Технологическая карта открытого урока русского языка по теме: «Непроизводные и производные предлоги»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Демчук Екатерина Юрьевна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Непроизводные и производные предлоги"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ «Сапоговская СОШ»)

Самоанализ урока русского языка

7 класс

«Непроизводные и производные предлоги»

                                                                         Выполнил учитель русского языка:

                                                                         Демчук Екатерина Юрьевна

а. Сапогов, 2018

Класс: 7

Тема урока: «Непроизводные и производные предлоги».

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами, с их сходствами и различиями, формировать навык правильного написания производных предлогов, научить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, находить их в тексте.

Планируемые  образовательные результаты.

Личностные:

- формировать основы саморазвития, навыки приобретения личного опыта;

- способствовать формированию навыков самостоятельной работы, поиск путей решения различных учебных задач;

- стимулировать учащихся к самооценке, самоанализу.

Метапредметные:

- умение ставить и формулировать новые учебные задачи, развивающие познавательную деятельность учащихся;

- развивать навыки исследовательской деятельности, формулировать, аргументировать собственное мнение;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности;

Предметные: 

- научить отличать производные и непроизводные предлоги;

- познакомить учащихся с происхождением производных предлогов;

- сформировать умение различать производные предлоги от омонимичных слов самостоятельных частей речи;

Регулятивные:

- целеполагание, планирование деятельности; 

- включение в организацию учебной деятельности;

- контроль, оценка.

Коммуникативные: 

-ориентированность на сотрудничество, взаимодействие;

- умение создавать собственное высказывание, аргументировать свой ответ.

         

Урок был построен по технологии системно-деятельностного подхода.

Перед началом урока класс был разделен на группы при помощи разноцветных жетонов-лайков, которые ребята в конце урока поставили на импровизированный пьедестал и тем самым оценили свою работу на уроке.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, в том числе и исследовательского характера. Использовались инновационные  исследовательские технологии и  ИКТ. Применение мультимедийного оборудования на протяжении урока позволило акцентировать внимание учащихся на значимых моментах изучаемой темы и создать наглядные эффектные образы. А также помогло при проверке своих возможностей.                

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Так как ученики были разделены на группы, то на протяжении всего урока они работали в группах, но при этом чередовались и другие виды деятельности: индивидуальная работа, работа в парах. На одном из этапов ученики создавали мини-проект.

При подготовке к уроку учитывались возрастные особенности учащихся,  на протяжении урока давалась положительная оценка их деятельности, подбадривание, что стимулировало ребят и повышало их активность на уроке, выстраивались доброжелательные отношения.

Этапы урока соответствуют требованиям ФГОС.

1 этап.  Мотивация к учебной деятельности, осознанное вхождение в пространство учебной деятельности на уроке.

Цель данного этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Поэтому были использованы такие приёмы работы, которые позволили создать условия для возникновения внутренней потребности включиться в деятельность (добрые пожелания учителя ученикам), установить тематические рамки учебной деятельности (интересные факты о предлоге), актуализировать требования к ученику (призыв проверить, что мы знаем о предлогах). На данном этапе прослеживаются и метапредметные связи (иностранные языки, немного истории), когда говорю о том, какое значение с греческого имеет слово «предлог», и рассказываю об особенностях употребления предлогов в других языках.

2 этап. Проблемная ситуация, в которую попадают ученики, и дальнейшее целеполагание или актуализация.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности, постановка учебных задач.

Вначале была создана проблемная ситуация. Дано было задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке: переписать предложения и найти в них предлоги. Естественно, это вызвало затруднение, так как ученики не смогли найти в последнем предложении предлог (он не был знаком детям). Устно выявили и проговорили: «Где и почему возникло затруднение?». Кроме этого, при выполнении задания была проведена орфографическая работа: в предложениях были пропущены орфограммы, которые необходимо было восстановить.

Далее повторяются имеющиеся знания, необходимые для изучения нового материала, то есть сведения по теме «Предлог», при помощи «Лестницы знаний». Ученики выходили к доске, открывали ступеньки лестницы (вопросы) и отвечали на них, продвигаясь к еще не известному знанию – что такое производные и непроизводные предлоги. Незнание ответа на данный вопрос затем вывело учеников на тему урока, а проговаривание вопросов, на которые предстояло ответить, подвело к постановке цели учебной деятельности.

3 этап. Проектирование или «открытие» нового знания.  

Цель этапа: пробудить к мыслительной деятельности  и планированию.

Здесь мы познакомились со значением слова «производный». На основе обобщения толкований слова из разных лексикографических источников ученики определяют сами, что значит «производный». Далее ученикам было предложено задание поработать с примерами из таблицы, подводящее к самостоятельному открытию нового: производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи (существительного, наречия, деепричастия). Обучающиеся наблюдали, сравнивали, делали выводы, выясняли закономерности. В ходе обсуждения был подведен итог, который был проверен с эталоном. В результате исследования обучающиеся получили «новое знание» и смогли ответить на вопрос, вызвавший у них затруднение при работе с «Лестницей знаний». Следовательно, была открыта новая ступень, новое знание, а ученики получили «доступ» двигаться дальше.

4 этап.  Реализация поставленной цели. 

Данный этап состоит из нескольких обязательных структурных элементов:

Первичное закрепление.

Цель: усвоение нового способа действия при решении типовых заданий.

Обучающиеся выполняли в группах тренировочное задание творческого характера с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученного материала. На данном этапе каждая группа составляла небольшой проект в виде солнышка. Ребята должны были выбрать из имеющихся предлогов (которые были написаны на лучах) необходимые для них. Каждая группа работала с предлогами, образованными от той или иной части речи, и прикрепляла лучи к своему солнышку. Здесь также были представлены непроизводные предлоги. Дети тем самым научились разграничивать производные и непроизводные предлоги.

После этого полученные знания применились для решения задания, вызвавшего затруднение: ученики нашли в 3 предложении предлог.

Далее мы открыли следующий вопрос, который также вызвал затруднение. Ребята поняли, что такое производные и непроизводные предлоги, научились их классифицировать. Но перед ними встал вопрос:  а как отличить производный предлог от самостоятельной части  речи?

Здесь нам помогла работа с предложениями и иллюстрациями, умение задавать вопрос. Это привело к выводу о том, что производные предлоги, в первую очередь, сами участвуют в вопросе в отличие от существительных, наречий, деепричастий, к которым можно задать вопрос.

И в качестве первичного заключения было предложено задание для групп на скорость: кто быстрее найдет в тексте все предлоги. Элемент соревнования способствует созданию положительного эмоционального фона, развитию интереса к уроку.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 

Цель: применение нового знание в типовых заданиях.

На этом этапе использовалась только индивидуальная форма работы. Обучающиеся самостоятельно выполняли небольшую по  объему работу, содержащую  задания нового типа: определяли в предложениях части речи (предлоги и самостоятельные ЧР) и графически их обозначали.  При этом каждый проговаривал правила про себя. При самопроверке,  пошагово сравнивая свою работу с эталоном, обучающиеся отмечали,  всё ли они понял, запомнили ли новые правила. Каждый самостоятельно находил свои ошибки, выявлял причину этих ошибок, исправлял их  и проверял правильность этих исправлений. После проверки ученики выставили себе отметки.

5 этап.  Результат. Рефлексия учебной деятельности на уроке. «Как я это сделал?».

Цель: самооценка результатов учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Ребята вспомнили поставленную цель урока, ответили, что цель была достигнута.

Затем были намечены цели дальнейшей деятельности (оставленные закрытыми вопросы на лестнице знаний, которые предполагают, что по теме «Предлог» еще открыты не все знания) и определяются задания для самоподготовки: домашнее задание с элементами выбора, творчества. Здесь также прослеживается выход на метапредметные связи, так как ученикам предложено поработать с литературными текстами.

В заключение в качестве подарка ученикам были подарены брошюрки со сведениями о предлогах, которые пригодятся в дальнейшей работе по данной теме (правописание предлогов, морфологический разбор предлога и т.д.), а также послужат хорошим помощником при подготовке к экзамену по русскому языку.

Уходя с урока, учащиеся оценили свою работу на уроке в целом, поставив лайки на пьедестал знаний.

В результате активность обучающихся на всех этапах урока  прослеживалась высокая, основной материал усвоен  в  достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное  отношение  к совместной познавательной деятельности). Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Я считаю,  проведенный урок показал активную деятельность не учителя, а учеников. Моя задача как учителя состояла в следующем – организовать работу таким образом, чтобы обучающиеся сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Именно на таких уроках реализуется главный принцип ФГОС – научить учиться. Считаю, что поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме:

«Непроизводные и производные предлоги»

7А класс

ФИО учителя: Демчук Екатерина Юрьевна

Место работы: МБОУ «Сапоговская СОШ»

Предмет: Русский язык 

УМК: Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Е. А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Тема урока: Непроизводные и производные предлоги.

Класс: 7А.

Цель урока: познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами, с их сходствами и различиями, формировать навык правильного написания производных предлогов, научить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, находить их в тексте.

Планируемые  образовательные результаты.

Личностные:

- формировать основы саморазвития, навыки приобретения личного опыта;

- способствовать формированию навыков самостоятельной работы, поиск путей решения различных учебных задач;

- стимулировать учащихся к самооценке, самоанализу.

Метапредметные:

- умение ставить и формулировать новые учебные задачи, развивающие познавательную деятельность учащихся;

- развивать навыки исследовательской деятельности, формулировать, аргументировать собственное мнение;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности;

Предметные: 

- научить отличать производные и непроизводные предлоги;

- познакомить учащихся с происхождением производных предлогов;

- сформировать умение различать производные предлоги от омонимичных слов самостоятельных частей речи;

Регулятивные:

- целеполагание, планирование деятельности; 

- включение в организацию учебной деятельности;

- контроль, оценка.

Коммуникативные: 

-ориентированность на сотрудничество, взаимодействие;

- умение создавать собственное высказывание, аргументировать свой ответ.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: проектор, раздаточный материал.

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы и методы, приёмы работы

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Мотивация.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Юрьевна. И сегодня мне бы очень хотелось провести с вами урок. Ребята, в речи каждого из нас есть маленькая, но очень нужная служебная часть речи. Я говорю о предлоге. В переводе с греческого «предлог» обозначает «перед словом». В русском языке предлог всегда стоит перед словом? А вот в других языках он может находиться даже в конце предложения. Например, в английском (слайд 1):

For whom have you sent? (За кем вы послали?)

The doctor has been sent for? (Послали за доктором?)

В языке народа коми предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например,  русское выражение «на дороге» звучит так:

«Туй вылын» («туй» – дорога, «вылын» – предлог на).

В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с ним.

Например: «Будапештбен» – «в Будапеште» («бен» – предлог «в»).

Вот вам и предлоги! А все ли мы знаем о них? Сегодня мы будем подниматься по лестнице знаний и узнаем, что мы знаем о предлогах.

Учащиеся слушают учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

Форма: индивидуальная – установление дисциплины.

Осуществлять самоконтроль.

II. Проблемная ситуация.  Целеполагание.

1. Проблемная ситуация.

− Ребята, для начала давайте проверим, насколько хорошо вы умеете находить предлоги в предложениях. Я предлагаю поработать с тремя предложениями (карточка 1). Вам нужно их списать, вставить орфограммы, найти предлоги и обозначить их. Даю на эту работу 3 минуты (Слайд 2).

Из(под) забора выле..   сосе..ский кот (Т,т)имофей.

Весь день он пр..сидел у норы, подж..дая мышку.

Благодаря  забот..   своей  хозяйк..  (Т,т)имофей (не)остался голодным.

− Кто выполнил задание? Теперь  проверим, что у вас получилось. Допустили ли вы орфографические ошибки? (слайд 3 – проверка) (проверить, если есть ошибки, отработать правила).

Из-под забора вылез соседский кот Тимофей.

Весь день он просидел у норы, поджидая мышку.

Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным.

− Нам нужно было найти предлоги. 1 группа, где предлог в 1 предложении? 2 группа, назовите предлог во 2 предложении, 3 группа – в 3. Ребята из других групп?

− Что вы не смогли сделать? (отвечают, что не нашли предлог в третьем предложении). Давайте поставим вопросительный знак карандашом рядом с этим предложением. А предлог здесь есть. Но где он?

Выполняют задание, проверяют вместе с учителем. Отвечают на проблемные вопросы, находя место и причину затруднения при выполнении задания.

Самостоятельная работа.

Развивать навыки исследовательской деятельности, формулировать, аргументировать собственное мнение.

Способствовать формированию навыков самостоятельной работы, поиск путей решения различных учебных задач. Самостоятельно анализировать условия достижения цели.

Находить место и причину затруднения при выполнении задания.

2. «Лестница знаний». Целеполагание.

− Чтобы найти предлог, давайте вспомним, что вы уже знаете о предлогах. Для этого пройдем по «Лестнице знаний» (Слайд 4). Наша цель узнать, на какой ступеньке мы сейчас находимся.

Выходите к доске, берете вопрос, отвечаете на него и прикрепляете той стороной, где написан вопрос. Если затрудняетесь ответить на вопрос, адресуйте его кому-нибудь из класса (учащимся по цепочке предлагается ответить на вопросы, переходя от простых вопросов к более сложным). Кто желает?

Вопросы:

1) На какой вопрос отвечает предлог?

2) Каким членом предложения является предлог?

3) Что обозначает предлог?

4) Какова синтаксическая роль предлогов?

5) К какой группе частей речи относится предлог?

6) Назовите виды предлогов по составу.

7) Какие предлоги относятся к производным, а какие – к непроизводным?

Ребята, мы поднялись на ту  ступеньку, где наших знаний недостаточно для ответа. Закроем на время этот вопрос.

Давайте определим, что мы должны узнать, чтобы ответить на него.

Значит, какова тема урока? Что вы будете изучать?

− Молодцы! Тема урока: «Непроизводные и производные предлоги» (Слайд 5).

− Давайте поставим цели нашего урока. Помогут нам в этом три волшебных глагола.

Цели урока (Слайд 6) (спросить по группам):

−  узнать, что такое производные и непроизводные предлоги;

− понять, чем производные предлоги отличаются от непроизводных;

− научиться находить предлоги в тексте и отличать их от других частей речи.

Подходят по очереди к доске, открывают вопросы на «Лестнице знаний» и отвечают на эти вопросы. Постепенно подходят к теме урока путём умозаключений. Определяют тему и цель урока.

Работа у доски, ответы на вопросы.

Умение ставить и формулировать новые учебные задачи, развивающие познавательную деятельность учащихся.

Умение создавать собственное высказывание, аргументировать свой ответ.

Целеполагание, умение взаимодействовать в УД.

III. Проектирование и открытие новых знаний.

3. Лексическая работа.

− Я предлагаю вам толкования слова производный из разных словарей (слайд 7). Сформулируйте сами, что обозначает слово производный (опрос по группам).

Ребята, как вы думаете, те предлоги, которые вы легко определили в предложениях, - производные или нет? Назовите еще непроизводные предлоги.

Молодцы! Вы их хорошо знаете и быстро находите в предложениях. Теперь поработаем с производными предлогами.

Лексическая работа.

Называют непроизводные предлоги.

Лексическая работа

Развивать навыки исследовательской деятельности, формулировать, аргументировать собственное мнение.

4. Работа с таблицей. Работа в парах.

- Мы с вами определили, что производные – это образованные от чего-либо. Поскольку речь идет о части речи – предлог, он образуется от других частей речи. Давайте посмотрим, от каких? Для этого поработаем с примерам из карточки 2. Читаем примеры из левой колонки, задаем вопрос к выделенному слову, определяем часть речи.

Другие части речи

Предлоги

Положить деньги на счёт в банке.

Узнать насчёт книги

Ходить вокруг да около.

Дом около леса

Ходить вокруг дома

Он пел, не смотря в ноты.

Выполнить несмотря на трудности

- Итак, поработав с таблицей, какие выводы Вы можете сделать?  (производные предлоги похожи на самостоятельные части речи, они образованы, произведены от существительных, наречий, деепричастий).  Давайте проверим, верны ли наши выводы (слайд 8)

Теперь мы можем подняться на еще одну ступеньку и ответить на вопрос № 7: Какие предлоги относятся к производным, а какие – к непроизводным?

Открыли новую ступеньку (слайд 9).

Работают в парах  с таблицами.

Делают выводы, что производные предлоги могут образовываться от существительных, наречий и деепричастий.

Отвечают на вопросы, делают умозаключения.

Обобщают сведения.

Работа в парах.

Работа с теоретическим материалом.

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности.

Ориентированность на сотрудничество, взаимодействие.

Формировать основы саморазвития, навыки приобретения личного опыта.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

IV. Реализация поставленной цели.

5. Первичное закрепление.

- Закрепим полученные знания. Прошу выйти по одному представителю от группы и выбрать для своей группы солнышко. Что обозначают написанные на солнышках слова? (перед нами части речи, от которых могут быть образованы производные предлоги). Хорошо! Ваша задача: выбрать из предложенных на партах лучиков те предлоги, которые могут быть образованы от вашей части речи, и прикрепить лучики к солнцу. Для более удобной работы в группе вы можете встать с мест. На выполнение задания отведем 2 минуты (учащиеся работают в группах).

Предлоги для задания: в течение, в заключение, с целью, возле, напротив, позади, начиная с, включая, не считая, для, по, от.

Давайте проверим. Каждая группа по очереди показывает свое солнышко и объясняет свой выбор. Ребята из других групп, проверяйте товарищей (проверка).

От существительного: в течение, в заключение, с целью;

От наречия: возле, напротив, позади;

От деепричастия: начиная с, включая, не считая.

Оцените устно работу ваших групп.

Ребята, вы обратили внимание, что у нас остались предлоги, которые мы не можем отнести к той или иной группе? Что это за предлоги? (для, по, от -   непроизводные). Молодцы!

Работают в группах. Оценивают работу других групп.

Составление мини-проекта

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности.

Применять полученные знания в зависимости от конкретных условий.

Контроль, оценка.

6. «Лестница знаний». Снятие затруднения.

Откроем следующую ступень: 8) Как отличить производный предлог от самостоятельной части речи?

Можем мы ответить на этот вопрос?

- Вернемся к лестнице, к тем знаниям, которые мы уже открыли для себя. Предлог не является членом предложения, к нему нельзя задать вопрос, он сам участвует в вопросе.

А теперь давайте вернемся к тому предложению, в котором мы не нашли предлог. Сможете ли вы это сделать сейчас? (если появилось затруднение, разобрать предложение, составить цепочку вопросов, обратить внимание на то, что к слову благодаря нельзя задать вопрос, оно само участвует в вопросе).

Молодцы! Уберем знак вопроса.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

7.  Закрепление имеющихся знаний.

1) Работа с предложениями.

Чтобы ответить на поставленный вопрос и научиться отличать производные предлоги и самостоятельные части речи, давайте поработаем с предложениями все вместе, определим, какая перед нами часть речи. Поставьте вопросы к выделенным словам (слайды 10-15):

1 группа:

Футболист промчался мимо. (НАРЕЧИЕ) – Мы проплывали мимо домика. (ПРЕДЛОГ)

2 группа:

Саша и Таня радовались, благодаря родителей за прекрасные подарки. (ДЕЕПРИЧАСТИЕ) – Андрей понял правило  благодаря учителю. (ПРЕДЛОГ)

3 группа:

Ему долго пришлось идти довольно трудным путём. (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) – Нас убедили путём веских доказательств. (ПРЕДЛОГ)

Теперь мы можем ответить на 8 вопрос? Как отличить слово самостоятельной части речи и производный предлог?

2) Работа с текстом.

Следующее задание вам нужно выполнить на скорость. Посмотрим, какая группа справится с ним быстрее. На карточке 3 вам дан текст, в котором вам нужно найти производные и непроизводные предлоги.

Из-за обстоятельств я был вынужден покинуть свой уютный дом и выдвинуться в путь. Снег шёл в течение всего пути. За окном кареты всё казалось белоснежным и пустым.

Проверим, все ли верно? (слайд 16).

Из-за обстоятельств я был вынужден покинуть свой уютный дом и выдвинуться в путь. Снег шёл в течение всего пути. За окном кареты всё казалось белоснежным и пустым.

Работают по цепочке устно.

Работают в группе.

Работа с иллюстрациями.

Групповая работа.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

Контроль, оценка.

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.  

- В группах вы поработали хорошо, молодцы! А теперь давайте проверим, насколько хорошо каждый из вас  усвоил тему урока. Перед Вами карточки 4 с 5 предложениями. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. На карточках напротив каждого предложения графически обозначьте, какой частью речи является выделенное слово:

НП – непроизводный предлог,

ПП – производный предлог,

С – существительное,

Н – наречие,

Д – деепричастие (слайд 17).

1 вариант

1. В течении наших сибирских рек часто встречаются пороги.

2. Дети гуляли в продолжение часа.

3.Сторожевые собаки смирно сидели около.

4. Замок находится на высокой горе.

5. Мальчик шёл, не смотря по сторонам.

2 вариант

1. Он уходил, благодаря за оказанную помощь.

2. Мы встретимся по окончанию фильма.

3. Сторож всю ночь ходил вокруг сада.

4. Ни одной живой души не было видно вблизи.

5. В продолжении повести появятся новые герои.

- Давайте узнаем, поднялись ли вы сегодня на ступень выше по лестнице знаний. Чтобы это сделать, обратимся к коду, который должен был у вас получиться. Проверьте себя, проставьте + (если ответ верен) и – (если ответ не верен) напротив каждого ответа.

Самопроверка (Слайд 18):

1 в.

1. С

2. ПП

3. Н

4. НП

5. Д

2 в.

1. Д

2. НП

3. ПП

4. Н

5. С

Если у вас все правильно, поставьте себе 5, если один ответ неправильный – 4, если было допущено две ошибки – 3, больше – 2. Поднимите руку, кто выполнил все верно. У кого одна ошибка? Две ошибки? Если вы выполнили все верно – молодцы! Если у вас что-то не получилось, не расстраивайтесь! У вас еще все впереди, надо лишь немного постараться.

Выполняют самостоятельно.

Проверяют по эталону (осуществляют самооценку).

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Применять полученные знания в зависимости от конкретных условий.

Контроль, оценка.

V. Рефлексия (слайд 19)

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось ли решить поставленную задачу?
  • Какие получили результаты?

Подводят итоги урока, делают выводы, оценивают свою работу на уроке, аргументируя ответ.

Способность строить учебно-познавательную деятельность.

Домашнее задание (слайд 20)

А на дом я вам задам следующее задание, запишите: найти в произведении, которое вы сейчас проходите по литературе, 5 предложений с производными и непроизводными предлогами и выписать их.

Задание творческого характера на дополнительную оценку: сочинить сказку или стихотворение по теме «Предлог».

Слушают учителя, записывают задание.

Прощальное слово

Ребята, спасибо за урок! Надеюсь, вы сегодня много узнали, открыли для себя новые знания. Но Вы, наверное, обратили внимание, что на нашей лестнице остались неоткрытые ступени, по которым вам предстоит шагать, поднимаясь к знаниям. Напоследок я бы хотела Вам подарить на память брошюрки, посвященные предлогам. Они пригодятся в дальнейшей работе по данной теме, а также послужат хорошим помощником при подготовке к экзамену по русскому языку.

А уходя с урока, поставьте, пожалуйста, полученные перед уроком лайки на нашем импровизированном пьедестале знаний и тем самым оцените себя, а также наш с Вами проведенный урок. До свидания!

 Оценивают урок и свою работу на нем на пьедестале знаний.

Самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В английском: For whom have you sent ? (За кем вы послали?) The doctor has been sent for ? (Послали за доктором?) В языке народа коми: «Туй вылын » («туй» – дорога, « вылын » – предлог на). В венгерском языке: « Будапешт бен » – «в Будапеште» (« бен » – предлог «в»).

Слайд 2

Из(под) забора выле .. сосе .. ский кот ( Т,т ) имофей . Весь день он пр..сидел у норы, подж .. дая мышку. Благодаря забот.. своей хозяйк .. ( Т,т ) имофей (не)остался голодным.

Слайд 3

Из-под забора вылез соседский кот Тимофей. Весь день он просидел у норы, поджидая мышку. Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным.

Слайд 4

К предлогам нельзя задать вопрос . Предлог не является членом предложения Предлог ничего не обозначает Предлог служит для связи слов в предложении ? Предлоги по составу бывают простые и составные Предлог относится к служебным частям речи

Слайд 5

Непроизводные и производные предлоги

Слайд 6

Цели урока: Узнать, что такое производные и непроизводные предлоги; Понять, чем производные предлоги отличаются от непроизводных; Научиться находить предлоги в тексте и отличать их от других частей речи.

Слайд 7

Производный - это образованный от другого, проистекший из чего-то другого («Толковый словарь» С.И. Ожегова). произведенный от чего-л. другого («Толковый словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой). произведенный, образованный от чего-л. другого (Малый Академический словарь).

Слайд 8

Производные предлоги образованы от наречия возле вокруг мимо после позади помимо существительного ввиду по мере вследствие насчет в течение деепричастия благодаря невзирая включая несмотря

Слайд 9

К предлогам нельзя задать вопрос . Предлог не является членом предложения Предлог ничего не обозначает Предлог служит для связи слов в предложении Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи, непроизводные - нет Предлоги по составу бывают простые и составные Предлог относится к служебным частям речи

Слайд 10

Футболист промчался мимо. Мы проплывали мимо домика.

Слайд 11

Футболист промчался мимо. (НАРЕЧИЕ) Мы проплывали мимо домика. (ПРЕДЛОГ)

Слайд 12

Саша и Таня радовались, благодаря родителей за прекрасные подарки. Андрей понял правило благодаря учителю.

Слайд 13

Саша и Таня радовались, благодаря родителей за прекрасные подарки. (ДЕЕПРИЧАСТИЕ) Андрей понял правило благодаря учителю. (ПРЕДЛОГ)

Слайд 14

Ему долго пришлось идти довольно трудным путём. Нас убедили путём веских доказательств.

Слайд 15

Ему долго пришлось идти довольно трудным путём. (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) Нас убедили путём веских доказательств. (ПРЕДЛОГ)

Слайд 16

Из-за обстоятельств я был вынужден покинуть свой уютный дом и выдвинуться в путь. Снег шёл в течение всего пути. За окном кареты всё казалось белоснежным и пустым.

Слайд 17

Графическая запись: НП – непроизводный предлог, ПП – производный предлог, С – существительное, Н – наречие, Д – деепричастие

Слайд 18

Эталон для самопроверки 1 в. 2 в. 1) С 1) Д 2) ПП 2) НП 3) Н 3 ) ПП 4) НП 4) Н 5) Д 5) С

Слайд 19

Рефлексия Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Какие получили результаты?

Слайд 20

Н айти в произведении, которое вы сейчас проходите по литературе, 5 предложений с производными и непроизводными предлогами и выписать их . Задание творческого характера на дополнительную оценку: сочинить сказку или стихотворение по теме «Предлог ».



Предварительный просмотр:

Интересные факты о предлогах

Знаете ли Вы, что в переводе с греческого языка «предлог» обозначает «перед словом». Предлогов в русском языке не так много: около 200 слов. Но по частоте предлог занимает 4 место после существительных, глаголов, местоимений. Самый употребительный предлог – «в».

В русском языке предлог стоит перед существительным, местоимением, прилагательным. Любопытно, что в других языках предлог может находиться даже в конце предложения. Например, в английском:

For whom have you sent? (За кем вы послали?)

The doctor has been sent for? (Послали за доктором?)

В языке народа коми предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например,  русское выражение «на дороге» звучит так:

«Туй вылын» («туй» – дорога, «вылын» – предлог на).

В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся.

Например: «Будапештбен» – «в Будапеште» («бен» – предлог «в»).

Вот вам и предлог!

Картинки по запросу умный смайлик

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0261/00098bc8-883caf14/img3.jpg

План морфологического разбора предлога

1. Выписать предлог со словом, к которому он относится.

2. Часть речи. Грамматическое значение предлога (выражает грамматические отношения между словами).

3. Морфологические признаки:

- разряд предлога по значению;

- предлог простой или составной;

- предлог производный или непроизводный.

Образец разбора

В продолжение дня несколько раз Анна начинала разговоры о задушевных делах. (Л. Толстой)

В продолжение (дня) – предлог употреблён с сущ. в род. п., выражает временное значение; составной, производный.

О (делах) – предлог употреблён с сущ. в пр. п., имеет дополнительное значение, простой, непроизводный.

Предлоги в русском языке

Картинки по запросу предлоги

https://fs00.infourok.ru/images/doc/179/205745/img6.jpg

D:\Катюша\РАБОТА\Учитель года-2018\Открытый урок\1509155-53d0011eda87ca1f.jpg

Картинки по запросу производные и непроизводные предлоги

Картинки по запросу правописание предлогов D:\Катюша\РАБОТА\Учитель года-2018\Открытый урок\30853131-красивая-молодая-женщина-учитель-стоял-учение-в-передние-дети-поднимая-руки-вверх-сидя-в-классе.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"

В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте...

Технологическая карта открытого урока русского языка "Косвенная речь"

Урок русского языка разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской В. И. Капинос. Конспект разр...

Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту открытого урока английского языка по теме:" Закрепление навыков использования предлогов места и направления."

Продуктивность интерактивных методов на уроках английского языка трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию планирование  групповой и парной работы по закреплению навыков использования предлог...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме "Причастие"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему: « Страдательные причастия прошедшего времени».Тип урока: урок открытия нового знания. Цель:  познакомить учащихся с...