Технологическая карта открытого урока русского языка по теме: «Непроизводные и производные предлоги»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Непроизводные и производные предлоги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka.docx | 27.49 КБ |
otkrytyy_urok_tehnol._karta_demchuk_e.yu_.docx | 42.07 КБ |
proizvodnye_i_neproizvodnye_predlogi.pptx | 1.8 МБ |
broshyura_predlogi.docx | 471.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Сапоговская СОШ»)
Самоанализ урока русского языка
7 класс
«Непроизводные и производные предлоги»
Выполнил учитель русского языка:
Демчук Екатерина Юрьевна
а. Сапогов, 2018
Класс: 7
Тема урока: «Непроизводные и производные предлоги».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами, с их сходствами и различиями, формировать навык правильного написания производных предлогов, научить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, находить их в тексте.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные:
- формировать основы саморазвития, навыки приобретения личного опыта;
- способствовать формированию навыков самостоятельной работы, поиск путей решения различных учебных задач;
- стимулировать учащихся к самооценке, самоанализу.
Метапредметные:
- умение ставить и формулировать новые учебные задачи, развивающие познавательную деятельность учащихся;
- развивать навыки исследовательской деятельности, формулировать, аргументировать собственное мнение;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности;
Предметные:
- научить отличать производные и непроизводные предлоги;
- познакомить учащихся с происхождением производных предлогов;
- сформировать умение различать производные предлоги от омонимичных слов самостоятельных частей речи;
Регулятивные:
- целеполагание, планирование деятельности;
- включение в организацию учебной деятельности;
- контроль, оценка.
Коммуникативные:
-ориентированность на сотрудничество, взаимодействие;
- умение создавать собственное высказывание, аргументировать свой ответ.
Урок был построен по технологии системно-деятельностного подхода.
Перед началом урока класс был разделен на группы при помощи разноцветных жетонов-лайков, которые ребята в конце урока поставили на импровизированный пьедестал и тем самым оценили свою работу на уроке.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, в том числе и исследовательского характера. Использовались инновационные исследовательские технологии и ИКТ. Применение мультимедийного оборудования на протяжении урока позволило акцентировать внимание учащихся на значимых моментах изучаемой темы и создать наглядные эффектные образы. А также помогло при проверке своих возможностей.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Так как ученики были разделены на группы, то на протяжении всего урока они работали в группах, но при этом чередовались и другие виды деятельности: индивидуальная работа, работа в парах. На одном из этапов ученики создавали мини-проект.
При подготовке к уроку учитывались возрастные особенности учащихся, на протяжении урока давалась положительная оценка их деятельности, подбадривание, что стимулировало ребят и повышало их активность на уроке, выстраивались доброжелательные отношения.
Этапы урока соответствуют требованиям ФГОС.
1 этап. Мотивация к учебной деятельности, осознанное вхождение в пространство учебной деятельности на уроке.
Цель данного этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Поэтому были использованы такие приёмы работы, которые позволили создать условия для возникновения внутренней потребности включиться в деятельность (добрые пожелания учителя ученикам), установить тематические рамки учебной деятельности (интересные факты о предлоге), актуализировать требования к ученику (призыв проверить, что мы знаем о предлогах). На данном этапе прослеживаются и метапредметные связи (иностранные языки, немного истории), когда говорю о том, какое значение с греческого имеет слово «предлог», и рассказываю об особенностях употребления предлогов в других языках.
2 этап. Проблемная ситуация, в которую попадают ученики, и дальнейшее целеполагание или актуализация.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности, постановка учебных задач.
Вначале была создана проблемная ситуация. Дано было задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке: переписать предложения и найти в них предлоги. Естественно, это вызвало затруднение, так как ученики не смогли найти в последнем предложении предлог (он не был знаком детям). Устно выявили и проговорили: «Где и почему возникло затруднение?». Кроме этого, при выполнении задания была проведена орфографическая работа: в предложениях были пропущены орфограммы, которые необходимо было восстановить.
Далее повторяются имеющиеся знания, необходимые для изучения нового материала, то есть сведения по теме «Предлог», при помощи «Лестницы знаний». Ученики выходили к доске, открывали ступеньки лестницы (вопросы) и отвечали на них, продвигаясь к еще не известному знанию – что такое производные и непроизводные предлоги. Незнание ответа на данный вопрос затем вывело учеников на тему урока, а проговаривание вопросов, на которые предстояло ответить, подвело к постановке цели учебной деятельности.
3 этап. Проектирование или «открытие» нового знания.
Цель этапа: пробудить к мыслительной деятельности и планированию.
Здесь мы познакомились со значением слова «производный». На основе обобщения толкований слова из разных лексикографических источников ученики определяют сами, что значит «производный». Далее ученикам было предложено задание поработать с примерами из таблицы, подводящее к самостоятельному открытию нового: производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи (существительного, наречия, деепричастия). Обучающиеся наблюдали, сравнивали, делали выводы, выясняли закономерности. В ходе обсуждения был подведен итог, который был проверен с эталоном. В результате исследования обучающиеся получили «новое знание» и смогли ответить на вопрос, вызвавший у них затруднение при работе с «Лестницей знаний». Следовательно, была открыта новая ступень, новое знание, а ученики получили «доступ» двигаться дальше.
4 этап. Реализация поставленной цели.
Данный этап состоит из нескольких обязательных структурных элементов:
Первичное закрепление.
Цель: усвоение нового способа действия при решении типовых заданий.
Обучающиеся выполняли в группах тренировочное задание творческого характера с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученного материала. На данном этапе каждая группа составляла небольшой проект в виде солнышка. Ребята должны были выбрать из имеющихся предлогов (которые были написаны на лучах) необходимые для них. Каждая группа работала с предлогами, образованными от той или иной части речи, и прикрепляла лучи к своему солнышку. Здесь также были представлены непроизводные предлоги. Дети тем самым научились разграничивать производные и непроизводные предлоги.
После этого полученные знания применились для решения задания, вызвавшего затруднение: ученики нашли в 3 предложении предлог.
Далее мы открыли следующий вопрос, который также вызвал затруднение. Ребята поняли, что такое производные и непроизводные предлоги, научились их классифицировать. Но перед ними встал вопрос: а как отличить производный предлог от самостоятельной части речи?
Здесь нам помогла работа с предложениями и иллюстрациями, умение задавать вопрос. Это привело к выводу о том, что производные предлоги, в первую очередь, сами участвуют в вопросе в отличие от существительных, наречий, деепричастий, к которым можно задать вопрос.
И в качестве первичного заключения было предложено задание для групп на скорость: кто быстрее найдет в тексте все предлоги. Элемент соревнования способствует созданию положительного эмоционального фона, развитию интереса к уроку.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: применение нового знание в типовых заданиях.
На этом этапе использовалась только индивидуальная форма работы. Обучающиеся самостоятельно выполняли небольшую по объему работу, содержащую задания нового типа: определяли в предложениях части речи (предлоги и самостоятельные ЧР) и графически их обозначали. При этом каждый проговаривал правила про себя. При самопроверке, пошагово сравнивая свою работу с эталоном, обучающиеся отмечали, всё ли они понял, запомнили ли новые правила. Каждый самостоятельно находил свои ошибки, выявлял причину этих ошибок, исправлял их и проверял правильность этих исправлений. После проверки ученики выставили себе отметки.
5 этап. Результат. Рефлексия учебной деятельности на уроке. «Как я это сделал?».
Цель: самооценка результатов учебной деятельности.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Ребята вспомнили поставленную цель урока, ответили, что цель была достигнута.
Затем были намечены цели дальнейшей деятельности (оставленные закрытыми вопросы на лестнице знаний, которые предполагают, что по теме «Предлог» еще открыты не все знания) и определяются задания для самоподготовки: домашнее задание с элементами выбора, творчества. Здесь также прослеживается выход на метапредметные связи, так как ученикам предложено поработать с литературными текстами.
В заключение в качестве подарка ученикам были подарены брошюрки со сведениями о предлогах, которые пригодятся в дальнейшей работе по данной теме (правописание предлогов, морфологический разбор предлога и т.д.), а также послужат хорошим помощником при подготовке к экзамену по русскому языку.
Уходя с урока, учащиеся оценили свою работу на уроке в целом, поставив лайки на пьедестал знаний.
В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности). Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Я считаю, проведенный урок показал активную деятельность не учителя, а учеников. Моя задача как учителя состояла в следующем – организовать работу таким образом, чтобы обучающиеся сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Именно на таких уроках реализуется главный принцип ФГОС – научить учиться. Считаю, что поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока русского языка по теме:
«Непроизводные и производные предлоги»
7А класс
ФИО учителя: Демчук Екатерина Юрьевна
Место работы: МБОУ «Сапоговская СОШ»
Предмет: Русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Е. А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Тема урока: Непроизводные и производные предлоги.
Класс: 7А.
Цель урока: познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами, с их сходствами и различиями, формировать навык правильного написания производных предлогов, научить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, находить их в тексте.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные:
- формировать основы саморазвития, навыки приобретения личного опыта;
- способствовать формированию навыков самостоятельной работы, поиск путей решения различных учебных задач;
- стимулировать учащихся к самооценке, самоанализу.
Метапредметные:
- умение ставить и формулировать новые учебные задачи, развивающие познавательную деятельность учащихся;
- развивать навыки исследовательской деятельности, формулировать, аргументировать собственное мнение;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности;
Предметные:
- научить отличать производные и непроизводные предлоги;
- познакомить учащихся с происхождением производных предлогов;
- сформировать умение различать производные предлоги от омонимичных слов самостоятельных частей речи;
Регулятивные:
- целеполагание, планирование деятельности;
- включение в организацию учебной деятельности;
- контроль, оценка.
Коммуникативные:
-ориентированность на сотрудничество, взаимодействие;
- умение создавать собственное высказывание, аргументировать свой ответ.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, раздаточный материал.
Формы обучения: фронтальная, парная, групповая
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из(под) забора выле .. сосе .. ский кот ( Т,т ) имофей . Весь день он пр..сидел у норы, подж .. дая мышку. Благодаря забот.. своей хозяйк .. ( Т,т ) имофей (не)остался голодным.
Из-под забора вылез соседский кот Тимофей. Весь день он просидел у норы, поджидая мышку. Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным.
К предлогам нельзя задать вопрос . Предлог не является членом предложения Предлог ничего не обозначает Предлог служит для связи слов в предложении ? Предлоги по составу бывают простые и составные Предлог относится к служебным частям речи
Непроизводные и производные предлоги
Цели урока: Узнать, что такое производные и непроизводные предлоги; Понять, чем производные предлоги отличаются от непроизводных; Научиться находить предлоги в тексте и отличать их от других частей речи.
Производный - это образованный от другого, проистекший из чего-то другого («Толковый словарь» С.И. Ожегова). произведенный от чего-л. другого («Толковый словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой). произведенный, образованный от чего-л. другого (Малый Академический словарь).
Производные предлоги образованы от наречия возле вокруг мимо после позади помимо существительного ввиду по мере вследствие насчет в течение деепричастия благодаря невзирая включая несмотря
К предлогам нельзя задать вопрос . Предлог не является членом предложения Предлог ничего не обозначает Предлог служит для связи слов в предложении Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи, непроизводные - нет Предлоги по составу бывают простые и составные Предлог относится к служебным частям речи
Футболист промчался мимо. Мы проплывали мимо домика.
Футболист промчался мимо. (НАРЕЧИЕ) Мы проплывали мимо домика. (ПРЕДЛОГ)
Саша и Таня радовались, благодаря родителей за прекрасные подарки. Андрей понял правило благодаря учителю.
Саша и Таня радовались, благодаря родителей за прекрасные подарки. (ДЕЕПРИЧАСТИЕ) Андрей понял правило благодаря учителю. (ПРЕДЛОГ)
Ему долго пришлось идти довольно трудным путём. Нас убедили путём веских доказательств.
Ему долго пришлось идти довольно трудным путём. (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) Нас убедили путём веских доказательств. (ПРЕДЛОГ)
Из-за обстоятельств я был вынужден покинуть свой уютный дом и выдвинуться в путь. Снег шёл в течение всего пути. За окном кареты всё казалось белоснежным и пустым.
Графическая запись: НП – непроизводный предлог, ПП – производный предлог, С – существительное, Н – наречие, Д – деепричастие
Эталон для самопроверки 1 в. 2 в. 1) С 1) Д 2) ПП 2) НП 3) Н 3 ) ПП 4) НП 4) Н 5) Д 5) С
Рефлексия Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Какие получили результаты?
Н айти в произведении, которое вы сейчас проходите по литературе, 5 предложений с производными и непроизводными предлогами и выписать их . Задание творческого характера на дополнительную оценку: сочинить сказку или стихотворение по теме «Предлог ».
Предварительный просмотр:
Интересные факты о предлогах Знаете ли Вы, что в переводе с греческого языка «предлог» обозначает «перед словом». Предлогов в русском языке не так много: около 200 слов. Но по частоте предлог занимает 4 место после существительных, глаголов, местоимений. Самый употребительный предлог – «в». В русском языке предлог стоит перед существительным, местоимением, прилагательным. Любопытно, что в других языках предлог может находиться даже в конце предложения. Например, в английском: For whom have you sent? (За кем вы послали?) The doctor has been sent for? (Послали за доктором?) В языке народа коми предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, русское выражение «на дороге» звучит так: «Туй вылын» («туй» – дорога, «вылын» – предлог на). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся. Например: «Будапештбен» – «в Будапеште» («бен» – предлог «в»). Вот вам и предлог! | План морфологического разбора предлога 1. Выписать предлог со словом, к которому он относится. 2. Часть речи. Грамматическое значение предлога (выражает грамматические отношения между словами). 3. Морфологические признаки: - разряд предлога по значению; - предлог простой или составной; - предлог производный или непроизводный. Образец разбора В продолжение дня несколько раз Анна начинала разговоры о задушевных делах. (Л. Толстой) В продолжение (дня) – предлог употреблён с сущ. в род. п., выражает временное значение; составной, производный. О (делах) – предлог употреблён с сущ. в пр. п., имеет дополнительное значение, простой, непроизводный. | Предлоги в русском языке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"
В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте...
Технологическая карта открытого урока русского языка "Косвенная речь"
Урок русского языка разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской В. И. Капинос. Конспект разр...
Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту открытого урока английского языка по теме:" Закрепление навыков использования предлогов места и направления."
Продуктивность интерактивных методов на уроках английского языка трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию планирование групповой и парной работы по закреплению навыков использования предлог...
Урок русского языка по теме "Непроизводные и производные предлоги"
Урок русского языка в 7 классе....
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...
Технологическая карта открытого урока русского языка по теме "Причастие"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему: « Страдательные причастия прошедшего времени».Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: познакомить учащихся с...