знания на практике.

2. Развивающие:

Развитие навыков самостоятельной работы;

Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;

Формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста подробно;

Развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память;

Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).

3. Воспитательные:

Воспитание творчески активной личности;

Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге;

Воспитание положительного отношения к процессу обучения и личной заинтересованности в результатах обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, самооценку.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения.

Предметные результаты

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение умениями воспринимать текст на слух; выбирать наиболее подходящее заглавие из нескольких предложенных; озаглавливать текст; подробно пересказывать текст; грамотно записать пересказ; увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила, использовать полученные знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная самостоятельная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ в 2 ч (ч. 2). Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г.Лисицын. М.: Просвещение, 2016;

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, типа урока.

КРАТКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

Этап. Время в минутах. Цель этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся, вид работы.

УУД

1. Организационный, 2. - Подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сверка отсутствующих

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.

(Р) волевая саморегуляция

2. Сообщение целей и задач. 1. - Определение содержания урока.

Создание условий для возникновения внутренней потребности к работе.

Объявление целей и задач.

Запись даты и типа работы и осознание предстоящей работы.

(К) планирование учебного сотрудничества.

3. Мотивация. Анализ текста. Орфогра-фическая работа. 2+3+2+2+3. - Организация деятельности учащихся на достижение целей урока. Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка умений мыслить, доказывать. Установить уровень усвоения текста, устранить пробелы в понимании. Закрепить орфографические правила.

Конкретизация формы работы. Выделение темы, идеи текста. Лексическая работа. Создание заголовка текста. Орфографическая работа

Воспроизведение понятия изложения. Выделение темы и идеи. Определение и толкование неизвестных слов. Создание и редактура заголовка. Комментаирование орфограмм. Ответы на вопросы. – Индивидуальная самостоятельная, фронтальная по цепочке работы.

(П) воспроизведение необходимой теоретической информации. (П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) использование системы научных и теоретических знаний на практике. (Р) составление плана и последовательности действий. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (Р) контроль, коррекция и взаимооценка. (К) умение интегрироваться, аргументация своего мнения. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других. (Л) перспективная мотивация.

4. Пересказ текста. 3. - Установить уровень усвоения, устранить пробелы в понимании текста.

Организация работы по пересказу текста. Выслушивание выборочно

Прочтение текста и пересказ. - Индивидуальная самостоятельная

(П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) устное изложение прочитанного текста, грамотное построение речи. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (Р) контроль, коррекция и взаимооценка. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других

6. Изложение. 2+20. – Написание изложения прочитанного текста.

Итоговый инструктаж.

Написание изложения. - Индивидуальная самостоятельная

(П) подробно излагать содержание текста с сохранением фактического содержания. (К) писать изложение, используя информацию, полученную в ходе парной, коллективной и групповой работе.

5. Информирование о домашнем задании и инструктаж. 3. - Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения.

Постановка цели выполнения домашнего задания, инструктаж, ответы на вопросы.

Запись задания, прослушивание инструкций, уточняющие вопросы.

(Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация.

6. Рефлексия, оценивание. 2. - Организация оценки и самооценки учащихся.

Вывод по уроку, краткая рефлексия, выставление оценок.

Ответы на вопросы учителя, заполнение карточек рефлексии, прослушивание и осознание оценки. – Индивидуальная работа.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Ивченков П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений. // Русский язык в школе. - 1990. - № 5.- С. 26 -29.

Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. М., 1991. - 192

Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста - процесс творческий // Русский язык в школе. - 2001.- № 6. - С. 3-10.

Теория и практика обучения русскому языку// Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина; под ред. Р. Б. Сабаткоева - 2-е изд. - М.: Академия, 2007. - 336 с.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к началу урока? Давайте проверим отсутствующих на уроке и проведем перекличку.

2. Сообщение целей и задач

Ребята, у вас на столах лежат тетради по развитию речи. Поэтому перепишите с доски число и вид сегодняшнего урока. Сегодня, ребята, мы с вами поработаем с изложением прочитанного текста. Мы научимся воспроизводить мысли, которые передаются автором в тексте, вдумчиво читать и обращать внимание на детали.

3. Анализ текста. Орфографическая работа.

Ребята, сегодняшний текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль. А что это значит – подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста).

Давайте сейчас прочитаем текст упражнения 349 на странице 42. (Учитель читает). Ребята, о чем этот тест? (О том, как много птиц в доме у Пушкина). А почему именно птицы? (Это символ добра и плодородия). Ребята, всем ли известно слово плодородие? Кто-то может дать его толкование? (Плодородная земля – та, которая способна родить много урожая, то есть, плодов). Какие еще слова вам не понятны? (Пояснения слов силами всего класса). Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства? (Он отображает картину с помощью описание детального мира, чтобы мы почувствовали себя так, будто сами смотрим на убранство дома Пушкина).

Я предлагаю вам сейчас в черновиках придумать заголовок к данному тексту. (Запись заголовков). Кто-то хочет предложить свой? (Комментарии заголовков детей). Я считаю, что самым удачным был заголовок «Птицы в доме Пушкина». Неудачные заголовки мы сейчас обсудили. Перенесите заголовок в чистовик – тот, который мы обсудили, или ваш не озвученный.

Также в тексте много орфограмм. Давайте с вами поработаем над ними по цепочке. Комментируйте орфограмму и записывайте верное написание слова в черновиках.

4. Пересказ текста.

Я предлагаю вам сейчас подготовить устный пересказ текста. Я выборочно послушаю тех, у кого были плохие оценки за предыдущие уроки. При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования. (Прослушивание пересказа, оценивание)

5. Изложение.

Ребята, сейчас прочитайте текст в последний раз. Закройте учебники. Помните, что вы должны оставить себе время на написание текста в черновике, переписывание и самопроверку. Вы можете пользоваться словами, орфограммы в которых мы разбирали письменно, чтобы напомнить себе содержание текста. Удачи! Приступайте к работе.

6. Информирование о домашнем задании и инструктаж.

Вашим домашним заданием будет написать дома сочинение-миниатюру на примерно 5 предложений об убранстве вашего дома. Вы можете тоже взять какую-то одну деталь или описать в целом традиции убранства вашего дома, допустим, у кого-то есть коллекции картин, книг или ковров, кто-то украшает дом цветами. Старайтесь, чтобы у вас получился такой же связный текст. Не забудьте про заголовок!

7. Рефлексия, оценивание.

Ребята, вы все успели? Вам понравилось работать с этим текстом? Как вы думаете, вы справились с заданием? Оценки за работу на уроке сегодня получат … (оценивание). Спасибо, все свободны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Текст". 5 класс.

Данный урок предназначен для изучения и закрепления темы "Текст" в 5 классе....

Молодёжные турбазы в Германии. Урок презентация по тексту 8 класс

В презентации использованы фотографии и даны упражнения по тексту....

Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...

Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""

Урок 3. Проблема текста. На данном уроке  даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...

Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс

Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....

Конспект урока.Изложение с продолжением.5 класс

В ходе подготовки к написанию изложения на уроке повторяются основные понятия текста: тема, основная мысль ( идея),заголовок.Текст изложения , который необходимо продолжить ребятам, высказав свою точк...