Технологическая карта урока русского языка в 11 классе «От практики анализа художественного текста к сочинению на ЕГЭ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя школа №4»
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе
«От практики анализа художественного текста к сочинению на ЕГЭ»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Рыжкова Татьяна Николаевна
Тип урока: урок развития речи (2 часа)
Цели :
Образовательные
Подготовиться к написанию вступления с определением проблемного вопроса , комментария к проблеме по художественному произведению , обобщить теоретические знания по созданию композиционных частей сочинения.
Развивающие
Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, творческие возможности обучающихся.
Воспитательные
Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, философское отношение к своим поступкам , осознание последствий своих решений.
Задачи
Отработать пошаговый алгоритм написания сочинения-рассуждения , развивать аналитическое мышление.
Оборудование:
Распечатка текста рассказа И. Бунина «Красавица», Толковый словарь под ред.Ожегова ,памятки «Текстовый комментарий», «Типичные ошибки при комментировании проблемы».
Методы: беседа, самостоятельная работа с текстом произведения, исследовательская работа.
Критерии достижения цели урока: обучающиеся понимают читаемый текст, определяет тему и основную мысль, находят цитатный материал для доказательств своего мнения
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
1.Организационный момент. | Проверяет готовность учащегося к уроку, настраивает на совместную учебную работу. | Записывают в тетради тему урока, осмысливают цели. | Личностные: самоопределение смысла образования. | ||
2. Учебно-познавательная деятельность. | Обращается к обучающимся: многолетний опыт проведения ЕГЭ показал, что выпускники по-прежнему с трудом увязывают особенности художественного текста с постановкой проблемы и написанием комментария. Вопрос классу: –С какими трудностями сталкивались? | Высказывают свои суждения (увлекаться пересказом, цитированием ,затрудняются с определением проблемы) | Познавательные: понимает информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: ясно выражать свои мысли | ||
3.Информационно-коммуникативная деятельность | Читает произведение И.Бунина «Красавица» Организует коллективную работу по определению проблематики произведения: -Какое впечатление произвел рассказ? -Почему? Просит пересказать 1,2 и 3 абзацы так, чтобы сформулировать проблемные вопросы. Помогает верно сформулировать первую проблему (проблема истинной и мнимой красоты)
| Слушают чтение, осмысливают В 2х-3х предложениях формулируют тематическое содержание произведения. Рассказывают о чувственном восприятии. Пересказывают отрывок, определяют проблему этой смысловой части рассказа. Следят за ходом мысли автора, записывают в тетради результаты наблюдений, выявляя проблемный вопрос (проблема равнодушия) | Личностные: совершенствование опыта познания и самопознания через художественное слово Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи Коммуникативные: умение точно и логично излагать мысль Регулятивные: Осуществляют обработку и использование необходимой информации | ||
4.Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Создает условия для работы над текстовым комментарием Обращает внимание на памятку «Типичные ошибки при комментировании проблемы» (приложение)
Нацеливать на многоаспектный анализ Произведения: | Определяют выбор проблемы Читают памятку Подбирают синонимы к слову «проблема». Записывают в тетрадь Анализируют, обобщают. | Регулятивные: выделение и осознания того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Регулятивные: умение понимать ход работы, ставить задачи.
Регулятивные: осуществляют обработку необходимой информации | ||
-Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации?(сострадание, милосердие, благородство - грубость, эгоизм, жестокость и т.п.) -Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной автором ситуации (например, дружба - предательство; понимание-непонимание; любовь-ненависть) Работа с памяткой «Текстовый комментарий» -Что можно сказать о героях, опираясь на характерологические слова? Занесите ответы в таблицу:
| Коллективная работа Читают памятку | Познавательные: преобразование и использование теоретической информации на практике. | |||
Слова с положительной оценкой | Слова с отрицательной экспрессией | ||||
Скромен… | Не интересен во всех отношениях | Работают с текстом произведения Бунина, записывают в тетрадь результаты наблюдений. | Регулятивные: осуществление обработки информации | ||
Почему автору так важно называть мачеху мальчика «красавицей»?
Докажите, что каждая фраза 2-го абзаца развивает одну мысль, причем по принципу её усиления. Cформулируйте эту мысль. Как И. Бунин передает «круглое одиночество» мальчика. Охарактеризуйте финал рассказа. Какими словами автор передаёт «новую» жизнь ребенка? | Высказывают свои суждения, обращаются к толковому словарю Письменно формулируют. | Коммуникативные: коррекция деятельности партнера Регулятивные: принимают самостоятельные решения | |||
5. Индивидуально-самостоятельная деятельность | Осуществляет контроль, координирует ход работы. | Письменно оформляют результаты, аналитической работы. Корректируют записи. | Регулятивные: Самоопределение, контроль. | ||
6.Рефлексия учебной деятельности | Благодарит за плодотворную работы, выясняют результат работы каждого учащегося. | Оценивают свои результаты, возникшие трудности. | Личностные: Способность к самооценке, на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение .
Памятка «Типичные ошибки при комментировании проблемы»
Комментарий не опирается на текст. | Включить в комментарий небольшие цитаты , косвенную речь, подтверждающие ваши мысли. |
Комментарий подменяется пересказом. | Анализируйте текст. Покажите, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли. |
Комментарий подменяется цитированием.
| Не цитируйте больше 1 предложения и всегда объясняйте цитаты. |
Комментарий заменяется перечнем проблем. | Выделяйте только 1 проблему, к которой вам проще будет подобрать аргументы. |
Памятка «Текстовый комментарий» ( художественный текст) |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...