"В мире слов" - рабочая программа внеурочной деятельности (6 класс)
рабочая программа (6 класс)
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа
«Принято» МО учителей Протокол № ________ от «___»____________2020 Руководитель МО_____________/Чанзан С.С./ | «Согласовано» Зам.дир по УР _______________/Куулар С.Э./ от «____»____________2020 | Утверждаю: Директор МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ _________________/Монгуш Э.О./ от «____»__________________2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность по русскому языку «В мире слов»
(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)
_______6 (шестой)________
(класс)
Количество часов в неделю: __1__
Количество часов в год: __34__
Составила учительница русского языка и литературы: Дамбаа Чодураа Вадимовна
______2020-2021______
(учебный год)
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире слов» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «В мире слов» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Содержание и методы обучения программы «В мире слов» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Основные цели программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации лич Программа «В мире слов» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Формы организации внеурочной деятельности
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- наблюдения над живой речью и над литературным материалом.
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Описание места курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часов. Количество учебных недель – 34. Количество часов в неделю – 1.
Срок ее реализации – 1 год.
Планируемые результаты деятельности
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Ученик научится
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
- проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
- группировать слова по видам орфограмм;
- соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.
Содержание курса
Тема 1. Язык и речь – чудо из чудес 1ч. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов).
Тема 2. Необычные правила 1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил).
Тема 3. Путеводные звёзды орфографии 1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).
Тема 4. Если матрёшки не откликнулись 1ч. (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры).
Тема 5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? 1ч. (Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?»).
Тема 6. Хитрый звук «йот» 1ч. (Роль его в речи и на письме. Работа с текстом).
Тема 7. Слова-тёзки 1ч. (Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок).
Тема 8. Различай и отличай 1ч. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).
Тема 9. Поиск нужного слова 1ч. (Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»).
Тема 10. Многословие 1ч. (Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).
Тема 11. Каламбур и многозначность 1ч. (Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем»).
Тема 12. Тайно слово родилось 1ч. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова).
Тема 13. Судьба слова 1ч. (Лингвистические игры «Происхождение слов»).
Тема 14. Проще простого или сложнее сложного 1ч. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение).
Тема 15. Согласуй меня и помни 1ч. (Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий).
Тема 16. Работа над проектом 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Тема 17. Наречие как часть речи 1ч. (Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото).
Тема 18. Образование бывает разным 1ч. (Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач).
Тема 19. Разряд, становись в ряд! 1ч. (Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды).
Тема 20. Узнай меня по суффиксу! 1ч. (Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках).
Тема 21. Некогда или никогда? 1ч. (Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).
Тема 22. Затруднительное состояние 1ч. (Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения).
Тема 23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме 1ч. (Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом).
Тема 24. Употреби меня со словом 1ч. (Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств).
Тема 25. То же, так же иль за то? 1ч. (Правописание союзов. Дидактические игры с союзами. Лингвистическая игра «Найди соответствие»).
Тема 26. Соединю простое в сложное 1ч. (Роль союзов в тексте. Построение текстов).
Тема 27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу 1ч. (Разряды частиц. Игры на внимание).
Тема 28. Не могу не знать = я знаю! 1ч. (Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста).
Тема 29. Будешь вежлив ты со мной 1ч. (Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы).
Тема 30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» 1ч. (Звукоподражательные слова, их роль и употребление).
Тема 31. Заговори, чтоб я тебя увидел 1ч. (Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов).
Тема 32. «Стильная речь» 1ч. (Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых).
Тема 33. Типы речи или типы в речи 1ч. (Работа с текстами, определение типов речи).
Тема 34. Итоговое занятие за год. Защита проектов. 2ч.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Форма организации | |
По плану | Факт | |||
1 | 08.09 | Язык и речь - чудо из чудес | Лекционное занятие | |
2 | 15.09 | Необычные правила | Практическое занятие | |
3 | 22.09 | Путеводные звёзды орфографии | Сочинение грамматической сказки | |
4 | 29.09 | Если матрёшки не откликнулись… | Составление и анализ текста | |
5 | 06.10 | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | Групповая работа, игра | |
6 | 13.10 | Хитрый звук «йот» | Сравнительный анализ словосочетаний и предложений | |
7 | 20.10 | Слова-тёзки | Сбор материала по тематическим группам лексики | |
8 | 10.11 | Различай и отличай | Дидактические игры и упражнения | |
9 | 17.11 | Поиск нужного слова | Работа в команде, составление текста | |
10 | 24.11 | Многословие | Анализ текста, индивидуальная работа | |
11 | 01.12 | Каламбур и многозначность | Работа с текстами | |
12 | 08.12 | Тайно слово родилось | Практическое занятие | |
13 | 15.12 | Судьба слова | Работа с текстами | |
14 | 22.12 | Проще простого или сложнее сложного | Групповая работа, игра | |
15 | 12.01 | Согласуй меня и помни | Индивидуальная работа, игра | |
16 | 19.01 15.01 | Работа над проектом | Сбор материала, выбор темы, алгоритма выполнения задания | |
17 | 26.01 | Наречие как часть речи | Исследование, составление собственного текста | |
18 | 02.02 | Образование бывает разным | Практическое занятие | |
19 | 09.02 | Разряд, становись в ряд! | Работа с текстами, решение кроссворда | |
20 | 16.02 | Узнай меня по суффиксу! | Беседа, игра | |
21 | 23.02 | Некогда или никогда? | Работа с текстом, игра | |
22 | 02.03 | Затруднительное состояние | Подготовка сообщений, игра | |
23 | 09.03 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме | Лекция с элементами практики | |
24 | 16.03 | Употреби меня со словом | Беседа, работа со словом | |
25 | 30.03 | То же, так же иль за то? | Дидактические игры | |
26 | 06.04 | Соединю простое в сложное | Создание собственной сказки | |
27 | 13.04 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу | Лекционное, игровое занятие | |
28 | 20.04 | Не могу не знать = я знаю! | Работа с текстом | |
29 | 27.04 | Будешь вежлив ты со мной | Групповая работа | |
30 | 04.05 | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» | Индивидуальная и групповая работа: решение ребусов | |
31 | 11.05 | Заговори, чтоб я тебя увидел | Работа в команде: создание диалогов | |
32-33 | 18.05 | «Стильная речь». Типы речи или типы в речи Типы речи или типы в речи | Беседа, игра. Составление и анализ текста Составление и анализ текста | |
34 | 25.05 | Итоговый урок | Защита проектов |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Бондаренко А.А., Гуркова И. В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.
- Волина В. В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991.
- Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.
- Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990.
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. - М.: ВАКО, 2009.
- Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.
- Рик Т. Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс. - М.: ВАКО, 2011.
- Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....
"В мире слов" - рабочая программа внеурочной деятельности (5 класс)
Авторская программа "В мире слов" - рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку...