Формирование пунктуационной грамотности при подготовке к ВПР.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Материал предназначен для подготовки к ВПР по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_punkt_grammotnosti.pptx | 1.98 МБ |
formirovanie_punkt_gramm.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование пунктуационных умений, интеллектуальных действий по определению места для знаков препинания, выбора знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц.
Формулировка пунктограммы Примеры Тире между подлежащим и сказуемым Москва – столица нашей Родины. Запятая в сложном предложении Просвистит в лесу рябчик , и прокличут в небе журавли . Запятая при однородных членах предложения На болотах бормочут и возятся журавли . Всю ночь огонь костра то разгорается , то гаснет . Запятая при обращении. Принеси мне, Маша , синий фломастер.
Каждому слову (словосочетанию, предложению) присваивается порядковый номер. Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают в нужные строки (графы) только цифры. В результате получается определённый цифровой код, который легко и быстро проверить. 1. Дерево узнаётся по плодам. 2. У неуживчивого человека не бывает друзей. 3. От разговоров о воде мельница не заработает. 4. Торопливым людям не хватает мудрости. 5. Под лежачий камень вода не течёт. Односоставные: 2, 4 Двусоставные: 1, 3, 5 Цифровой диктант.
Графический диктант. Задание: «Разделите страницу пополам вертикально, слева предложения , в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, справа — предложения без тире между подлежащим и сказуемым . Проведите непрерывную линию так, чтобы у вас получился рисунок». Думать – это спорить с собой (пословица). Летний вечер тих и ясен . Летний дождик – одно только удовольствие. На улице свежо и тихо. Земляника – лесная ягода. С тире Без тире
Выборочный диктант. « Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните грамматические основы предложений, обозначьте однородные члены предложения, постройте схемы». Лежу в траве. Лохматые шапочки одуванчиков похожи на маленькие солнышки. Вокруг меня летают пчёлы, мушки, комары . Они не просто летают, жужжат и кружатся надо мной. Это их трудовые будни. Красота природы радует меня . Успокаивает писк. Я чувствую себя счастливым.
Пунктуационные пятиминутки . Составить словосочетания по схемам. Выписать грамматическую основу из предложения. Определить количество грамматических основ в предложении. Из слов составить простое или сложное предложение. Построить схемы предложений.
Прочитайте текст и выполните задания: а ) Постройте схемы 1, 2 и 3 предложений. б) Выпишите грамматическую основу 5 предложения. Плохо. 1.Собака яростно лаяла, припадала на передние лапы. 2.Прямо перед ней сидел маленький взъерошенный котёнок. 3 Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. 4.Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. 5.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. 6.Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: — 7.Как вам не стыдно! —8. А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики. — 9.Вот это и плохо! — гневно ответила женщина . ( В.Осеева )
Игра «Поймай основу ». Читаю предложения , а ребята записывают только основу предложения. Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали. Игра «Лучший корреспондент ». Распространите текст. Подул ветер. Лес зашумел. Небо потемнело. Начался дождь. Птицы умолкли.
Алгоритм нахождения однородных членов. «Знаки препинания при однородных членах ». Найти грамматическую основу предложения. Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами. Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонации перечисления.
Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи . (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами.) Деревья травы сочны свежи летом в начале осени и и и Что? Каковы? Когда? Запятые нигде не ставятся!
Понятие об обращении. (Употребление обращений в речи). «Здравствуй , , будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.» красная девица «Смилуйся государыня рыбка разбранила меня моя старуха.» , ,
Маша сказала: «Алена, принеси мне, пожалуйста, стул». Я ответила: «Сейчас принесу». Прямая речь.
Различные виды списывания. Неосложненное списывание О сложненное списывание Переписывание материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений. Переписывание материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения. Ненастным днём низко висят тяжелые тучи, а солнце замирает за горизонтом. Мокрые кроны деревьев отяжелели, пригнулись к земле, но солнечный луч иногда согревает их. Ветер резко сотрясает ветки, срывает последнюю листву. Ненастным днём низко висят тяжелые тучи а солнце замирает за горизонтом. Мокрые кроны деревьев отяжелели пригнулись к земле но солнечный луч иногда согревает их. Ветер резко сотрясает ветки срывает последнюю листву.
Предварительный просмотр:
Формирование пунктуационной грамотности.
Слайд 1. Проблема пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Под пунктуационной грамотностью, в методике преподавания русского языка, понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - понимать написанное.
Как сформировать пунктуационную грамотность у учащихся, как научить учащихся правильно и умело применять пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.
Я думаю, вы, уважаемые коллеги, согласитесь со мной, что формирование пунктуационной грамотности необходимо начинать еще в начальной школе, а затем продолжать на уровне основного и среднего общего образования. Делать это нужно систематически, не только при изучении синтаксиса, но и других разделов о языке, на всех этапах урока.
Слайд 2. Цель: формирование пунктуационных умений, интеллектуальных действий по определению места для знаков препинания, выбора знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц
Подход в обучении пунктуационной грамотности состоит в том, что у ученика вырабатывается чувство структуры предложения.
Формирование пунктуационной грамотности учащихся должно осуществляться с учетом целей обучения, в соответствии с принципами русской пунктуации (интонационного, смыслового, структурного), при помощи ряда специальных упражнений по пунктуации.
Слайд 3. В формировании пунктуационной грамотности особое значение имеет пунктуационный разбор – анализ предложения, нахождение пунктограмм, их объяснение, поэтому мы с ребятами прорабатываем таблицы для себя и по мере изучения тем, дописываем их. На первоначальном этапе изучения разрешаю ими пользоваться, затем по мере необходимости.
Большинство пунктуационных ошибок, как показала практика, связано именно с неумением ориентироваться в структуре предложения. Важно научить детей быстро и правильно находить грамматическую основу.
На каждом уроке провожу синтаксические и пунктуационные разминки, нередко использую
Слайд 4. Цифровые диктанты
Слайд 5. Графические диктанты,
Слайд 6. выборочные диктанты (задания: выписать грамматическую основу, однородные члены, обращения, предложения с прямой речью).
Слайд 7. Систематически применяю различные приемы, позволяющие проводить работу над пунктуацией, затрачивая минимум времени. «Пунктуационные пятиминутки» в начале каждого урока помогают развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание, языковую наблюдательность.
Задания могут быть разнообразными: составить словосочетания по схемам; найти основу предложения; определить количество основ, составить простое и сложное предложение, сопоставить схемы предложений с союзом и и пр. Данные пятиминутки включают в себя построение схемы предложения, синтаксический разбор, задания типа дополнить, распространить или перестроить предложение. Применяя это на практике, учитель может гораздо эффективнее работать над формированием и закреплением пунктуационных навыков своих учеников, подготовить их к новой теме урока.
Слайд 8. Образец пунктуационной пятиминутки. Можно проводить такие пятиминутки, как в устной, так и в письменной форме.
Слайд 9. Также можно проводить различные игры.
Слайд 10. Для изучения или закрепления какой-то определенной темы составляем алгоритмы. Хотелось бы отметить, что составление алгоритмов на уроках – один из эффективных приёмов повышения пунктуационной грамотности учащихся, особенно при подготовке к итоговой аттестации, а быстрые способы проверки и взаимопроверки таких упражнений способствуют экономии времени на уроке.
Слайд 11. Обязательно рисуем схему и комментируем. Также использую на уроках прием, когда даются исходные нераспространенные предложения, которые нужно дополнить однородными членами, вводными конструкциями, обособлением или уточнением или создать связный текст.
Слайд 12. Понятие об обращении. В центре внимания на уроке – “живая” речь: речь самих учащихся, речь героев любимых мультфильмов и кинофильмов, поэтическое слово. На уроке делается акцент на то, что обращения служат для обозначения конкретного лица, адресата. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно часто выполняет одновременно ещё одну функцию. С их помощью автор выражает своё отношение к своему адресату.
Слайд 13. Прямая речь. При изучении прямой речи использую работу в парах “говорящий – автор”: один ученик придумывает прямую речь, другой подбирает к ней слова автора (возможен и такой вариант: один читает слова автора, другой - прямую речь). Этот приём помогает учащимся “почувствовать” структуру предложений с прямой речью. Такая работа ребятам нравится.
В процессе формирования у учащихся пунктуационных умений учителями нашей школы применяются различные виды списывания.
Списывание как вид пунктуационного упражнения заключается в переписывании учащимися отдельных предложений или текста с одновременным выполнением пунктуационных заданий. При списывании обучение опирается на зрительную память.
Слайд 14. Списывание применяется в двух формах: в неосложненной и в осложненной.
Неосложненное списывание, все мы с вами знаем, состоит в переписывании материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений. Обучающая сущность данного упражнения состоит в обнаружении смысловых отрезков и обосновании выбора знаков препинания. Кстати сказать, что даже при таком виде списывания некоторые ученики умудряются сделать ошибки.
Осложненное списывание - это переписывание учащимися материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения. В дидактическом материале для данного упражнения имеются следующие виды осложнений: пропуски знаков препинания (всех или части) и переконструирование (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение структуры предложения). В обоих случаях учащимся приходится решать пунктуационные задачи: находить место (места) для знака (знаков) препинания и выбирать из возможных необходимый знак препинания.
Слайд 15. (Примеры списывания) Выбираю либо занимательный, либо эмоциональный отрывок из произведения, так как это позволяет увлечь темой, идеей. Задания подбираются дифференцировано, выполнение должно быть доступно, выполнимо для каждого.
В нашей школе разработана рабочая программа по подготовке к ВПР для 5-7 классов.
Таким образом, только систематическая работа по формированию пунктуационной грамотности позволяет добиться положительных результатов не только в проверочных работах, но и на государственной итоговой аттестации.
А в заключении хочу сказать, что умело и свободно пользоваться знаками препинания учащиеся смогут лишь тогда, когда не только овладеют определенной суммой знаний, но и будут хорошо представлять себе природу пунктуации - её значение, принципы, функции отдельных знаков препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА с использованием информационных технологий
Мы живем в стремительный век, поэтому то, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстает уже как архаическое явление. И чтобы «в просвещении стать с веком наравне», как говорил А.С. Пушкин...
Формы и методы при выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся через применение таблиц, схем, памяток.
Современная система образования требует новых подходов к обучению. Внедрение в школу компьютерных технологий создаёт дополнительные возможности для деятельности учителя по выработке у обучающихся опре...
Использование онлайн-тренажера «Веб-Грамотей» для формирования орфографической и пунктуационной грамотности при подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
Доклад на муниципальном семинаре «Школа эффективного педагога. Панорама методических идей для руководителей школьных методических объединений «От ВПР через ОГЭ к ЕГЭ»...
Формирование функциональной грамотности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии
Функциональная грамотность – это способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого спектра жизненных задач в самых областях деятельности человека....
Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии
Опыт работы по теме: "Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии", анализ заданий ОГЭ и приемы развития функциональной грамотности...
Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии, презентация
Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии - задания ОГЭ и приемы развития функциональной грамотности...