I. Мотивационный этап. | Подведение учащихся к изучению темы. Даны высказывания лингвистов с пропусками ключевых слов. Прочтите высказывания. Попробуйте восстановить пропущенные слова и словосочетания. Какой части речи посвящены фразы? Как вы догадались? "Часть речи, ..., в образе прилагательного." В.И. Даль (причастная глаголу) "Сии ... имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе ... силу." М.В. Ломоносов (глагольные, имени и глагола) " … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: …; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость … вялым оборотом." А.С. Пушкин (причастия) Приём "Ромашка Блума": 1. Какие особенности причастия как части речи отражены в этих фразах? 2. Если я правильно вас поняла, то вы говорите о... (уточняющий вопрос при необходимости). 3. Почему именно на эти особенности причастия обращали внимание авторы высказываний? 4. Что изменилось бы в языке, если бы причастий не было? 5. Как вы относитесь к каждому из данных высказываний? Насколько точно они передают особенности причастия? 6. Зачем нам необходимо знать особенности причастий? | Познавательные УУД: 1. Построение логической цепи рассуждений. 2. Поиск и выделение необходимой информации. 3. Умение обосновывать своё мнение. Коммуникативные УУД: 1. Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 2. Формулирование и аргументация собственного мнения. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. |
II. Актуализация знаний, фиксация затруднений. | Какие советы вы можете дать по различению причастий и других частей речи? Запись слов из упр.4 учебника. Задание к упражнению: определите, к каким частям речи относятся данные слова. Составьте словосочетания или предложения так, чтобы были видны смысловые различия этих частей речи. Висячий - висящий, живущий - живучий, белейший - белеющий, промёрзший - промёрзлый, запотевший - запотелый. Взаимопроверка. | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы.
|
III. Включение учащихся в систему новых знаний. Формулирование темы урока, целеполагание, планирование деятельности. | Ученикам предлагается учебно-научный текст о причастии и причастном обороте. Используя предложенный учителем активный метод чтения, обучающиеся извлекают материал, необходимый для урока. Методы активного чтения: маркировка с использованием значков "V", "+", "-", "? " (по мере чтения их ставят над информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации полях справа). Причастие считается словообразовательной калькой латинского participium, однако встречается в грамматике Иоанна Дамаскина. Поэтому, возможно, является старославянизмом, означающим сопричастность. В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как к имени, так и глаголу. Как отдельная часть речи причастие было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова. Причастие - «гибридная» форма глагола (типа любящий, любимый), обладающая признаками прилагательного (изменяемость по родам, числам, падежам; наличие категории полноты ~ краткости; согласование с существительным; синтаксическая роль определения или именной части составного сказуемого) и глагола (категории вида, залога и времени, лексико-грамматические признаки переходности и возвратности; сохранение глагольного управления; ср.: любить детей -любящий детей, руководить заводом -руководящий заводом). Являясь атрибутивной формой глагола, причастие, подобно деепричастию, служит средством обозначения действия побочного, дополнительного по отношению к основному действию, названному предикативной формой глагола. Ср.: крестьянин работал и пел - оба действия представлены как равноправные; работавший крестьянин пел - центральное действие названо формой пел, а сопутствующее действие - формой работавший; певший крестьянин работал- центральное действие названо формой работал, а сопутствующее - формой певший. От одного и того же глагола может быть образовано несколько грамматических типов причастий: действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени. Количество причастных форм у того или иного глагола зависит от его грамматических характеристик - вида и переходности ~ непереходности. От переходных глаголов несовершенного вида могут образовываться действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени: читать - читающий, читавший, читаемый, читанный, а от переходных глаголов совершенного вида - действительные и страдательные причастия только прошедшего времени: прочитать - прочитавший, прочитанный; от непереходных глаголов несовершенного вида - действительные причастия настоящего и прошедшего времени: выходить -выходящий, выходивший, а от непере-ходных глаголов совершенного вида - только действительные причастия прошедшего времени: выйти - вышедший. Причастный оборот — это причастие с подчинёнными ему словоформами. В предложении причастный оборот чаще всего выступает в функции определения. Эта маленькая речь Базарова, напоминавшая его прежние "выходки", привела Василия Ивановича в умиление. (И.С. Тургенев. «Отцы и дети») Выделение причастных оборотов запятыми (обособление) определяется тремя основными правилами: 1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется. На капителях колонн и в лабиринтах исполинской люстры, свисающей с почерневшего потолка, шуршали нетопыри и летучие собаки.(А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу») 2. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).У машины был усталый, запыленный вид, ветровое стекло было заляпано разбившейся о него вдребезги мошкарой. (А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу») 3.Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий: • причастный оборот относится к личному местоимению; • причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное); • причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения. (По материалам пособия Касаткина Л.Л. и др."Краткий справочник по современному русскому языку", под ред. П.А.Леканта и портала bitClass.ru). - Сформулируйте тему урока (что будем повторять).
- Определите его цель, составьте план (можно вопросный).
Примерный вариант плана (фиксируется на доске). - Что такое причастие?
- Какие бывают причастия и как они образуются?
- Какие признаки есть у причастия?
- Что такое причастный оборот? и т.д.
- Каковы правила обособления причастного оборота?
- Что нужно помнить, чтобы избежать ошибок в употреблении причастий и причастных оборотов | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Планировать деятельность на уроке. Познавательные УУД Извлекать информацию из источников |
IV. Повторение, закрепление, обобщение и систематизация изученного материала.
| 1. Вопросы для повторения, зафиксированные в плане урока на доске (работа в парах). 2. Составление схем-опор и кластеров (в группах): 1-2я группы: признаки причастия (глагола и прилагательного). 3-4я группы: знаки препинания при причастном обороте. Самопроверка 1-я схема:
2-я схема:
3. Выявление изобразительно-выразительных функций причастных оборотов. Наблюдение. Упр.1. Прочитайте предложения. Сравните их по структуре (включая и порядок слов), по смыслу и интонации. В каких случаях выделенные слова обладают большей выразительностью? Чем это можно объяснить? 1.Свежий ветер ворвался 1. Свежий ветер ворвался в открытое настежь окно. в окно, открытое настежь. 2.Омытые весенним 2. Деревья, омытые весенним дождём деревья блестели дождём, блестели на солнце. на солнце. 3.С самого утра наплывающие 3.Небо совсем затянули на город тучи совсем тучи, с самого утра наплываю- затянули небо. щие на город. 4.Дождь лил стеной 4. Дождь лил стеной много много дней и вышедшая дней, и река, вышедшая из из берегов река берегов, затопила округу. затопила округу. | Познавательные УУД 1. Конструировать, моделировать, представлять модели объектов в знаково-символической форме. 2. Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Осуществлять взаимодействие в группах, договариваться о совместной деятельности. 3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.
|
V. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений. |
1. Выполнение упражнений. а) Проверим умение правильно использовать причастия и причастные обороты в речи. Исправь ошибки, докажи верность суждений. - Созданные писателем книги начинают жить самостоятельно, жизнью продолжительной, исполненной той последовательности, недостающей самому автору.
- Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.
- Крупный камень красивого фиолетового цвета, вставленный в браслет, на самом деле оказался металлическим сплавом.
- Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.
б) Показатель грамотности человека - умение использовать различные языковые средства. Как мы убедились, выполнив предыдущее упражнение, обычно трудности возникают при использовании причастий и причастных оборотов. Прочитайте текст и попробуйте восстановить пропущенные части предложений. Помните о грамотности оформления причастных оборотов. Работаем в парах. Упр. 3 – клоуз-текст. Предварительно составляется алгоритм работы: 1. Нахожу причастие. 2.Ищу для него главное слово – определяемое слово. 3.Определяю часть речи главного слова. 4.Смотрю, есть ли зависимые слова (причастный оборот). 5.Определяю место главного слова и причастного оборота (если главное слово - местоимение – ставлю запятую). Причастный оборот после определяемого слова – ставлю запятую (запятые). Причастный оборот перед определяемым словом – не ставлю запятую. Проверка с помощью интерактивной доски (слайд). Наш эшелон ... из товарных теплушек проплутал около недели по ... пространствам России и февральской вьюжной ночью нашёл себе пристанище в серпуховском тупике. В последний раз вдоль состава пробежал морозный звон буферов будто в поезде везли битую стеклянную посуду эшелон замер и стало слышно как в дощатую стенку вагона секло сухой снежной крупой. Нас выносили прямо в нижнем белье накрыв сверху одеялами складывали в грузовики гулко ... на ветру промёрзлым брезентом и увозили куда-то по тёмным ночным улицам. После серых блиндажей где от каждого вздрога земли сквозь накаты сыпался песок ... на зубах и винтовочных затворах после землисто-серого белья которое мы если выпадало затишье проваривали в бочках из- под солярки после слякотных дорог наступления и липкой хляби в ... сапогах после всего что там было эта госпитальная тишина и белизна показались нам чем-то неправдоподобным. Мы заново приучались есть из тарелок держать в руках вилки удивлялись забытому вкусу белого хлеба привыкали к простыням и райской мягкости панцирных кроватей. Несмотря на раны первое время мы испытывали какую-то ... умиротворённость. (Собранный, заснеженным, хлопавшие, хрустевший, непросыхающих, разнеженную)
Перед вами тот же текст с синонимическими причастным оборотам конструкциями. Прочитайте. Как вы считаете, какой речи - книжной или разговорной - более свойственно употребление причастий и причастных оборотов? В каких случаях причастные обороты придают ей большую выразительность? Попробуйте выявить роль этих глагольных форм в реализации авторского замысла. Какие случаи синонимии форм причастий вы считаете актуальными для собственной речи? Наш эшелон который состоял из товарных теплушек проплутал около недели по заснеженным пространствам России и февральской вьюжной ночью нашёл себе пристанище в серпуховском тупике. В последний раз вдоль состава пробежал морозный звон буферов будто в поезде везли битую стеклянную посуду эшелон замер и стало слышно как в дощатую стенку вагона секло сухой снежной крупой. Нас выносили прямо в нижнем белье накрыв сверху одеялами складывали в грузовики, которые гулко хлопали на ветру промёрзлым брезентом и увозили куда-то по тёмным ночным улицам. После серых блиндажей где от каждого вздрога земли сквозь накаты сыпался песок, который скрипел на зубах и винтовочных затворах после землисто-серого белья которое мы если выпадало затишье проваривали в бочках из- под солярки после слякотных дорог наступления и липкой хляби в сапогах, которые не просыхали, после всего что там было эта госпитальная тишина и белизна показались нам чем-то неправдоподобным. Мы заново приучались есть из тарелок держать в руках вилки удивлялись забытому вкусу белого хлеба привыкали к простыням и райской мягкости панцирных кроватей. Несмотря на раны первое время мы испытывали какую-то умиротворённость, которая нас разнеживала. Вернёмся к высказыванию А.С.Пушкина о причастии. Как вы его понимаете теперь? |
Познавательные УУД Владеть навыками отбора и систематизации информации.
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать по заданным параметрам. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм) Личностные результаты Формирование культурных, нравственных ценностей, гражданского самосознания. Коммуникативные УУД 1. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Осуществлять речевой самоконтроль.
|
VI. Итог урока. Рефлексия, самооценка. |
1.Рефлексия. Заполнение таблицы, имеющейся у каждого учащегося. Знаю, что... | Знаю, как... | Знаю, зачем... | ...такое причастие и причастный оборот. | ...находить причастие в предложении, отличать его от имени прилагательного, грамотно пунктуационно оформлять причастный оборот, уместно использовать в речи данную синтаксическую конструкцию. | ...используются причастия и причастные обороты в научной и художественной речи. |
2. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке при помощи алгоритма: 1.Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? 5. Как я себя оцениваю? Какая отметка отражает качество моей работы?
|
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VII. Домашнее задание (дифференцирован- ное)
| 1. Базовый уровень: упражнение №8. Воспользуйтесь сборниками упражнений, подберите предложения и тексты для практикума по пунктуации и попробуйте составить систему упражнений, с помощью которых вы сможете отработать трудные для себя случаи обособления причастий. 2. Повышенный уровень : вам даны причастные обороты и причастия, взятые из текста известного русского писателя. Попробуйте, используя эти языковые средства, составить собственный текст. Формы слов можно изменять. На следующем уроке мы сравним ваш текст с писательским вариантом. Высоко стоявшие на небе, чуть брезжущем, слабо льющемся, тлеющего, задымившейся, зазеленевшимся, сверкающим, обагренным, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, обмытые утренней прохладой, погоняемый знакомыми мальчиками, отдохнувший.
Текст для сравнения. Месяц взошел наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была все так же великолепна, как и прежде... Но уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру: все спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, в нем снова как будто разливалась сырость... Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями... Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звезд, тоже лежали, понурив головы... Слабое забытье напало на меня; оно перешло в дремоту. Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось... Я проворно встал и пошел к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня. Я кивнул ему головой и пошел восвояси вдоль задымившейся реки. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун... (И.С.Тургенев "Бежин луг") |
|