Урок русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Штрыкова Людмила Васильевна

Урок русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы" построен с применением технологии дифференцированного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yazyka_po_teme_frazeologizmy.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛУХОВИЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЫКОПАНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Российская Федерация, Московская область, городской округ Луховицы,

поселок Сельхозтехника, строение 31; тел.: 8(496) 63-50- 1 - 16

ОГРН 1025007391034, ИНН 5072713070, КПП 507201001  e-mail:  vshschool@yandex.ru

Урок русского языка в 6 классе

по теме: «Фразеологизмы»

         

Штрыкова Л.В., учитель

русского языка и литературы

п. Сельхозтехника

2020 г.

 Тип урока:

Урок изучения нового материала

Цели:

1. Познакомить с понятием «фразеологизм», учить отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.

2. Развивать устную и письменную речь учащихся

4. Воспитывать культуру речи.

Оборудование:

Доска, фразеологические словари русского языка, компьютер,  цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

Самостоятельная деятельность:

.

Контроль:

индивидуальный, фронтальный, выборочный.

Методы обучения:

беседа, метод наблюдения, самостоятельная работа.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

2. Сообщение темы урока. (Новая тема объясняется всем)

- Прочитайте вслух предложения, записанные на доске.

                          Костя на субботнике работал плохо.

                          Костя на субботнике работал спустя рукава.

                         Маша, когда мама полола грядки, бездельничала.

                          Маша, когда мама полола грядки, била баклуши

- Одинаковы ли по значению предложения, записанные на доске?

(Одинаковы)

- Какими словами они различаются?

(Спустя рукава, била баклуши)

- Что теряется при замене названных вами слов?

(теряется эмоциональная выразительность высказывания)

- Таким образом, в русском языке есть сочетания слов, которые по значению равны одному слову. Часто это значение не имеет ничего общего со значением слов, входящих в такое сочетание.

Например, «бил баклуши» обозначает «бездельничал»: этого значения не имеет ни глагол БИЛ, ни устаревшее слово баклуши. Первоначально значение этого выражения – «раскалывать основной чурбан на баклуши (чурки) для изготовления ложек и других мелких изделий.»

- Приведенные мною сочетания слов, равные по значению одному слову, называются фразеологизмами.

3.Изучение нового.

- Откройте учебник на странице 46. Прочитайте, что называется фразеологизмом.  

(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка. Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях.)

(Первого спрашиваю сильного ученика, затем задаю этот же вопрос слабому)  

Далее при работе учащиеся делятся на 2 группы.

Сильные ученики работают с компьютером.

Слабые ученики получают задание поработать со словарем. Они должны найти толкование 2-3 фразеологизмов и выписать их в тетради.

После самостоятельной работы учащиеся делятся друг с другом своими наработками.

Вопросы для 1 группы.

- У вас в компьютеры на столах вставлены диски с программами. Выполните следующую цепочку действий: вход в программу/ лексика и фразеология/ фразеология.

- Прочитайте определение фразеологизмов про себя.

- Вслух.

(Фразеологический оборот (фразеологизм) — это устойчивое сочетание слов, имеющее целостное значение. Это целостное значение не выводится из значений слов, входящих во фразеологизм. Например, фразеологизм белая ворона имеет значение «человек, резко выделяющийся среди других людей, не похожий на них». Это значение вытекает не из слов белая и ворона, а из образа (наглядного представления) о птице, редко встречающейся среди обычных ворон, поэтому мы усматриваем сходство белой вороны с человеком, не похожим на окружающих.

       Фразеологический оборот не делится по смыслу на отдельные слова и поэтому является одним членом предложения. Фразеологические обороты обладают большими изобразительно-выразительными возможностями. Они служат для повышения выразительности речи. Многие из них относятся к разговорному стилю (намылить голову, важная шишка, филькина грамота и т. д.), многие употребляются в торжественной речи (вавилонское столпотворение, беречь как зеницу ока и т. д.).

- Вы познакомились с двумя определениями фразеологизмов. Скажите, где определение более полное?

(на странице компьютерной программы)

- Почему?

(В нём подробнее рассказывается о фразеологизме, даётся больше примеров).

_ Что вы узнали, прочитав страничку компьютерной программы, но чего нет в учебнике?

( Например, Мама  намылила ребёнку голову.

Директор  намылил голову своему секретарю.

В первом предложении словосочетание намылить голову делится по смыслу на отдельные слова, которые являются разными членами предложения (намылить — сказуемое, голову — дополнение), а во втором предложении фразеологический оборот намылить голову не делится по смыслу на отдельные слова, устойчив и поэтому является одним членом предложения (сказуемым).

Фразеологические обороты обладают большими изобразительно-выразительными возможностями. Они служат для повышения выразительности речи. Многие из них относятся к разговорному стилю (намылить голову, важная шишка, филькина грамота и т. д.), многие употребляются в торжественной речи (вавилонское столпотворение, беречь как зеницу ока и т. д.).

- Распечатайте на принтере определение фразеологизма, данное на компьютерном диске.

- Как называется наука, изучающая фразеологизмы?

(фразеология)

- Какими членами предложения могут быть фразеологизмы?

Вопросы для 2 группы.

- Прочитайте, в каком значении употребляются выбранные вами фразеологизмы.

- Приведите из словарной статьи примеры их употребления в речи.

4. Закрепление изученного.

- Положите перед собой карточку №1- 2 группа и карточку №2 – 1 группа.

КАРТОЧКА  №1

Вы должны обвести зелёным карандашом встречающиеся в тексте фразеологизмы и найти их толкование, подчеркнуть их как члены предложения.

Три загадки.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь разошёлся, прямо из кожи вон лезет.

Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать. А они на него напустились:

- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.

                                       ( Н. Сладков)

-Какие фразеологизмы употребил в этом тексте Сладков?

(раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами)

- Чтобы выяснить, что обозначают данные фразеологизмы, обратимся к фразеологическим словарям русского языка, лежащим у вас на парте.

- Найдите значение первого выражения.

- Найдите значение второго выражения.

- Найдите значение третьего выражения.

- Выпишите в тетради толкование одного любого из найденных вами фразеологизмов.

КАРТОЧКА №2

Вы должны обвести зелёным карандашом встречающиеся в тексте фразеологизмы,  устно объяснить их значение, подчеркнуть их как члены предложения

Единственное пустое место в зале было в последнем ряду. Советую вам подумать о вашей матери, если вы махнули на себя рукой. Правая рука больного была забинтована. В нашем отряде Коля Зайцев – пустое место. От укусов комаров чешутся руки. Эй, возьми меня в работники, поработать руки чешутся.

- Проверим, что у вас получилось.

(отвечают)

5.Проверка качества усвоения знаний, полученных на данном уроке по теме,  проверка знаний, полученных в разделе «Лексика» ранее.

- Вернёмся к компьютерной программе, с которой уже работали на уроке. Сейчас вы нажмёте кнопку «Приступить к выполнению тестирования». Компьютер вам предложит 8 заданий по теме «Фразеологизмы» и на повторение материала из раздела «Лексика». После их выполнения проверит их выполнение и выставит оценку. Задания, предложенные в тесте, похожи на те, которые вам придётся выполнять, сдавая ЕГЭ. Учащиеся 2 группы могут пользовать подсказкой программы 3 раза.

-Начали.

(Учащиеся выполняют тестирование на компьютере, а я прохожу и смотрю, что получается).

- Поднимите руки, кто выполнил задание и получил оценку компьютера.

- Кто получил «5»?

- «4»?

- «3»?

- Есть те, кто не справился с заданием?

6. Работа над ошибками, допущенными в тесте.

- С помощью компьютера  поработайте над ошибками, допущенными в тесте. Нажмите кнопку «Подробнее». Зеленым цветом  обозначены верные ответы, красным неверные. Наведите «мышкой» курсор на неверный ответ и щёлкните. Компьютер вам показывает ваш ответ и правильный ответ. Определите, в чём вы ошиблись и исправьте неверное.

7. Итог урока.

 - Что называется фразеологизмом?

- Какими членами предложения они являются?

- Где можно найти толкование фразеологизмов?

8. Домашнее задание

Повторить определение, распечатанное с компьютерного диска, параграф № 22, Упр. №102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...