Конспект урока по русскому языку "Причастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастный оборот".

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastnyy_oborot.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Причастный оборот. Обособление причастного оборота на письме».

Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:

Образовательные:

  • формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
  • формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать умение мыслить самостоятельно;
  • развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию культуры общения;
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.
  • Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
  • Личностныепонимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение
  • Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.
  • Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.
  • Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь.

Релаксация (под музыку звуков природы). Звучит музыка.

Учитель: Отправимся в путешествие по осеннему лесу. Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.

На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учитель: О какой части речи мы с вами говорили на прошлом уроке? 

Ученик: О причастии.

Учитель: Что такое причастие? Что обозначает эта часть речи?  

Ученик: Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию.

Цифровой диктант

Если вы согласны с моим утверждением, ставите «1», если нет – «0».

1) В предложении причастный оборот является одним членом предложения.

2) Причастный оборот- причастие с зависимыми словами.

3) Причастный оборот всегда выделяется запятыми, то есть обособляется.

4) Причастный оборот не выделяется запятыми, то есть не обособляется, если стоит перед определяемым словом.

III Формулировка темы урока. Постановка целей и задач.

Лингвистическая сказка

В далекой стране Орфографии жило-было маленькое причастие. И было оно очень-очень любопытным. Какие слова ни встретит причастие, то сразу же пристает с вопросами: кого? что?. И пугались таких вопросов слова, боялись они, что попадут от причастия в зависимость. И отмахивались они от вопросов причастия. И отделялись слова от него запятыми. И бегало за словами маленькое причастие. И предлагало оно словам дружить. И однажды сжалились они над маленьким причастием. Подружились с ним и составили причастный оборот. Весело стало причастию дружить и гулять вместе с зависимыми от него словами. И полюбили они играть в прятки. Стали они так в предложениях прятаться, что не каждый их и найдет. Запятые то окружали со всех сторон причастный оборот, то сторонились его.  А найти их можно лишь с помощью правила. Как посмотришь ты на предложение, где причастный оборот спрятался, то ищи сначала причастие. А потом уж и вопрос ставь от причастия к зависимым словам. Если все это сделаешь правильно, то найдешь ты причастный оборот в предложении. И обрадуется тогда и само предложение, и причастный оборот, и зависимые слова. И станут они тогда твоими друзьями. И все диктанты тогда ты станешь писать, как по волшебству без ошибок.

Учитель: О чем данная сказка? Давайте сформулируем тему урока.

Ученик: Причастный оборот.

Учитель: Что вы поняли из данной сказки? Что такое причастный оборот?

Давайте откроем тетради, запишем число, классную работу, тему «Причастный оборот». Попробуем сформулировать цели урока. Чему мы должны научиться?

Выборочный диктант

Надо выписать те словосочетания, где главным словом является причастие.

Сбегавшие с гор, висевший в осеннем воздухе, усыпанные разноцветными листьями, протоптанная туристами, солнечное утро, написанная маслом, изумрудная зелень, раненный в плечо.

Используя выписанные словосочетания, где главным словом является причастие, придумать предложения (1-2). Тот ученик, чье высказывание получилось наиболее удачным, выходит к доске, записывает свое предложение и выполняет синтаксический разбор.

Физкультминутка

Хлопнуть в ладоши, когда услышишь словосочетание с причастием.

Прыгающий мяч; высоко прыгающий; прыгая в сторону; прыгать через препятствие; взяв за руку;  взявший со стола;  взять у друга;  взявший отпуск студент;  улыбаясь увиденному;  громко смеясь; открыв двери; крича на перемене.

Учитель: Перед вами несколько предложений. Чем они отличаются друг от друга?  

Запах белой сирени, пышно распустившейся в нашем саду, опьянял.

Пышно распустившейся в нашем саду запах белой сирени опьянял.

Диск полной луны, показавшейся из-за облачка, рождал мечты.

Показавшейся из-за облачка диск полной луны рождал мечты. 

Формулировка правила обособления причастного оборота. Проверка.

Учитель: Рассмотрим особенности употребления в поэтическом тексте причастий и причастных оборотов, определить их роль и значение.

На интерактивной доске стихотворный текст без знаков препинания (запятых и тире):

         Люблю отчизну я, но странною любовью!

          Не победит ее рассудок мой.

          Ни слава, купленная кровью,

          Ни полный гордого доверия покой…

(М.Ю.Лермонтов «Родина») 

Учитель: У вас возникло возвышенное настроение. Почему так произошло? Кто воздействовал на ваше настроение? 

Ученик: Автор.

Учитель: Найдите в тексте причастный оборот и определяемое слово. Обособляется ли причастный оборот?  

Ученик: Ни слава, купленная кровью… Данный причастный оборот обособляется потому, что стоит после определяемого слова.

Учитель: С помощью чего поэт достигает необыкновенной художественной выразительности?

Вывод: Причастия! Причастные обороты! Благодаря им создаётся яркий, зримый художественный образ.

Учитель: Проведение небольшого эксперимента: прочитайте пятистишие без причастных оборотов? Что потеряло это стихотворение? (яркость, образность, выразительность, динамичность, энергичность)

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

                                   (Р.Гамзатов)

Учитель: Вы прочитали стихотворение. О чём оно? Сформулируйте тему данного поэтического текста. Какие чувства у вас пробудил этот текст? 

Ученик: чувства гордости, восхищения тем, как чудесен, неповторим, красив наш русский язык.

Вывод: Автор использует причастные обороты для того, чтобы с их помощью воздействовать на чувства читателей или слушателей.

Творческий диктант

Учитель: Списать, распространить предложения причастными оборотами.

Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, ( какая?............), и высокие сапоги придавали ему вид охотника.

Ее темные густые волосы (какие?........) сбились , касаясь плеч. Капитан выбрался на открытое место ( какое?...........) и увидел спящую Ассоль.

Подведение итогов урока.

Учитель: Теперь давайте подведем итоги нашего урока

Ученик: Употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики. Мы выяснили, что причастия изменяют текст, вносят в него дополнительные сообщения, придают динамику и образность, яркость описания.

V. Рефлексия.

Приём «Плюс-минус-интересно»

«П» «М» «И» Что понравилось, что не понравилось, любопытные факты или вопрос учителю. Для письменного выполнения заполняем таблицу из трех граф.

«П»

«М»

«И»

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, ситуаций.

В графу «И» - «интересно» - вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

(Критерии оценки.)

“А” – Задания были мне понятны, я легко справился.

“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Запишите на полях букву.) Кто написал букву А, поднимите руку.

V. Домашнее задание

– Тот, кто записал букву А, придумать небольшую сказку о том, как причастный оборот от запятых спасался.

– Тот, кто записал букву Б, записать из художественной литературы 8 предложений с причастными оборотами.

– Тот, кто записал букву В, записать 10 словосочетаний, используя причастия. Выставление оценок совместно с учителем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Деепричастный оборот"

ЦЕЛИ УРОКА: закрепить  сведения о деепричастии и умение отличать деепричастие от других частей речи;познакомить  детей с понятием с понятием деепричастного оборота;формировать уме...

Конспект урока по русскому языку в 9классе " Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов."

Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов - одна из непростых тем в 9классе.Цели: отработка навыка  взаимозамены  придаточных определительных и причастны...

План-конспект урока по русскому языку по "Обобщающее повторение. Причастный оборот"

1.  ФИО (полностью)Кривицкая Галина Александровна2.  Место работыМКОУ СОШ с. Гаровка -23.  ДолжностьУчитель русского языка и литературы4.  ПредметРусский язык5.  Класс66....

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...

Конспект урока по русскому языку "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот). 6 класс.

Тема: "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот).Цель: • определение деепричастного оборота;• деепричастный оборот как член предложения;• место деепричастного оборота ...

Конспект урока "Предложения со сравнительными оборотами"

Подробно разработанный урок с интересными и творческими заданиями...

Конспект урока по русскому языку "Причастный оборот" (7 класс)

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Причастный оборот"....