КИМ по русскому языку. 9 класс
материал по русскому языку (9 класс)
Контрольные работы по всем темам года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_po_russkomu_yazyku_9_klass.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П Р И Л О Ж Е Н И Е
к рабочей программе
по предмету «Русский язык» для 9 класса
Составитель: Аюкаева Ф.С. (учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Вид контроля | Количество часов | Плани руемые сроки | Факти ческие сроки |
9 А | ||||
2 | Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение». | 1 | 25.10 | |
4 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение». | 1 | 2.02 | |
5 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение». | 1 | 28.02 | |
6 | Контрольная работа по теме «Сложное предложение». | 1 | 16.03 | |
7 | Итоговая контрольная работа. | 2 | 16.05 |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» №2
Цель: проверка знаний и умений по теме «ССП».
Учащиеся должны знать:
- определение СП, ССП;
- условия постановки знаков препинания в ССП;
- порядок синтаксического разбора ССП.
Учащиеся должны уметь:
- владеть способом действия при выборе буквы-орфограммы;
- различать ПП и СП;
- находить грамматическую основу предложения;
- различать ССП и СПП;
- производить синтаксический разбор ССП.
Критерии оценивания контрольной работы
Задание № 1 | Баллы |
Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет. | 4 |
Допущено не более двух орфографических ошибок. | 3 |
Допущено три ошибки. | 2 |
Допущено четыре ошибки. | 1 |
Допущено пять и более ошибок. | 0 |
Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет. | 3 |
Допущена одна ошибка. | 2 |
Допущено две ошибки. | 1 |
Допущено три и более ошибок. | 0 |
Максимальный балл | 7 |
№ | Указания по оцениванию | Количество баллов |
2 | Указано количество грамматических основ в предложениях. | 6 (за каждую ГО) |
3 | Указано правильное объяснение пунктуации в предложении. | 1 |
4 | Выписаны все цифры, обозначающие запятую между частями ССП. | 2 |
5 | Найдено предложение с пунктуационной ошибкой. | 1 |
6 | Указано верное (неверное) утверждение. | 1 |
7 | Выполнен синтаксический разбор предложения. | 3 |
Всего за все задания (1-7) | 21 |
Шкала перевода первичных баллов в оценку
Количество первичных баллов | 20-21 | 15-19 | 11-14 | 10 и меньше |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение» Вариант 1 1. Спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. 1) Я был резв ленив и вспыльчив но чу..ствителен и ч..столюбив и ласкою от меня можно было добит..ся всего. 2) То исти..ой дыш..т всё в ней то всё в ней пр..творно и ложно. 3) К (не)счастью всякий вмешивался в моё воспитание и (н..)кто (н..)умел за меня взят..ся. 4) Было т..мно но я всё(таки) вид..л и деревья и воду и людей. 5) Всё дальше путь и месяц выше и звёзды меркнут в с..ребре. 6) Где(то) в глубине глухо посвист..вал сквозняк и капала вода с прозрач..ным звуком. 7) Наша лодка оставляя..т след (не)исчеза..щий на воде от рыбы то(же) ост..ётся кружок. 8) То (ли) ра..ветало то (ли) тучи на неб.. ра..сеялись. 2. Укажите количество грамматических основ в предложениях (знаки препинания не расставлены). 1) Год за годом проходили, исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку, и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая. 2) Пока я прибежал, всё село было в огне, но я, думая о тетрадках, пустился бежать к своему дому. 3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: К утру ветер ослабел и снег перестал. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую между частями ССП. На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1) и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут,(5) под Воронежем, (6)царь нашёл то,(7) что искал. 5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Желтые доски спокойно лежали на воде и, увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке. 2) В сентябре лес реже и светлее, и птичьи голоса тише. 3) Впереди были люди, и, следовательно, бояться мне было нечего. 6. Какое утверждение является неверным? 7. Выполните синтаксический разбор ССП. Где(то) в глубине глухо посвист..вал сквозняк и капала вода с прозрач..ным звуком. | Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение» Вариант 2 1. Спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. 1) Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысле..о красиво. 2) Изредк.. бл..снёт на со..нце серебр..ной ч..шуёй летучая рыба и шумно выпустит ф..нтан кит. 3) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрит..ся в солн..чном луче а за ним подн..маются с земли кусты. 4) Было светло но уже веч..рело. 5) Вот откуда (то) доносит..ся отрыв..стый и тр..вожный крик (не) уснувшей птицы или раздаёт..ся (не) определё..ый звук. 6) То со..нце тусклое бл..стит то туча ч..рная в..сит. 7) С..кунду он м..лчал мать см..трела на него то (же) молча. 8) Скр..пят п..лозья саней или хлопа..т двери м..газинов или кричат т..рговцы пир..гами. 2. Укажите количество грамматических основ в предложениях (знаки препинания не расставлены). 1) Смотрю на свой каменный дом ещё цел но занавески горят и лесенка на террасе дымится. 2) Всё так и сгорело и остались только тетрадки да заяц в печке в чугунном котелке прикрытом вьюшкой. 3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Ветер срывал листья с деревьев ( ) и дорожки сада усыпал разноцветным ковром. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую между частями ССП. Огромный Бой бегал,(1) деятельно обживал новые места,(2) но,(3) повернув за угол разрушенного дома,(4) исчез. За домом был пустырь,(5) а на нём орава ребятишек с усердием колотила ногами по мячу. Мяч отскакивал с глухим звуком, (6) и тогда раздавался недовольный голос тренера. 5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Утром небо было серое, и моросил дождь, но к полудню ветер разогнал тучи, и выглянуло солнце. 2) Небо, хмурое, неприветливое, не веселило нас. 3) На юге, в глубоком распадке, светлой змейкой извивалась река. 6. Какое утверждение является неверным? 7. Выполните синтаксический разбор ССП. Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысле..о красиво. |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» №4
Цель: проверка знаний и умений по теме «СПП».
Учащиеся должны знать:
- определение СП, СПП;
- виды придаточных предложений;
- условия постановки знаков препинания в СПП.
Учащиеся должны уметь:
- различать ССП и СПП;
- определять вид придаточного предложения;
- читать схему СПП;
- составлять СПП;
- расставлять знаки препинания в СПП.
Критерии оценивания контрольной работы
№ | Указания по оцениванию | Количество баллов |
1- 17 | За правильный ответ по 1 баллу. | 17 |
18 | Ошибок нет. Допущена одна ошибка. Допущены две ошибки. | 3 2 1 |
19 | За каждое составленное предложение по 1 баллу. | 2 |
20 | За каждое составленное предложение по 1 баллу. | 4 |
Итого | 26 |
Шкала перевода первичных баллов в оценку
Количество первичных баллов | 24-26 | 19-23 | 14-18 | 13 и меньше |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Контрольная работа по теме «СПП» 1 вариант 1. Укажите верное утверждение. 5. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес. А. [ ], ( ), ( ). Б. [ ], ( ), ( ). В. [ ], [ ], ( ), ( ). 9. Укажите СПП с однородным подчинением. 13. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением. На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы. 14. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени. Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса. 15. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным. На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений. 16. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес. А. придаточное времени Б. придаточное определительное В. придаточное условное 17. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )? А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят. 18. Спишите предложение, расставьте знаки препинания. Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать. Я давно заметил что если происходит какая-то большая неприятность то мелкие неприятности расступаются перед ней добровольно 19. Придумайте начала и запишите полученные предложения. А. …, как будто хотел мне что-то сказать. Б. …, что слушали, не проронив ни слова. 20. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного. А. Узнайте, пожалуйста,… Б. С тех пор как мы поселились у озера,… В. Девушка так мило улыбалась,… Г. Мне нравятся песни,… | Контрольная работа по теме «СПП» 2 вариант 1. Укажите неверное утверждение. 13. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением. Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города. 14. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени. Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе. 15. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным. Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком. 16. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут. А. придаточное сравнительное Б. придаточное условия В. придаточное времени 17. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ? А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд. 18. Спишите предложение, расставьте знаки препинания. Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину. Я давно заметил что если происходит какая-то большая неприятность то мелкие неприятности расступаются перед ней добровольно 19. Придумайте начала и запишите полученные предложения. А. …, что чуть не упал в воду. Б. …, будто долго жила в Англии. 20. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного. А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось… Б. Лишь только появилась первая трава,… В. Я так долго не получал писем от своего друга,… Г. Я расскажу о книге,… |
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ПО
ТЕМЕ «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» №5
Цель: проверка знаний и умений по теме «БСП».
Учащиеся должны знать:
- определение БСП;
- условия постановки знаков препинания в БСП;
- порядок синтаксического разбора БСП.
Учащиеся должны уметь:
- владеть способом действия при выборе буквы-орфограммы;
- различать ССП, СПП и БСП;
- находить грамматическую основу предложения;
- производить синтаксический разбор БСП.
- читать схему БСП;
- составлять БСП;
- расставлять знаки препинания в БСП.
Критерии оценивания работ учащихся
Часть 1. Диктант.
Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1-й негрубой орфографической или 1-й негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "3" может быть поставлена также при наличии 6-ти орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7-ми орфографических и 7-ми пунктуационных ошибок, или 6-ти орфографических и 8-ми пунктуационных ошибок, 5-ти орфографических и 9-та пунктуационных ошибок, 8-ми орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок.
Части 2. Грамматическое задание.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ДИКТАНТ
1)Мир строит - война разрушает. 2) Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями. 3) Хочешь добиться уважения - начинай с себя. 4) Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду. 5) Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. 6) Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье! 7) Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу. 8) Посмотрит - рублём подарит. 9) В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале. 10) Не успело солнце пригреть – загудело всё небо. (102 слова)
Грамматические задания
1.Составьте схему 5 предложения. 2.Выполните синтаксический разбор 3 предложения. 3.Среди предложений 16-19 найдите БСП. Напишите номер этого предложения. (16) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа. (17) Стою над ним, нахлынуло. (18) Ребята чистые, друзья фронтовые! (19) Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому... 4.Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омраченном, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал.(5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в темной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. 5. Объясните постановку двоеточия в данном предложении. Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
Не буря соколов занесла через поля широкие – стаи галок несутся к Дону великому. 1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2) В первой части БСП указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части. 3) Первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части. | 2 вариант 1. Составьте схему 9 предложения. 2.Выполните синтаксический разбор 4 предложения. 3.Среди предложений 1-8 найдите БСП. Напишите номер этого предложения. (1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал.
(1) Медведица удирала крупными прыжками по россыпи. (2) За ней, не отставая ни на шаг, бежали два пушистых медвежонка. (3) Откуда только у них прыть взялась! (4) Все препятствия они преодолевали с ловкостью матери, точно копируя ее движения. (5) Выскочив на край снежного поля, семейство задержалось, передохнуло немного и скрылось за изломом. (6) Я покинул место засады довольный: не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. 5.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Подрастут лебедята — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части. 3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» №6
Цель: проверка знаний и умений по теме «СП».
Учащиеся должны знать:
- определение СП;
- условия постановки знаков препинания во всех видах СП;
- порядок синтаксического разбора СП.
Учащиеся должны уметь:
- различать все виды СП;
- находить грамматическую основу предложения;
- производить синтаксический разбор СП.
- читать схему СП;
- объяснять постановку знаков препинания в СП;
- расставлять знаки препинания в БСП.
Критерии оценивания контрольной работы
№ | Указания по оцениванию | Количество баллов |
1 | Верно указано СП. Правильно выписаны грамматические основы двух предложений. | 1 2 |
2 | Верно указано количество грамматических основ в предложении. Составлена схема предложения. | 1 1 |
3 | Правильный ответ. | 1 |
4 | Правильный ответ. | 1 |
5 | За определение каждого вида придаточного по 1 баллу. | 3 |
6 | Правильный ответ. | 1 |
7 | Правильно расставлены знаки препинания во всех предложениях или допущена 1 ошибка. Допущены 2-3 ошибки. Допущены 4-5 ошибок. Допущено 6 ошибок. Составлена схема указанного предложения. Выполнен синтаксический разбор указанного предложения. | 5 4 2 1 1 3 |
Итого | 20 |
Шкала перевода первичных баллов в оценку
Количество первичных баллов | 18-20 | 15-17 | 11-14 | 10 и меньше |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Контрольная работа по теме «СП» Вариант 1 1. Укажите сложное предложение. Выпишите грамматические основы предложений а), б). а) В степи было тихо и светло. б) Но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. в) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и всё обильнее лил на степь голубоватую мглу. г) Певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. 2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Составьте схему предложения. а) Нужно серьёзно готовиться к урокам в течение года, чтобы успешно сдать экзамены. б) Я попросил друга, чтобы он не опаздывал. в) Я не знал, что ему ещё сказать. г) Я увидел в тот день то, что меня окончательно разочаровало. 6. Укажите причину постановки тире в бессоюзном сложном предложении: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. а) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого. б) Предложения рисуют быструю смену событий. в) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении. г) Тире стоит ошибочно, требуется постановка запятой. а) Пока ему говорили приятное он улыбался и казался простым и доверчивым но если кто-то затевал неприятные ему темы или случайно задевал его то через мгновение перед собеседником стоял настороженный и подозрительный человек. б) Разного рода идеологи пытались доказать что совесть всего лишь архаический предрассудок и если подобные учения принимались народу приходилось расплачиваться за это. в) В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем и если бы не строгий запрет командира вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить нет ли весточки из дома. г) Как только мои спутники разложили в комнатах все вещи мы немедленно решили осмотреть местность и так как экскурсионные автобусы отправлялись через два часа все собравшиеся направились к ближайшей станции пешком. д) В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно и когда выражает на сцене характер своего героя то обычно доходит до полного ощущения того что он и есть тот самый герой. | Контрольная работа по теме «СП» Вариант 2 1. Укажите сложное предложение. Выпишите грамматические основы предложений в), г). а) Волна потока его охватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море. б) Блестело море, всё в ярком свете, и грозно било о берег волны. в) Высоко в горы вполз уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. г) В лес летели одни только звуки, и фее было сладко слушать их. 2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Составьте схему предложения. Ночью ударил первый мороз с ветерком который после теплого лета и дождливой осени казался задиристым и крепким и всё вокруг побелело словно накрылась природа белоснежным платком. а) 3; б) 5; в) 4; г) 6. 3. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. а) Я очень хотел, чтобы отец взял меня с собой в эту поездку. б) Мы так и не узнали в тот вечер, кто оказался победителем. в) Тот, кто верит в себя, в свои силы, всегда побеждает. г) Мы пришли в парк, чтобы отдохнуть от знойного пляжа. а) Над дачей, где мы отдыхали в это лето, постоянно пролета ли самолёты. б) Я тотчас пошёл туда, куда мне указал прохожий. в) Я срочно потребовал, чтобы приказчик явился с расчетами. 6. Объясните постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении: Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают. а) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. б) Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. в) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения. г) Двоеточие поставлено ошибочно, требуется постановка точки с запятой. 7. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схему предложения в). Выполните полный синтаксический разбор предложения б). а) Когда он жил в Крыму всё своё время посвящал созерцанию природы и если погода располагала к прогулкам то он часами изучал на морском берегу узор бесконечно бегущих одна за другой волн. б) Ольга вышла к гостям на открытую веранду и пока все женщины восторженно выражали восхищение её изящным нарядом она думала о том как хорошо было бы оказаться далеко от этой надоевшей пустой суеты. в) Обсуждение нового Устава школы затянулось настолько что когда члены совета вышли из кабинета то они увидели как засыпало небо звёздами. г) Наши родители всегда думают о своих детях и в каких бы обстоятельствах мы ни оказались мы всегда должны помнить о том как много они для нас сделали. д) Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы и чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент мы часто ищем любые предлоги которые могут хоть как-то оправдать наше безволие. |
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №7
Контрольная работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий.
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2–14). За одно верно выполненное задание учащийся получает 1 балл (всего 13).
№ п/п | Проверяемые умения и виды деятельности |
1 | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. |
2 | Умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента. |
3 | Умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
4 | Умение воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение). |
5 | Умение свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). |
6 | Умение адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности: к прочитанному, услышанному, увиденному. |
7 | Умение соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. |
8 | Умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. |
Критерии оценивания работ учащихся
Критерии оценивания сжатого изложения
ИК1.Содержание изложения
Учащийся точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице – 2 балла.
Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему – 1 балл.
Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы – 0 баллов.
ИК2. Сжатие исходного текста
Учащийся применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста – 3 балла.
Учащийся применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста – 2 балла.
Учащийся применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста – 1 балл.
Учащийся не использовал приёмов сжатия текста – 0 баллов.
ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностьюизложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б.
Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.
В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.
Максимальное количество баллов за сжатое изложениепо критериям ИК1–ИК3 – 7.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи учащегося
ГК1. Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки – 2.
Допущено две-три ошибки -1.
Допущено четыре и более ошибки – 0.
ГК2. Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2.
Допущено три-четыре ошибки 1.
Допущено пять и более ошибок 0.
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2.
Допущено две ошибки 1.
Допущено три и более ошибки 0.
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2.
Допущено три-четыре ошибки 1.
Допущено пять и более ошибок 0.
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2.
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов 1.
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов 0.
Максимальное количество баллов за изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 – 10.
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения.
Указанные нормативы применяются для проверки и оценки изложения, объем которого составляет не менее 70 слов. Если объём изложения составляет менее70 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 30 (17 за изложение, 13 за работу с тестом).
За выполнение контрольной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей контрольной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более 20 баллов за выполнение всех частей контрольной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 21 и не более 25 баллов за выполнение всех частей контрольной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 26 и не более 30 баллов за выполнение всех частей контрольной работы. При этом учащийся должен набрать не менее6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Вариант 1
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2—14.
(1)Вновь нас несёт жёлтая, бурлящая вода Поныша. (2)Вновь летят мимо затопленные ельники. (3)Низкие облака нестройно тащатся над тайгой. (4)Длинные промоины огненно-синего неба ползут вдали. (5)На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным малахитом. (6)На склонах горных отрогов издалека белеют затонувшие в лесах утёсы. (7)Приземистые, крепко сбитые каменные глыбы изредка выламываются из чащи к реке, как звери на водопой. (8)Вода несёт нас, бегут мимо берега, и линия, разделяющая небо и землю, то нервно дрожит на остриях елей, то полого вздымается и опускается мягкими волнами гор, словно спокойное дыхание земли.
(9)Под вечер у берегов начинают встречаться поваленные ледоходом деревья.
(10) Я тревожусь: такие «расчёски», упавшие поперёк реки, могут запросто продрать гондолы нашего катамарана. (11)Впереди я вижу длинную сосну, треугольной аркой перекинувшуюся над потоком. (12)Достаточно порыва ветра, чтобы сосна рухнула вниз и перегородила дорогу, как шлагбаум. (13)Я встаю на катамаране во весь рост и гляжу вперёд. (14)Я вижу одну, две, три, ещё сколько-то елей, рухнувших в воду.
(15)Дело худо. (16)Мы проплываем под сосной, как под балкой ворот. (17)Ворота эти ведут в царство валежника.
(18)Катамаран обходит одну «расчёску», потом, чиркнув бортом, другую.
(19)Борман командует толково, без нервов. (20)Но третью «расчёску» мы зацепляем кормой. (21)Градусов сражается с еловыми лапами и вырывается из них красный, лохматый, весь исцарапанный.
- (22)Бивень! — орёт он на Бормана. — (23)Соображай, куда командуешь!
- (24)И тотчас нас волочит на другую ёлку.
- (25)Падайте лицом вниз и вперёд! — кричу я.
(26)Экипаж падает лицом вниз. (27)Мы влетаем под ёлку. (28)Сучья скребут по затылкам, по спинам, рвут тент, прикрывающий наше барахло. (29)3а шиворот сыплется сухая хвоя, древесная труха. (30)Поныш свирепо выволакивает нас по другую сторону ствола.
- (31)Ата-ас! — вдруг истошно вопитЧебыкин.
(32)Мы налетаем бортом теперь уже на берёзовую «расчёску».
- (33)Упирайтесь в неё вёслами! — ору я.
(34)Сила течения, кажется, так велика, что вёсла едва не вышибает из рук.
(З5)Круша бортом сучья, мы, к ужасу, врубаемся в крону, а я вцепляюсь в раму и ногами принимаю удар ствола. (36)Я изо всех сил отжимаюсь от него, чтобы нас не проволокло под «расчёской». (37)Она лежит слишком низко и попросту сгребёт нас всех в воду, как ножом бульдозера. (38)Поныш от нашего сопротивления словно приходит в бешенство. (39)Целый вал вмиг вырастает, бурля, вдоль левого борта.
(40)Левая гондола всплывает на нём. (41)Мы кренимся на правую сторону, и вал всё же вдавливает нас под берёзу.
- (42)Тютин, Маша, живо на левый борт! — командую я. — (43)Всем надеть спасжилеты! (44)Овечкин, руби сучья снизу!
(45)Серой тенью мимо меня пролетает по стволу Овечкин с топором. (46)Он седлает ствол и начинает яростно рубить его перед собою.
- (47)Овчин, назад!.. — надрываюсь я.
(48)Овечкин молчит. (49)Лицо его побелело. (50)На лбу по-мужицки вздулись вены. (51)Топор носится вверх и вниз. (52)Щепки клюют меня.
(53)Оглушительный треск, хруст, плеск — это отсечённый ствол, обнимая катамаран всеми ветвями, рушится в воду. (54)Фонтан брызг окатывает нас. (55)Освободившись, катамаран резко идёт вперёд. (56)Когда через мгновение я прихожу в себя, вижу Овечкина, сидящего верхом на обрубленном стволе, который остаётся позади. (57)А ещё через мгновение Овечкин, как летучая мышь, прыгает на уходящий катамаран и падает грудью на корму. (58)Мы с Градусовым выволакиваем его из воды. (59)Поныш несёт нас дальше, свободных и очумелых.
- (60)Ты что, Буратино, который не тонет?! — орёт на Овечкина Градусов.
(61)Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.
- (62)Он ведь спас нас!.. — потрясённо говорит Люська.
Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все ребята переживали за Овечкина?»
1.Овечкин подвергался опасности, ради шутки забравшись верхом на поваленный ствол дерева. 2. Овечкин решил показать смелость, чтобы добиться внимания одноклассников. 3. Катамаран затянуло под сваленные деревья, Овечкин, рискуя жизнью, перерубил бревно и спас друзей. 4. Овечкин не хотел помогать в опасной ситуации.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1.На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным малахитом.
2.Ворота эти ведут в царство валежника. 3. Щепки клюют меня. 4. Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.
4. Из предложений 10-14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
5. Из предложений 4-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
6. Замените разговорное слово «вышибает» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «яростно рубить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 24.
9. Среди предложений 5-11 найдите предложения с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Сила течения/1* кажется/2* так велика/3* что вёсла едва не вышибает из рук. Круша бортом сучья/4* мы/5* к ужасу/6* врубаемся в крону.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
На дальних высоких увалах/1* куда падает солнечный свет/2* лес зажигается ярким/3* мощным малахитом. Вода несёт нас/4* бегут мимо берега/5* и линия/6* разделяющая небо и землю/7* то нервно дрожит на остриях елей/8* то полого вздымается и опускается мягкими волнами гор/9* словно спокойное дыхание земли.
13. Среди предложений 53-60 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 5-11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
ВАРИАНТ 2
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2—14.
(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)3десь он познакомился с Машей. (3)0на была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.
(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.
(11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.
(15)Однажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно.
(16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.
(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.
(21)Потом она вышла замуж и уехала.
(22)«Я не могу взять тебя с собой, — сказала она. — (23)Ты понимаешь?
(24)Я очень хотела бы, но не могу».
(25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд — неправда.
(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.
(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (33)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.
(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.
(35)Всё кончилось. (36)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.
(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.
(43)Навсегда.
Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик Тимофей часто приходил в зоопарк?»
1.В зоопарке Тимофей «знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками». 2.Тимофей был хулиганом и мелким воришкой. 3.Маша, которая работала в зоопарке, часто угощала его мороженым. 4. Мальчик чувствовал себя спокойно и уверенно рядом с Машей, которая иногда обращалась к нему за помощью.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
фразеологизм.
- Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
- Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
- Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.
- Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
4. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
5. Из предложений 1-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных спомощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н».
6. Замените разговорное слово «страшно» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «деревянный забор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.
9. Среди предложений 27-34 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Когда ему было лет девять/1* он часто приходил в зоопарк/2* где знал/3* казалось/4* каждую дырку в деревянном заборе/5* каждый закоулок между клетками.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Поесть не очень стыдно/1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет/2* он будет с ней дружить/3* а подачек ему не надо.
13. Среди предложений 15-21 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 26-30 найдите БСП. Напишите номер этого предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...