урок русского языка в 7 классе на тему "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

обощающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа »

                                             Методическая разработка урока

по русскому языку.

Обобщающий урок по теме «Причастие»

                                      Л.И.Логинова,  

учитель русского языка

и литературы

Лопча-2018


                             Обобщение темы «Причастие».

Цели: закрепить полученные знания по теме «Причастие»; заинтересовать ребят уроками русского языка; вызвать интерес к теме «Причастие»;  продолжить работу по обогащению словарного запаса.

Задачи:

Обучающие:

Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие»,

Развивающие:

Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии;

Воспитывающие:

Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Орг.момент.

-Л.И.Логинова и 7 класс приветствуют вас .

-Запись даты и классной работы в тетрадях.

-Что вы ждёте от урока?(новизны, занимательности, ещё раз повторить одну из нужных и сложных тем)

За лучшие ответы  будут вручены… пятерки в журнал и дневник.

Эпиграф

Часть речи, причастная к …, в образе …

(вставить слова, кому принадлежит эта цитата, что вы знаете о нём) .Смысл эпиграфа.Обсуждение эпиграфа.(Приложение №1)

1. мозговой штурм

-искусственный – искусство                       Что общего между словами?

-скошенный- скосили                                  Выделить суффиксы

-защищённый – защитили                          Лишнее. Почему?

-нетронутый – не тронули

С последним причастием составить словосочетание: прич. ( гл.слово)+ сущ.

Например: не тронутый руками.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. (Поставьте на полях оценки себе.)

2.Что такое причастие?

 Экспресс-опрос «Кто быстрее?»(За каждый правильный ответ раздаю бонусы)

Ответьте на вопросы: (Приложение №2)

Каково грамматическое значение причастия?

Обозначает признак предмета по действию

Каковы постоянные признаки причастия?

Вид, действительное или страдательное, возвратность, время

Какие времена есть у причастия?

Настоящее и прошедшее

Какого времени нет?

Будущего

Каковы непостоянные признаки причастия?

Род, падеж, число

Какие признаки глагола есть у причастия?

Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом

Какие признаки прилагательного есть у причастия?

Род, число, падеж, обозначает временный признак.

   8.Назвать местожительство причастия (морфология)

3.Составляем синквейн. (Читаем, у кого самый удачный.)

Причастие.

Действительное и страдательное.

Изменяется, обозначается, образовывается.

Обозначает признак предмета по действию.

Форма глагола.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.(Поставьте на полях оценки себе.)

4.М.В.Ломоносов когда-то сказал «причастия заключают в себе имени и глагола силу». Они широко используются в письменной речи, особенно в художественной литературе.

В поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» есть причастия, но они используются в функции существительного.(тексты выдаются)

Вспомним с нами отступавших,

Воевавших год иль час,

Павших, без вести пропавших

 С кем видались мы хоть раз,

Провожавших, вновь встречавших,

Нам воды попить подавших,

Помолившихся за нас.

В чём смысл этих строк?

-Коль мы коснулись художественной  литературы, то причастия помогают более детально показать признак по действию.

-Причастия также используются в пословицах и поговорках.

5.Найти соответствие: (выдаются заранее) (Приложение №3)

Ушедшая вода                                       и за змею рад  ухватиться

Утопающий человек                               не воротишь

Потерянного времени                            все двери

Катящийся камень                                в ручей не вернётся

Вежливому открыты                             травой не обрастает

С 4 пословицей произвести разбор.(ЦИОВО)(Приложение №4)

Обрастает – морфемный разбор (Приложение №5)

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.( Поставьте на полях оценки себе.)

6.В домашнем  задании  упр.226 есть цитата М.Горького. Давайте вспомним её и назовём в ней причастия. Смысл цитаты.(Приложение№ 6)

7.Вам всем даны отрывки из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Необходимо глаголы, данные в скобках превратить в причастия (полные или краткие).

…Из сеней Чичиков попал в комнату, тоже тёмную, чуть (озарить) светом, (выходить)из-под широкой щели, (находить) внизу двери. Отворивши эту дверь, он, наконец, очутился в свету и был (поразить,представить)беспорядком. На одном столе лежал (сломать)стул, с ним часы с (остановить) маятником, к которому паук приладил паутину.

-Назовите стиль речи, образы.

8.Физкультминутка.

(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви-жение)

Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.

9.Квест (даю ключ для кластера: отгадать шараду) В шараде вы найдёте  часть -названия урока ( обобщение)

1. корень от слова , обозначающего свойственный всем,касающийся всех (общий)

2.приставка, оканчивающаяся  на ..б (об)

3.суффикс, как у причастия выпускаемый 1 суффикс (а)

4.суффикс, как у действительных причастий , образованных от глаголов 2 спряжения(ющ)

5.окончание ,как у прилагательного  в И.п., в м.р., ед.ч. (ий)

 (Приложение №8.)

Итак: обобщающий(значит, наш урок сегодня обобщающий.)

Ученики называют сразу тему урока. ( Обобщающий урок по теме «Причастие»)

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. (Поставьте на полях оценки себе.)

Получаете ключ.(записка с указанием на упр. 214.)

9.Работа в парах. Составляем на отдельных листочках кластер на тему «Причастие».

(при составлении кластера в учебнике в упр.214 есть ключ-подсказка)

Все кластеры вывешиваем на доске при помощи магнитиков. Ученики оценивают, у кого самый точный.

10.Кроссворд. (дан на отдельных листах)

11.Рефлексия.

На уроке вы работали с фрагментами текстов М.Горького, Н.Гоголя, М.Ломоносова, В.Даля, а также использовали пословицы и поговорки. Отсюда следует, что эти авторы использовали в своей письменной речи… что? (причастия)

Вспомним тему урока. Оцените свою работу на уроке:

Я  ……СМОГ,

             ЗАПОМНИЛ,

             ЗНАЮ, УЗНАЛ

Кому на уроке было интересно, то он обобщил и систематизировал знания, нарисуйте веселого смайлика.

smileface3.gif

Кто испытывал затруднения - грустного.

SADFACE3.GIF

12.Оцените работу каждого из вас. Внесите отметки  напротив каждой фамилии в таблице. (Приложение №9)

13. Домашнее задание: на выбор упр.218  или упр .219 по заданию

                                                     Приложение

Приложение №1.Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного. В.И.Даль.

Приложение №2.

Каково грамматическое значение причастия?

Обозначает признак предмета по действию

Каковы постоянные признаки причастия?

Вид, действительное или страдательное, возвратность, время

Какие времена есть у причастия?

Настоящее и прошедшее

Какого времени нет?

Будущего

Каковы непостоянные признаки причастия?

Род, падеж, число

Какие признаки глагола есть у причастия?

Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом

Какие признаки прилагательного есть у причастия?

Род, число, падеж, обозначает временный признак.

   8.Назвать местожительство причастия (морфология)

Приложение №3.

Найти соответствие: (выдаются заранее)

Ушедшая вода в ручей не вернётся .                                                      

Утопающий человек и за змею рад  ухватиться.                                            

Потерянного времени   не воротишь.                                        

Катящийся камень  травой не обрастает .

Вежливому открыты   воротишь   все двери.                                      

Приложение №4

Катящийся камень травой не обрастает.(повеств., невоскл., простое, двусост., распр., не осл.)

Приложение №5   Об-раст-а-ет

Приложение №6.Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, -непобедим!  М.Горький.

Приложение №7.…Из сеней Чичиков попал в комнату, тоже тёмную, чуть озарённую светом,  выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он, наконец, очутился в свету и был поражён представившим беспорядком. На одном столе лежал сломанный стул, с ним часы с остановившимся  маятником, к которому паук приладил паутину.

 (Приложение №8.)

1. корень от слова , обозначающего свойственный всем,касающийся всех (общий)

2.приставка, оканчивающаяся  на ..б (об)

3.суффикс, как у причастия выпускаемый 1 суффикс (а)

4.суффикс, как у действительных причастий , образованных от глаголов 2 спряжения(ющ)

5.окончание ,как у прилагательног в И.п., в м.р., ед.ч. (ий)

Ключ.Итак: обобщающий(значит, наш урок сегодня обобщающий.)

 (Приложение №9)

Фамилия учащегося

Моя оценка

Оценка учителя

1

Байбулатов Илья

2

Бородина Анастасия

3

Бринько Денис

4

Вайскина Зоя

5

Караванова Юлия

6

Леваев Сергей

7

Молокова Наталья

8

Сабенина Екатерина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...