Конспект урока. Изложение "На Чёрной речке" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему

Стрельникова Ольга Ивановна

Конспект урока содержит подробное описание работы над текстом "На Чёрной речке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_chyornoy_rechke.docx155.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: Формирование навыка связного устного и письменного пересказа текста при работе над изложением.

Задачи урока.

Коррекционно-развивающие:

1. Коррекция и развитие мышления, памяти.

2. Развитие устной и письменной речи, коррекция слухового восприятия.

Воспитательные:

1. Воспитание мотивации к учению.

2. Формирование активности и самостоятельности на уроке.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Оборудование урока: 

1. Портрет А. С. Пушкина.

2. Картина А. А. Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом». 8189581i4n000000

  1. Карточки с текстами и заданиями.
  2. Экран.
  3. Планшет «Сегодня на уроке»
  4. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М, 1999

7.  Таблицы: «Типы речи», «Тема текста», «Основная мысль (идея) текста».

План урока.

- Оргмомент.

- Речевая разминка (с частичным использованием экрана).

- Актуализация опорных знаний.

  1.Устный опрос по вопросам (за экраном). Упражнение на коррекцию           слухового восприятия.

  2.Работа с толковым словарём.

- Мотивация.

  1.Рассуждения на тему «Поединок Пушкина с Дантесом. Причины поединка». Упражнение на коррекцию логического мышления.

  2.Сообщение темы, цели урока.

  3.Работа с таблицей «Сегодня на уроке».

- Объяснение нового материала.

  1.Самостоятельное чтение текста «На Чёрной речке» с целью изучения содержания, выявления незнакомых слов, сложных фраз. Упражнение на коррекцию внимания.

  2.Лексическая подготовка к изложению.

- Осмысление нового материала.

  1.Беседа по вопросам. Упражнение на коррекцию словесно-логического мышления.

  2.Чтение диалога. Упражнение на развитие интонации, коррекцию внимания.

  3.Определение темы, идеи текста, типа речи. Упражнение на коррекцию мышления.

- Физпауза.

  4.Составление плана. Упражнение на коррекцию синтезирующего мышления.

  5.Подбор возможных замен. Работа с карточками - заданиями. Упражнение на коррекцию обобщения на основе выявления существенного признака.

- Самостоятельное применение знаний.

  1.Пересказ по плану. Упражнение на развитие памяти.

  2.Повторное чтение текста.

  3.Письменное изложение текста на черновиках. Упражнение на развитие памяти.

- Подведение итогов урока.

- Домашнее задание.

Ход урока:

Оргмомент.

Проверить  готовность учащихся к уроку (наличие тетрадей, черновиков,  карточек с текстами и заданиями, ручек, карандашей, дневников).

 Речевая разминка (с частичным использованием экрана).

1.Формирование произношения (Повтори за учителем):

 поэт А.С.Пушкин

 поединок с Дантесом

 секундант Данзас

 А.С.Пушкин – великий русский поэт 19 века.

 Поединок Пушкина с Дантесом состоялся на Чёрной речке.

 Данзас – секундант Пушкина.

2.Развитие слухового восприятия (Различение  фраз):

 А.С.Пушкин – великий русский поэт 19 века.

 Поединок Пушкина с Дантесом состоялся на Чёрной речке.

 Данзас – секундант Пушкина.

Актуализация опорных знаний.

1. Устный опрос по вопросам (за экраном):

- Какой сейчас урок?

- Какая тема  урока?

- Какой текст будем читать?

- С именем какого человека связано название  текста?

- Какое событие произошло на Чёрной речке?

2. Работа с толковым словарём. 

Дуэль – поединок.

Поединок – 1.В дворянском обществе: способ защиты личной чести – вооружённая борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов, дуэль. 2.Борьба двух противников, соперников.

Мотивация.

1. Рассуждения учащихся на тему «Поединок А.С.Пушкина с Дантесом. Причины поединка». 

Дантес – молодой француз, приёмный сын голландского посланника барона Геккерна, оказывавший знаки внимания Наталье Николаевне Гончаровой, жене А.С.Пушкина. Откровенное ухаживание за Гончаровой, анонимные письма, оскорблявшие честь Пушкина и его жены,  стали причиной дуэли. Сначала Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Друзья поэта сумели предотвратить кровопролитие. Потом Дантес вызвал Пушкина на поединок.

1) Сообщение темы, цели урока. Сегодня мы узнаем,  где и когда состоялся поединок, кто был свидетелем, как проходил поединок и чем он закончился. Изучим содержание текста «На Чёрной речке» и напишем изложение.

2)Что будем делать на уроке?

Планшет «Сегодня на уроке».

Сегодня на уроке будем

  • читать
  • отвечать на вопросы
  • составлять план
  • выполнять задания
  • пересказывать по плану
  • писать изложение

 Объяснение нового материала.

1. Самостоятельное чтение учащимися текста с целью изучения содержания, выявления незнакомых слов, сложных фраз.

2. Лексическая подготовка к изложению. Объяснение значения незнакомых слов.

шаркая ногами – не поднимая ног

шинель – форменное пальто

барьер – черта между участниками дуэли

сигнализировал – подал сигнал

курок – часть ударного механизма в пистолете

поясница – нижняя часть спины

шарил – искал

дуло – ствол пистолета

Осмысление нового материала.

1. Беседа по вопросам.

- О ком прочитали в тексте? Кто они такие?

- Какое событие описывается в тексте?

- Когда происходил поединок? Где происходил?

- Как герои готовились к поединку?

- На каком расстоянии друг от друга  должны были находиться Пушкин и Дантес? Сколько шагов они должны были сделать до барьеров?

- Кто сигнализировал начало поединка?

- Кто выстрелил первым? Что случилось с Пушкиным?

- Смог ли поэт нанести ответный удар? Что случилось с Дантесом?

- Что сказал Пушкин?

- Что сделали секунданты?

- Кто с любопытством разглядывал алое пятно на снегу?

2. Чтение диалога. (Пушкин, Данзас, автор)

3. Определение темы, идеи текста, типа речи. 

Тема: Поединок Пушкина с Дантесом.

Основная мысль: Поединок  между Пушкиным и Дантесом закончился трагедией для всей России.  

Тип речи: повествование

Физпауза.

4. Составление плана. Учащиеся самостоятельно составляют план на черновиках. Лучший вариант записывается на доске.

План.

- Секунданты Данзас и д’Аршиак готовили место для поединка.

- Дантес первым нажал курок.

- Пушкин ранил Дантеса.

- Сани увозили Пушкина с места поединка.

5. Подбор возможных замен.

А.С.Пушкин – поэт – он

поединок – дуэль

секундант – Данзас – д’Аршиак – он

сигнализировал начало поединка – подал сигнал взмахом шляпы

Самостоятельное применение знаний.

1.Пересказ по плану.

2.Повторное чтение текста.

3.Письменное изложение текста на черновиках.

Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке? Что делали на уроке?

Домашнее задание.

Исправить ошибки в черновике. Переписать изложение в тетрадь.

На Чёрной речке.

Откинув на плечи шубу, Пушкин присел на свежий сугроб, д’Аршиак, шаркая ногами, продвигался по голубоватому в сумерках снегу, расчищая дорожку. Данзас шёл за ним, отсчитывая шаги. Дантес следил за парой ворон, качающихся на ветвях кустарника.

- Двадцать! – громко произнёс Данзас и, отступая пять шагов обратно, бросил свою шинель на снег. Д’Аршиак отсчитал от неё десять шагов и  тоже положил свою шинель. Эти шинели обозначали барьеры.

Щёлкнул ключ у ящика с пистолетами. Отходя в сторону, Данзас взмахом шляпы сигнализировал начало поединка.

Пушкин, выставив грудь, твёрдыми шагами пошёл вперёд. Дантес сделал одним шагом меньше и нажал курок. Колкий удар в живот, а за ним огненный толчок в поясницу свалили Пушкина. Через мгновение он лежал, уткнувшись лицом в снег. Это прикосновение вернуло ему сознание. Он приподнялся, опёрся на левую руку и медленно открыл глаза.

Данзас и д’Аршиак бросились к Пушкину. Он произнёс по-французски:

- Постойте. У меня ещё хватит силы нанести свой удар.

И шарил по снегу, отыскивая свой пистолет. Дуло пистолета было забито снегом. Данзас подал поэту другой пистолет.

В морозной тишине прогремел ещё один выстрел. Дантес упал.

-Он убит? – слабым голосом спросил Пушкин.

-Нет, только ранен, - наклоняясь над поэтом, ответил Дантес.

Брови Пушкина сдвинулись:

- Лишь бы выздороветь, а там снова…

Не договорив, он потерял сознание. Секунданты приподняли его и понесли к саням. Дантес шёл позади, перевязывая платком свою раненую руку.

Бесчувственного поэта уложили в сани. Он снова открыл глаза и с тоской посмотрел на небо. Скрипнув полозьями, сани тронулись.

Вороны, испуганные выстрелами, вернулись на ветки кустарника. Они с любопытством разглядывали алое пятно на снегу.                              

(По М.Марич)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 глухом классе " Подготовка к творческому изложению с продолжением"

Творческое изложение - наиболее эффективный метод, направленный на развитие связной письменной речи учащихся. В конспекте показаны особенности работы над изложением в специальной (коррекционной) школе...

конспект урока химии в 10 классе "Нефть-чёрное золото"

Расширить знания учащихся о происхождении нефти, её составе, способах переработки и применении нефтепродуктов....

«Чёрные металлы. Сталь» Конспект урока биологии для 6 класса

Цель: знакомство с чёрными металлами. Задачи: - объяснить, что называют чёрными металлами, что такое сталь и где она используется, - корригировать мышление, речь, память, - формировать навыки безо...

Конспект урока. Изложение "Дорога в бессмертие"

Предлагаю вашему вниманию разработку урока для учащихся 8 класса, используемую при повторении знаний об односоставных предложениях. В основу предполагаемого текста положены газетные материалы, рассказ...

Конспект урока. Изложение "Старый скрипач".

Конспект урока. Изложение "Старый скрипач". Содержит подробное описание подготовительной работы над текстом,  информацию о памятнике А. С. Пушкину на Тверской улице (скульптор А. М. Опекушин)....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока.Изложение с продолжением.5 класс

В ходе подготовки к написанию изложения на уроке повторяются основные понятия текста: тема, основная мысль ( идея),заголовок.Текст изложения , который необходимо продолжить ребятам, высказав свою точк...