Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии
статья по географии
Опыт работы по теме: "Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии", анализ заданий ОГЭ и приемы развития функциональной грамотности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме: «Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии»
Кухта Ольга Сергеевна
учитель географии
МКОУ «Геологическая ООШ»
Функциональная грамотность – это способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого спектра жизненных задач в самых разных областях деятельности человека.
Основные направления функциональной грамотности:
Креативное мышление;
Читательская грамотность;
Математическая грамотность;
Финансовая грамотность;
Естественнонаучная грамотность;
Глобальные компетенции.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности.
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты в естественнонаучной грамотности, читательской и математической. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.
Для успешной подготовки обучающихся к ОГЭ по географии работа по формированию функциональной грамотности должна проводится в системе с 5-6 класса. На уроках и внеурочных занятиях включаю задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, это позволяет закрепить полученные знания и умения, понимать учащимся, что то, что они делают, действительно, отвечает реальной ситуации, которая может быть в жизни, а также повышает мотивацию для более тщательного, в том числе и самостоятельного изучения темы.
Естественнонаучная грамотность подразумевает, что человек активно интересуется естественнонаучными проблемами. С точки зрения географии — это особенности процессов и явлений в геосферах, экологические проблемы, использование и охрана природных ресурсов.
- В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности - цель географического образования. В географии главный метод исследования - картографический. Задания ОГЭ, по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
Например, при решении задания ГИА:
Расположите города России в порядке увеличения средних температур воздуха в январе. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1) Красноярск
2) Екатеринбург
3) Тула
Для решения подобных задач, конечно, надо одновременно использовать соответствующие карты атласа: климатическую и административную. Умение работать с географическими картами — часть естественнонаучной грамотности. Необходимо правильно отобрать нужные источники информации и корректно ими воспользоваться. При этом надо помнить, что континентальность климата возрастает с запада на восток и температура января также понижается с запада на восток. Поэтому правильный ответ : 123.
Здесь же нужны навыки и математической грамотности, чтобы правильно понять условие задания, т.к. некоторые ученики могут не сообразить, что -20º на самом деле МЕНЬШЕ, чем -10º. Надо просто помнить математическую закономерность — отрицательные числа тем меньше, чем они больше по модулю.
Вообще, задания на анализ карт являются достаточно трудными, потому что требуют образного мышления. Хороший пример — задание 12, где необходимо представить местность, выбрать участок и объяснить свой выбор.
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Для решения этого задания надо использовать информацию, которой нет в условии — Солнце светит с южной стороны, поэтому оно лучше освещает северный склон долины (или южный склон холма), поэтому участки 1 и 2 лучше освещаются Солнцем, чем участок 3, а расположение участка 2 рядом с шоссе позволит легко вывозить собранный урожай. Решение подобных заданий требует умения представить местность, изображённую с помощью условных знаков, особенно необходимо умение «чтения» рельефа, показанного горизонталями. Эти умения отрабатываются при изучении соответствующих тем в курсе 6 класса, а проверяются в заданиях ГИА.
Внимание работе с картой уделяю на каждом уроке и на консультациях при подготовке к ГИА.
Наиболее результативными считаю следующие приемы работы:
1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представление и лучше запомнить карту. Например:
- указать материки западного и восточного полушарий;
- расположить горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:
- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай - Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция - Албания находится в Европе, остальные - в Азии..
3) Ассоциативные задания - объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:
- Буэнос-Айрес - Будапешт - являются столицами государств.
- Буэнос-Айрес - Копенгаген - оба лежат на берегу моря.
4) Ассоциативные загадки - дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:
- акула - Сахалин
- нос носорога - полуостров Сомали (Африка)
- сапожок - Апеннинский полуостров и т.п.
5) Немая карта - учащимся раздаю пустые контурные карты, на которых они должны:
- отметить цифрами соответствующие географические объекты
- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.
Данные задания выполняются без использования атласов.
При решении задания ОГЭ №16, которое считается сложным, требуется целый комплекс навыков функциональной грамотности:
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Название пункта | Географические координаты пункта наблюдения | Высота над уровнем моря, м | Средняя температура воздуха, °С | Среднегодовое количество дней с атмосферными осадками | |
июль | январь | ||||
А | 50° с. ш. 54° в. д. | 112 | +21,9 | –14,8 | 80 |
Б | 53° с ш. 51° в. д. | 54 | +20,6 | –13,2 | 94 |
В | 56° с. ш. 47° в. д. | 93 | +19,8 | –12,8 | 122 |
Г | 56° с. ш. 42° в. д. | 120 | +18,3 | –9,7 | 112 |
Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Даша: «Чем дальше на северо-запад, тем реже выпадают атмосферные осадки».
2) Саша: «Чем дальше на юго-восток, тем больше годовая амплитуда температур».
3) Сергей: «Чем выше расположен пункт, тем чаще в нём выпадают атмосферные осадки».
4) Юля: «Чем западнее, тем жарче в июле».
Во-первых, конечно, требуется естественнонаучная грамотность, умение выделить необходимую информацию. Здесь каждое утверждение соответствует определённым столбцам таблицы. Например, вывод Даши требует соотнести второй и шестой столбцы. Сначала необходимо понять, что движение на северо-запад — это движение от А до В (пункт Г расположен ЗАПАДНЕЕ, а не северо-западнее пункта В). Для этого можно воспользоваться картой, но можно и просто проанализировать координаты пунктов — широта растёт до определённого предела, а долгота уменьшается, значит движение от пункта к пункту происходит к северо-западу. Анализируя вывод Даши дальше, мы видим, что количество дней с осадками в направлении северо-запада не уменьшается, а растёт.
Утверждение Саши требует использования навыков математической грамотности — вычитание положительных и отрицательных чисел. Если амплитуда вычислена правильно, то мы находим верный ответ на вопрос теста.
На сайте ФИОКО даётся определение понятия «математическая грамотность»: Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Элементарные навыки математической грамотности требуются для успешного прохождения экзамена по географии.
Используя данные таблицы, определите величину миграционного прироста населения Московской области в 2010 г. Ответ запишите в виде числа.
Изменение численности населения Московской области
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Общий прирост населения за год, человек | 27 101 | 39 809 | 40 145 | 44 693 |
Естественный прирост населения за год, человек | −46 816 | −40 859 | −32 942 | −32 076 |
Пояснение.
Миграционный прирост определяется разностью общего и естественного приростов:
44 693 − (−32 076) = 76 769.
Ответ: 76 769.
Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:
- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;
- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм;
- решение различных географических задач;
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность — важнейшее условие успешной сдачи экзамена. Часто приходится наблюдать такую картину — задание решено правильно, но неправильно написан ответ и вместо заслуженного балла ставится ноль.
Например: Определите, столица какой республики в составе РФ имеет географические координаты 62° с. ш. 34° в. д. Обучающиеся правильно определяют координаты, находят город и пишут в ответе — ПЕТРОЗАВОДСК, но в вопросе требовалось ответить КАРЕЛИЯ. Также ошибки появляются и в вопросах, где требуется расположить пункты по возрастанию или по убыванию какого-либо показателя. Для борьбы с этими ошибками надо на этапе подготовки приучать ставить дополнительные вопросы к заданию: Субъект — это город или республика? По возрастанию — это от меньшего к большему? Всё это — составная часть навыка читательской грамотности.
Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
№ 28 Экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики — 2019».
18 сентября в Архангельск вернулась комплексная экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики — 2019. Северная Земля». Она организована Ассоциацией «Морское наследие» при участии Северного управления Росгидромета и проходит под эгидой Русского географического общества. В работе принимали участие ученые и специалисты Ассоциации «Морское наследие», Московского государственного университета, Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Мурманского морского биологического института, Кольского научного центра Российской академии наук и Пермского госуниверситета.
22 ученых и специалиста на борту НИС «Профессор Молчанов» в течение трех недель обследовали острова Северной Земли и прилежащую акваторию. Всего было обследовано десять крупных островов и групп островов: Пионер, Комсомолец, Октябрьской Революции и Большевик в архипелаге Северная Земля, а также острова Визе, Ушакова, Самойловича, Гейберга, Краснофлотские, Малый Таймыр и Старокадомского. В 18 местах произведены высадки, а три острова обследованы дистанционно с борта судна и с помощью беспилотного летательного аппарата. Пешие группы прошли в общей сложности более 400 км. С помощью беспилотника отснято 29 участков (сцен) общей площадью более 5 км2. На основе этих съемок создано 16 цифровых моделей рельефа общей площадью 2,6 км2. Общий налет исследовательских беспилотных летательных аппаратов составил 12,5 часов. Комплексно обследовано 13 озер и рек: определены гидрохимические характеристики, собраны пробы планктона, бентоса, микробиоты. Океанографические и гидрометеорологические исследования проводились в пределах арктического и субарктического климатических поясов.
Какие типы воздушных масс формируют климат территории, в пределах которой будут проводиться исследования?
При работе с текстом на уроках географии использую множество различных приемов. Наиболее часто используемые:
- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
- составление простой таблицы на основе параграфа учебника.
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений.
- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы.
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте.
- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу.
- составление кроссвордов.
Из этого следует, что успешная сдача экзамена ГИА по географии зависит не только от знания географии, но и от развития навыков функциональной грамотности в различных областях. Эти навыки формируются на соответствующих уроках и затем применяются при решении заданий ГИА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Формирование функциональной грамотности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии
Функциональная грамотность – это способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого спектра жизненных задач в самых областях деятельности человека....
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ГИА
Доклад...
Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии, презентация
Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии - задания ОГЭ и приемы развития функциональной грамотности...