Конспект урока «-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока «-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах»
Цель: формирование ценностного отношения к познавательной деятельности по выявлению правила верного написания –тся и –ться в глаголах в ходе взаимодействия учителя с учениками, закрепление правила на практике.
Задачи:
1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие коммуникативных возможностей учащихся.
2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «-тся и –ться в глаголах».
3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tsya_tsya_v_glagolah.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Тема урока: «-тся и –ться в глаголах».
(5 класс)
Цель: формирование ценностного отношения к познавательной деятельности по выявлению правила верного написания –тся и –ться в глаголах в ходе взаимодействия учителя с учениками, закрепление правила на практике.
Задачи:
1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие коммуникативных возможностей учащихся.
2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «-тся и –ться в глаголах».
3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- умение аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
- вспомнить и закрепить разбор слова по составу;
- научить применять правило написания –тся и –ться на практике;
- отработать навык объяснения данной орфограммы;
- закрепить изученный по теме материал.
Регулятивные:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- расширить словарный запас.
Коммуникативные:
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: 1) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский ]. ̶ М.: Просвещение, 2012. ̶ 192 с. 2) Доска. 3) Раздаточный материал (стихотворение для закрепления материала).
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Методы и приемы обучения:
познавательные: слово учителя, частично-поисковая беседа, работа с текстом;
практические: ответы на вопросы учителя, выполнение заданий и упражнений.
План урока
- Организационный момент – 4 минуты.
- Проверка домашнего задания – 6 минут.
- Объяснение нового материала – 15 минут.
- Закрепление нового материала – 10 минут.
- Подведение итогов – 3 минуты.
- Оценка работы учеников – 1 минута.
- Домашнее задание – 3-4 минуты.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем занятии. Садитесь. Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами прошли на прошлом уроке?
Ученики: Глагол.
Учитель: Правильно, ребята. Давайте вспомним, что обозначает глагол?
Ученики: Глагол обозначает действие.
Учитель: Если он обозначает действие, то на какие вопросы отвечает глагол?
Ученики: Что делал? Что делает? Что сделает?
Учитель: А что еще вы теперь знаете о глаголе?
Ученики: У глагола есть три времени (прошедшее, настоящее и будущее). Действия могут совершаться одним или несколькими лицами, поэтому глаголы изменяются по лицам. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
Учитель: А на какое правило в розовой рамочке вы должны были обратить особое внимание и выучить его?
Ученики: Во 2-м лице глаголов единственного числа настоящего времени после шипящих пишется ь.
Учитель: Приведите примеры.
Ученики: Едешь, пишешь, стоишь, идешь и т. д.
Учитель: Давайте попробуем устно составить с вами небольшие рассказы: 1 вариант составляет рассказ о вашем вчерашнем дне, 2 – о завтрашнем, сильных учеников попросить составить рассказ о настоящем, используя как можно больше глаголов и как можно меньше других слов (спросить 2-3 ученика).
Ученик: Проснулся, умылся, позавтракал, оделся, пошел в школу, сижу на уроках и т. д./Проснусь, умоюсь, позавтракаю и т.д./ Сижу на уроке, делаю задание, думаю о звонке и т. д.
Учитель: Что вы заметили, ребята? Чем отличаются наши рассказы?
Ученики: О вчерашнем дне – в прошедшем времени, о завтрашнем – в будущем.
Учитель:
- Проверка домашнего задания
Учитель: Видите, какую важную роль глагол играет в нашей жизни. Используя почти одни глаголы, вы смогли составить рассказы, и мы вас поняли. А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы научились определять лица глаголов, и перейдем к проверке домашнего задания (проверка упр. 82, стр. 40).
III. Объяснение нового материала
Проблемная ситуация:
На доске:
- Вот-вот листва распустится,
Вот-вот придет тепло,
Ну, а пока – распутица,
Дороги развезло.
- Прошла по улицам, дворам
Зима, зима-красавица.
Нет, самым лучшим малярам
С побелкой так не справиться.
Учитель: Ребята, на доске вы видите два четверостишья. Прочитайте их про себя, пожалуйста (ученики читают). А теперь давайте прочтем вслух (попросить 1-е четверостишье прочесть одного ученика, 2-е – другого).
Работа с лексикой:
Учитель: Давайте поработаем с этими отрывками. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете фразу придет тепло?
Ученики: Станет тепло, наступит весна.
Учитель: Вспомните, что мы с вами проходили на прошлом занятии по литературе, как называется это средство художественной выразительности?
Ученики: Олицетворение.
Учитель: Что такое олицетворение?
Ученики: Олицетворение – это средство художественной выразительности, изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Учитель: А есть ли еще в этих отрывках олицетворения?
Ученики: Прошла зима, т.е. зима наступила: все стало вокруг белым, на улице похолодало. Дороги развезло, т.е. на дорогах грязь, лужи (если с объяснением этого олицетворения у учеников возникнут проблемы, если дети не объяснят, то помогает учитель наводящими вопросами).
Учитель (если ученики не объяснили олицетворение дороги развезло): Представьте весну, когда начинает таять снег. Что в это время на дорогах?
Ученики: грязь, мокрый снег, лужи.
Учитель: Кто из вас был в деревне? Опишите весеннюю дорогу в деревне.
Ученики: Много грязи, сложно пройти по дороге, машины не могут проехать, люди ходят в сапогах.
Учитель: Вот именно о такой дороге и говорят, что ее развезло. Ребята, а кто-нибудь знает значение слова распутица?
Ученики: Распутица – период, когда дороги становятся труднопроходимыми или непроходимыми (скорее всего дети не знают значение слова)
Учитель: Давайте заглянем внутрь слова, чтобы понять его значение. Запишите слово себе в тетради. Разберем слово по составу (вызвать ученика к доске). С чего мы начинаем разбор?
Ученик: С выделения окончания. Окончание -а. Все остальное – основа слова. Приставка рас-, корень -пут- (если возникнут трудности, попросить учеников подобрать однокоренные слова: путь, беспутный, путник и др.), суффикс –иц-.
Учитель: Давайте подберем однокоренные слова (если до этого еще не подобрали).
Ученики: путь, беспутный, путник и др.
Учитель: Да, правильно. А какое значение у приставки рас-? Давайте сначала попробуем подобрать существительные с такой же приставкой. Не забудьте, что раз- и рас- - это два варианта одной и той же приставки.
Ученики: разумник, раскрасавица (если не могут подобрать, то помочь ученикам).
Учитель: составьте по одному предложению с этими словами (1 вариант – со словом разумник, 2 – с раскрасавица).
Учитель: Прочитайте свои предложения (5-6 учеников зачитывают свои предложения). Обратите внимание, при характеристике человека эти слова будут иметь положительный или отрицательный смысл?
Ученики: отрицательный.
Учитель: Правильно. Т.е. разумником можно назвать не очень умного человека. Слышали вы когда-нибудь, как кого-нибудь назвали умник-разумник? Так же и раскрасавица имеет отрицательную окраску. Давайте теперь сделаем вывод, что же такое распутица?
Ученики: распутица – т.е. без пути.
Учитель: Хорошо, ребята, вы очень успешно справились с заданием и при помощи выделения значимых частей слова смогли определить значение слова. Продолжим работу с текстом. А кто такой маляр?
Ученики: Маляр – рабочий, занимающийся покраской зданий.
Учитель: Прочтите внимательно второе четверостишье. Чем занимается маляр?
Ученики: Побелкой.
Учитель: А что такое побелка?
Ученики: Побелка – процесс нанесения на потолок мела, чтобы он стал белым.
Учитель: Молодцы, ребята, вместе мы успешно объяснили все незнакомые слова и непонятные выражения и вспомнили про олицетворение.
Работа с выделенными глаголами:
Учитель: Ребята, какой частью речи являются слова распустится и справиться?
Ученики: Это глаголы.
Учитель: Чем различаются эти глаголы?
Ученики: У одного есть ь, у другого – нет.
Учитель: Давайте зададим вопрос к первому глаголу.
Ученики: листва ЧТО СДЕЛАЕТ? распустится (ученики записывают в тетрадь, а учитель -на доске: листва распустится).
Учитель: Со вторым глаголом я вам немного помогу. Давайте запишем в тетради не может справиться. Теперь задайте вопрос к глаголу справиться.
Ученики: Не может ЧТО СДЕЛАТЬ? справиться (ученики записывают в тетрадь, учитель – на доске: не может справиться).
Учитель: Посмотрите внимательно на доску и к себе в тетради. Какой вывод вы можете сделать?
Ученики: У глагола на –тся вопрос ЧТО СДЕЛАЕТ?, на –ться – ЧТО СДЕЛАТЬ?
Учитель: Да, ребята, вы правильно сделали вывод и самостоятельно пришли к теме нашего урока. Записываем у себя в тетрадях тему – «–тся, -ться в глаголах» (учитель пишет тему на доске). Прежде чем продолжить наше занятие, обратите, пожалуйста, внимание на то, как я на доске подчеркнула орфограмму (еще раз обратиться к доске, где написано листва распустится и не может справиться): одной чертой мы подчеркиваем -ться, -тся в глаголах, двумя чертами – конец слова в вопросе.
Объяснение новой темы:
На доске:
Три брата пошли купаться.
Два братца купаются, а один на берегу валяется.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на картинки на стр. 41 и подумайте, как они связаны с предложениями на доске?
Ученики: Второе предложение – это загадка. Два купающихся братца – это ведра, а на берегу валяется коромысло.
Учитель: Да, ребята, вы правильно ответили на вопрос. Теперь давайте зададим вопросы к глаголам. Кто хочет мне помочь у доски? (вызвать слабого ученика к доске)
Ученик (пишет вопросы над предложениями): пошли ЧТО ДЕЛАТЬ? купаться. Два братца ЧТО ДЕЛАЮТ? Купаются. Один ЧТО ДЕЛАЕТ? валяется.
На доске должно получиться:
Три брата пошли купаться.
Два братца купаются, а один на берегу валяется.
Учитель (к ученику у доски): сформулируй правило, как же различать написание глаголов на –тся, -ться
Ученик: В глаголах, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?, пишется –ться (с мягким знаком). В глаголах, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ (СДЕЛАЕТ)? ЧТО ДЕЛАЮТ (СДЕЛАЮТ)?, -тся (без мягкого знака)).
Учитель: Молодец, возвращайся за парту. Ребята, а теперь откройте ваш учебник на стр. 42 и посмотрите, правильно ли мы сделали вывод (Ученики читают правило в учебнике и еще смотрят, правильно ли мы разобрали предложение).
Учитель: Так как же мы должны писать глаголы на –тся и –ться? (спросить 4-5 человек, ученики повторяют правило)
IV. Закрепление нового материала:
Учитель: У вас на столах лежит раздаточный материал. Возьмите его, пожалуйста. Это стихотворение, которое поможет нам запомнить правило и никогда не делать ошибок в правописании глаголов на –тся, -ться (учитель читает текст). А теперь будем работать по очереди: читаем по две строчки и объясняем правописание глаголов по образцу рассуждения на стр. 42. Пр
На доске (вызывать по одному ученику на каждый глагол): Ученик учится, любит учиться, он не мучится, надо разобраться, ученик получится, ученик ленится, он надеется, он не денется. |
очтите внимательно образец самостоятельно. А теперь вставьте пропущенные буквы в лист самостоятельно и будьте готовы объяснить орфограмму. Несколько примеров мы подробно разберем на доске, запишем в тетрадь и подчеркнем орфограмму, как мы сегодня уже делали на уроке.
Надо глаголы заставить
Думать и нам отвечать,
Где ь нужно ставить,
Где поскорей исключать.
Предположим, ученик
На пятёрки учит_ся,
Очень любит он учит_ся
И от книг не мучит_ся.
Где тут -тся? Где тут -ться?
Надо разобрат_ся.
Что делать? Учит_ся
Что делает? Учит_ся.
Превосходный ученик
Из него получит_ся.
Надо, чтоб сами глаголы
Людям давали ответ:
Как же нам быть с этим знаком,
Ставить его или нет?
Предположим, ученик
Спит весь день и ленит_ся
Он учит_ся не желает,
На "авось" надеет_ся.
Где тут -тся?Где тут -ться?
Что делать? Ленит_ся.
Что делает? Ленит_ся.
Всё равно он от учёбы
Никуда не денет_ся!
Учитель: Ребята, а вы к какому типу учеников себя относите?
Ученики: Превосходные, старательные.
Учитель: Вы не спите целый день и не ленитесь, как ученик из стихотворения?
Ученики: Нет.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы ходите в школу и получаете знания, чтобы в будущем получить хорошую профессию и быть настоящими специалистами в своем деле. А знания по русскому языку, которые вы сейчас получаете, помогут вам грамотно излагать свои мысли как устно, так и на бумаге.
V. Подведение итогов
Учитель: Настало время подводить итоги. Давайте еще раз скажем, как мы определяем, где нужно писать ь в глаголах на –тся/-ться, а где нет?
Ученики: В глаголах, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?, пишется –ться (с мягким знаком). В глаголах, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ (СДЕЛАЕТ)? ЧТО ДЕЛАЮТ (СДЕЛАЮТ)?, -тся (без мягкого знака)).
Учитель: А теперь традиционно ответим на три вопроса: 1. Сегодня на уроке я узнал(а)… 2. Сегодня на уроке я понял(а)… 3. Я хотел(а) бы узнать… (вопросы записаны на обратной стороне доски, спросить 7-10 чел по одному вопросу)
VI. Оценка работы учеников
Учитель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на уроке. Самыми активными были.., они получают следующие оценки:..
VII. Домашнее задание
Учитель: Открываем дневники, записываем домашнее задание: упр. 85, стр. 42. Оно поможет вам закрепить изученный сегодня материал и еще раз применить правило написания –тся, -ться в глаголах на практике. Прочитайте, пожалуйста, про себя задание и все предложения. Все ли вам понятно?
Учитель: Чтобы правильно выполнить задание, смотрите образец рассуждения на стр. 42, а правильно оформить орфограмму вам помогут ваши записи в тетради. На этом наш урок завершен. Спасибо за вашу работу. Хорошего вам дня, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".
Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса...
Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"
Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...
Конспект урока по теме "Особые формы глагола"
Тип урока: комбинированный. (Обобщение и систематизация по теме «Причастие». Новая тема. Понятие о деепричастии).Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.Метод: исследовательский....
Конспект урока в ТДМ. 4 класс. Глагол «to be» в Past Simple Tense (в простом прошедшем времени).
Конспект урока в ТДМ. 4 класс. Глагол «to be» в Past Simple Tense (в простом прошедшем времени)....
Конспект урока английского языка 2 класс "Глагол can"
Урок подготовлен для проведения во 2 классе в рамках общешкольного проекта "Олимпийский год знаний"...
Технологическая карта урока "Правописание Тся-Ться в глаголах"
Технологическая карта урока...
Конспект урока"Правописание тся-,ться- в глаголах"
Конспект урока...