Технологическая карта открытого урока русского языка "Косвенная речь"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской В. И. Капинос. Конспект разработан для учителей, работающих по программе ФГОС. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Косвенная речь" | 69.5 КБ |
Комментарий методиста | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока русского языка в 8 «А» классе от 28.04.2014г.
(учитель: Климова Анна Владимировна; ГБОУ СОШ №252 Красносельского района Санкт-Петербурга)
Описание материала:
Урок русского языка по теме «Косвенная речь» разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова.
При изучении программы используется методический комплекс в соответствии с пр.№ 1067 от 19.12.12. «Об утверждении Федерального перечня учебников на 2013-2014 учебный год», включающий: учебник (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Разумовская М.) и методическое пособие для учителя (Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009).
Конспект предназначен для учителей, работающих по программе ФГОС. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрёл системно – деятельностный подход. Для реализации системно – деятельностного подхода используются групповые формы работы, работа в парах. Именно эти формы создают условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовать их на практике и представлять результат. С понятием «косвенная речь учащиеся знакомились в 7 классе, поэтому тема для них не является новой.
Тема урока: «Косвенная речь»
Тип урока: комбинированный
Цель: научить заменять прямую речь косвенной, грамматически правильно оформлять высказывание как в устной речи, так и в письменной.
Задачи урока:
Образовательные:
- Продолжить формирование понятия «косвенная речь».
- Формировать умение отличать формы высказывания.
- Учить грамматически, орфографически точно оформлять высказывание.
Развивающие:
- Развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучаемых
- Развивать умение работать самостоятельно по изучению новой темы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
- Развивать навык контроля и самоконтроля
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и внимание к русскому языку
- Сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности, эстетические чувства.
- Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе.
Опорные понятия: косвенная речь, диалог, прямая речь, сложное предложение, сжатие текста, грамматика, орфография.
Межпредметные связи: МХК, литература.
Этап урока Применяемые приемы, методы, технологии. | Цели урока для учителя | Цели урока для ученика | Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов | Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов | Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов |
Научить заменять прямую речь косвенной, грамматически правильно оформлять высказывание как в устной речи, так и в письменной. | Уметь грамматически точно переводить прямую речь, диалоговую форму речи в косвенную. | ||||
Ресурсы урока для учителя | Ресурсы урока для ученика | ||||
Учебник, отрывок рассказа В. П. Астафьева «Земляника» для исследования, словарь синонимов, этимологический словарь, «защитный лист», тесты, оценочные листы. | Проектные папки - лингвостилистический анализ текста, историческая справка, сочинение, сообщение «календаристов» о дате (28 апреля), рабочие тетради, учебник. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
Ход урока | |||||
Этап: актуализация необходимых знаний. Технология проблемного диалога | Вовлечение учащихся в учебный процесс, представление визитной карточки урока, создание благоприятной атмосферы на уроке. | Выяснение активной/ пассивной позиции во время урока (оформление «Защитного листа») | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Целеполагание, планирование работы, внесение необходимых коррективов в план работы, перекодирование информации. | Выбирать, как поступить, осваивать новые социальные роли и правила, идти на взаимные уступки в разных ситуациях. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки. Осознавать свои эмоции, Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. |
Этап: Мотивация познавательной деятельности. Технология проблемного диалога | Создание развивающей учебной среды, консультирование учащихся по домашнему заданию. | Работа с текстами сочинений, с толковым словарем (дома), мини-исследование на основе текста, исправление ошибок, выводы-анализы. | Находить в тексте сочинения ошибки и исправлять их. Работать с толковым словарем, со словарными статьями, выяснять значение слов, анализировать. | Формулировать понятия, анализировать, обобщать, делать выводы, смысловое чтение, разные виды чтения (умение выбирать вид чтения чтения) | |
Этап целеполагания | Фиксация цели на доске в виде картинки-схемы | Формулировка цели. Просмотровое чтение (текст) Оформление рабочего поля тетради. | Просмотровое чтение Умение классифицировать, сравнивать, выяснять причинно-следственные связи. | Просмотровое чтение Умение классифицировать, сравнивать, выяснять причинно-следственные связи. | |
Этап: Организация познавательной деятельности. Технология развития критического мышления. Здоровье -сберегающая технология | ИКТ (слайд 1) консультирование учащихся о понятии «косвенный». Обратить внимание, что если прямая речь – это речь «говорящего лица», передаваемая автором безо всяких изменений, от имени этого же лица, то косвенная речь передает лишь содержание чужой речи, и не от имени, говорящего, а от имени самого автора. Создание условий для творческой деятельности учащихся. Составить структурно-логическую схему теоретической части §38 Консультирование учащихся. Предложение прокомментировать Слайд 2 ФИЗМИНУТКА (видеоуроки Текст Задание: представить часть диалога в виде косвенной речи. Направление на выявление речевых ошибок. Слайд 3 Прочитать предложения, исправить ошибки. Самостоятельная работа (тест) | Групповая исследовательская работа по выявлению задач урока. Осознание особенности косвенной речи, отличия косвенной от прямой речи, от диалоговой формы. Осознание трудностей (орфографических, грамматических) перевода прямой речи в косвенную. Работа с источником информации – учебником. Составление структурно-логической схемы теоретической части §38. Комментарий слайда 2. Отдыхают Текст В. П.Астафьева. Представляют часть диалога в виде косвенной речи. (Осознание трудностей, удачи, неудачи) Работа в группах Цель-набрать коллекцию слов-заместителей глагольной пары сказал-ответил. Читают предложения, исправляют ошибки. Самостоятельная работа (тест) | Сформировано умение выявлять трудности определенного этапа работы Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы) Умение различать прямую и косвенную речь. Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в том числе используя ИКТ) Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач Умение различать прямую и косвенную речь. | Выдвигать версии, излагать свое мнение, корректировать мнение, создавать письменное высказывание. Преодолевать конфликты. Осуществлять выбор выполнения заданий, анализ, обобщение, умение определять понятие. Находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в том числе просмотровое, ознакомительное, изучающее) Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории. (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность Применять и корректировать полученные знания. Наблюдение, внимание, анализ работы. | |
Этап: Подведение итогов. Технология развития критического мышления. | Организация рефлексии, комментирование оценок, объяснение вариативного домашнего задания. | Выявление соответствия целей и задач урока, его результативность, самоконтроль. | Сформировано понятие «косвенная речь» Умеют грамматически правильно оформлять высказывание, могут исправлять ошибки в речи. |
Предварительный просмотр:
Отзыв
об уроке русского языка в 8-м классе
Тема: «Косвенная речь».
Учитель: ГОУ СОШ № 252 Красносельского района А.В. Климова
Тема урока соответствуют примерной программе среднего (полного) общего образования. Базовый уровень (Русский язык). Используется УМК М.М. Разумовской, П.А. Леканта «Русский язык. 8 класс» - М.: Дрофа, 2009.
Урок А.В. Климовой посвящен формированию навыков передачи чужой речи разными способами (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами, указывающими на чужую речь, тематическая речь), осмыслению функционального значения косвенной речи, необходимой для оформления текста-рассуждения и потому значимой в процессе речевого развития учащихся.
В связи с этим учитель на уроке ставил перед собой ряд важных и интересных задач как содержательного, так и технологического характера:
- продолжить формирование понятия «косвенная речь»;
- формировать умение отличать формы высказывания;
- учить грамматически, орфографически точно оформлять высказывания;
- развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучаемых;
- развивать навык контроля и самоконтроля;
- совершенствовать речевые умения учеников в процессе создания собственного устного и письменного речевого высказывания;
- формировать метапредметные компетенции, обеспечивающие процессы восприятия, анализа и понимания текста и коммуникации.
Содержание урока направлено на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов и универсальных учебных действий (УУД). Планируемые результаты урока подробно изложены в методической разработке материала.
При составлении плана урока были использованы новые, современные подходы к его организации. В основе урока – проблемно-деятельностный подход, в рамках которого ученик овладевает универсальными учебными действиями, поэтому в содержании урока поэтапно четко обозначены планируемые результаты и УУД, что облегчает итоговый самоанализ урока, выявление и корректировку неудачных моментов урока.
Личностные УУД формируются на разных этапах урока и позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, дают возможность выбирать, как поступить, осваивать новые социальные роли и правила, позволяют аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе и учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Особое внимание в содержании урока уделено мотивации, побуждающей ученика к деятельности:
- создание благоприятной атмосферы на уроке (приятный тембр голоса учителя, партнёрский стиль общения, устное сообщение «календаристов» в начале урока о событиях этого дня в отечественной истории делает их «соавторами» начального этапа урока);
- создание развивающей среды, консультирование учащихся по домашнему заданию (дифференцированное задания в рамках проекта «Лингвистический анализ текста»);
- представление визитной карточки урока (тема не является для учащихся новой);
- выяснение активной/пассивной позиции во время урока;
- формулировка цели, групповая исследовательская работа по выявлению задач урока;
- компьютерная презентация;
- составление структурно-логической схемы теоретической части;
- физминутка (использование интернет-ресурсов, смена деятельности способствовали отдыху обучающихся и в то же время активизации их внимания);
- на этапе подведения итогов осмысление и оценка каждого этапа урока;
- оценка результатов деятельности каждого ученика, группы и всего класса.
Регулятивные УДД обеспечивают самостоятельную организацию учениками своей учебной деятельности. В содержании урока их формирование отражено целеполаганием, планированием работы, внесением необходимых коррективов в план работы, постановкой проблемы и методами ее разрешения, применением полученных новых знаний при выполнении заданий, осознанием качества и уровня усвоения учебного материала.
Формирование познавательных УУД, включающие общеучебные, логические действия, действия постановки и решения возникших проблем поэтапно, в содержании урока отражено этапами актуализации опорных знаний и проверки домашнего задания, выполнения самостоятельной тестовой работы (метод целесообразных задач: сознательно ли ученики усвоили основные понятия темы, учитель предлагает им работу с элементами нового или найти ошибку в искаженных формулировках и т.п.). При постановке проблемы, выдвижении гипотезы, формулировании трудностей (орфографических, грамматических) перевода прямой речи в косвенную, работе с источником информации – учебником, составлении структурно-логической схемы теоретической части параграфа, первичном применении полученных знаний, формируется целый блок познавательных УУД:
- структурирование и моделирование знаний;
- извлечение необходимой информации;
- перекодирование информации;
- умение строить речевое высказывание (устное и письменное);
- логический поиск доказательных рассуждений;
- умение устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей;
- представление информации в разных формах (рисунок, текст, таблица, схема);
- анализ текста;
- выбор оснований и др.
Коммуникативные задачи урока, наилучшим образом способствуют реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Содержание урока предполагает глубокое личностное воздействие «ученик – учитель – ученик», «ученик – ученик» (через отношения, диалог, совместную деятельность и т.д.). При работе с теоретическим материалом учебника, учащимся было предложено перекодировать текст в структурно-логическую схему. Учитель акцентировал внимание на функциональном значении косвенной речи: «Для чего она используется?», обращая внимание детей на оценочную окраску слов-заместителей глагольной пары «сказал – ответил», воспитывая тем самым языковое чутье, интерес и внимание к русскому языку, эстетические чувства.
Проблемная ситуация создается во время оценки результатов самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся, представленной учениками в форме откорректированного текста (учащиеся должны были представить диалог в виде косвенной речи)
Следует отметить, что на этом этапе урока учащиеся продолжали исследовательскую работу, представленную в индивидуальной проектной папке, куда тщательно собирается материал по анализу текстов, предлагаемых учителем. Распечатанный текст и отредактированный вариант помещаются в папку. На заключительном этапе урока учителем были предложены варианты домашнего задания, одним из которых являлось написание сочинения на лингвистическую тему о роли косвенной речи в тексте.
В качестве закрепления учащимся был предложен тест и творческое домашнее задание, предполагающее претворение изученного материала в самостоятельную речевую деятельность. Таким образом, на уроке был реализован коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию родного языка и реализовано современное методическое требование: изучение языка на текстовой основе в единстве процессов текстовосприятия и текстопорождения.
В содержании урока четко сформулированы задачи, соответствующие личностным, метапредметным и предметным целям урока. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребѐнка. Применительно к данному уроку у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в речевых умениях.
Содержание данного урока соответствует требованиям ФГОС. Уровень материала и выбранные технологии соответствуют возрастным особенностям обучающихся.
Пучкова Е.Ю., преподаватель кафедры филологического образования СПбАППО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"
В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте...
Технологическая карта открытого урока по развитию речи на тему "Описание внешности человека". 6 кл.
Данный урок был представлен на Республиканском конкурсе открытых уроков с применением современных образовательных технологий и награжден дипломом победителя....
Технологическая карта открытого урока русского языка по теме: «Непроизводные и производные предлоги»
Технологическая карта урока русского языка по теме "Непроизводные и производные предлоги"...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...
Технологическая карта открытого урока русского языка по теме "Причастие"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему: « Страдательные причастия прошедшего времени».Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: познакомить учащихся с...