Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя. - Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть этот день будет добрым, веселым и удачным. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний Первая учебная ситуация. Орфографическая пятиминутка.
3. Вторая учебная ситуация. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы.
4.Развитие учебноязыковых умений. Комплексный анализ текста
5.Работа с измененным текстом.
| - Ребята, начнем наш урок с загадки. М. В. Ломоносов писал об этой части речи: «… заключает в себе силу глагола и имени». – Что же имел в виду Ломоносов? (Причастие.) На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии и сегодня узнаем, какую роль играют причастия в нашей речи. Итак, начнем с орфографической пятиминутки. (Фронтально, устно, на основе работы с текстом, показанным через проектор). * Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами. Гордые кипарисы растут в Крыму и на Кавказе. Если надрежешь ствол, то увидишь широкие кольца, свидетельствующ… о привольной жизни дерева. От этого среза тянет терпким запахом. Чувствуется лёгкий запах песка, наливающ…ся утренним солнцем, и аромат загорелых моряков, проспавш… всю звёздную ночь на открыт… кипарисовых палубах. Многое может напомнить знающ… человеку это дерево. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом. - К какой части речи относятся слова с пропусками?
1 группа - Докажите, вспомнив определение причастия. - Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста. 2 группа - Что такое причастный оборот? Приведите примеры из текста. - Назовите синтаксическую функцию причастия? 3 группа - Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми? - Чем отличаются действительные причастия от страдательных? - Какова роль определений в тексте? Комплексный анализ текста Выразительно прочитайте эпизод из рассказа «Забытая страничка» Евгения Ивановича Носова
Лето умчалось внезапно, будто спугнутая птица. Косой дождь хлестал в стекла, глухо барабанил по крыше. Я надеялся, что ненастье, внезапно подкравшееся, долго не задержится. Погода все не налаживалась. Дожди сменились ветрами, нагонявшими вереницы туч. Сад медленно увядал, осыпался, не пылал яркими осенними красками, таившими в себе неизъяснимую прелесть.
Теперь послушайте этот же эпизод из рассказа Е.Носова, в котором опущены причастные обороты. Лето умчалось внезапно. Косой дождь хлестал в стекла, глухо барабанил по крыше. Я надеялся, что ненастье долго не задержится. Погода все не налаживалась. Дожди сменились ветрами. Сад медленно увядал, осыпался, не пылал яркими осенними красками. Вопросы - Какой текст вам больше понравился? Почему? - В каких случаях причастные обороты придают тексту большую выразительность? Попробуйте выявить роль причастий в реализации авторского замысла. - Какой сделаем вывод? |
Предполагаемый ответ: Причастие
Запись учащимися числа, темы урока. - Цель урока – определить роль причастия, причастного оборота в речи.
Обучающиеся работают в группах.
Учащиеся читают эпизод, отвечают на вопросы.
ЕГЭ Задание 7,11, 16, ОГЭ Задание 5,9
Учащиеся сравнивают тексты и отвечают на вопросы учителя. |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
УУД коммуникативные: (формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах). УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование). |
6.Физминутка | Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. Настраиваются на позитивную дальнейшую работу. |
|
7.Проверка групповой домашней работы. Защита проектов.
| Проверка групповой домашней работы. Три группы учащихся выполняли индивидуальные проектные домашние задания. Учащиеся читали, анализировали произведение, изучали роль причастных оборотов. 1 группа работала с "Повестью о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма. 2 группа работала с рассказом Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор». 3 группа работала с рассказами «Бедные люди» Льва Николаевича Толстого и «Мальчик у Христа на елке» Федора Михайловича Достоевского. – Какая группа желает выступить первой? (выступают парами) Представитель группы защищает свое задание Вывод: В текстах художественного стиля причастия и причастные обороты являются средством выразительности. Они не только образно описывают, характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Причастия совмещают в себе свойства двух частей речи (прилагательного и глагола). Именно эта особенность придаёт предмету яркость, образность, динамичность, выразительность. | Учащиеся работали по группам, предварительно читали, анализировали тексты.
Защита заданий по группам.
| УУД коммуникативные: (признание разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения и позиции, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывание и осознание своей точки зрения, выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями). |
8.Этап обобщения и систематизации учебного материала. | Задание 1. Выберите нужную форму причастия. Ответ объясните. - Я увидел гребень скалы (поднимаемый, поднимающийся) к самым облакам.
- (Подгоняющие, подгоняемые) ветрами и (озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.
- В лицо мне брызнули капли росы упавшие с (задевшего, задетого) коленом куста.
| Выбирают нужную форму причастия.
Задание ОГЭ, задание ЕГЭ.
| УУД коммуникативные: (построение связного монологического высказывания, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения).
|
| Задание 2. Замените действительные причастия страдательными или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения. - Феврония, исцелившая Петра - _____________________
- автор, написавший повесть - _______________________
- герои, пережившие испытания -
- Мерцалов, отправивший письмо -
- сочельник, описанный писателем -
(сочельник - дни накануне церковных праздников Рождества и Крещения) - повесть, прочитанная ребятами -
|
|
|
| Задание 3. Задание 2. ЕГЭ задание 7 1. Проанализируйте предложения с причастными оборотами. 2. В предложениях есть ошибка в употреблении причастного оборота, найдите ее, исправьте и запишите это предложение. 3. Сформулируйте, какая ошибка в употреблении причастного оборота допущена. 1. Я жил в затерявшейся деревушке среди густого соснового леса. 2. Земля, размытыми недавними сильными ливнями, лопалась, чавкала, налипала комьями. 3. Свернутые паруса, расправляемые сильным ветром, ожили. 4. Молчаливо стоят березы и клены, одетыми разноцветной листвой. 5. Ветер гнал по дорожкам сорванные листья с деревьев. 6. Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой поляне и который был освещён лучами солнца. | Работают в группах по 6 человек, анализируют, сравнивают, делают выводы. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
| Познавательные УУД: владение навыками аудирования, умении анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. |
| ЕГЭ задание 11 Задание 4. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я. кол..щие тле..т (они) выгор..т (они) стел..щийся бор..щийся | Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю. помн..щий мел..щий крас..т скач..щий завис..щий | Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. выдел..шь щипл..т неопису..мая непромока..мый проверя..мый |
| Ученики вставляют пропущенные буквы. Контролируют правильность записи слов.
| Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений. Личностные результаты Формирование культурных, нравственных ценностей, гражданского самосознания.
|
| ЕГЭ задание 16, ОГЭ задание 9 Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. - В лучах солнца озарялась роща, стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были влажными от дождя, пестрели и загорались золотом листья (3) лежавшие на земле.
- Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка.
- Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) сыпала (4) моросящим дождиком.
| Ученики вставляют знаки препинания. Контролируют правильность записи предложений.
| Коммуникативные УУД: осуществление взаимодействие в группе, оказывать помощь и производить самооценку. осуществление учебной рефлексии. Регулятивные УУД: поиск пути решения проблемы, осуществление познавательной и личностной рефлексии. |
Рефлексия деятельности: итоги работы. | - Над чем работали сегодня на уроке? - Что нового узнали? - Что было интересным? Полезным? - Пригодятся ли знания, полученные на уроке в дальнейшем? - Достигли поставленной цели или нет? - Как оцениваете свою деятельность на уроке? (Учащиеся поднимают сигнальную карточку определенного цвета, соответствующего той оценке деятельности которую для себя определил каждый из них: зеленый– я сосредоточен, активен, внимателен, желтый – не хватает внимательности, усидчивости, недостаточно активен, красный – следует быть внимательнее, организованнее, активнее). | Дают ответы на вопросы, проводят самооценку деятельности на уроке; осмысляют сформированные умения и навыки. | Рефлексия: УУД личностные: (представление о причинах успеха в учебе) УУД регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |
Домашнее задание | Учитель благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся и задаёт домашнее задание. Домашнее задание (дифференцированный подход): 1.Подготовить устный рассказ на тему «Роль причастий в текстах различных стилей». 2.Выполнить карточку. Пробуждение. Скворец высунувшийся из своего домика прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой, воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки. Задания: - Расставить недостающие знаки препинания.
2. Подчеркнуть в тексте причастия (причастные обороты).
| Определяют, достигли ли цели урока, заполняют листы самооценки по теме урока и делятся впечатлениями от урока. Записывают домашнее задание. |
|