Урок "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Тема : «Служебные части речи»
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учащихся:
М/п: ученик научится устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, обобщать.
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
ЛР: осознавать понятие часть речи в совокупности его отличительных признаков, различать самостоятельные и служебные части речи, опознавать части речи по их основным признакам, находить части речи в тексте и группировать их.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня на уроке
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова.
Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы.
Ребята, вы готовы к уроку, хотите получать новые знания?
- Введение в тему урока. Постановка цели.
Перед вами текст, а вы мне скажете, чего в нем не хватает (учитель читает текст без служебных частей речи, после прочтения он появляется на экране, ребятам предлагается вставить недостающие слова и указать, какие это части речи).
Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются. … это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский. |
(В тексте нет предлогов, союзов, частиц)
- Каким одним словом называются эти части речи? (Служебные).
-А еще какие части речи мы знаем? (Самостоятельные)
Формулирование темы и цели урока.
- Работа по теме урока с актуализацией изученного.
- Работа в группах.
Подготовьте и задайте вопросы (одна группа другой) по теме урока. Дополнительные вопросы (на слайде, чтобы ученики подготовили на них ответы в группах):
- Вспомните, на основании чего противопоставляются друг другу самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на ряд вопросов:
- Есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? (У самостоятельных – есть, оно зафиксировано в словаре, а у служебных - нет).
- Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически? (Самостоятельные преимущественно изменяются, не изменяются: деепричастие, наречие, категория состояния. (наречие и слова категории состояния имеют степени сравнения). Служебные части речи не изменяются).
- Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи? (Самостоятельные части речи выполняют функцию членов предложения, служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения).
- Назовите особую часть речи, которая не входят ни в разряд самостоятельных, ни в разряд служебных частей речи? (Междометие)
- Работа в парах. Обсудите и представьте варианты схемы (кластера) «Части речи в русском языке», указав изменяемые и неизменяемые части речи.
- Проверьте свои ответы.
Части речи в русском языке
самостоятельные служебные междометия
изменяемые неизменяемые
предлог союз частица
существительное наречие
прилагательное деепричастие
глагол категория состояния
причастие
числительное
местоимение
- Практикум
Упр№1. Редактирование текста.
- Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты?
Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.
- С помощью каких слов можно восстановить текст? Запишите в тетрадь правильный вариант
- Проверьте свои ответы (по слайду):
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Упр №2. Выпишите сочетания “предлог + существительное”.
- Сформулируйте: Для чего служат в предложении предлоги?
Под небесами, на солнце, подо льдом.
Вывод: Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.
Упр №3. Подчеркните грамматические основы предложений. Сформулируйте: Какую роль в предложении выполняют союзы?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вывод: Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
Упр4. Прочитайте предложение. Из какого произведения А.С.Пушкина оно взято?
“Никто не дерзал отказываться от приглашения Троекурова и в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”.
- Найдите частицы. Какую роль они играют в данном предложении?
Вывод: Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.
Упр №5. Творческое задание.
Выводится на слайде или предлагается в виде раздаточного материала на группу.
- Классифицируйте «выдуманные» слова по частям речи, объясните, по какому принципу вы действовали.
Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк?
(Г. Остер «Задачник по математике»)
- Проверьте свои ответы:
Существительные: пляк, хамсик, на глын, гнусиков. Прилагательные: сурых.
Глаголы: шмыряет, шмырнут. Причастие: отплякивающихся. Деепричастие: отплякиваясь.
- Какие признаки помогли вам в определении частей речи? (Окончания, а также суффиксы причастий и деепричастий -я, -ющ, возвратный суффикс (постфикс) -ся глагола, а также предлоги, т.к. они употребляются вместе с существительными.)
- Обратите внимание на сочетаемость: с какими частями речи сочетаются существительные? (С прилагательными и глаголами.)
- Какой тип связи между ними?
- Какие части речи остались «невыдуманными»? Как вы думаете, почему? (Предлоги выражают связи между словами, а местоимения имеют такие же морфологические показатели, как прилагательные.)
- Итоги урока. Рефлексия.
- Сделайте вывод: что объединяет все служебные части речи, а что отличает от самостоятельных?
- Как вы думаете, какие из служебных частей речи преобладают в нашей речи? Почему? (Предлоги, т.к. они связывают слова.)
- Оцените свою работу в группе.
Домашнее задание:
- Предлагаю вам следующие домашние задания на выбор для того, чтобы вы закрепили полученные сегодня на уроке знания:
1. Те, кто научился различать самостоятельные и служебные части речи, но остались некоторые вопросы по теме урока, выполните упражнение №110 из параграфа 14.
2. Те, кто научился различать самостоятельные и служебные части речи и может объяснить тему товарищу, выпишите примеры самостоятельных и служебных частей речи по рассказу А.С. Пушкина «Метель».
- Спасибо большое за урок, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Переход знаменательных частей речи в служебные части речи
Исследование особенностей перехода частей речи...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...