Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_tipy_rechi.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
конкурсных материалов
учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 110
Корсановой Елены Геннадьевны
Для участия в конкурсе представлены материалы по созданию технологической карты урока русского языка в 5 классе по теме «Типы речи. Оценка действительности». Необходимость работы над созданием данного документа возникла в рамках подготовки к введению ФГОС в основную школу. Предложенный вариант технологической карты урока соответствует рабочей программе по данному предмету на 2014-2015 учебный год, отражает цели и задачи урока, основные его элементы, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы и приемы, используемые в ходе формирования универсальных учебных действий.
Дидактической особенностью представленного урока является максимальное
использование материалов учебника М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.:Дрофа 2014, при минимальном привлечении дополнительных дидактических материалов. Это связано с методической темой, над которой идет работа в текущем учебном году «Виды учебной деятельности в образовательном пространстве учебника русского языка на пути к новым образовательным стандартам». В качестве дополнительного материала используются только индивидуальные карточки для учащихся, позволяющие организовать их работу по самоконтролю за усвоением текущих знаний.
Так как технологическая карта содержит общее описание основных элементов урока, то в качестве приложения даются методические разработки каждого этапа работы, в которых представлены конкретные задания, вопросы, предлагаемые учащимся, методические комментарии, предполагаемые ответы учащихся, приемы взаимодействия учителя и учащихся, а также степень и порядок использования презентации.
Презентация, которая является одним из средств обучения, используется на уроке в большей степени как средство для организации самоконтроля учащихся на разных этапах урока, а не как наглядность. Именно поэтому в ней отсутствуют красочные элементы, анимация. Однако кажущаяся на первый взгляд простота ее исполнения помогает учащимся пользоваться ею в основном только на этапе проверки, что соответствует задачам данного урока.
Главным итогом данного урока является создание учащимися собственных текстов с использованием полученного на уроке нового знания, поэтому в ходе урока при необходимости предусматриваются варианты его корректировки с целью создания условий для полноценного выполнения творческой его части.
Урок, технологическая карта которого представлена на конкурс, был проведен в качестве открытого урока для учителей Методического объединения школы с участием учителей начальной школы (февраль 2015 года) и являлся представлением опыта работы по совершенствованию педагогической деятельности в рамках подготовки к введению ФГОС.
Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока: Типы речи. Оценка действительности.
Дата проведения урока: 11.02.2015 г.
Класс: 5 в
ОУ: ГБОУ СОШ № 110
Учитель-предметник: Корсанова Елена Геннадьевна
УМК: Русский язык. 5 класс: учебник/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.:Дрофа 2014
Цели для ученика Обучающие: 1. Углубление представлений о типах речи. 2.Получение нового знания о типе речи «Оценка действительности» 3.Закрепление умения определять тип речи в тексте и доказывать свою точку зрения. 3.Совершенствование умения составлять текст определенного типа речи (описание). Развивающие: Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывающие: Воспитание бережного отношения к слову. | Цели для учителя Образовательные: 1.Создание условий для углубления представлений учащихся о типах речи и получения ими знаний о типе речи «Оценка действительности». 2. Создание условий для совершенствования учащимися умений составлять текст определенного типа речи (описания). Развивающие: Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развития устной и письменной речи учащихся, мышления, формирования практических умений и навыков Воспитательные: Воспитание бережного отношения к слову, культуры речи |
Тип урока Комбинированный | Форма урока Традиционная |
Опорные понятия, термины Текст, тема текста, основная мысль текста, стили речи, типы речи, описание, повествование, рассуждение | Новые понятия Оценка действительности |
Формы контроля Самоконтроль. Фронтальный опрос. Монологический ответ. Проверка созданного текста (индивидуальный контроль) | Домашнее задание |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
I. Мотивация. Определение задач урока. | Включение учащихся в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. Объяснение порядка проведения самоанализа. | Подготовка к работе. Самоанализ имеющихся знаний по теме «Речь». (Дидактические материалы № 1.) | Слово учителя. Самотестирование Фронтальный опрос. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. Определение недостающих знаний. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Создание проблемной ситуации на основе проверки домашнего задания упр. 558 с.200 | Чтение. Сравнение двух текстов упр. 558 по вопросам учебника. | Монологическое высказывание – доказательство. Исследование. | Личностные: самопроверка. Познавательные: - умение строить монологическое высказывание. - умение определять сходство и отличия. Регулятивные: оценивание своих знаний по изучаемой теме. | Понимание того, что в русском языке существуют способы выражения отношения автора к тому, о чем он рассказывает. |
III. Изучение нового. 1.Подготовка к изучению нового понятия. 2.Выявление нового понятия на основе текстового материала 3.Работа с лингвистическим текстом учебника стр. 202. 4. Первичное закрепление нового понятия на основе задания учебника. Определение места нового понятие в системе изученного. | 1.Организация работы с опорным конспектом. - индивидуальные карточки (Дидактические материалы № 2); -презентация для проверки (слайды №2,3) 2.Организация работы с текстами упражнения № 557 - вопросы и задания по тексту. 3. Вопросы и задания для учащихся, выявляющие уровень понимания текста. Организация самостоятельной работы с по дополнению опорного конспекта. 4. Организация работы учащихся по заданиям учебника с. 202 в рубрике «Понаблюдайте» . Организация творческой работы учащихся по заданию (Дидактические материалы №2) | 1.Восстановление опорного конспекта. Самопроверка по презентации. (Презентация, слайды №2,3). Создание устного лингвистического текста по опорному конспекту. 2.Чтение текстов. Ответы на вопросы учебника. Нахождение и запись предложений, включающих оценку действительности. 3. Ответы на вопросы учителя. Запись предложений-примеров в заданном учителем порядке. Внесение дополнения в опорный конспект и самопроверка (Презентация, слайд № 4) 4. Ответы на вопросы учебника стр. 202. Самостоятельное составление предложения с отрицательной оценкой предмета. (Дидактические материалы № 2) | 1.Самостоятельная работа. Самопроверка. Монологическое высказывание. 2. Фронтальная работа по вопросам. Создание устного высказывания-доказательства. Запись предложений в тетрадь. 3.Фронтальная работа. Самостоятельная работа. 4. Фронтальная и индивидуальная работа. | Личностные: - развитие устной речи, - развитие памяти и логического мышления, Регулятивные: - умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. - умение планировать самостоятельную работу с текстом; - умение анализировать и контролировать свою деятельность Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщение. | Усвоение теоретических сведений по теме, приобретение практических навыков узнавания нового понятия. |
IV. Актуализация новых знаний. 1.Практическое применение приобретенных знаний. | 1.Организация работы учащихся по созданию собственного текста определенного типа речи по фотографии В.Гиппенрейтера «Ландыши»: Использование презентации.
2. Оказание индивидуальной помощи учащимся в ходе самостоятельной работе с текстом. 3. Организация взаимодействия учащихся и учителя по обсуждению полученных текстов. | 1.Работа с иллюстрацией учебника (вкладыш с.12) – Фотография В.Гиппенрейтера «Ландыши»: рассматривание иллюстрации, ответы на вопросы учебника и учителя, выполнение письменных лексических и речевых упражнений. (Дидактические материалы № 3, Презентация – слайды № 6-13) 2. Создание текста-описания с использованием оценки действительности. 3. Презентация собственных текстов. | 1.Фронтальная беседа. Индивидуальная творческая работа. 2.Самостоятельная творческая работа. 3.Коллективное обсуждение. | Личностные: - совершенствование словарного запаса; - развитие наблюдательности; -преодоление речевого барьера при написании собственного текста Регулятивные: - умение составлять текст заданного типа речи. - мнение пользоваться выразительными средствами при создании собственного текста. Коммуникативные: Сотрудничество в поиске и отборе учебного материала и обсуждении творческих работ. | Приобретение умения практического использования нового понятия при создании собственного высказывания. |
V. Рефлексивно-оценочный этап. | Организация рефлексии. | Осуществление самооценки учебной деятельности. Повторное самотестирование. Сравнение результатов в начале и конце урока. | Беседа. | Регулятивные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение оценивать себя, знания и умения одноклассников. |
VI. Д/ З, Упр. 566 составление словарного диктанта из оценочных слов на основе учебника стр. 305-306 | Объяснение домашнего задания. | Запись ДЗ в дневник. | Познавательные: Умение работать с лексическим материалом. |
Дидактические материалы к уроку
Урок: русский язык
Тема урока: Типы речи. Оценка действительности.
Дата проведения урока: 11.02.2015 г.
Класс: 5 в
ОУ: ГБОУ СОШ № 110
Учитель-предметник: Корсанова Елена Геннадьевна
УМК: Русский язык. 5 класс: учебник/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.:Дрофа 2014
Дидактический материал № 1.
Задание: Протестируй сам себя. Знаками +, - отметь степень освоения лингвистических понятий:
+ знаю и могу объяснить
- не знаю, не могу объяснить
Индивидуальная карточка
Понятия по теме «Речь» | оцените | оцените |
текст | ||
тема текста | ||
основная мысль текста | ||
стили речи | ||
типы речи | ||
оценка действительности |
Беседа по результатам тестирования, которая выявляет несформированность у учащихся понятия «оценка действительности».
Дидактический материал № 2
Проверка домашнего задания. Чтение двух текстов упр. 558. Сравнение текстов и ответы на вопросы учебника
(Сходство – тема, основная мысль, тип речи. Отличие - во втором тексте автор выражает свое отношение к предмету, дает ему положительную оценку).
Переход к изучению нового понятия «оценка действительности»
Подготовка тетради к работе (число, классная работа, тема урока)
Дидактический материал № 3
Индивидуальная карточка
Самостоятельная работа учащихся по восстановлению опорного конспекта. Самопроверка по презентации.
Дидактический материал № 4
Упр.557.
- Прочитайте задание, как вы его поняли?
- Прочитайте первое сочинение пятиклассника? Согласны ли вы с тем, что это описание? Выразите свое мнение и докажите его. ( Ученик отвечает, пользуясь образцом учебника (стр. 198, 199)
- Каким типом речи воспользовался ученик, высказывая свою точку зрения.
- Прочитайте второй текст пятиклассника. (Аналогично).
- Выпишите из текста предложения, в которых автор дает свою оценку клубнике.
(Какая клубника красивая и разная! Очень красиво!)
Дидактический материал № 5
Работа с лингвистическим текстом на стр. 202
Задание: прочитать текст молча и подготовиться ответить на вопросы:
- Какими способами может выражаться оценка действительности?
- Слова каких частей речи помогают выразить оценку действительности?:
Задание: из приведенных в тексте примеров выписать тот, в котором оценка
действительности выражена
- существительным (Сестра умница.),
- прилагательным (Человек красивый)
- наречием (бежать вредно)
- специальными сочетаниями слов (Что за человек!)
Дидактический материал № 6
Рубрика «Понаблюдайте!» стр. 202
Чтение предложений: А какая чернильница! Вот это красота!
Ответы на вопросы учебника:
- Почему нельзя сфотографировать то, что говорит автор Селезнев.
Задание: изменить предложения так, чтобы отношение к данному предмету было негативным (отрицательным), записать полученное предложение. ( Какая ужасная чернильница!)
- Можно ли сфотографировать то, что говорит автор?
- Высказывание какого еще типа речи нельзя сфотографировать? (Рассуждение)
- Прочитайте вывод учебника.
- Вернитесь к опорному конспекту и найдите место для данного типа речи. Что у вас
получилось?
Дидактический материал № 7
Составление текста определенного типа речи. Упр. 565.
- Прочитайте (вслух) вопросы и задания этого упражнения.
- Рассмотрите фотографию. Текст какого типа речи вы должны составить?
Презентация.
- Из трех заголовков выберите тот, который нельзя использовать в данном тексте? Почему?
Лесной ландыш. Удивительный цветок! Как вырастить ландыш в саду.
Беседа по фотографии.
Детали растения: цветки, стебель, листья
- Опишите признаки этих деталей (подберите прилагательные) и сравнения (самостоятельная работа).
Учащиеся вслух зачитывают подобранные определения и сравнения, затем учитель предлагает свои варианты (на презентации).
цветки - белые, нежные, как бубенчики
стебель - тонкий, прямой, как стрелка
листья- крупные, ярко-зеленые, вытянутые, как язычки
- Выразите отношение к цветку, используя оценочные слова.
- Напишите сочинение. (Самостоятельная работа)
Обсуждение работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта открытого урока русского языка "Косвенная речь"
Урок русского языка разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской В. И. Капинос. Конспект разр...
Технологическая карта открытого урока русского языка по теме: «Непроизводные и производные предлоги»
Технологическая карта урока русского языка по теме "Непроизводные и производные предлоги"...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...
Технологическая карта открытого урока русского языка по теме "Причастие"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему: « Страдательные причастия прошедшего времени».Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: познакомить учащихся с...
Технологические карты к урокам русского языка 6 класс
Технологические карты 6 класс русский язык...