Программа "Развитие талантливых учеников"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Компоненты программы:

1.     Выявление одаренных детей;

2.     Развитие творческих способностей на уроках;

3.     Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

4.     Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_talantlivyh_uchenikov.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»

Программа

«Развитие талантливых учеников»

(русский язык и литература)

Разработала:

 Бритвина Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

2018 г.

Актуальность разработки программы

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи – одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках Национального проекта «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи».

Возникает необходимость скоординировать работу по выявлению одаренных учащихся и организовать развитие их одаренности. Так как человек заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность к формированию этих способностей, то организация работы по развитию творческих способностей учащихся является одной из составляющих профессиональной деятельности педагога.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
  • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения. 
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности  школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

Занятия по  литературе  во внеурочное время с обучающимися 5-9 классов,  курс по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе  в 5-11 классах являются одной из важных составляющих рабочей программы «Развитие талантливых учеников».

Концепции программы

  Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Компоненты программы:

  1. Выявление одаренных детей;
  2. Развитие творческих способностей на уроках;
  3. Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  4. Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Основные виды деятельности с  талантливыми детьми:

При работе с талантливыми детьми  используются  следующие виды деятельности

·        Использование современных образовательных технологий и методов:

       -технологии развивающего и проблемного обучения,

       -технология критического мышления,

       - информационно-коммуникативные технологии,

       - здоровьесберегающие технологии,

·        -технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

        - деятельностный метод,

        - проектная и исследовательская деятельность учащихся;

·        Работа на уроке «консультантов» (мотивированные  учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);

·        Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

           самостоятельных работ по разным предметам;

·        Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский; 

-частично-поисковый; 
-проблемный; 

Цель:

Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей.

Основные задачи:

  1. Выявление талантливых учеников;
  2. Привитие познавательного интереса к русскому языку и литературе;
  3. Овладение конкретными теоретическими базовыми  знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  4. Интеллектуальное развитие учащихся, развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребенка;
  5. Формирование представлений о русском языке  как части общечеловеческой культуры, понимание значимости  русского языка и литературы для общественного прогресса;
  6. Формирование навыков создания индивидуального литературного творчества;
  7. Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
  8. Работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
  9. Создание условий для всестороннего развития талантливых  детей.
  10. Подготовка выпускников к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Сроки и этапы реализации программы:

2018-2022 учебные годы

1 этап  (учащиеся 5-7 классов)

  1. Выявление талантливых учеников  в 5 классе;
  2. Курс  «Изучение родного (русского) языка» и «Изучение родной (русской) литературы для 5-7  классов;
  3. Формирование банка данных детей 5-11 классов, проявляющих повышенный интерес к русскому языку и литературе;
  4. Создание условий для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей (творческие домашние задания, участие в проектах для одаренных детей)

2 этап (учащиеся 8,9 классов).

На этом этапе важным является продолжение развития устойчивого интереса к русскому языку и литературе.

  1. Участие в муниципальном  этапе всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе.
  2. Участие во Всероссийской олимпиадах «Олимпус», «Я – юный гений», «Кириллица», дистанционных конкурсах «Инфоурок», «Продленка».
  3. Выполнение творческих заданий по русскому языку и литературе.
  4. Выполнение творческих работ с целью развития коммуникативной компетенции.
  1. этап (учащиеся 10, 11 классов).

1. Консультационные занятия.

2. Участие в 1 этапе всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе.

3. Участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпус», дистанционных конкурсах «Инфоурок», «Продленка», всероссийских олимпиадах «Я – юный гений», «Кириллица».

4. Выполнение творческих работ с целью развития коммуникативной компетенции.

5. Проведение конференции.

Содержание:

I ЭТАП.

Творческие задания для талантливых учеников 5-7 классов.

5 класс:

Задание 1. Энциклопедия одного слова

Задание 2. Авторская сказка.

Задание 3. Мир пословиц и поговорок о дружбе.

Задание 4. История буквы ять.

Задание 5. Какие буквы исчезли и какие появились в русском алфавите.

Задание 6. Фонетические старославянизмы.

Задание 7. История букв Ё и Э.

Задание 8. Начальные знания о средствах выразительности.

Задание 9. Создаем авторские стихотворения.

Задание 10. Необычное в обычных баснях И.Крылова.

6 класс:

Задание 1. Создание авторских стихотворений.

Задание 2. Углубляем знания о средствах выразительности.

Задание 3. Принципы строения сочинения.

Задание 4. Законы публичных выступлений.

Задание 5. Инсценировка басен И.Крылова.

Задание 6. Создание авторской басни.

Задание 7. Фразеологизмы русского языка и их значения.

Задание 8. Старославянизмы во фразеологизмах.

Задание 9. Что я знаю о букве Й?

Задание 10. Сбор быличек Оренбургской области.

7 класс:

Задание 1. Создание авторских стихотворений.

Задание 2. Углубляем знания о средствах выразительности.

Задание 3. Обучение анализу стихотворного произведения.

Задание 4. Законы публичных выступлений.

Задание 5. Обучение анализу прозаического произведения.

Задание 6. Восстановление деформированного текста.

Задание 7. Фразеологизмы русского языка и их значения.

Задание 8. Историзмы и архаизмы.

Задание 9. Обучение написанию рецензии.

Задание 10. Сбор быличек Оренбургской области.

II ЭТАП.

.Творческие работы  (предлагаемые обучающимся 8-9 классов):

Былички Кувандыкского района Оренбургской области. 8 класс.

- Русский язык вчера, сегодня, завтра. 8 класс.

- Неологизмы в русском языке. 8 класс.

- Диалектные слова Оренбургской области. 8 класс.

- Заводская терминология в сказах Павла Бажова. 8 класс.

- Удивительный мир фразеологизмов. 8 класс.

- Полный анализ поэтического произведения. 8 класс.

- Изобразительно – выразительные средства в стихотворениях поэтов Оренбуржья. 9 класс.

- Интересные факты в мире местоимений. 9 класс.

- Сленговые слова в нашей речи. Нужны или нет? 9 класс.

- Занимательный мир паронимов. 9 класс.

- Антонимы и синонимы в рассказах М. Зощенко. 9 класс.

- Полный анализ прозаического произведения. 9 класс.

- Приемы в художественных произведениях. 9 класс.

III ЭТАП.

 Конференции (защита творческих проектов, над которыми ученики работали на втором этапе).

Объединяющий фактор всех возрастных групп:

  1. Проведение «Декады русского языка и литературы»;
  2. Творческие задания  по предмету побуждает учащихся интенсивно трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами, а затем защитить работы. Тем самым идет формирование коммуникативной компетенции.
  3. Работа над коммуникативными задачами идет и на уроках (решение проблемных ситуаций), и во внеурочное время (домашние исследования, подготовка к публичным выступлениям), при выполнении заданий в предметных олимпиадах, при подготовке к конференциям.

Учащиеся должны уметь:

  1. Производить полный анализ поэтического и прозаического произведения.
  2. Оценивать логическую правильность рассуждений;
  3. Эмоционально представить конкурсное произведение на сцене;
  4. Писать сочинения разных типов и стилей речи;

5. Решать несложные олимпиадные задачи по русскому языку и литературе;

6. Применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка и литературы и в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты

  1. Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся
  2. Повышение качества знаний по русскому языку и литературе.
  3. Участие во всероссийской олимпиаде школьников.

УМК: ЛИТЕРАТУРА:

Омарова В.К.

Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова 
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28. 

Сатынская А.К.

О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская 
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33. 

Афанасьева В.Н.

Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев 
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55. 

Марченко Е.В.

Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121. 

Нурахметова К.С.

Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127. 

Фрадков В. 

Одарённость: благословение или препятствие? / В. Фрадков 
// Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68. 

Ляшко Л.Ю.

Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15. 

Федоровская Е.О.

Увлеченность в структуре исследовательской одаренности / Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 16-31. - Библиогр.: с. 30-31. 

Литвинова, А.В.

Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся / А. В. Литвинова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 32-37. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать талантливого читателя? Презентация

В презентации представлены различные формы работы с учащимися по привлечению их к чтению....

Развитие системы поддержки талантливых детей.

Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

Воспитание талантливого читателя

Формы работы по привлечению учащихся к чтению художественной литературы...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

Рабочая программа "Талантливый ученик"

Программа для работы с одаренными детьми....

Программа работы с одарёнными детьми "Талантливый ученик"

Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли...