Конспект урока «-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сорокина Анастасия Владимировна

Конспект урока «-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах»

Цель: формирование ценностного отношения к познавательной деятельности по выявлению правила верного написания –тся и –ться в глаголах в ходе взаимодействия учителя с учениками, закрепление правила на практике.

Задачи:

1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие коммуникативных возможностей учащихся.

2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «-тся и –ться в глаголах».

3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tsya_tsya_v_glagolah.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема урока: «-тся и –ться в глаголах».

(5 класс)

Цель: формирование ценностного отношения к познавательной деятельности по выявлению правила верного написания –тся и –ться в глаголах в ходе взаимодействия учителя с учениками, закрепление правила на практике.

Задачи:

1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие коммуникативных возможностей учащихся.

2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «-тся и –ться в глаголах».

3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока:

Личностные:

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • обогащение  активного  и  потенциального  словарного  запаса;
  •  умение аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • вспомнить и закрепить разбор слова по составу;
  • научить применять правило написания –тся и –ться на практике;
  •  отработать навык объяснения данной орфограммы;
  • закрепить изученный по теме материал.

Регулятивные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Познавательные:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • расширить словарный запас.

Коммуникативные:

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: 1) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский ]. ̶ М.: Просвещение, 2012. ̶ 192 с. 2) Доска. 3) Раздаточный материал (стихотворение для закрепления материала).

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Методы и приемы обучения:

познавательные: слово учителя, частично-поисковая беседа, работа с текстом;

практические: ответы на вопросы учителя, выполнение заданий и упражнений.

План урока

  1. Организационный момент – 4 минуты.
  2. Проверка домашнего задания – 6 минут.
  3. Объяснение нового материала – 15 минут.
  4. Закрепление нового материала – 10 минут.
  5. Подведение итогов – 3 минуты.
  6. Оценка работы учеников – 1 минута.
  7. Домашнее задание – 3-4 минуты.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем занятии. Садитесь. Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами прошли на прошлом уроке?

Ученики: Глагол. 

Учитель: Правильно, ребята. Давайте вспомним, что обозначает глагол?

Ученики: Глагол обозначает действие. 

Учитель: Если он обозначает действие, то на какие вопросы отвечает глагол?

Ученики: Что делал? Что делает? Что сделает?

Учитель: А что еще вы теперь знаете о глаголе?

Ученики: У глагола есть три времени (прошедшее, настоящее и будущее). Действия могут совершаться одним или несколькими лицами, поэтому глаголы изменяются по лицам. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Учитель: А на какое правило в розовой рамочке вы должны были обратить особое внимание и выучить его?

Ученики: Во 2-м лице глаголов единственного числа настоящего времени после шипящих пишется ь.

Учитель: Приведите примеры.

Ученики: Едешь, пишешь, стоишь, идешь и т. д.

Учитель: Давайте попробуем устно составить с вами небольшие рассказы: 1 вариант составляет рассказ о вашем вчерашнем дне, 2 – о завтрашнем, сильных учеников попросить составить рассказ о настоящем, используя как можно больше глаголов и как можно меньше других слов (спросить 2-3 ученика).

Ученик: Проснулся, умылся, позавтракал, оделся, пошел в школу, сижу на уроках и т. д./Проснусь, умоюсь, позавтракаю и т.д./ Сижу на уроке, делаю задание, думаю о звонке и т. д.

Учитель: Что вы заметили, ребята? Чем отличаются наши рассказы?

Ученики: О вчерашнем дне – в прошедшем времени, о завтрашнем – в будущем.

Учитель:

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Видите, какую важную роль глагол играет в нашей жизни. Используя почти одни глаголы, вы смогли составить рассказы, и мы вас поняли. А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы научились определять лица глаголов, и перейдем к проверке домашнего задания (проверка упр. 82, стр. 40). 

III. Объяснение нового материала

Проблемная ситуация:

На доске:

  1. Вот-вот листва распустится,

Вот-вот придет тепло,

Ну, а пока – распутица,

Дороги развезло.

  1. Прошла по улицам, дворам

Зима, зима-красавица.

Нет, самым лучшим малярам

С побелкой так не справиться.

Учитель: Ребята, на доске вы видите два четверостишья. Прочитайте их про себя, пожалуйста (ученики читают). А теперь давайте прочтем вслух (попросить 1-е четверостишье прочесть одного ученика, 2-е – другого).

Работа с лексикой:

Учитель: Давайте поработаем с этими отрывками. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете фразу придет тепло?

Ученики: Станет тепло, наступит весна.

Учитель: Вспомните, что мы с вами проходили на прошлом занятии по литературе, как называется это средство художественной выразительности?

Ученики: Олицетворение.

Учитель: Что такое олицетворение?

Ученики: Олицетворение – это средство художественной выразительности, изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Учитель: А есть ли еще в этих отрывках олицетворения?

Ученики: Прошла зима, т.е. зима наступила: все стало вокруг белым, на улице похолодало. Дороги развезло, т.е. на дорогах грязь, лужи (если с объяснением этого олицетворения у учеников возникнут проблемы, если дети не объяснят, то помогает учитель наводящими вопросами).

Учитель (если ученики не объяснили олицетворение дороги развезло): Представьте весну, когда начинает таять снег. Что в это время на дорогах?

Ученики: грязь, мокрый снег, лужи.

Учитель: Кто из вас был в деревне? Опишите весеннюю дорогу в деревне.

Ученики: Много грязи, сложно пройти по дороге, машины не могут проехать, люди ходят в сапогах.

Учитель: Вот именно о такой дороге и говорят, что ее развезло. Ребята, а кто-нибудь знает значение слова распутица?

Ученики: Распутица – период, когда дороги становятся труднопроходимыми или непроходимыми (скорее всего дети не знают значение слова)

Учитель: Давайте заглянем внутрь слова, чтобы понять его значение. Запишите слово себе в тетради. Разберем слово по составу (вызвать ученика к доске). С чего мы начинаем разбор?

Ученик: С выделения окончания. Окончание -а. Все остальное – основа слова. Приставка рас-, корень  -пут- (если возникнут трудности, попросить учеников подобрать однокоренные слова: путь, беспутный, путник и др.), суффикс –иц-.

Учитель: Давайте подберем однокоренные слова (если до этого еще не подобрали).

Ученики: путь, беспутный, путник и др.

Учитель: Да, правильно. А какое значение у приставки рас-? Давайте сначала попробуем подобрать существительные с такой же приставкой. Не забудьте, что раз- и рас- - это два варианта одной и той же приставки.

Ученики: разумник, раскрасавица (если не могут подобрать, то помочь ученикам). 

Учитель: составьте по одному предложению с этими словами (1 вариант – со словом разумник, 2 – с раскрасавица).

Учитель: Прочитайте свои предложения (5-6 учеников зачитывают свои предложения). Обратите внимание, при характеристике человека эти слова будут иметь положительный или отрицательный смысл?

Ученики: отрицательный.

Учитель: Правильно. Т.е. разумником можно назвать не очень умного человека. Слышали вы когда-нибудь, как кого-нибудь назвали умник-разумник? Так же и раскрасавица имеет отрицательную окраску. Давайте теперь сделаем вывод, что же такое распутица?

Ученики: распутица – т.е. без пути.

Учитель: Хорошо, ребята, вы очень успешно справились с заданием и при помощи выделения значимых частей слова смогли определить значение слова. Продолжим работу с текстом. А кто такой маляр?

Ученики: Маляр – рабочий, занимающийся покраской зданий.

Учитель: Прочтите внимательно второе четверостишье. Чем занимается маляр?

Ученики: Побелкой.

Учитель: А что такое побелка?

Ученики: Побелка – процесс нанесения на потолок мела, чтобы он стал белым.

Учитель: Молодцы, ребята, вместе мы успешно объяснили все незнакомые слова и непонятные выражения и вспомнили про олицетворение.

Работа с выделенными глаголами:

Учитель: Ребята, какой частью речи являются слова распустится и справиться?

Ученики: Это глаголы.

Учитель: Чем различаются эти глаголы?

Ученики: У одного есть ь, у другого – нет.

Учитель: Давайте зададим вопрос к первому глаголу.

Ученики: листва ЧТО СДЕЛАЕТ? распустится (ученики записывают в тетрадь, а учитель -на доске: листва распустится).

Учитель: Со вторым глаголом я вам немного помогу. Давайте запишем в тетради не может справиться. Теперь задайте вопрос к глаголу справиться.

Ученики: Не может ЧТО СДЕЛАТЬ? справиться (ученики записывают в тетрадь, учитель – на доске: не может справиться).

Учитель: Посмотрите внимательно на доску и к себе в тетради. Какой вывод вы можете сделать?

Ученики: У глагола на –тся вопрос ЧТО СДЕЛАЕТ?, на –ться – ЧТО СДЕЛАТЬ?

Учитель: Да, ребята, вы правильно сделали вывод и самостоятельно пришли к теме нашего урока. Записываем у себя в тетрадях тему – «–тся, -ться в глаголах» (учитель пишет тему на доске). Прежде чем продолжить наше занятие, обратите, пожалуйста, внимание на то, как я на доске подчеркнула орфограмму (еще раз обратиться к доске, где написано листва распустится и не может справиться): одной чертой мы подчеркиваем   -ться, -тся в глаголах, двумя чертами – конец слова в вопросе.

Объяснение новой темы:

На доске:

Три брата пошли купаться.

Два братца купаются, а один на берегу валяется.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на картинки на стр. 41 и подумайте, как они связаны с предложениями на доске?

Ученики: Второе предложение – это загадка. Два купающихся братца – это ведра, а на берегу валяется коромысло.

Учитель: Да, ребята, вы правильно ответили на вопрос. Теперь давайте зададим вопросы к глаголам. Кто хочет мне помочь у доски? (вызвать слабого ученика к доске)

Ученик (пишет вопросы над предложениями): пошли ЧТО ДЕЛАТЬ? купаться. Два братца ЧТО ДЕЛАЮТ? Купаются. Один ЧТО ДЕЛАЕТ? валяется. 

На доске должно получиться:

Три брата пошли купаться.

Два братца купаются, а один на берегу валяется.

Учитель (к ученику у доски): сформулируй правило, как же различать написание глаголов на –тся, -ться

Ученик: В глаголах, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?, пишется –ться (с мягким знаком). В глаголах, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ (СДЕЛАЕТ)? ЧТО ДЕЛАЮТ (СДЕЛАЮТ)?, -тся (без мягкого знака)).

Учитель: Молодец, возвращайся за парту. Ребята, а теперь откройте ваш учебник на стр. 42 и посмотрите, правильно ли мы сделали вывод (Ученики читают правило в учебнике и еще смотрят, правильно ли мы разобрали предложение).

Учитель: Так как же мы должны писать глаголы на –тся и –ться? (спросить 4-5 человек, ученики повторяют правило)

IV. Закрепление нового материала:

Учитель: У вас на столах лежит раздаточный материал. Возьмите его, пожалуйста. Это стихотворение, которое поможет нам запомнить правило и никогда не делать ошибок в правописании глаголов на –тся, -ться (учитель читает текст). А теперь будем работать по очереди: читаем по две строчки и объясняем правописание глаголов по образцу рассуждения на стр. 42. Пр

На доске (вызывать по одному ученику на каждый глагол):

Ученик учится, любит учиться, он не мучится, надо разобраться, ученик получится, ученик ленится, он надеется, он не денется.

очтите внимательно образец самостоятельно. А теперь вставьте пропущенные буквы в лист самостоятельно и будьте готовы объяснить орфограмму. Несколько примеров мы подробно разберем на доске, запишем в тетрадь и подчеркнем орфограмму, как мы сегодня уже делали на уроке.

Надо глаголы заставить

Думать и нам отвечать,

Где ь нужно ставить,

Где поскорей исключать.

Предположим, ученик

На пятёрки учит_ся,

Очень любит он учит_ся

И от книг не мучит_ся.

Где тут -тся? Где тут -ться?

Надо разобрат_ся.

Что делать? Учит_ся

Что делает? Учит_ся.

Превосходный ученик

Из него получит_ся.

Надо, чтоб сами глаголы

Людям давали ответ:

Как же нам быть с этим знаком,

Ставить его или нет?

Предположим, ученик

Спит весь день и ленит_ся

Он учит_ся не желает,

На "авось" надеет_ся.

Где тут -тся?Где тут -ться?

Что делать? Ленит_ся.

Что делает? Ленит_ся.

Всё равно он от учёбы

Никуда не денет_ся!

Учитель: Ребята, а вы к какому типу учеников себя относите?

Ученики: Превосходные, старательные.

Учитель: Вы не спите целый день и не ленитесь, как ученик из стихотворения?

Ученики: Нет.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы ходите в школу и получаете знания, чтобы в будущем получить хорошую профессию и быть настоящими специалистами в своем деле. А знания по русскому языку, которые вы сейчас получаете, помогут вам грамотно излагать свои мысли как устно, так и на бумаге.

V. Подведение итогов

Учитель: Настало время подводить итоги. Давайте еще раз скажем, как мы определяем, где нужно писать ь в глаголах на –тся/-ться, а где нет?

Ученики: В глаголах, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?, пишется –ться (с мягким знаком). В глаголах, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ (СДЕЛАЕТ)? ЧТО ДЕЛАЮТ (СДЕЛАЮТ)?, -тся (без мягкого знака)).

Учитель: А теперь традиционно ответим на три вопроса: 1. Сегодня на уроке я узнал(а)… 2. Сегодня на уроке я понял(а)… 3. Я хотел(а) бы узнать… (вопросы записаны на обратной стороне доски, спросить 7-10 чел по одному вопросу)

VI. Оценка работы учеников

Учитель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на уроке. Самыми активными были.., они получают следующие оценки:..

VII. Домашнее задание

Учитель: Открываем дневники, записываем домашнее задание: упр. 85, стр. 42. Оно поможет вам закрепить изученный сегодня материал и еще раз применить правило написания –тся, -ться в глаголах на практике. Прочитайте, пожалуйста, про себя задание и все предложения. Все ли вам понятно?

Учитель: Чтобы правильно выполнить задание, смотрите образец рассуждения на стр. 42, а правильно оформить орфограмму вам помогут ваши записи в тетради. На этом наш урок завершен. Спасибо за вашу работу. Хорошего вам дня, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".

Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса...

Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"

Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...

Конспект урока по теме "Особые формы глагола"

Тип урока: комбинированный. (Обобщение и систематизация по теме «Причастие». Новая тема. Понятие о деепричастии).Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.Метод: исследовательский....

Конспект урока в ТДМ. 4 класс. Глагол «to be» в Past Simple Tense (в простом прошедшем времени).

Конспект урока в ТДМ. 4 класс. Глагол «to be» в Past Simple Tense (в простом прошедшем времени)....

Конспект урока английского языка 2 класс "Глагол can"

Урок подготовлен для проведения во 2 классе в рамках общешкольного проекта "Олимпийский год знаний"...