II. Актуализация знаний. Цель: включение учащихся в деятельность | Сегодня на урок я принесла мячик. Давайте проведем небольшое наблюдение. Ваша задача сказать, какой он (записать на доску слова). А теперь я буду проводить с мячом действия. Сейчас мяч какой? (летящий, катящийся, упавший, подброшенный) А сможем ли мы определить, к какой части речи относятся эти слова? Выделите в словах окончания. У какой части речи такие же окончания? | Слушают учителя. Фронтальная работа Отвечают на вопросы | - умение слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи |
III. Создание проблемной ситуации. | Формирование новых понятий. Постановка проблемы. - На какой вопрос отвечают эти слова? (какой?) Правильно! У какой знакомой нам части речи такой же вопрос? Конечно же, вопрос такой же, как у прилагательного! Что же еще у этих слов схоже с прилагательными? Летящий мяч (род, число, падеж – также согласуется с именем существительным) - Обратите внимание, от каких слов образованы слова (летящий, катящийся, упавший, подброшенный) (от глаголов) - Подумайте, какой вопрос, похожий на вопрос глагола можно задать к этим словам? (Что делающий? что делавший?) - признаки каких частей речи мы наблюдаем у этих слов? (прилагательного и глагола) - как же нам решить нашу проблему? Какая же это часть речи? Это ПРИЧАСТИЕ, и о нём пойдёт сегодня речь на уроке. | Индивидуальная работа, работа в парах Обсуждают( Какой частью речи являются слова (летящий, катящийся, упавший, подброшенный) (отвечают на вопрос какой?, обозначают признак предмета) Какой? который летит от глагола лететь Суффикса «ящ» Признак глагола Что делающий? прилагательного и глагола Какая же это часть речи? Причастие | - способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи - готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности - учебно-познаватель-ный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи - умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
IV. Постановка учебной задачи. | Итак, какова же тема нашего урока? Запись темы урока. - давайте теперь на строке после классной работы запишем тему урока: что такое причастие. На уроке вы познакомитесь с удивительной морфологической единицей. Речь пойдет о причастии. Какими могут быть задачи нашего урока? Попробуем сформулировать вместе. На уроке мы должны: -узнать, что такое причастие; -узнать признаки причастия; -узнать, как образуются причастия; -научиться отличать причастие от слов других частей речи. На столе перед вами лежат листы самоконтроля, в которых записаны задачи нашего урока, по мере решения этих задач, вы будете на листах оценивать свою работу. Оцениваем себя в зависимости от количества и качества выполненных заданий. Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке. | Формулируют тему и задачи урока. Запись темы урока в тетрадь. | - способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи — способность вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность |
V. Осмысление содержания. | Приступим к решению нашей первой задачи. Что же такое причастие? Владимир Иванович Даль так говорил о нем: «…часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного». М.В.Ломоносов писал: "…сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…" -какие выводы можно сделать, прочитав эти слова? От каких частей речи образуются причастия? А теперь посмотрим на доску, слова какой части речи должны появиться здесь? (глагола). Давайте их запишем: лететь, покатиться, упасть, бросать. Обратите внимание на 1 и 2 колонки слов. В каких словах признак постоянный? (в 1 колонке), а в словах 2 колонки признак, развивающийся во времени, зависит от действия, поэтому причастие – особая форма глагола, которая имеет свои особые признаки. - посмотрите на причастия - чем же еще отличаются они от прилагательных? - итак, что мы узнали о причастии? Я хочу рассказать вам сказку, прослушав её, вы должны понять, с помощью чего образуются причастия. Старый ученый - языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты и не ягоды, а части речи. Он вывел уже несколько новых сортов . «Может быть к стволу глагола привить почку прилагательного? - размышлял ученый, - только будет ли толк? Они ведь так далеки друг от друга». Но сказано - сделано. Через несколько лет вырос диковинный плод: не глагол, не прилагательное. И назвали этот плод –причастие. По этому случаю в гостях у короля страны морфологии при дворе собрались глаголы и прилагательные. Но начало приема откладывается : королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы. Король внимательно посмотрел на них и не узнал - ни одной части речи они не принадлежали. Стали просить они у короля морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы - добряки сразу же вызвались помочь. Они побежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова. Не все слова понравились королю, не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. И тут выручили прилагательные. Они отдали свои окончания - и всё это они вложили в свой плод. В результате причастия получили суффиксы, по которым легко их отличить от других частей речи: -ущ- (-ющ-),-ащ-(-ящ-), -вш-,-ш-,-ем-(-ом-),-им-,-енн-, -нн-,-т- | Индивидуальная и парная работа (в одном столбике прилагательные, в другом причастия) мяч розовый летящий круглый падающий маленький прыгающий красивый катящийся (суффиксами и временем) (имеют форму наст. и прош. времени) (образовано от глагола, отвечает на вопрос «что делающий?», изменяется во времени).
Слушают сказку, думают ,как образуются причастия, записывают суффиксы | - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи — умение работать в команде — умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
VI. Открытие нового знания, формулирование правила. | А вот как об этом говорится в учебнике (прочитать определение причастия в учебнике стр.152 4 часть ) попробуем вместе сделать вывод и определить что такое причастие? Причастие это: слово, которое обозначает признак предмета по действию, называется причастием. 1. Это особая форма глагола 2. Отвечает на вопросы какой? какая? какие? что сделавший? что делающий? что сделанный? 3. Которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и признаки прилагательного (изменяется по родам, числам, падежам). 4.образуется от глаголов с помощью суффиксов -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-),-вш-,-ш-,-ем-(-ом-),-им-,-енн- -откройте учебник, прочитайте информационный текст в рамке (про себя) и дополните характеристику. - какое определение причастию дают авторы учебника? - что значит «особая форма глагола»? - какое общее грамматическое значение причастия? - как изменяется этот признак? - как выражаются формы времени у причастия? Кто готов нам рассказать правило? (2-3 человека) Итак, что мы узнали? что такое причастие? начнем работу с оценочной таблицей, заполняем первую строку. | Читают текст, анализируют информацию Проговаривание определения Т.е образуется от глагола Обозначает признак предмета по действию (во времени), (при помощи суффиксов). Работа в паре над формулировкой правила и объясняют друг другу, что такое причастие
| — способность контролировать процесс и результаты деятельности — читать и слушать, извлекая нужную информацию |
VII. Закрепление материала | У каждой части речи есть признаки. Есть они и у причастия. Переходим к следующей задаче - мы должны узнать признаки причастия. - давайте найдем в данных словосочетаниях признаки прилагательного и глагола: окончание, падеж, род, число, вид, время, возвратность. белеть - белеющий прочитать -прочитавший любить -любящая покорять –покорившаяся Для чего мы выполняли данное задание? (мы учились находить признаки прилагательного и глагола у причастия) Оценочный лист. - Итак, мы знаем ,что суффикс — это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий, давайте попробуем образовывать причастия Играть + -ущ-(-ющ-) = играющий Лететь + -ащ-(-ящ-) = летящий Смотреть + -вш- = смотревший Закрыть + -т- = закрытый -какие суффиксы использовались? Давайте посмотрим в учебнике, какие еще есть суффиксы. Записать их в тетрадь. - Скажите, как образуются причастия? Тогда давайте оценим свою работу. Переходим к нашей последней задаче: Мы знаем что такое причастие, его признаки, суффиксы, значит сможем и находить причастия в тексте и различать их от других частей речи. 1.Работа над текстом. Прочитаем текст. Выпишите из текста причастия в тетрадь. Определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффикс и попробуйте обозначить время вид , время причастий. «Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег. Засыпанные (-засыпать, -нн-, прош.вр., сов.в) сидевший (-сидеть, -вш-, прош.вр., несов.в.) лежащие (-лежать, -ащ-, наст.вр., несов.вид) сверкающий (-сверкать, -ющ-, наст.вр.,несов.в.) Вспомним задачи нашего урока. Что мы сейчас научились делать? (распознавать причастие среди других частей речи и образовывать их самостоя- тельно). Если вы можете находить причастия в тексте, то оцените свою работу в баллах. Тест. 1.Подчеркните строку, в которой одни причастия А. бежать, писал, писавший, читает; Б. увидевший, замеченный, завязанный, убежавший; В .желтеющий, беловатый, желтеть, находил. 2. Найти причастие А) серая мышь Б) летящая птица В) зеленый дуб 3. Найти словосочетание «прич. + сущ.» А) растаявший снег Б) низкие облака В) желтая рожь Кто из вас справился без ошибок? Молодцы. Поставьте оценку в оценочный лист | Фронтальная работа, работа в группе заполняют таблицу : Признаки причастия Признаки прилагательного | Признаки глагола | имеют окончания | Вид | Изменяются по родам, падежам, числам | Время | Отвечают на вопрос какой, какая, какие? | Возвратность | согласуются с существительным | имеют при себе сущ. или наречие | | что делавший, что делающий |
Работают над текстом. Читают текст. Выписывают из текста причастия в тетрадь. Определяют, от каких глаголов они образованы. Выделяют суффикс и обозначают время причастий и вид.
Учащиеся отвечают устно.
Вспоминают задачи урока. Отвечают, что научились делать. Оценивают свою работу. Работают с тестом. | - способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; - готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; - способность принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятель-ность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - способность вносить необхо-димые коррективы в действия после его завершения; - умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - участвовать в диалоге, в об-щей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи. |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Я рада, что у вас все получается! Ребята, сегодня на уроке вы проделали большую работу. Молодцы! Продолжите фразу: Задача нашего сегодняшнего урока была.... Узнать: что такое причастие - узнать признаки причастия - узнать как образуются причастия - научиться находить причастия в тексте . Как, по-вашему, мы с ней справились? Что узнали? Чему научились? - довольны ли вы своей работой? Было трудно? А интересно ли было вам на уроке? Работа каждого из вас будет оценена по достоинству, когда вы сдадите оценочные листы. Итоги по оценочной таблице: кто из вас справился со всеми задачами? А у тебя сколько плюсов? Ну а кому это не удалось, ничего страшного. Мы еще будем учиться, и вы обязательно справитесь. Оценивание работы учащихся на уроке. | Дают ответы, делятся впечатлениями. | - способность оценивать свою деятельность - осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления |