Этап урока. Время.
|
Цель
| Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы | Формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин). | Проверка готовности учащихся к уроку, их настроя на работу | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Словесный | Фронтальная |
Актуализация знаний. Объявление новой темы. Постановка темы и цели урока (3 мин.) | Объявление темы урока. Подведение детей к формулирова нию темы и постановке задач урока. | Озвучивает тему, цели и задачи урока. Вступительное слово учителя о летчике Валерии Павловиче Чкалове. В 1937 г. экипаж в составе Чкалова, Байдукова, Белякова первыми в мире осуществил беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку. Весь мир восхищался героическим полётом экипажа самолета, возглавляемого Чкаловым. | Слушают учителя. Записывают тему урока в тетрадь | Наблюде- ние | Фронтальная, индивидуаль- ная |
Освоение нового материала (5 мин.) | Знакомство с текстом рассказа, восприятие, осмысление | Чтение учителем рассказа. О моём детстве. Детство моё прошло в небольшом селе Василёво на берегу Волги. В селе был небольшой завод, на котором ремонтировались пароходы. Мой отец работал на заводе котельщиком. На том же заводе начал работать и я, когда мне исполнилось тринадцать лет. Помню, что я очень обрадовался, когда отец повёл меня первый раз на работу. Я ходил в старом отцовском пиджаке и в отцовских валенках. Лицо моё и руки обычно были покрыты густым слоем копоти. Семья жила бедно, но я всегда был весел. Был я мальчиком здоровым, задорным. Вместе со мной работали и другие ребята. Я был первым среди них и в работе, и во время отдыха. Никто не мог так быстро, как я переплыть Волгу, так поднырнуть под плоты или уцепиться за руль идущей полным ходом баржи. Вместе с приятелями я уезжал рыбачить на лодках, зимой катался на лыжах и санках. К четырнадцати годам я был сильным и храбрым. | Текст рассказа у учащихся на индивидуальных карточках | Передача и усвоение знаний | Фронтальная, индивидуаль- ная |
Первичное закрепление нового материала (8 мин.) | Обсуждение содержания текста, осмысление | Анализ текста. Задаёт вопросы. Как можно назвать одним словом описание чьей-нибудь жизни? Кто рассказывает о своих детских годах? Где прошло детство Валерия Павловича Чкалова? С каких лет начал работать Чкалов? Где? Каким он был в детстве? Чем он выделялся среди своих товарищей? Помогли ли ему в жизни смелость, выносливость? | Отвечают на вопросы. (Биография; В.Чкалов; в селе Василёво на берегу Волги и т.д.) | Выполне-ние практи- ческих действий учащими- ся | Дифференци- рованно-групповая, индивидуаль- ная |
Словарно-орфографическая работа. (5 мин.) | Выявление новых слов | Учащимся предлагается прочитать рассказ еще раз и отметить трудные и требующие разъяснения слова. Учитель записывает эти слова на доске. Что означают слова котельщик, копоть, баржа? | Читают вслух слова,записанные на доске, разби-рают их право-писание и выяс-няют смысловое значение. | Исследо-вание и осмысление | Индивидуаль- ная, групповая |
Физминутка. (2 мин.) | Обеспечение активного отдыха, психоэмоци-нальной разгрузки | Нам пора передохнуть. Потянуться и вздохнуть. (Вдох и выдох). Прочь прогоним лень и скуку, Разомнём сначала руки. Покрутили головой и усталость вся долой. (Разминка рук, попеременно правую, левую, вверх, вниз). | Проговаривают стихотворение и выполняют физкультурные упражнения. Гимнастика для глаз. | Выполне-ние упражнений | Фронтальная |
Коллективное составление плана. (4 мин.) | Творческая практическая деятельность по реализации построеного проекта | Учитель задает учащимся вопросы по содержанию каждой части. Затем коллективно придумываются заголовки к каждой части, в результате чего и получается план. | Учащиеся читают рассказ по частям (3 части). План записывают в тетрадях. План. - Василёво.
- Работа на заводе.
- Первый среди первых.
| Составле-ние плана, осмысление содержания текста по микротемам | Дифференци- рованно-групповая, индивидуаль- ная |
Коллективная работа по замене в рассказе 1-го лица 3-м. (4 мин.) | Выявление затруднений при работе с заменой местоимений | Учитель еще раз подчеркивает, что Чкалов, рассказывая о себе, о своем детстве, употребляет местоимения я, мне, меня, со мной, моё, мой. В изло-жении, повествуя о детстве Чкалова, необходимо заменить некоторые слова, например: местоимение 1-го лица местоимением 3-го лица или существительным. - Как будет выглядеть ваш рассказ, если вы замените только местоимения 1-го лица местоимениями 3-го лица? - Что нужно сделать, чтобы избежать этой ошибки? - Какие существительные и словосочетания можно использовать в рассказе вместо местоимений моё, мой, я, мне, меня, со мной? - Можно ли оставить старый заголовок? Как его нужно изменить? | Учениками ведется коллективная работа с каждым предложением. (Ответы учащихся: рассказ будет непонятным; также заменять местоимения 1-го лица существи-тельными (напри-мер, будущий лётчик, Валерий Павлович, отец Валерия Чкалова, мальчик); «Из детских лет В.П.Чкалова») | Выполнен-ие практи- ческих действий учащими- ся | Дифференци- рованно-групповая, индивидуаль- ная |
Чтение рассказа тремя-четырь-мя учащимися (с заменой 1 лица 3-им). (4 мин.) | Освоение способа проверки задания | Слушает, контролирует, помогает учащимся. | Ученики читают рассказ | Метод контроля деятельнос- ти учащихся | Групповая, индивидуаль-ная |
Пересказ содержания рассказа по плану (также с заменой лица). (4 мин.) | Самоконт-роль | Контролирует пересказ учащихся и помогает при необходимости | Пересказывают содержание по плану | Метод стимулирования и мотивации деятельнос-ти учеников |
|
Написание изложения (2-ой час) | Обощение и систематиза-ция знаний и формирова-ние способов применения их на практике | Со слабыми учащимися организуется индивидуальная работа. Учащиеся получают карточки с деформированным текстом. Они должны, руководствуясь планом, переставить части рассказа, чтобы получился связный текст. Выделенные в тексте и в заголовке слова нужно заменить местоимением 3-го лица или словами Валерий Павлович, отец Валерия Чкалова, мальчик, будущий лётчик. | Самостоятельное письменное изложение (на это отводится второй урок). | Выполне-ние практичес-ких письменных действия учащихся | Индивидуаль-ная, дифферен-цированно-групповая |
Рефлексия. Подведение итогов урока (в конце 2 часа 2 мин.) | Мобилиза-ция учащихся на рефлексию. Соотнесение поставлен-ных задач с достигнутым результатом | - Чем занимались на уроке? - Чем отличается изложение, которое писали на уроке от обычных изложений? - Заслуживает ли восхищения Валерий Чкалов?
| (Писали изложение; тем, что нужно было заменить местоимения 1-го лица 3-им лицом и существитель-ными; В.Чкалов заслуживает восхищения) | Прием «побужде-ние к открытому диалогу». Анализ собствен-ной деятель-ности | Фронтальная, дифференцир-ованно-групповая |