Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Рудинская Марина Владимировна

Тема урока "Постановка тире в простом предложении". Рассматриваем случаи постановки тире. Работа с текстом. Тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_mu_podl_i_skaz.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тире между подлежащими и сказуемым

Задачи урока: 1) ознакомить учащихся с основными правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;

2) формировать умение видеть соответствующую пунктограмму в тексте;

3) воспитывать высокие нравственные качества.

Мультимедиатехнологии: презентация «Тире между подлежащим и сказуемым», компьютерный тест.

Сказать «не могу» — значит ошибиться.

Библия

Ход урока

  1. Организационный этап.

- Рада всех видеть.

II. Введение в тему.

- Обратите внимание на предложение, взятое мной из Библии.

- Какой смысл заложен в данном высказывании?

- Объясните постановку тире в предложении.

- Мы  вспомнили случай постановки тире в простом предложении. Попробуйте сформулировать тему урока.

- Подумаем, чего вы ждёте от сегодняшнего урока. Чему хотите научиться? (Дети называют свои варианты, а учитель помогает.)

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения.

А зачем нужно изучать данную тему? (Правила пунктуации помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст.)

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Цель: закрепить правописание словарных слов.

Аккомпанемент, искусство, горизонт, группа, как будто, коллектив, лестница, обаяние, сверстник, терраса, озон, корректор, профессионал, пассажир, кристалл.

- Составить словосочетание с типом связи согласование, управление.

- Составить простое предложение, используя данные слова, в котором подлежащее и сказуемое будет выражено существительным в И.п.

2. Цель: развитие речи.

В данных предложениях подчеркнуть сказуемое, указав, какой частью речи оно выражено. Определить тип сказуемого.

           - Какие сказуемые называются составным именным сказуемым?

  • Каковы способы выражения именной части в составном именном сказуемом?

 (На экране высвечивается задание.)

Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения, укажите тип сказуемого.

  1. Жизнь прекрасна и уд(е,и)вительна.
  2. Уметь слушать великое  иску(с,сс)тво.
  3. Я рад вам п(а,о) мочь.
  4. Большинство учеников хорошо сдал(о,и) выпускные экзамены.
  5. Четыре ученика вошл(о,и) в класс.

–В каком из предложений поставили тире? Почему?

IV. Изучение нового материала.

- Нам известны некоторые случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Напомните их. (Учащиеся отвечают.)

- Сегодня мы  продолжим погружение в данное правило.  Познакомимся с новыми правилами постановки тире в простом предложении.

  1. рассмотрим таблицу на доске «Тире между подлежащим и сказуемым»;
  2. прочитаем схемы постановки тире;
  3. обратимся к учебнику. Параграф 15.

- Какие случаи постановки тире отсутствую в таблице?

  1. применим новые правила, выполняя   упражнение 94.

V. Отработка правил постановки тире между подлежащим и сказуемым.

(На экране высвечиваются предложения.)

Указать, где ставится тире.

  1. Жить Родине служить.
  2. Дым Отечества ярче огня чужбины.
  3. Назначение человека развить в себе человеческое и наслаждаться им.
  4. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.
  5. Дважды два четыре.
  6. Искреннее признание своих ошибок есть высшее мужество.
  7. Умеренность это страж здоровья.

VI. Физпауза: зарядка для глаз.

VII. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом. (Раздаточный материал)

  1. Прочитайте текст.

Путешественники бывают разные. Одних влекут самые оживлённые, людные места, других — заповедные уголки природы.

Красота природы — это лекарство от душевных травм, от телесных недугов и от накопившейся усталости. В наш век высоких шумовых и скоростных нагрузок человек по-настоящему может отдохнуть и восстановить силы только в гостях у природы.

Путешествовать в одиночку по родным просторам — хорошая возможность не спеша осмыслить прожитую жизнь. В дороге легко и спокойно бегут одна за другой мысли.

Ничто так не развивает человека, не придаёт ему физические и духовные силы, не возвышает его душу, не настраивает всё его существо на лирический лад, как общение с живой природой.

- О чем повествуется в данном тексте?

- О каком отдыхе рассказывает автор?

- Чем этот отдых привлекает автора?

- Почему автор приветствует путешествие в одиночку по родным просторам?

         - Какую метафору использует автор, говоря о красоте природы?

- Кем являются люди, отправившиеся  в заповедные уголки природы, по мысли автора?

- Почему человеку так важно общение с природой?

          - Какой отдых предпочитают в вашей семье?

  1. Определить тему текста.
  2. Указать главную мысль текста.
  3. Объяснить постановку тире в предложениях.

Выполняем тест.  (раздаточный материал)

Проверка по вариантам.

Тест

  1. вариант

1.Укажите номер предложения, в  котором  не ставится тире?

  1. Родина это прелесть и тайны родного языка.
  2. Терпение есть признак мудрости.
  3. О лесе утреннем писать щеглов из клетки выпускать.
  4. Одно из главных умений в жизни стараться владеть самим собой.
  1. Укажите номер предложения, в котором не ставится тире?
  1. Я честный человек.
  2. Большая Медведица семь звёзд в виде ковша.
  3. Наркомания вселенское зло.
  4. А Егор палец в рот не клади.
  1. Укажите номер предложения, в котором не ставится тире?
  1. Расточать восторги признак ограниченности понимания и вкуса.
  2. Жизнь без пользы это безвременная смерть.
  3. Март начало весны.
  4. Бедность не порок.
  1. Укажите номер предложения, в котором ставится тире?
  1. Мир примет бесконечно разнообразен.
  2. Я гражданин Республики Беларусь.
  3. Результат боя пять подбитых танков.
  4. Эти равнины как бескрайнее море.
  1. Укажите номер предложения, в котором ставится тире?
  1. Прилёт журавлей есть признак весны.
  2. Родина как мать.
  3. Рыбаку дождь не помеха.
  4. Наша задача хорошо учиться.

2 вариант.

1Укажите номер предложения, в  котором  не ставится тире?

1)Искусство бессмертно и непостижимо.

2)Такт это разум сердца.

3)Сквернословить в присутствии девушки значит унизить и себя, и её.

4)Трижды три девять.

2.Укажите номер предложения, в  котором  не ставится тире?

1)Иметь разборчивый почерк первое правило вежливости.

2)Музыка как небо над землёй.

3)Язык это душа нации.

4)Подлецы самые строгие судьи.

3.Укажите номер предложения, в котором ставится тире?

1)Степь словно солнечный диск.

2)Попытка не пытка, спрос не беда.

3)Алчность есть преступное желание чужого.

4)Наша жизнь работа.

4.Укажите номер предложения, в котором ставится тире?

1)Жизнь без движения пуста.

2)Звёзды будто яркие искры.

3)Без дела жить небо коптить.

4)Пруд как блестящая сталь.

5.Укажите номер предложения, в котором не ставится тире?

  1. Любимое дело как вечная любовь.
  2. Труд и чтение обязательные условия развития ума.
  3. Путешествие моя заветная мечта.
  4. Твоя радость и горе это радость и горе для меня.

  1. VIII. Подведение итогов. Комментированное выставление отметок.
  2. Рефлексия.
  1. Что вызвало у вас затруднение в ходе урока?
  2. Какие вопросы вызывают затруднение?
  3. С каким настроением вы работали сегодня на уроке?
  1. Домашнее задание.

§ 15. Разноуровневые задания: упражнения 96, 97.

Творческое задание: написать сочинение-миниатюру  «Мой город». Графически объяснить в работе постановку тире в простом предложении.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...