Программа "Развитие талантливых учеников"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Компоненты программы:
1. Выявление одаренных детей;
2. Развитие творческих способностей на уроках;
3. Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
4. Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_talantlivyh_uchenikov.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»
Программа
«Развитие талантливых учеников»
(русский язык и литература)
Разработала:
Бритвина Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2018 г.
Актуальность разработки программы
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи – одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках Национального проекта «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи».
Возникает необходимость скоординировать работу по выявлению одаренных учащихся и организовать развитие их одаренности. Так как человек заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность к формированию этих способностей, то организация работы по развитию творческих способностей учащихся является одной из составляющих профессиональной деятельности педагога.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
- реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
- изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
- управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения.
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
Занятия по литературе во внеурочное время с обучающимися 5-9 классов, курс по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе в 5-11 классах являются одной из важных составляющих рабочей программы «Развитие талантливых учеников».
Концепции программы
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Компоненты программы:
- Выявление одаренных детей;
- Развитие творческих способностей на уроках;
- Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Основные виды деятельности с талантливыми детьми:
При работе с талантливыми детьми используются следующие виды деятельности
· Использование современных образовательных технологий и методов:
-технологии развивающего и проблемного обучения,
-технология критического мышления,
- информационно-коммуникативные технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
· -технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;
- деятельностный метод,
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
· Работа на уроке «консультантов» (мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);
· Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и
самостоятельных работ по разным предметам;
· Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
Цель:
Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей.
Основные задачи:
- Выявление талантливых учеников;
- Привитие познавательного интереса к русскому языку и литературе;
- Овладение конкретными теоретическими базовыми знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- Интеллектуальное развитие учащихся, развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребенка;
- Формирование представлений о русском языке как части общечеловеческой культуры, понимание значимости русского языка и литературы для общественного прогресса;
- Формирование навыков создания индивидуального литературного творчества;
- Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
- Работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
- Создание условий для всестороннего развития талантливых детей.
- Подготовка выпускников к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
Сроки и этапы реализации программы:
2018-2022 учебные годы
1 этап (учащиеся 5-7 классов)
- Выявление талантливых учеников в 5 классе;
- Курс «Изучение родного (русского) языка» и «Изучение родной (русской) литературы для 5-7 классов;
- Формирование банка данных детей 5-11 классов, проявляющих повышенный интерес к русскому языку и литературе;
- Создание условий для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей (творческие домашние задания, участие в проектах для одаренных детей)
2 этап (учащиеся 8,9 классов).
На этом этапе важным является продолжение развития устойчивого интереса к русскому языку и литературе.
- Участие в муниципальном этапе всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе.
- Участие во Всероссийской олимпиадах «Олимпус», «Я – юный гений», «Кириллица», дистанционных конкурсах «Инфоурок», «Продленка».
- Выполнение творческих заданий по русскому языку и литературе.
- Выполнение творческих работ с целью развития коммуникативной компетенции.
- этап (учащиеся 10, 11 классов).
1. Консультационные занятия.
2. Участие в 1 этапе всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе.
3. Участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпус», дистанционных конкурсах «Инфоурок», «Продленка», всероссийских олимпиадах «Я – юный гений», «Кириллица».
4. Выполнение творческих работ с целью развития коммуникативной компетенции.
5. Проведение конференции.
Содержание:
I ЭТАП.
Творческие задания для талантливых учеников 5-7 классов.
5 класс:
Задание 1. Энциклопедия одного слова
Задание 2. Авторская сказка.
Задание 3. Мир пословиц и поговорок о дружбе.
Задание 4. История буквы ять.
Задание 5. Какие буквы исчезли и какие появились в русском алфавите.
Задание 6. Фонетические старославянизмы.
Задание 7. История букв Ё и Э.
Задание 8. Начальные знания о средствах выразительности.
Задание 9. Создаем авторские стихотворения.
Задание 10. Необычное в обычных баснях И.Крылова.
6 класс:
Задание 1. Создание авторских стихотворений.
Задание 2. Углубляем знания о средствах выразительности.
Задание 3. Принципы строения сочинения.
Задание 4. Законы публичных выступлений.
Задание 5. Инсценировка басен И.Крылова.
Задание 6. Создание авторской басни.
Задание 7. Фразеологизмы русского языка и их значения.
Задание 8. Старославянизмы во фразеологизмах.
Задание 9. Что я знаю о букве Й?
Задание 10. Сбор быличек Оренбургской области.
7 класс:
Задание 1. Создание авторских стихотворений.
Задание 2. Углубляем знания о средствах выразительности.
Задание 3. Обучение анализу стихотворного произведения.
Задание 4. Законы публичных выступлений.
Задание 5. Обучение анализу прозаического произведения.
Задание 6. Восстановление деформированного текста.
Задание 7. Фразеологизмы русского языка и их значения.
Задание 8. Историзмы и архаизмы.
Задание 9. Обучение написанию рецензии.
Задание 10. Сбор быличек Оренбургской области.
II ЭТАП.
.Творческие работы (предлагаемые обучающимся 8-9 классов):
- Былички Кувандыкского района Оренбургской области. 8 класс.
- Русский язык вчера, сегодня, завтра. 8 класс.
- Неологизмы в русском языке. 8 класс.
- Диалектные слова Оренбургской области. 8 класс.
- Заводская терминология в сказах Павла Бажова. 8 класс.
- Удивительный мир фразеологизмов. 8 класс.
- Полный анализ поэтического произведения. 8 класс.
- Изобразительно – выразительные средства в стихотворениях поэтов Оренбуржья. 9 класс.
- Интересные факты в мире местоимений. 9 класс.
- Сленговые слова в нашей речи. Нужны или нет? 9 класс.
- Занимательный мир паронимов. 9 класс.
- Антонимы и синонимы в рассказах М. Зощенко. 9 класс.
- Полный анализ прозаического произведения. 9 класс.
- Приемы в художественных произведениях. 9 класс.
III ЭТАП.
Конференции (защита творческих проектов, над которыми ученики работали на втором этапе).
Объединяющий фактор всех возрастных групп:
- Проведение «Декады русского языка и литературы»;
- Творческие задания по предмету побуждает учащихся интенсивно трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами, а затем защитить работы. Тем самым идет формирование коммуникативной компетенции.
- Работа над коммуникативными задачами идет и на уроках (решение проблемных ситуаций), и во внеурочное время (домашние исследования, подготовка к публичным выступлениям), при выполнении заданий в предметных олимпиадах, при подготовке к конференциям.
Учащиеся должны уметь:
- Производить полный анализ поэтического и прозаического произведения.
- Оценивать логическую правильность рассуждений;
- Эмоционально представить конкурсное произведение на сцене;
- Писать сочинения разных типов и стилей речи;
5. Решать несложные олимпиадные задачи по русскому языку и литературе;
6. Применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка и литературы и в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты
- Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся
- Повышение качества знаний по русскому языку и литературе.
- Участие во всероссийской олимпиаде школьников.
УМК: ЛИТЕРАТУРА:
Омарова В.К.
Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
Сатынская А.К.
О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
Афанасьева В.Н.
Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
Марченко Е.В.
Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
Нурахметова К.С.
Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.
Фрадков В.
Одарённость: благословение или препятствие? / В. Фрадков
// Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68.
Ляшко Л.Ю.
Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.
Федоровская Е.О.
Увлеченность в структуре исследовательской одаренности / Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 16-31. - Библиогр.: с. 30-31.
Литвинова, А.В.
Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся / А. В. Литвинова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 32-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитать талантливого читателя? Презентация
В презентации представлены различные формы работы с учащимися по привлечению их к чтению....
Развитие системы поддержки талантливых детей.
Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...
Воспитание талантливого читателя
Формы работы по привлечению учащихся к чтению художественной литературы...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
Рабочая программа "Талантливый ученик"
Программа для работы с одаренными детьми....
Программа работы с одарёнными детьми "Талантливый ученик"
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли...