Технологическая карта урока. Служебные части речи.5 класс (УМК М.М.Разумовская)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тьянникова Ирина Викторовна

Комбинированный урок-практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Разработала

Тьянникова Ирина Викторовна,  учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2

УМК

УМК М.М. Разумовской и др.

Класс

5 класс

Тема урока

Служебные части речи.

Дата

15.10.2019г.

Тип урока

Комбинированный, урок-практикум

Цель

  лингвистическая: систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи;  доказать значимость служебных частей речи; закрепление умения распознавать части речи, находить  отличия.

    деятельностная: формировать у учащихся способность к рефлексии (фиксирование затруднений в деятельности,  выявление причин)

    воспитательная: формирование  нравственно- эстетических ценностей

    развивающая: развивать монологическую речь учащихся,  их логическое мышление,  формировать устойчивость мыслительной деятельности.

Планируемые результаты: предметные

Познавательные УУД: умение определять служебные части речи; умение правильно употреблять их в устной и письменной речи..

Планируемые результаты: метапредметные

Регулятивные (Р.):  умение выявить затруднения; работать по алгоритму; определять степень успешности своей работы.

Коммуникативные (К.): уметь участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, одноклассников; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.

Познавательные (П): умение анализировать,  построение цепочек рассуждения.

Личностные (Л.): формирование  нравственно-эстетических ценностей.

Формы

 и методы обучения

Фронтальная,  индивидуальная,  групповая

Частично-поисковый,  репродуктивный, проблемный

Оборудование

Презентация,  листочки с заданиями,  рабочая тетрадь,  учебник

Основные термины и понятия

 Самостоятельные, служебные части речи;  на основе каких признаков слова объединяются в части речи.

Организационная структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы и приёмы обучения

Форма учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

I.Организационный

момент

Организация положительной мотивации

обучающихся к деятельности на уроке

Частично-поисковый

Беседа

Фронтальная

-  Ребята, из чего состоит наша речь?  

-  Одинаковые или разные значения имеют слова?

Запишем 

  1. 1. Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость.
  1. 2. Думаешь, поёшь, дремлешь, читаешь, видишь.
  2. 3. Интересный, чудесный, новый, прелестный.

- По какому принципу распределены слова на три  группы? Обоснуйте ответ.

Вывод: Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи». Какой раздел лингвистики изучает слово, как часть речи?

Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?

ЧАСТИ РЕЧИ

      Самостоятельные                         Служебные

- Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи

Из слов

Разные

Ученики  у доски с объяснением орфограмм

Перечисляют

Записываем схему на доске.

Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова признаки

Р: осуществлять самоконтроль

Л: формирование нравственно-эстетических ценностей: выслушать ответ, помочь с формулировкой

II. Актуализация знаний

Актуализация знаний

Частично – поисковый

Фронтальная

- О каких частях речи мы вели разговор на предыдущих уроках?

Мороз – составить однокоренные, но разных частей речи: морозный, морозить, морозно (морозящий ветерок)

- самостоятельных

Анализируют ответы,  выявляют ошибки в рассуждениях

П: умение анализировать, доказывать

К: развитие внимания, монологической речи,  диалогической

III. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока,  его цели

Проблем-ный

Фронтальная

Тему нашего сегодняшнего урока поможет сформулировать стихотворение:

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
( слайд № 1)

- Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются?.

Запишите тему: «Служебные части речи»

Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность. (слайд 2)

Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи.

- Какие самостоятельные части речи вам известны?  Почему они так называются?

- Какие встретились служебные ЧР?

Схема –таблица (слайд 3)

служебные 

На доске- запись.

Перечисляют

Р: высказывать предположения,ставить учебные цели на основе выявленных ошибок

Л: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к самооценке.

IV. Открытие нового знания.

Выработка алгоритма работы с орфограммой

Проблемно-поисковый

Составле-ние алгоритма

Беседа

Выборочно-распределительный диктант

 Беседа

Работа

в парах

  1. Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради.

Ученики, изучать, новый, тема.

Ребята, решать, спорить.

Они, найти, верный, решение, задача.

 - Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

2. - Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, же,  про, с, а, к, не, по, за, но, ли, из, о, когда, бы

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Предлогив, на, за, под, к, около, перед, из – за, из – под и др.

Предлоги употребляются с существительными и местоимениями и связывают их с другими самостоятельными словами.

Союзыи, а, но, что, когда, если, потому что и др.

Союзы связывают члены предложения и части сложного  предложения.

Частицы: не, бы, же, ли, разве, неужели и др.

Частицы придают оттенки значения членам предложения и всему предложению в целом.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

По цепочке.

Служебные

Распределим в столбики на доске

Р: составлять последовательность действий; развивать осуществляют контроль деятельности

П: создавать алгоритм

К: работать в паре

Физминутка

Здоровьесбе-регающая

Фронтальная

Я называю союз – руки вверх

                   предлог – вперед

                    частицу – хлопок

Выполняют упражнения,  по распределению

Л: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья

П: закреплять знание правила

Преобразова-ние знаний в умение; развитие речевой деятельности

Репродук-тивный

Комменти-рованное письмо

Фронтальная работа

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

Делают вывод:

-нельзя задать ?

- не являются ЧП

- нет лексического значения

V.  Применение нового знания.

Восстановить деформированный текст

Восстановить деформированный текст

Лесная, тропинка, растут, боровики, лисички.

Прыгают, дерева, дерево, белки. Удовольствием, бы, ними, поиграл.

Что использовали?

– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?

Оказывается, по частоте употребления предлог занимает-  4 место, союз – 7,  роль частиц тоже велика.

Проверка

Вывод: обогащает речь, позволяет делать ее красочной, интересной.

Р: самоконтроль

П: работать по алгоритму

К: анализировать работу одноклассников

VI. Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов работы.

Оценка деятельности обучающихся

 с самопроверкой

Оценивание результатов своей работы

Индивидуально и в парах

Индивидуально

Тест (слайд № 6)

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

  1. Сегодня на уроке мы вспомнили……
  2. Сегодня на уроке мы узнали………
  3. Сегодня мы на уроке говорили о……

Проверяют друг у друга и выставляют оценки.

Двое у доски расставляют спряжение над словами

Оценивают свою работу по шкале степени усвоения материала

Р: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

П:рефлексируют контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

Л:фиксируют свой уровень успешности в  освоении орфограммы

Домашнее задание

Планирование домашней работы

Словесный

Фронтальная

Д.З. п.24,  упр.148

Р.прогнозирование дальнейшей деятельности

Тест     Ф.И. ______________
1. 
Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Тест     Ф.И. ______________
1. 
Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Тест     Ф.И. ______________
1. 
Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Тест     Ф.И. ______________
1. 
Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Служебные части речи"

Представлен урок по ФГОС в системе уроков русского языка по различению знаменательных и служебных частей речи для 5-го класса...

Урок "Служебные части речи"

Публикация на сайте "Инфоурок"...

Конспект урока "Служебные части речи"

Урок по теме "служебные части речи" . Урок -обобщение в 7 классе....

Урок "Служебные части речи" в 10 классе

Учебник Гальцовой. 10 класс. Урок - обобщение пройденного....

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе                                        ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема урока «Служебные части речи. Междометия»

На уроке ребята знакомятся с междометиями, читая хокку, с которыми они познакомились на уроке литературы....

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...