Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Подготовка к домашнему сочинению в жанре дневниковой записи по картине И.А. Попова "Первый снег".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Задачи урока:
Образовательные: научить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; познакомить с творчеством И.А. Попова; обогатить словарный запас; способствовать формированию коммуникативно-речевых умений обучающихся.
Развивающие: развитие познавательных умений, самостоятельности, инициативности;
раскрытие творческого потенциала обучающихся.
Воспитательные: формирование эстетического вкуса, повышение интереса к живописи, музыке, поэзии; воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 57.5 КБ |
презентация к уроку | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
Технологическая карта урока
русского языка в 7 классе
«Подготовка к домашнему сочинению в жанре дневниковой записи
по картине И.А. Попова "Первый снег".
Составила: Зиновьева Марина Викторовна,
учитель высшей категории
Родоманово
Технологическая карта
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И.А. Попова «Первый снег».
Цель урока: Подготовить обучающихся к написанию сочинения в форме дневниковых записей по картине И.А. Попова «Первый снег».
Задачи урока:
Образовательные: научить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; познакомить с творчеством И.А. Попова; обогатить словарный запас; способствовать формированию коммуникативно-речевых умений обучающихся.
Развивающие: развитие познавательных умений, самостоятельности, инициативности;
раскрытие творческого потенциала обучающихся.
Воспитательные: формирование эстетического вкуса, повышение интереса к живописи, музыке, поэзии; воспитание бережного отношения к природе.
Методы и формы обучения:
Работа в группах; индивидуальная, фронтальная форма работы.
Планируемый результат:
Предметные умения: сформировать умение строить текст в определённой последовательности; систематизировать речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в составлении сочинения по картине.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- осознание алгоритма учебного действия
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
- умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные:
- освоение умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формировать умение взаимодействовать в группе.
Структура урока
1. Самоопределение к деятельности…………………………………………………………………………………........2 мин
- Постановка учебной задачи………………………………………………………………………………………..1 ми
- Сопоставление личных наблюдений. ……………………………………………………………………………. 5 мин
3.1 Знакомство с картинами великих русских пейзажистов.
4. Подготовка к написанию сочинения……………………………………………………………………………….........15 мин
4.1 Работа со «словарем настроений».
4.2 Выявление изобразительных средств картины.
5. Физминутка……………………………………………………………………..…………………………..…………………. 2 мин
6. Составление плана сочинения………………………………………………………………………………………….............4 мин
7. Написание черновика сочинения.…….…………………………………………………………………………...................15 мин
8. Рефлексия……………………………………………………………………………………………………………………….. 1 мин
№ | Название этапа, цель | Формы и методы работы | Взаимодействие в образовательном процессе | Результат | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
1 | Самоопределение к деятельности. Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности. | Подготовка к уроку | Приветствие. - Сегодня на уроке, ребята, мы с вами будем немного художниками и писателями одновременно. Вы должны сегодня суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. - читают - отвечают | Формирование УУД: волевая саморегуляция. | |
2 | Постановка учебной задачи. | Мы отравляемся в волшебный мир красок и звуков и постараемся с помощью слов описать увиденное. Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского художника И.А.Попова. | Слушают, воспринимают задачи урока | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности действий; Личностные УУД: Смыслообразование. | ||
3 | Сопоставление личных наблюдений. Цель: активизация словаря | Сопоставление личных наблюдений детей, описание первого снега в литературных произведениях. | Послушайте стихотворение Н. Вороновой (слайд 1) и попробуйте определить, о чем нам предстоит сегодня говорить.
| Слушают стихотворение, отвечают на заданные вопросы, рассуждают. | Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение структурировать знания -осуществляют поиск и выделяют конкретную информации. Коммуникативные УУД: - взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. Регулятивные УУД: – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя. | |
03.01.21 | Знакомство с картинами великих русских пейзажистов. | Работа с репродукциями картин художников. | Есть множество и других литературных произведений о снеге. Но кроме поэтов к теме первого снега обращались и художники. Следующий этап нашего урока – знакомство с картинами великих русских пейзажистов. Давайте внимательно рассмотрим эти полотна. Какой изображена природа на этих картинах? (слайд 2 ) А сейчас внимательно посмотрите на картину А.А.Пластова «Первый снег». (слайд 3) Закройте глаза и представьте, что вы стоите на этой улице. - Что вы видите, чувствуете, слышите сейчас? | Отвечают на заданные вопросы, рассуждают. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль и коррекция, оценка действий партнера. | |
4 | Подготовка к написанию сочинения. Цель: подготовиться к написанию сочинения. | Беседа по содержанию картины. | Найдите во вкладыше учебника картину И. Попова «Первый снег», рассмотрите её. -Как картина называется? -Почему? - Какое время года изобразил художник? - Почему вы догадались, что это именно начало зимы? - - Какое время суток изображено? Как вы догадались? - Кого изобразил художник на переднем плане картины? - Опишите их внешний вид. - Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? - Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? | Рассматривают картину Отвечают на вопросы: ( Начало зимы. Нет сугробов,местами еще видна голая земля. -Снег выпал ночью, сейчас утро, девочки второпях выбежали на улицу.Лёгкий снег падает огромными хлопьями за шиворот и тает. Желтые дома смотрят с картины своими черными глазницами, небо хмурое, и из-за этого улица кажется серой. Все вокруг будто в оцепенении. Тихо. Только девчонки, водящие хоровод, нарушают безмолвие, тоненько покрикивая от восторга. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Видно, что они одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу,смотрят на хлопья снега. -Их очень заинтересовал первый снегопад. - Первый снег мягкий, теплый,добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями. Девочки любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.) | Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение структурировать знания УУД Познавательные: - осуществляют поиск и выделяют конкретную информации УУД Коммуникативные: - взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. УУД регулятивные: – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя | |
4.1 | Работа со «словарем настроений». Цель: обогащение словаря. | Работа в группах. | - Давайте детально посмотрим, что изображено в центре картины? 1группа – описывает городскую улицу, 2 группа - снег, 3 группа – чувства девочек, 4 группа – собаку.. (слайд 4) Посмотрите на слова, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей. - Почему их удивляет первый снег? - Кого еще показывает художник на переднем плане? А что она переживает? | Учащиеся выбирают слова «восторг,удивление, радость» и объясняют свой выбор. (Девочки удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег,они очень любознательны. - Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями. | Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение структурировать знания УУД Познавательные осуществляют поиск и выделяют конкретную информации УУД коммуникативные - взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя | |
4.2 | Выявление изобразительных средств картины. Цель: обогащение словаря. | Работа с репродукцией картины. | Обратите внимание на фон картины. - Какой он, темный или светлый? - А какой цвет здесь главный и почему? - Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?
| Ответы учащихся: В картине преобладают теплые и светлые тона: светло-коричневые, голубовато-серые Главный цвет здесь белый. Он везде: и на земле, и в небе,и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы,свежесть, праздник первого снегопада. Художник хотел сказать, что главное в картине- дети и их настроение .Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок. - Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый праздникприроды. Мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы. | УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение структурировать знания УУД познавательные - осуществляют поиск и выделяют конкретную информации УУД коммуникативные - взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя. | |
5 | Физминутка | Организует физминутку. | 1 учащийся у доски, остальные на местах выполняют физминутку. | |||
6 | Составление плана сочинения. | - Давайте прочитаем задание к упражнению № 233 (стр.97). Что необычного в задании? ( начало рассказа в форме дневниковой записи. Значит , необходимо написать сочинение в форме дневниковой записи). (слайд 5) -А кто из вас, ребята, ведет дневник ? -А сейчас, ребята, давайте составим план нашего будущего сочинения по картине «Первый снег» (план составляется обычно в «слабых» классах, если же класс «сильный», то не стоит ограничивать творчество детей общим для всех планом).(слайд 9) Записывает план на доске:
| Предлагают варианты, высказывают своё мнение. | УУД коммуникативные - взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. | ||
7 | Написание черновика сочинения. Цель: развитие письменной речи. | -Запишите сочинение на черновик. Пишут индивидуальные творческие работы. | Записывают Сочинение на черновик. При возникновении трудностей используют индивидуальные карточки. | |||
8 | Рефлексия. | - Получилось ли у вас написать черновик сочинения? -Что вызвало затруднения? -Получилось ли увидеть красоту первого снега? | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
Памятка – подсказка.
1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, прочитайте статью о её авторе.
2. Постарайтесь, прежде всего, уловить, понять настроение, которое передал художник.
3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
5. Соберите материал по картине.
6. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения.
7. Помните, главное – передать свое отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие
зрительно представить то, что изобразил художник.
8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."
Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе «От практики анализа художественного текста к сочинению на ЕГЭ»
Урок развития речи в 11 классе...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение – описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень».
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень" разработана с учетом требований ФГОС в помощь учителю для проведения ур...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»
Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....