урок русского языка в 7 классе на тему "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Лопчинская средняя общеобразовательная школа »
Методическая разработка урока
по русскому языку.
Обобщающий урок по теме «Причастие»
Л.И.Логинова,
учитель русского языка
и литературы
Лопча-2018
Обобщение темы «Причастие».
Цели: закрепить полученные знания по теме «Причастие»; заинтересовать ребят уроками русского языка; вызвать интерес к теме «Причастие»; продолжить работу по обогащению словарного запаса.
Задачи:
Обучающие:
Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие»,
Развивающие:
Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии;
Воспитывающие:
Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.
Орг.момент.
-Л.И.Логинова и 7 класс приветствуют вас .
-Запись даты и классной работы в тетрадях.
-Что вы ждёте от урока?(новизны, занимательности, ещё раз повторить одну из нужных и сложных тем)
За лучшие ответы будут вручены… пятерки в журнал и дневник.
Эпиграф
Часть речи, причастная к …, в образе …
(вставить слова, кому принадлежит эта цитата, что вы знаете о нём) .Смысл эпиграфа.Обсуждение эпиграфа.(Приложение №1)
1. мозговой штурм
-искусственный – искусство Что общего между словами?
-скошенный- скосили Выделить суффиксы
-защищённый – защитили Лишнее. Почему?
-нетронутый – не тронули
С последним причастием составить словосочетание: прич. ( гл.слово)+ сущ.
Например: не тронутый руками.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. (Поставьте на полях оценки себе.)
2.Что такое причастие?
Экспресс-опрос «Кто быстрее?»(За каждый правильный ответ раздаю бонусы)
Ответьте на вопросы: (Приложение №2)
Каково грамматическое значение причастия?
Обозначает признак предмета по действию
Каковы постоянные признаки причастия?
Вид, действительное или страдательное, возвратность, время
Какие времена есть у причастия?
Настоящее и прошедшее
Какого времени нет?
Будущего
Каковы непостоянные признаки причастия?
Род, падеж, число
Какие признаки глагола есть у причастия?
Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом
Какие признаки прилагательного есть у причастия?
Род, число, падеж, обозначает временный признак.
8.Назвать местожительство причастия (морфология)
3.Составляем синквейн. (Читаем, у кого самый удачный.)
Причастие.
Действительное и страдательное.
Изменяется, обозначается, образовывается.
Обозначает признак предмета по действию.
Форма глагола.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.(Поставьте на полях оценки себе.)
4.М.В.Ломоносов когда-то сказал «причастия заключают в себе имени и глагола силу». Они широко используются в письменной речи, особенно в художественной литературе.
В поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» есть причастия, но они используются в функции существительного.(тексты выдаются)
Вспомним с нами отступавших,
Воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших
С кем видались мы хоть раз,
Провожавших, вновь встречавших,
Нам воды попить подавших,
Помолившихся за нас.
В чём смысл этих строк?
-Коль мы коснулись художественной литературы, то причастия помогают более детально показать признак по действию.
-Причастия также используются в пословицах и поговорках.
5.Найти соответствие: (выдаются заранее) (Приложение №3)
Ушедшая вода и за змею рад ухватиться
Утопающий человек не воротишь
Потерянного времени все двери
Катящийся камень в ручей не вернётся
Вежливому открыты травой не обрастает
С 4 пословицей произвести разбор.(ЦИОВО)(Приложение №4)
Обрастает – морфемный разбор (Приложение №5)
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.( Поставьте на полях оценки себе.)
6.В домашнем задании упр.226 есть цитата М.Горького. Давайте вспомним её и назовём в ней причастия. Смысл цитаты.(Приложение№ 6)
7.Вам всем даны отрывки из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Необходимо глаголы, данные в скобках превратить в причастия (полные или краткие).
…Из сеней Чичиков попал в комнату, тоже тёмную, чуть (озарить) светом, (выходить)из-под широкой щели, (находить) внизу двери. Отворивши эту дверь, он, наконец, очутился в свету и был (поразить,представить)беспорядком. На одном столе лежал (сломать)стул, с ним часы с (остановить) маятником, к которому паук приладил паутину.
-Назовите стиль речи, образы.
8.Физкультминутка.
(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви-жение)
Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.
9.Квест (даю ключ для кластера: отгадать шараду) В шараде вы найдёте часть -названия урока ( обобщение)
1. корень от слова , обозначающего свойственный всем,касающийся всех (общий)
2.приставка, оканчивающаяся на ..б (об)
3.суффикс, как у причастия выпускаемый 1 суффикс (а)
4.суффикс, как у действительных причастий , образованных от глаголов 2 спряжения(ющ)
5.окончание ,как у прилагательного в И.п., в м.р., ед.ч. (ий)
(Приложение №8.)
Итак: обобщающий(значит, наш урок сегодня обобщающий.)
Ученики называют сразу тему урока. ( Обобщающий урок по теме «Причастие»)
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. (Поставьте на полях оценки себе.)
Получаете ключ.(записка с указанием на упр. 214.)
9.Работа в парах. Составляем на отдельных листочках кластер на тему «Причастие».
(при составлении кластера в учебнике в упр.214 есть ключ-подсказка)
Все кластеры вывешиваем на доске при помощи магнитиков. Ученики оценивают, у кого самый точный.
10.Кроссворд. (дан на отдельных листах)
11.Рефлексия.
На уроке вы работали с фрагментами текстов М.Горького, Н.Гоголя, М.Ломоносова, В.Даля, а также использовали пословицы и поговорки. Отсюда следует, что эти авторы использовали в своей письменной речи… что? (причастия)
Вспомним тему урока. Оцените свою работу на уроке:
Я ……СМОГ,
ЗАПОМНИЛ,
ЗНАЮ, УЗНАЛ
Кому на уроке было интересно, то он обобщил и систематизировал знания, нарисуйте веселого смайлика.
Кто испытывал затруднения - грустного.
12.Оцените работу каждого из вас. Внесите отметки напротив каждой фамилии в таблице. (Приложение №9)
13. Домашнее задание: на выбор упр.218 или упр .219 по заданию
Приложение
Приложение №1.Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного. В.И.Даль.
Приложение №2.
Каково грамматическое значение причастия?
Обозначает признак предмета по действию
Каковы постоянные признаки причастия?
Вид, действительное или страдательное, возвратность, время
Какие времена есть у причастия?
Настоящее и прошедшее
Какого времени нет?
Будущего
Каковы непостоянные признаки причастия?
Род, падеж, число
Какие признаки глагола есть у причастия?
Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом
Какие признаки прилагательного есть у причастия?
Род, число, падеж, обозначает временный признак.
8.Назвать местожительство причастия (морфология)
Приложение №3.
Найти соответствие: (выдаются заранее)
Ушедшая вода в ручей не вернётся .
Утопающий человек и за змею рад ухватиться.
Потерянного времени не воротишь.
Катящийся камень травой не обрастает .
Вежливому открыты воротишь все двери.
Приложение №4
Катящийся камень травой не обрастает.(повеств., невоскл., простое, двусост., распр., не осл.)
Приложение №5 Об-раст-а-ет
Приложение №6.Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, -непобедим! М.Горький.
Приложение №7.…Из сеней Чичиков попал в комнату, тоже тёмную, чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он, наконец, очутился в свету и был поражён представившим беспорядком. На одном столе лежал сломанный стул, с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук приладил паутину.
(Приложение №8.)
1. корень от слова , обозначающего свойственный всем,касающийся всех (общий)
2.приставка, оканчивающаяся на ..б (об)
3.суффикс, как у причастия выпускаемый 1 суффикс (а)
4.суффикс, как у действительных причастий , образованных от глаголов 2 спряжения(ющ)
5.окончание ,как у прилагательног в И.п., в м.р., ед.ч. (ий)
Ключ.Итак: обобщающий(значит, наш урок сегодня обобщающий.)
(Приложение №9)
№ | Фамилия учащегося | Моя оценка | Оценка учителя |
1 | Байбулатов Илья | ||
2 | Бородина Анастасия | ||
3 | Бринько Денис | ||
4 | Вайскина Зоя | ||
5 | Караванова Юлия | ||
6 | Леваев Сергей | ||
7 | Молокова Наталья | ||
8 | Сабенина Екатерина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....