технологическая карта урока "Окончание-изменяемая часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Окончание-изменяемая часть слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока "Окончание-изменяемая часть слова" | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Окончание – изменяемая часть слова.
Цели урока: изучение понятия окончание, формирование умения выделять окончания в слове.
Формируемые УУД:
Предметные: изучить понятие окончание, формировать умение выделять окончание в слове; обогащать словарный запас учащихся.
Регулятивные: принимать и сохранять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания.
Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить информацию, отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника.
Личностные: формировать мотивацию к учению, выполнять учебные требования.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
- Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые базовые учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой ритм
Устное сообщение учителя |
Готовятся к работе | Личностные: мотивация к обучению Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Будем мы учиться грамотно писать.
В этом нам поможет учебник и тетрадь.
Будем мы внимательны, будем терпеливы,
И тогда научимся мы писать красиво.
И тогда ошибка другом нам не станет.
И в тетрадь по русскому вовсе не заглянет.
Ребята, мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика».
- Вот он состав, на котором мы совершаем путешествие. «Состав слова».
Самое главное в составе поезда – паровоз с машинистом, начальником поезда. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово не может существовать. Что же это за часть? (корень)
- Сегодня мы прицепим ещё один вагончик для груза, для багажа.
Для того чтобы продолжить наше путешествие, мы должны проверить наши знания. Но помните, жители этой страны очень серьёзные и поэтому не любят тех, кто кричит, мешает другим работать. Знайте, в этой стране нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один.
Итак, отправляемся в путь. Ответьте на вопрос:
1.Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение слова)
2.Какие морфемы вы знаете?
Молодцы, страна морфем с радостью открывает двери перед вами.
2) Актуализация опорных знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые Базовые учебные действия |
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
1.Коррекционная минутка.
-Давайте откроем тетради и запишем число.
Учитель обращает внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.
-Запишите число. Классная работа. Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)
Наш сегодняшний урок начнём с коррекционной минутки «Изобретай». Обучающиеся работают с карточками. Развитие внимания и скорость мышления.
Учащимся нужно из каждого слова взять последние слоги или любые другие слоги и составить новое слово.
- Соломка, пора, мель – карамель
- Молоко, реле, лассо – колесо
- Лиса, бельмо, буклет – самолет
- Пенопласт, вести, павлин – пластилин
- Сапоги, парашют, фантазия – сарафан.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Постановка учебной задачи | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
Ребята, сегодня утром мне передали письмо, которое адресовано вам. Давайте откроем его и прочитаем. Ой, я ничего не поняла. Может быть, вы мне поможете?
Белки
Много забот летом у (белка). Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. (Белка) пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые (белка). С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы (белка).
А чего в этом письме не хватает? (Окончания). Давайте исправим ошибки.
А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. (Дети отвечают).
Чему вы должны сегодня научиться? (Выделять окончания).
Что вы можете сказать про окончание?
Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
Для чего служит окончание? (служит для связи слов в словосочетании и предложении)
Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.
4) Первичное закрепление знаний и умений учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Построение проекта выхода из затруднения | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
1.Работа с упражнениями в учебнике. Стр. 8 упр. 379.
Физкультминутка «Зарядка»
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Обобщение новых знаний | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Выполняют задания с объяснением | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
1.Работа в парах. Советуются друг с другом. Запишите в первый столбик слова с нулевыми окончаниями, а во второй с любыми другими окончаниями.
6) Индивидуальная (дифференцированная) работа
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
1.Работа обучающихся с карточками. Составь предложения, выдели окончания.
Нас встретил Чебурашка. Он приготовил текст про чеснок. Но кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слова.
- Посмотрите, что получилось. Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга!
ВЫВОД
Ценят (чеснок) в народе. В (чеснок) много полезных веществ. Сок (чеснок) помогает залечивать раны. Раньше (чеснок) лечили кашель. Благодаря (чеснок) обрели здоровье много людей. |
2.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Стр. 61 упр. 83 по заданию, правило учить стр. 61, 62.
7.Рефлексия (подведение итогов занятия)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
- Что нового узнали? Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему?
Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности? Закончи фразу « Мне было трудно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Лексическое значение слова 5 класс
ТК урока русского языка 5 класс...
Технологическая карта урока по теме: "Слово в словосочетании и предложении"
Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока: Слово в словосочетании и предложении.Класс: 5 классПредмет: русский язык (УМК Р.Н.Бунеев)Тип урока. Урок развития умений и открытия н...
Технологическая карта урока Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5
Технологическая карта урокаТема урока: Слово и его лексическое значение.Класс: 5...
Технологическая карта урока "Служебные части речи"
Представлен урок по ФГОС в системе уроков русского языка по различению знаменательных и служебных частей речи для 5-го класса...
Технологическая карта урока "Способы толкования слов"
Способы толкования слов (УМК под ред. Шмелева)...
Технологическая карта. Поиск и чтение слов, связанных с математикой
Технологическая карта к внеурочному занятию 5-го класса....