Формы и методы при выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности.
статья по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Формы и методы при выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности.
Учитель русского языка и литературы
Хрестина Елена Леонидовна
ст.Егорлыкская
2012-2013уч.год
Хочу поделиться с вами теми формами и методами, которые применяю в своей работе при выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности.
В применении к правописанию навыком считается грамотное письмо, почти не требующее контроля сознания, в известной мере автоматическое.
Степень овладения навыком не одинакова у каждого из учащихся, составляющих класс. Это делает необходимым систематическое повторение и закрепление навыков грамотного письма.
Как я понимаю и применяю повторение к навыкам правописания – к орфографии и пунктуации?
Конечно, повторять правила правописания следует, проверяя преимущественно нерадивых, рассеянных, с трудом получающих положительную оценку учеников. Но не следует забывать, что ошибки в правописании сплошь и рядом допускают даже учащиеся, твердо заучившие правила. К.Д. Ушинский писал: «Для грамотности мало того, чтоб человек знал грамматические правила; но необходимо, чтоб он привык мгновенно выполнять их».
Это неумение «мгновенно» применять известные уже правила затрудняет школьников при написании диктантов, когда времени для обдумывания в обрез, когда одна за другой возникают новые задачи.
Умение быстро приметь правило – это значит выработать в себе рефлекторную способность вспоминать правило, не воспроизводя его текстуально, путем зрительных, слуховых или логических связей. Это будет письмо полуавтоматическое, которое называется навыком.
Для выработки этого рефлекса я использую систему упражнений при изучении правил правописания. Но всякий условный рефлекс слабеет, если его не подкреплять повторным раздражением. В системе обучения этим необходимым раздражением является повторение.
Чем старше становится школьник, тем больше правил тускнеет в памяти и не мобилизуется с необходимой скоростью письма. Поэтому перед учителем встают вопросы: когда повторять? Что повторять? Как повторять?
Как в своей работе с учащимися я решаю данные вопросы?
В 5 – 9 классах повторение проводится после изучения большой темы или какого – то большого периода обучения. (четверть, полугодие, год) В старших классах повторение проводится мною систематически и носит выборочный характер. Повторяется наиболее трудное, слабо усвоенное.
Что же повторяем?
Для действенного и экономного по времени повторения в каждой изучаемой теме выделяю более легкие и более трудные случаи написания, нахожу труднейшее звено темы. Так, например, при изучении разделительного Ъ окажутся более трудными слова подъем, объят, изъян, поскольку в них не осмысливается корень слова; сравним: подъехать, объяснить, изъеден, где ясный корень помогает выделить приставки.
В приставках раз - , рас - , конечно, более длительное время будут допускаться ошибки в словах рассорился, рассчитал, расчесть, расчет, расстилается, поскольку правило осложняется условным написанием и дополнительными орфограммами.
Все слова на – мя получают суффикс – ен – и имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание – и. Но учащиеся чаще допустят ошибки в словах бремя, темя, племя, так как в активном словаре подростка эти существительные почти не употребляются.
В падежных окончаниях прилагательных, как известно, ошибку вызывают созвучные окончания творительного и предложного падежей мужского и среднего рода, винительный и творительный падежи женского рода. Долго удерживаются ошибки из – за сходного звучания в личных окончаниях глаголов I спряжения в повелительном и изъяснительном наклонениях: выберите – выберете, в суффиксах причастий –н – и – нн -.
Эти и подобные им орфограммы являются труднейшим звеном в изучаемом правиле правописания. На труднейшее звено и обращается большее внимание при повторном закреплении темы.
Если обратиться к пунктуационным темам, то здесь учащиеся чаще всего встречаются со знаками препинания при однородных членах в простом предложении.
Что я считаю трудным звеном в этой большой теме?
Сначала – предложения с повторяющимися союзами и, или, да; более трудные случаи обобщения – с союзами как – то, именно, с двоеточием и тире одновременно; предложения с распространенными однородными членами; однородные и неоднородные определения, постановка запятой в зависимости от смысла предложения.
Позднее проводится повторение однородных членов также с повторяющимся союзом и, но в более сложных сочетаниях; предложения с двумя, тремя и четырьмя рядами однородных членов. Например: А дождь так сыпет, так сечет все чаще и чаще и дробит кровли и окна сильней и сильней. Задача учащегося - разбирая предложение, выделить усилительное и в отличие от соединительного, установить наличие и количество различных рядов однородных членов как по значению, так и по связи с другими членами предложения. По многим предложениям составляем схемы, чередуя с синтаксическим разбором.
По теме «Однородные члены» повторяем предложения с редко употребляемыми обобщающими словами, случаи двойного обобщения. Например: Вся природа: и лес, и вода, и песчаные холмы – все горит точно багровым заревом.
Основным приемом проверки при повторении пунктуации является схема.
При систематическом изучении некоторые вопросы правописания, занимающие самостоятельное место, при повторении объединяются мною с другими вопросами, аналогичными по типу правилами. Например: о – е после шипящих и ц в существительных и прилагательных; не – ни в местоимениях и наречиях. Слова да, нет (как частицы и как слова - предложения) повторяем в сочетании с прямой речью, где они хорошо представлены.
Очень много в прямой речи вводных слов и предложений. Они сходны с идентичными словами, являющимися членами предложения. Поэтому для повторения их выделяем в самостоятельную тему.
Обособленные и необособленные приложения повторяются в разделе уточняющих слов.
Для выработки орфографической зоркости я использую и материал, изученный на уроках литературы. Заученные наизусть отрывки и стихотворения записываем по памяти. Выбирается тот отрывок , который близок закрепляемой теме русского языка.
Как повторять? Здесь я придерживаюсь следующей системы. Прежде всего, практическое повторение на специально подобранных примерах всех элементов темы или труднейших звеньев. Главным считаю подбор примеров, которые исчерпывающе напоминали бы пройденное. В качестве приема использую различные виды диктантов, самостоятельные упражнения, составление схем и таблиц.
При повторении пунктуации обязательно использую синтаксический разбор и составление схем. Это, во – первых, помогает лучше понять состав предложения и определяемую им расстановку знаков препинания; во – вторых, выработает навык представить структуру предложения и мгновенно решать вопрос о знаке препинания.
Сильным учащимся, быстро справившимися с общим заданием, предлагаю более трудные задачи для самостоятельного размышления. Например:
1) Почему в одном из аналогичных предложений запятая поставлена, а в другом – нет?
а) Были и лето и осень дождливы. – усиление без перечисления.
б) Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник. – усиление с перечислением.
- а) Найдите в данных словах корни и с их помощью объясните исходное значение слов: ищейка, винтовка, гадюка, защита, запятая.
б) Докажите, что данные слова, похожие по началу, совершенно различны по значению и составу: перешеек, пернатые, перловая.
Изученные ранее правила повторяем на основе разбора сравнительных наглядных таблиц, на основе анализа примеров, подобранных на определенные правила правописания. Эти виды работы чередуем с самостоятельной работой учащихся над специальными заданиями, направленными на повторение трудных вопросов орфографии и пунктуации. Сильным ученикам даются индивидуальные задания повышенной сложности, слабые нуждаются в более длительной тренировке, поэтому материал переносится на карточки, которые обеспечивают дальнейшее закрепление навыка в процессе работы с ними.
После дополнительного повторения и индивидуализированных заданий, провожу упражнения на связном тексте, включающем основные элементы темы. Текст выбираю, руководствуясь наличием времени, а также воспитательно – образовательной задачей.
Навык мгновенного применения правил вырабатывается в орфографии и умением быстро расчленить слово на морфемы и связать их с тем или иным правилом правописания. Поэтому систематически провожу работу над разбором слова по составу.
Организуя повторения, я стремлюсь его разнообразить, вносить элементы новизны - по содержанию и форме, обобщать ранее изученное, повторять легкий материал попутно с более трудным, заинтересовать учащихся иным подходом к уже знакомому, новыми примерами, преодолением трудностей, требующих знания и смекалки.
Все это направленно на выработку умения учащихся мгновенно применять правила в процессе письма.
Итак, основные положения предлагаемой мною и осуществляемой в процессе обучения системы заключаются в следующем:
- Повторение и закрепление материала в процессе выполнения письменных работ.
- Систематизация на примерах труднейших звеньев повторяемой темы.
- Объединения аналогичных или сходных случаев из различных по времени изучения разделов.
- Последовательность тем при закреплении навыков правописания в целях сопоставления.
- Объединение тем для экономии времени.
- Обзор всех элементов темы на конкретных примерах.
- Привлечение наглядных схем и таблиц.
- Разнообразные задания для самостоятельной работы.
- Дополнительные упражнения для слабых учащихся.
- Проверка прочности навыков правописания на связных текстах.