Урок: Изложение прочитанного текста (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок: Изложение прочитанного текста (5 класс) | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Изложение прочитанного текста.
ТИП УРОКА: урок контроля и оценки (развития речи).
ВИД УРОКА: традиционный.
ЦЕЛИ:
1. Дидактические
Закрепить понятие подробного изложение текста;
Формирование умения строить письменный текст по аналогии с эталоном.
2. Развивающая
Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки).
3. Воспитательные
Воспитание уверенности в своих силах;
Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
Закрепить умение излагать прочитанный текст устно и письменно;
Закрепить орфографические правила, изученные на предыдущих уроках;
Формирование умений применять полученные знания на практике.
2. Развивающие:
Развитие навыков самостоятельной работы;
Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;
Формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста подробно;
Развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память;
Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).
3. Воспитательные:
Воспитание творчески активной личности;
Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге;
Воспитание положительного отношения к процессу обучения и личной заинтересованности в результатах обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, самооценку.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения.
Предметные результаты
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- овладение изучаемыми нормами русского языка; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение умениями воспринимать текст на слух; выбирать наиболее подходящее заглавие из нескольких предложенных; озаглавливать текст; подробно пересказывать текст; грамотно записать пересказ; увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила, использовать полученные знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная самостоятельная.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ в 2 ч (ч. 2). Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г.Лисицын. М.: Просвещение, 2016;
ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, типа урока.
КРАТКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:
Этап. Время в минутах. Цель этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся, вид работы. | УУД |
1. Организационный, 2. - Подготовка учащихся к работе на уроке. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сверка отсутствующих | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка. | (Р) волевая саморегуляция |
2. Сообщение целей и задач. 1. - Определение содержания урока. Создание условий для возникновения внутренней потребности к работе. | Объявление целей и задач. | Запись даты и типа работы и осознание предстоящей работы. | (К) планирование учебного сотрудничества. |
3. Мотивация. Анализ текста. Орфогра-фическая работа. 2+3+2+2+3. - Организация деятельности учащихся на достижение целей урока. Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка умений мыслить, доказывать. Установить уровень усвоения текста, устранить пробелы в понимании. Закрепить орфографические правила. | Конкретизация формы работы. Выделение темы, идеи текста. Лексическая работа. Создание заголовка текста. Орфографическая работа | Воспроизведение понятия изложения. Выделение темы и идеи. Определение и толкование неизвестных слов. Создание и редактура заголовка. Комментаирование орфограмм. Ответы на вопросы. – Индивидуальная самостоятельная, фронтальная по цепочке работы. | (П) воспроизведение необходимой теоретической информации. (П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) использование системы научных и теоретических знаний на практике. (Р) составление плана и последовательности действий. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (Р) контроль, коррекция и взаимооценка. (К) умение интегрироваться, аргументация своего мнения. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других. (Л) перспективная мотивация. |
4. Пересказ текста. 3. - Установить уровень усвоения, устранить пробелы в понимании текста. | Организация работы по пересказу текста. Выслушивание выборочно | Прочтение текста и пересказ. - Индивидуальная самостоятельная | (П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) устное изложение прочитанного текста, грамотное построение речи. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (Р) контроль, коррекция и взаимооценка. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других |
6. Изложение. 2+20. – Написание изложения прочитанного текста. | Итоговый инструктаж. | Написание изложения. - Индивидуальная самостоятельная | (П) подробно излагать содержание текста с сохранением фактического содержания. (К) писать изложение, используя информацию, полученную в ходе парной, коллективной и групповой работе. |
5. Информирование о домашнем задании и инструктаж. 3. - Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения. | Постановка цели выполнения домашнего задания, инструктаж, ответы на вопросы. | Запись задания, прослушивание инструкций, уточняющие вопросы. | (Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация. |
6. Рефлексия, оценивание. 2. - Организация оценки и самооценки учащихся. | Вывод по уроку, краткая рефлексия, выставление оценок. | Ответы на вопросы учителя, заполнение карточек рефлексии, прослушивание и осознание оценки. – Индивидуальная работа. | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Ивченков П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений. // Русский язык в школе. - 1990. - № 5.- С. 26 -29.
Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. М., 1991. - 192
Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста - процесс творческий // Русский язык в школе. - 2001.- № 6. - С. 3-10.
Теория и практика обучения русскому языку// Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина; под ред. Р. Б. Сабаткоева - 2-е изд. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к началу урока? Давайте проверим отсутствующих на уроке и проведем перекличку.
2. Сообщение целей и задач
Ребята, у вас на столах лежат тетради по развитию речи. Поэтому перепишите с доски число и вид сегодняшнего урока. Сегодня, ребята, мы с вами поработаем с изложением прочитанного текста. Мы научимся воспроизводить мысли, которые передаются автором в тексте, вдумчиво читать и обращать внимание на детали.
3. Анализ текста. Орфографическая работа.
Ребята, сегодняшний текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль. А что это значит – подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста).
Давайте сейчас прочитаем текст упражнения 349 на странице 42. (Учитель читает). Ребята, о чем этот тест? (О том, как много птиц в доме у Пушкина). А почему именно птицы? (Это символ добра и плодородия). Ребята, всем ли известно слово плодородие? Кто-то может дать его толкование? (Плодородная земля – та, которая способна родить много урожая, то есть, плодов). Какие еще слова вам не понятны? (Пояснения слов силами всего класса). Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства? (Он отображает картину с помощью описание детального мира, чтобы мы почувствовали себя так, будто сами смотрим на убранство дома Пушкина).
Я предлагаю вам сейчас в черновиках придумать заголовок к данному тексту. (Запись заголовков). Кто-то хочет предложить свой? (Комментарии заголовков детей). Я считаю, что самым удачным был заголовок «Птицы в доме Пушкина». Неудачные заголовки мы сейчас обсудили. Перенесите заголовок в чистовик – тот, который мы обсудили, или ваш не озвученный.
Также в тексте много орфограмм. Давайте с вами поработаем над ними по цепочке. Комментируйте орфограмму и записывайте верное написание слова в черновиках.
4. Пересказ текста.
Я предлагаю вам сейчас подготовить устный пересказ текста. Я выборочно послушаю тех, у кого были плохие оценки за предыдущие уроки. При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования. (Прослушивание пересказа, оценивание)
5. Изложение.
Ребята, сейчас прочитайте текст в последний раз. Закройте учебники. Помните, что вы должны оставить себе время на написание текста в черновике, переписывание и самопроверку. Вы можете пользоваться словами, орфограммы в которых мы разбирали письменно, чтобы напомнить себе содержание текста. Удачи! Приступайте к работе.
6. Информирование о домашнем задании и инструктаж.
Вашим домашним заданием будет написать дома сочинение-миниатюру на примерно 5 предложений об убранстве вашего дома. Вы можете тоже взять какую-то одну деталь или описать в целом традиции убранства вашего дома, допустим, у кого-то есть коллекции картин, книг или ковров, кто-то украшает дом цветами. Старайтесь, чтобы у вас получился такой же связный текст. Не забудьте про заголовок!
7. Рефлексия, оценивание.
Ребята, вы все успели? Вам понравилось работать с этим текстом? Как вы думаете, вы справились с заданием? Оценки за работу на уроке сегодня получат … (оценивание). Спасибо, все свободны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Текст". 5 класс.
Данный урок предназначен для изучения и закрепления темы "Текст" в 5 классе....
Молодёжные турбазы в Германии. Урок презентация по тексту 8 класс
В презентации использованы фотографии и даны упражнения по тексту....
Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...
Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""
Урок 3. Проблема текста. На данном уроке даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...
Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс
Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....
Конспект урока.Изложение с продолжением.5 класс
В ходе подготовки к написанию изложения на уроке повторяются основные понятия текста: тема, основная мысль ( идея),заголовок.Текст изложения , который необходимо продолжить ребятам, высказав свою точк...