Технологическая карта урока русского языка в 11 классе «От практики анализа художественного текста к сочинению на ЕГЭ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Рыжкова Татьяна Николаевна

Урок развития речи в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_5.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Средняя школа №4»

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе

«От практики анализа художественного текста к сочинению на ЕГЭ»

Подготовила учитель русского языка и литературы
Рыжкова Татьяна Николаевна


Тип урока:  урок развития речи (2 часа)

Цели :

Образовательные

Подготовиться к написанию вступления с определением проблемного вопроса  , комментария к проблеме по художественному произведению , обобщить теоретические знания по созданию композиционных частей сочинения.

Развивающие  

Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, творческие возможности  обучающихся.

Воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, философское отношение к своим поступкам , осознание последствий своих решений.

Задачи

Отработать пошаговый алгоритм написания сочинения-рассуждения , развивать аналитическое мышление.

Оборудование:

Распечатка текста рассказа И. Бунина «Красавица», Толковый словарь под ред.Ожегова ,памятки «Текстовый комментарий», «Типичные ошибки при комментировании проблемы».

Методы: беседа, самостоятельная работа с текстом произведения, исследовательская работа.

Критерии достижения цели урока: обучающиеся понимают  читаемый текст, определяет тему и основную мысль, находят цитатный материал для доказательств своего мнения

                     

Этап урока                    

Деятельность учителя                      

Деятельность обучающихся      

УУД  

1.Организационный момент.

Проверяет готовность учащегося к уроку, настраивает на совместную учебную работу.

Записывают в тетради тему урока, осмысливают цели.

Личностные: самоопределение смысла образования.

2. Учебно-познавательная деятельность.

Обращается к обучающимся: многолетний опыт проведения ЕГЭ показал, что выпускники по-прежнему с трудом увязывают особенности художественного текста с постановкой проблемы и написанием комментария.

Вопрос классу:

–С  какими трудностями сталкивались?

Высказывают свои суждения (увлекаться пересказом, цитированием ,затрудняются с определением проблемы)

Познавательные: понимает информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные: ясно выражать свои мысли

3.Информационно-коммуникативная деятельность

Читает произведение И.Бунина «Красавица»

Организует коллективную работу по определению проблематики  произведения:
-Какова тема произведения?

-Какое впечатление произвел рассказ?

-Почему?

Просит пересказать 1,2 и 3 абзацы так, чтобы сформулировать проблемные вопросы.

Помогает верно сформулировать первую проблему (проблема истинной и мнимой красоты)








Организует погружение в идейно-тематическое содержание 3,4,5 абзаца.
Нацеливает на выделение ключевых слов.

Слушают чтение, осмысливают

В 2х-3х предложениях формулируют тематическое содержание произведения. Рассказывают о чувственном восприятии.

Пересказывают отрывок, определяют проблему этой смысловой части рассказа.

Следят за ходом мысли автора, записывают в тетради результаты наблюдений, выявляя проблемный вопрос (проблема равнодушия)

Личностные: совершенствование опыта познания и самопознания через художественное слово

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные: умение точно и логично излагать мысль

Регулятивные:

Осуществляют обработку и использование необходимой информации

4.Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Создает условия для работы над текстовым комментарием

Обращает внимание на памятку «Типичные ошибки при комментировании проблемы» (приложение)




Проводит словарную работу с целью соблюдения речевых норм

Нацеливать на многоаспектный анализ Произведения:
- Какая  категория проблем отражает ситуацию, описанную в рассказе? (социальная, политическая, экологическая, нравственная)

Определяют выбор проблемы

Читают памятку

Подбирают синонимы к слову «проблема».

Записывают в тетрадь

Анализируют, обобщают.

Регулятивные: выделение и осознания того, что уже усвоено и что еще подлежит  усвоению.

Регулятивные:  умение понимать ход работы, ставить задачи.
Личностные : умение выдвигать  гипотезы.


Познавательные: умение  использовать теоретические  сведения на практике.

Регулятивные: осуществляют обработку необходимой информации

-Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации?(сострадание, милосердие, благородство -  грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)

-Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной автором  ситуации (например, дружба - предательство; понимание-непонимание; любовь-ненависть)  

Работа с памяткой «Текстовый комментарий»

-Что можно сказать о героях, опираясь на характерологические слова?

Занесите ответы в таблицу:

 

Коллективная работа

Читают памятку

Познавательные: преобразование и использование теоретической информации на практике.


Коммуникативные: развитие идеологической речи



Регулятивные: использование необходимой информации (речевые клише)

Слова с положительной оценкой

Слова с отрицательной экспрессией

            Скромен…

Не интересен во всех отношениях

Работают с текстом произведения Бунина, записывают в тетрадь результаты наблюдений.

Регулятивные: осуществление обработки информации

Почему автору так важно называть мачеху мальчика «красавицей»?


Попробуйте исследовать тайну названия произведения.

Докажите, что  каждая фраза 2-го абзаца развивает одну мысль, причем по принципу её усиления. Cформулируйте эту мысль.

Как И. Бунин передает «круглое одиночество» мальчика.

Охарактеризуйте  финал рассказа.

Какими словами автор передаёт «новую» жизнь ребенка?                  

Высказывают свои суждения, обращаются к толковому словарю


Письменно формулируют.
Варианты ответа.

Отвечают на  вопросы учителя, находят в тексте примеры.

Коммуникативные: коррекция деятельности партнера

Познавательная: умение работать со справочной литературой.

Регулятивные: принимают самостоятельные решения

Личностные:  умение выдвигать гипотезы

5. Индивидуально-самостоятельная деятельность

Осуществляет контроль, координирует ход работы.

Письменно оформляют результаты, аналитической  работы. Корректируют записи.

Регулятивные:

Самоопределение, контроль.

6.Рефлексия учебной деятельности





7. Домашнее задание

Благодарит за плодотворную работы, выясняют  результат работы каждого учащегося.



Написать чистовой вариант 2-ух композиционных  частей сочинения (проблема по выбору)

Оценивают свои результаты, возникшие трудности.

Личностные:

Способность к самооценке, на основе критерия успешности учебной деятельности.


Познавательные: уметь обосновывать выбор.


Приложение .

Памятка «Типичные ошибки при комментировании проблемы»

Комментарий не опирается на текст.      



Включить в комментарий небольшие цитаты ,                                                                                            косвенную речь, подтверждающие ваши мысли.

Комментарий  подменяется пересказом.    


Анализируйте текст. Покажите, как автор раскрывает  проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли.        

Комментарий подменяется цитированием.    

 

Не цитируйте больше 1 предложения и всегда объясняйте цитаты.

Комментарий заменяется перечнем проблем.                  

Выделяйте только 1 проблему, к которой вам проще  будет подобрать аргументы.


Памятка «Текстовый комментарий» ( художественный текст)

  • Автор раскрывает  проблему на примере случая из жизни … (взаимоотношений кого с кем)
  • Не случайно писатель изображает(кого, что)…
  • Поступок героя  свидетельствует о том, что …
  • Слова (мысли) героя показывают, что …
  • Автор осуждает /одобряет поступок (поступки) героя (героев) …
  • Автор сочувствует своему герою (своим героям) …
  • Симпатии автора на стороне (кого) …



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...