Технологическая карта урока по теме: "Слово в словосочетании и предложении"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
Тема урока: Слово в словосочетании и предложении.
Класс: 5 класс
Предмет: русский язык (УМК Р.Н.Бунеев)
Тип урока. Урок развития умений и открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока на тему: "Слово в словосочетании и предложении". | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №3
Технологическая карта
урока русского языка в 5 классе
в соответствии с требованиями ФГОС
на тему:
"Слово в словосочетании и предложении".
Подготовил: Ивахненко Ольга
Александровна, учитель
русского языка и литературы.
Ст. Абадзехская,
2015 год
Тема урока: Слово в словосочетании и предложении.
Класс: 5 класс
Предмет: русский язык (УМК Р.Н.Бунеев)
Тип урока. Урок развития умений и открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Личностные: развивать интерес к предмету, способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения, эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста; стремиться к речевому самосовершенствованию, осознанию ответственности за произнесенное и написанное слово, вступать в диалог, создавать монологические высказывания на лингвистическую тему.
Метапредметные: самостоятельно корректировать свою деятельность, оценивать достижения, извлекать необходимую информацию и использовать ее в новых видах работы по русскому языку.
Метапредметные коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать других.
Предметные: видеть в словах изученные орфограммы, применять их на письме; выделять и сравнивать слова и словосочетания, словосочетания и предложения, отвечая на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания, словосочетания и предложения; уметь проверять написанное, находить грамматическую основу предложения; понимать и принимать учебную задачу, искать и находить способы ее решения.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Оргмомент. | 1.Приветствует учащихся. 2.Проверяет готовность учащихся к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Орфографическая разминка. | Готовимся к проверочной работе. Рабочая тетрадь: стр. 9 №8 (а). - Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. | Работают в тетрадях. Вставляют пропущенные буквы с комментарием вслух. | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; (К) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
3. Проверка домашнего задания. | Осуществляет проверку домашнего задания. | Устные рассказы учеников о служебных частях речи. | Оценивание усваиваемого содержания (Л) |
4. Введение в тему урока с формулированием его цели. | - Определяем проблему урока. Слайд №1. Слайд №2. - По какой записи можно "узнать" инопланетянина, а по какой - иностранца, изучающего русский язык? - Как вы это определили? - Какой связи не хватает в 1-м столбике, а какой во 2-м? - Исправьте всё, что нужно во 2-м столбике и запишите получившийся вариант. - Как можно назвать то, что вы записали? Слайд №3 - Сформулируйте тему урока и его цель. Слайд №4, Слайд №5. | Читают запись. Делают вывод Высказывают предположения. Учатся работать по алгоритму. Дают ответ на вопросы: "Слово в словосочетании и предложении." Записывают число, классная работа и тему урока. 1)Какую роль играет слово в словосочетании и предложении? 2)Чем отличаются слово, словосочетание и предложение? | Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) |
5. Актуализация изученного. | 1. Наблюдение. Слайд №6. (Устанавливаются отличия слова от словосочетания и предложения.) - Прочитай и сравни слова, словосочетания и предложения. - Что называет слово? а словосочетание? - Чем отличается предложение от слова и словосочетания? - К какому столбику можно дать задание распространить предложение, а к какому - составить предложение? Почему? Объясни. Слайд №7. Слайд №8. 2. Наблюдение по учебнику. Упр. 222 - наблюдение над смысловой связью слов в словосочетаниях и предложениях(тексте). - Прочитайте отрывок из шуточного стихотворения Л.Д.Каминского. - Что вызывает у вас улыбку? - В каких словосочетаниях слова лексически не сочетаются друг с другом? а грамматически? Докажи. - Попробуй исправь объявление. - Сравни: Слайд №9. 3. Упр. 223 - установление смысловой (по вопросу) и грамматической (употребление в нужной форме) подчинительной связи между словами в словосочетании. | Делают выводы. 1.Слово называет предмет, действие, признак, словосочетание более подробно называет, то предложение говорит о том, что происходит с предметом, какое действие в нем совершается, как; т.е. в предложении между словами устанавливается определенный смысл. 2. Работают по учебник. Записывают исправленные словосочетания. Взаимопроверка. Делают выводы. Дают ответы. | Выборочная работа (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
6. Открытие новых знаний. | 1. Решаем проблему, открываем новые знания. Слайд №10. Слайд №11. - Среди исправленных оказались и такие словосочетания: Стол обеденный; Телефон для справок. - Найдите в этом словосочетании главное слово (оно подчиняет себе другое слово) и обозначь его крестиком сверху. - Поставьте вопрос от главного слова к зависимому - так устанавливается смысловая связь между главным и зависимым словом в словосочетании. - Просклоняйте словосочетания. Следите за поведением зависимого слова. Выделите окончания в главном и зависимом словах - так выражается грамматическая связь. - Сделайте вывод: как связывается зависимое слово с главным. Слайд №12. 2. Упр.224 - установление связи между однородными членами предложения. - Прочитайте предложение. - Найдите однородные члены. Какие это однородные члены? Какой частью речи они выражены? - Можно ли выделить в группе однородных членов главное и зависимое слово? - С помощью чего соединяются однородные члены? - Как вы думаете, какой связью - подчинительной или сочинительной - связаны однородные члены предложения? Обоснуй свой ответ. - Сравните свой вывод с текстом определения в упр. 225. - Прочитайте текст в рамке и озаглавьте. - Как вы думаете, на основе какой связи слов - сочинительной или подчинительной - строится словосочетание? 4. - Проверьте себя, прочитав текст в рамке (упр.226). Дополнительные вопросы после текста на понимание: - Как по-другому можно объяснить, какое слово в словосочетании является главным, а какое зависимым? - Как графически изображается связь в словосочетании? Слайд №13. Слайд №14. Слайд №15. Слайд №16. | 1..Склонение словосочетания. Коллективно работают с учителем. Получают информацию, отвечают на вопросы. Наблюдают, делают выводы. 2.Делают выводы. Дают ответы. 3. Читают лингвистический текст и озаглавливают. Делают вывод. Дают ответ. 4. Проверяют свой ответ. Закрепляют понятие «Словосочетание» | Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
Физминутка 7. Углубление знаний, развитие учебно-языковых и речевых умений. | Слайд№17-№23. 1.Упр. 227 - развивается умение отличать сочинительную и подчинительную связь между словами, составлять связный устный рассказ с опорой на данные словосочетания. - Какие сочетания слов построены на основе сочинительной связи, а какие - на основе подчинительной? - В словосочетаниях обозначьте главное и зависимое слова, установите смысловую и грамматическую связь. - Рассмотрите картинки и, используя данные сочетания слов, составьте устный рассказ на тему "Зимние забавы". Слайд №24- №29. 2. Слайд №30. - устанавливаются основные признаки предложения, роль знаков препинания в предложении, развивается умение составлять из слов предложения. - Прочитайте слова. Составьте из них предложения. - Каковы основные признаки предложения? - Запишите предложения. Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений? - Какую роль они играют в предложении? Слайд №31. 3. Чтение и анализ текстов о предложении (упр.229). 1-й текст в цветной рамке читается ознакомительным чтением про себя (эта информация знакома ученикам из начальной школы). - Просмотрите текст, опираясь на ключевые слова. - О каких признаках предложения в нём говорится? Пронумеруйте эти признаки карандашом. - Сколько видов предложений по цели высказывания выделяется? (Слайд №32) а по интонации? Слайд №33. 2-й и 3-й тексты читаются вслух учениками. - Чем отличается словосочетание от предложения? Слайд №34. - Что называется синтаксисом? Слайд №35. 4. Игра "Лингвистическое лото". Слайд №36. Слайд №37. 5. Тест. 6. Упр.230 - развивается умение различать предложения по интонации, опираясь на знаки препинания, и навык выразительного чтения вслух с соблюдением соответствующей интонации. Сначала выборочное чтение вопросительных предложений, затем выразительное чтение всего текста. | Выполняют физминутку. Слово - 3 раза хлопают. Словосочетание - 3 раза топают. Предложение - 3 раза приседают. 1. Работают в парах. Вспоминают пройденный материал. Рассматривают картинки и составляют устный рассказ с данными сочетаниями слов на тему: "Зимние забавы". 2.Составляют предложения. Записывают предложения в тетрадь. 3. Чтение и анализ текстов о предложении (упр.229). Дают ответы. 4. Работают в группах, составляя фигуру треугольника из терминов. В данный момент свободно передвигаются по классу и общаются в группах. 5. Выполняют тест, выбирая правильный ответ. 6. Выразительно читают текст. | Игровой момент (К) Контроль (Р) Классификация (П) Работа в парах (К) Постановка и формулирование проблемы (П) Робота в группах (К) Составление предложений из слов(П) Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других (К) Осуществление смыслового чтения художественных текстов; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
8. Итог урока. Рефлексия. | - Вспомните цели урока. Удалось ли их достичь? - Что нового узнали? Обобщает сказанное. - Составьте со словом «урок» словосочетание. Каким был для вас сегодняшний урок: интересным, скучным, легким, трудным? Оцените свою работу на уроке, выбрав смайлик. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Слайд №38. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою деятельность: чему научились, что успели сделать, что вызвало затруднение. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
9. Домашнее задание | 1. Перечитать тексты в рамках и передать их содержание в сжатой форме. Использовать свои примеры. 2. Упр.231. Объясняет домашнее задание. Советует поработать с толковым словарѐм. | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. |
Приложение.
Тест.
1. Является ли словосочетание единицей синтаксиса?
а) да б) нет
2. Равноправны ли слова в словосочетании?
а) да б) нет
3. Какая связь объединяет слова в словосочетание?
а)сочинительная б) подчинительная
4. Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей?
а) да б) нет
5. Какое слово является главным в словосочетании любить литературу?
а) любить б) литературу
6. Какое слово является главным в словосочетании классической музыкой?
а )классической б) музыкой
7. Какое слово является главным в словосочетании много читать?
а) много б) читать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе . «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Учитель высшей категории Телегина Г.С.
урок изучения нового...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе . «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Учитель высшей категории Телегина Г.С.
урок изучения нового...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе . «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Учитель высшей категории Телегина Г.С.
урок изучения нового...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание»
Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание» в 5 классе....
Технологическая карта урока по теме "Слово о поэте. А.А. Ахматова". 9 класс
Технологическая карта урока по теме "Слово о поэте. А.А. Ахматова". 9 класс...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Словосочетание" - 8 класс
Урок по теме "Словосочетание" - №3 в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО...