Технологическая карта урока истории "В чем мудрость князя Ярослава?" - 6класс.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Савицкая Лариса Ярославна

 

Технологическая карта урока истории "В чем мудрость князя Ярослава?"

Конспект урока по ФГОС второго поколения по курсу « История России с древнейших времен до конца XVIвека» – 6кл.

 

Цель урока:
 Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_-6klass.rar30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС второго поколения по курсу « История России с древнейших времен до конца XVIвека» – 6кл.

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Савицкая Лариса Ярославна, первая квалификационная категория.

                                     МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района, Курской области.

Предмет: история      Класс:6     Учебник (УМК): А.А.Данилов , Л.Г.Косулина

Тема урока: «В чем мудрость князя Ярослава?»

Тип урока: комбинированный

Оборудование: историческая карта «Русь в X-начале XIвека», контурные карты, учебник «История России с древнейших времен до конца XVIвв.», учебник «История средних веков»,словарь В.Даля,

Цель урока:
 Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством.

Задачи образовательные: 

  • дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством.
  • охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.

Задачи развивающие: 

  • развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности предшествующих князей.

Задачи воспитательные: 

  • воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор:
  • формировать навыки и умения работать в коллективе.

Технологическая карта урока истории «В чем мудрость Ярослава Мудрого».

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный  

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Приветствие учеников.

Проверка готовности к уроку, раздача индивидуальные задания к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний

Целеполагание и постановка задач.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания:

1. Организация работы по выполнению заданий по карточкам(№1 - №8)

2. Разгадать кроссворды, составленные учениками (домашнее задание)

Работают с исторической картой, составляют рассказ или отвечают на вопрос, используя иллюстрации;

составляют план ответа на вопрос, разгадывают кроссворды.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия,

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  цели и задачи;

Умение показывать исторические объекты на  карте, умение составлять рассказ по исторической иллюстрации,

Первичное усвоение новых знаний.

Актуализация темы урока.

Постановка проблемы

- У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о Ярославе – сыне Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет.

-  Что означает слово «мудрый»?

- Вы уже знаете, что до конца 10 века сформировалось Древнерусское государство, чему способствовала политика первых русских князей.

Давайте проанализируем их деятельности и отметим те поступки, которые можно назвать мудрыми.

Рассказ учителя:

За всю историю человечества только трёх правителей удостоили звания Мудрый. Это византийский император Лев VI , французский король Карл V  и киевский князь Ярослав. Свое прозвище князь получил через пять  веков после смерти.  Сначала  его так назвали московские летописцы, а затем русский историк Николай Карамзин.  Сын Владимира Крестителя,  великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Ярослав в начале своего правления в 1016 году, ввёл в действие писаный свод законов – Русскую Правду. Князь Ярослав Владимирович за 35 лет правления заслужил прозвание «Мудрого» правителя.

Работа с историческим источником.

Беседа по историческому документу:

- Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников?  

Беседа с учащимися

-Сравни толкование слова «мудрый» и закон, который издал Ярослав Мудрый.

- Какое наблюдается здесь противоречие?

- Можешь ли ты  - человек XXI века – признать такое решение мудрым?

-  Какой возникает вопрос?

Сообщение учителя

1.Ярослав мог приказать московским летописцам  написать о нём только восторженные отзывы. Возможно,  он таким хотел казаться для потомков.

2. А почему летописцы не назвали его хромцом?  Ярослав действительно хромал. Исследование останков князя, захороненных в Софийском соборе, зафиксировало врожденный вывих тазобедренного сустава в сочетании с ранением правой ноги. Но почему  летописцы  «забыли» о хромоте Ярослава?

3.А может – Мудрый – за то, что был хорошо образован?

 

Беседа с классом

- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Организация работы учащихся в группах.

Задание: прочитать текст учебника и выполнить  задания по группам.

1 группа: Выберите из текста (§6, стр.50-51 «Внутренняя политика Ярослава Мудрого»)   предложения, раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

2 группа:  Выберите из текста «§6, стр.52-54 «Внешняя политика Ярослава Мудрого»» предложения, раскрывающие внешнюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

3  группа: Познакомьтесь  с организацией управления государством при Ярославе Мудром и жизнью общества по законам «Русской Правды» (§6, стр.51-52, документ, стр.59) и определите, мудро ли было организовано управление государством? Можно ли принятие этих законов считать мудрым поступком.  

4  группа: На основе текстов  учебника Истории России и Истории средних веков  сравните  правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке.

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого?

физкультминутка

Отвечают на вопрос - Вспомните, какой порядок управления установился в Древнерусском государстве?

Работают с историческим документом:

«Повесть временных лет»;

работают с исторической картой - Покажите на карте города, в которых правили сыновья Владимира.

Отвечают на вопрос - Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?”

Работают с учебником – формулируют понятие «посадник»;

Слушают объяснение учителя,

Работают со словарем В.Даля – «Что значит слово «мудрый» - «Мудрый – основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный».

Отвечают на вопрос: -  Что означает слово «мудрый»? (Справедливый, умный, дальновидный.)

Работают с Приложением №2

Анализируют деятельность первых русских  и отмечают те поступки, которые можно назвать мудрыми.

Учащиеся читают в учебнике  сведения о  деятельности Ярослава Мудрого.  

«По законам Ярослава Мудрого государство не карало преступника, совершившего убийство. Отомстить убийце имели право ближайшие родственники убитого (сын, родные или двоюродные братья, племянники).Если таких не было, то преступник должен был выплатить государству (князю) виру – штраф за убийство».

Отвечают на вопросы к историческому документу

- Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников?   (Убийца расплачивался деньгами.)

Отвечают на вопросы учителя

- Сравни толкование слова «мудрый» и закон, который издал Ярослав Мудрый.

- Какое наблюдается здесь противоречие?

- Можешь ли ты  - человек XXI века – признать такое решение мудрым? Какой возникает вопрос? (Никто не имеет право отнимать жизнь у другого человека.)

Формулируют проблемный вопрос урока: «Почему Ярослава назвали Мудрым?»

и задачу урока: выяснить, почему из многочисленных русских князей именно Ярослав удостоился такого имени.

Отвечают на вопрос  учителя;        

формулируют цели и составляют план исследования проблемы  

1. Как пришел к власти?

2. Что сделал для Руси внутри страны?

3. Внешняя политика

4. Вклад в развитие Древнерусского государства.

Учащиеся делятся на группы и выполняют задания, работая с учебником «История России с древнейших времен до конца XVIвека», учебником «История средних веков».

1группа зачитывает из текста характеристику внутренней политики князя Ярослава Мудрого.

2 группа зачитывает из текста характеристику внешней политики Ярослава Мудрого.

3группа отвечает на вопросы учителя, анализирует документ, делает вывод.

4группа сравнивает правление карла великого и Ярослава Мудрого и выделяет общие черты и различия.

физкультминутка

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные: Целеполагание; постановка новых целей, планирование путей достижения целей.

Коммуникативные: формулировать собственную позицию, аргументировать ее, вырабатывать общее решение; сравнивать различные точки зрения, делать выбор; работать в группе, в парах – сотрудничать, взаимодействовать со сверстниками; владеть устной речью;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов  библиотеки; давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение; строить логические рассуждения; объяснять исторические процессы, связи; структурировать тексты, выделять главное и второстепенное; оценивать исторические события.

Первичная проверка понимания

Беседа с классом:

- «Полны ли ваши ответы или требуется дополнения?  - Какая из групп  ближе к истине?  

Составляют кластер  «Почему Ярослава звали Мудрым?».

Организация работы с Приложением №4 -

На контурной карте раскрасьте страны, с которыми Русь при Ярославе Мудром была связана династическими браками.

Анализируют созданный ими коллективно кластер;

отвечают на вопросы учителя,

Делают выводы:

-Издал законы «Русской Правды», которые заменили первобытные обычаи.

-Основал города, обеспечил мир на границах.

- Обеспечил культурный расцвет Руси.

Работа с приложением №4 – контурная карта.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные: Целеполагание; постановка целей, планирование путей их достижения .

Коммуникативные: формулировать собственную позицию, аргументировать ее, сравнивать различные точки зрения, делать выбор; работать  в парах – сотрудничать, взаимодействовать со сверстниками; владеть устной речью;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение; строить логические рассуждения; выделять главное и второстепенное; оценивать исторические события; делать выводы и обобщения.

Этап первичной проверки и закрепления знаний.

Организация работы в парах: составить синквейн, посвященный Ярославу Мудрому.

Напоминание!!!:

1 строка  - Существительное (название темы)

2 строка  - Два прилагательных (определение темы)

3 строка - Три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка - Фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

 5 строка  - Вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.

Учащиеся разбиваются на пары и составляют синквейн:

1. князь Ярослав

2.дальновидный, умный

3.строит, торгует, судит

4.способствовал расцвету Киевской Руси

5.Мудрый

Личностные: формирование исторического образа; уважение к истории; потребность в самовыражении.

Регулятивные :осуществлять констатирующий контроль по результату; адекватно оценивать правильность выполнения действий; прилагать волевые усилия по преодолению трудностей.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь;

Познавательные: создавать модель ; осуществлять выбор эффективного метода решения задачи; обобщать понятия.

Домашнее задание

Комментирование домашнего задания:§6,

Заполнить кластер «Древняя Русь при Ярославе Мудром», выполнить тест «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром», задание 1, рубрика «Учимся быть историками», учебник, стр.58-59

Записывают задание в дневник, знакомятся визуально с приложениями №5,№6

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность этапе завершения  урока.

Познавательные: осуществлять выбор эффективного метода решения задачи;

Коммуникативные: формулировать собственную позицию, аргументировать ее, делать выбор.

рефлексия

Предлагает учащимся использовать «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

Выбирают на разложенных на партах  ладошках называемый учителем палец и отвечают на соответствующий ему вопрос.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность .

Познавательные:

Умение анализировать, строить логические рассуждения;

Коммуникативные: формулировать собственную позицию, аргументировать ее, делать выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Раскрытие скобок" (математика-6класс)

Раскрытие скобок, распределительный закон умножения...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....

Технологическая карта урока истории "Первые русские князья"

Учебник "История России". 6 класс. Арсентьев Н.М. под редакцией Торкунова А.В. Урок освоения новых знаний. Тема: "Русь в IX -  первой половине XII вв."...