II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности | 1.Беседа с классом. Лингвистический опрос | Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне | - Посмотрим на доску. Две колонки 1.самостоятельные части речи, 2. Служебные части речи -Что Вы видите на доске? -На какие две группы можно разделить эти слова, словосочетания? - А какая наука изучает части речи?
Учитель Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, по необходимости корректирует план работы на урока. | Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа. | Л мотивация, смолообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р,коррекция волевая саморегуляция; К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| 2.Объявление темы и целей урока |
| Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите тему: «Служебные части речи. Междометия»
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем о частях речи, чтобы доказать, что русский язык удивительный по своей структуре).
Историческая справка Учитель : М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755г.), один из первых учебников русского языка, описывал систему частей речи. Чем его представление отличается от современной системы частей речи? «Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: - имя - для названия вещей;
- местоимение - для сокращения именований;
- глагол - для названия деяний;
- причастие - для сокращения соединением имени и глагола в одно речение;
- наречие - для краткого изображения обстоятельств;
- предлог - для показания принадлежности обстоятельств к вещам и деяниям;
- союз - для изображения взаимности наших понятий;
- междометие - для краткого изъявления движений духа».
Учащиеся находят отличия: В 18 веке все части речи считали знаменательными, т.е. самостоятельными. Сейчас выделяют и самостоятельные, и служебные части речи. Союз и предлог не относятся к знаменательным частям речи. «Имя для названия вещей» сейчас называется имя существительное. Не выделялись такие части речи, как имя прилагательное, имя числительное, частица. Причастие считали отдельной частью речи, а не формой глагола.
| Записывают тему урока в тетрадях .Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существительном как части речи. Формулируют тему урока. Фиксируют возникшее затруднение. Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор |
III.Актуализация и пробное учебное действие | Диалог, работа в группах | Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Знакомство с междометиями. | Учитель: Постройте современную систему частей речи. Учитель: Почему междометие вы поместили отдельно, не отнесли к самостоятельным или служебным частям речи? Учитель: Сформулируйте тему урока. Запись темы урока. Учитель: Определите цель урока.
| Учащиеся работают в группах, оформляют работу маркерами на больших листах бумаги. Представление результатов работы. Запись современной системы частей речи в тетрадях учащихся.
Учащиеся: Мы уже изучали самостоятельные и служебные части речи, но не говорили о междометии. Учащиеся: Междометие как часть речи. Учащиеся: Мы должны узнать, что такое междометие как часть речи и как отличить междометие от других частей речи. Для этого надо построить модель междометия: определить его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль.
| П, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р контроль, коррекция К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника |
IV. Первичное усвоение новых знаний | Эвристическая беседа | Определение роли междометий | Учитель: Определите общее грамматическое значение междометий (упр.164). Учитель: Определим морфологические признаки междометия (упр.164). Учитель: Определим синтаксическую роль междометия Учитель: Теперь мы все знаем о междометии. Выполним упр.167. Найдите междометия. Что вы можете о них сказать? 4. Моделирование понятия междометия. Учитель: Используя выделенные признаки, постройте модель междометия.
Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите в учебник стр.237 Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ. Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ. Этикетные междометия: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.
| Учащиеся работают в группах. Приходят к разным выводам: 1) Междометие обозначает чувства: радость, восхищение, сожаление и др. 2) Междометие не обозначает, а выражает чувства. Учащиеся делают вывод о том, что одно и то же междометие может выражать разные чувства, не называя их. Учащиеся: Междометие - неизменяемая часть речи. Учащиеся: Междометие не является членом предложения. Учащиеся обращают внимание на то, что в первом предложением междометие является подлежащим, а во втором - сказуемым, доказывают, делают вывод, что междометие иногда может выполнять роль члена предложения.
| П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой | 1.Тренировочное упражнение + игровая деятельность |
| Учитель 1.Запишите положительные качества своего соседа по парте. Слово должно начинаться с междометия.
2. Выпишите междометия и определите, какие эмоции, чувства они иллюстрируют. Ах, как трудно жить на свете, Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх, ах! Эх, не знаю, как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех, эх! Ох, беда уже близка! ТАК И ЖДЁТ МЕНЯ ДОСКА! Если б кто–нибудь помог, ох! Ух, захватывает дух! Притворюсь-ка, что я глух! Хоть бы в классе свет потух! Ух! Ах! Эх! Ох! Ух!.. Не вызвали!.. (учебник) | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей
| П: синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р:контроль, коррекция К планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника |
VI. Включение в систему знаний и повторение | Первичная проверка понимания. | Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание | Учитель : Проверим, как вы научились отличать части речи друг от друга. Учитель спрашивает детей о результате теста.
| Учащиеся работают в тетрадях. Проверка, доказательство. Количество правильных ответов равно оценке за тест.
| П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VIII. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам. | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | Учитель. Вспомним о цели урока. Достигли ли мы ее?
| Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; Учащиеся: Мы достигли цели урока, т.к. узнали общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль междометия, построили его модель и дали определение, научились отличать междометие от других частей речи. - Мы узнали, что междометие - особая часть речи. |
|