Формы и методы при выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности.
статья по русскому языку по теме

Хрестина Елена Леонидовна

Из опыта  работы  учителя  русского языка  и  литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1

Формы  и методы    при  выработке у учащихся  орфографической и  пунктуационной   грамотности.

                              Учитель  русского языка  и  литературы

                                Хрестина  Елена  Леонидовна

ст.Егорлыкская

2012-2013уч.год

Хочу поделиться с вами теми формами и методами, которые применяю в своей работе при выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности.

            В применении к правописанию навыком считается грамотное письмо, почти не требующее контроля сознания, в известной мере автоматическое.

            Степень овладения навыком не одинакова у каждого из учащихся, составляющих класс. Это делает необходимым систематическое повторение и закрепление навыков грамотного письма.

            Как я понимаю и применяю повторение к навыкам правописания – к орфографии и пунктуации?

            Конечно, повторять правила правописания следует, проверяя преимущественно нерадивых, рассеянных, с трудом получающих положительную оценку учеников. Но не следует забывать, что ошибки в правописании сплошь и рядом допускают даже учащиеся, твердо заучившие правила. К.Д. Ушинский писал: «Для грамотности мало того, чтоб человек знал грамматические правила; но необходимо, чтоб он привык мгновенно выполнять их».

            Это неумение «мгновенно» применять известные уже правила затрудняет школьников при написании диктантов, когда времени для обдумывания в обрез, когда одна за другой возникают новые задачи.

            Умение быстро приметь правило – это значит выработать в себе рефлекторную способность вспоминать правило, не воспроизводя его текстуально, путем зрительных, слуховых или логических связей. Это будет письмо полуавтоматическое, которое называется навыком.

            Для выработки этого рефлекса я использую систему упражнений при изучении правил правописания. Но всякий условный рефлекс слабеет, если его не подкреплять повторным раздражением. В системе обучения этим необходимым раздражением является повторение.

            Чем старше становится школьник, тем больше правил тускнеет в памяти и не мобилизуется с необходимой скоростью письма. Поэтому перед учителем встают вопросы: когда повторять? Что повторять? Как повторять?

            Как в своей работе с учащимися я решаю данные вопросы?

            В 5 – 9 классах повторение проводится после изучения большой темы или какого – то большого периода обучения. (четверть, полугодие, год) В старших классах повторение проводится мною систематически и носит выборочный характер. Повторяется наиболее трудное, слабо усвоенное.

            Что же повторяем?

Для действенного и экономного по времени повторения в каждой изучаемой теме выделяю более легкие и более трудные случаи написания, нахожу труднейшее звено темы. Так, например, при изучении разделительного Ъ окажутся более трудными слова подъем, объят, изъян, поскольку в них не осмысливается корень слова; сравним: подъехать, объяснить, изъеден, где ясный корень помогает выделить приставки.

             В приставках раз - , рас - , конечно, более длительное время будут допускаться ошибки в словах рассорился, рассчитал, расчесть, расчет, расстилается, поскольку правило осложняется условным написанием и дополнительными орфограммами.

            Все слова на – мя получают суффикс – ен – и имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание – и. Но учащиеся чаще допустят ошибки в словах бремя, темя, племя, так как в активном словаре подростка эти существительные почти не употребляются.

            В падежных окончаниях прилагательных, как известно, ошибку вызывают созвучные окончания творительного и предложного падежей мужского и среднего рода, винительный и творительный падежи женского рода. Долго удерживаются ошибки из – за сходного звучания в личных окончаниях глаголов I спряжения в повелительном и изъяснительном наклонениях: выберите – выберете, в суффиксах причастий –н – и – нн -.

            Эти и подобные им орфограммы являются труднейшим звеном в изучаемом правиле правописания. На труднейшее звено и обращается большее внимание при повторном закреплении темы.

            Если обратиться к пунктуационным темам, то здесь учащиеся чаще всего встречаются со знаками препинания при однородных членах в простом предложении.

            Что я считаю трудным звеном в этой большой теме?

            Сначала – предложения с повторяющимися союзами и, или, да; более трудные случаи обобщения – с союзами как – то, именно, с двоеточием и тире одновременно; предложения с распространенными однородными членами; однородные и неоднородные определения, постановка запятой в зависимости от смысла предложения.

            Позднее проводится повторение однородных членов также с повторяющимся союзом и, но в более сложных сочетаниях; предложения с двумя, тремя и четырьмя рядами однородных членов. Например: А дождь так сыпет, так сечет все чаще и чаще и дробит кровли и окна сильней и сильней. Задача учащегося  - разбирая предложение, выделить усилительное и в отличие от соединительного, установить наличие и количество различных рядов однородных членов как по значению, так и по связи с другими членами предложения. По многим предложениям составляем схемы, чередуя с синтаксическим разбором.

            По теме «Однородные члены» повторяем предложения с редко употребляемыми обобщающими словами, случаи двойного обобщения. Например: Вся природа: и лес, и вода, и песчаные холмы – все горит точно багровым заревом.

            Основным приемом проверки при повторении  пунктуации является схема.

            При систематическом изучении некоторые вопросы правописания, занимающие самостоятельное место, при повторении объединяются мною с другими вопросами, аналогичными по типу правилами. Например: о – е после шипящих и ц в существительных и прилагательных; не – ни в местоимениях и наречиях. Слова да, нет (как частицы и как слова - предложения) повторяем в сочетании с прямой речью, где они хорошо представлены.

            Очень много в прямой речи вводных слов и предложений. Они сходны с идентичными словами, являющимися членами предложения. Поэтому для повторения их выделяем в самостоятельную тему.

            Обособленные и необособленные приложения повторяются в разделе уточняющих слов.

            Для выработки орфографической зоркости я использую и материал, изученный на уроках литературы. Заученные наизусть отрывки и стихотворения записываем по памяти. Выбирается тот отрывок , который близок закрепляемой теме русского языка.

            Как повторять? Здесь я придерживаюсь следующей системы. Прежде всего, практическое повторение на специально подобранных примерах всех элементов темы или труднейших звеньев. Главным считаю подбор примеров, которые исчерпывающе напоминали бы пройденное. В качестве приема использую различные виды диктантов, самостоятельные упражнения, составление схем и таблиц.

            При повторении пунктуации обязательно использую синтаксический разбор и составление схем. Это, во – первых, помогает лучше понять состав предложения и определяемую им расстановку знаков препинания; во – вторых, выработает навык представить структуру предложения и мгновенно решать вопрос о знаке препинания.

             Сильным учащимся, быстро справившимися с общим заданием, предлагаю более трудные задачи для самостоятельного размышления. Например:

 1) Почему в одном из аналогичных предложений запятая поставлена, а в другом – нет?

     а) Были и лето и осень дождливы. – усиление без перечисления.

     б) Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник. – усиление с перечислением.

  1. а) Найдите в данных словах корни и с их  помощью объясните исходное значение слов: ищейка, винтовка, гадюка, защита, запятая.

б) Докажите, что данные слова, похожие по началу, совершенно различны по значению и составу: перешеек, пернатые, перловая.

            Изученные ранее правила повторяем на основе разбора сравнительных наглядных таблиц, на основе анализа примеров, подобранных на определенные правила правописания. Эти виды работы чередуем с самостоятельной работой учащихся над специальными заданиями, направленными на повторение трудных вопросов орфографии и пунктуации. Сильным ученикам  даются индивидуальные задания повышенной сложности, слабые нуждаются в более длительной тренировке, поэтому материал  переносится на карточки, которые обеспечивают дальнейшее закрепление навыка в процессе работы с ними.

            После дополнительного повторения и индивидуализированных заданий, провожу упражнения на связном тексте, включающем основные элементы темы. Текст выбираю, руководствуясь наличием времени, а также воспитательно – образовательной задачей.

            Навык мгновенного применения правил вырабатывается в орфографии и умением быстро расчленить слово на морфемы и связать их с тем или иным правилом правописания. Поэтому систематически провожу работу над разбором слова по составу.

            Организуя повторения, я стремлюсь его разнообразить, вносить элементы новизны - по содержанию и форме, обобщать ранее изученное, повторять легкий материал попутно с более трудным, заинтересовать учащихся иным подходом к уже знакомому, новыми примерами, преодолением трудностей, требующих знания и смекалки.

            Все это направленно на выработку умения учащихся мгновенно применять правила в процессе письма.

            Итак, основные положения предлагаемой мною и осуществляемой в процессе обучения системы заключаются в следующем:

  1. Повторение и закрепление материала в процессе выполнения письменных работ.
  2. Систематизация на примерах труднейших звеньев повторяемой темы.
  3. Объединения аналогичных или сходных случаев из различных по времени изучения разделов.
  4. Последовательность тем при закреплении навыков правописания в целях сопоставления.
  5. Объединение тем для экономии времени.
  6. Обзор всех элементов темы на конкретных примерах.
  7. Привлечение наглядных схем и таблиц.
  8. Разнообразные задания для самостоятельной работы.
  9. Дополнительные упражнения для слабых учащихся.
  10. Проверка прочности навыков правописания на связных текстах.