Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Тема урока "Постановка тире в простом предложении". Рассматриваем случаи постановки тире. Работа с текстом. Тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mu_podl_i_skaz.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тире между подлежащими и сказуемым
Задачи урока: 1) ознакомить учащихся с основными правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;
2) формировать умение видеть соответствующую пунктограмму в тексте;
3) воспитывать высокие нравственные качества.
Мультимедиатехнологии: презентация «Тире между подлежащим и сказуемым», компьютерный тест.
Сказать «не могу» — значит ошибиться.
Библия
Ход урока
- Организационный этап.
- Рада всех видеть.
II. Введение в тему.
- Обратите внимание на предложение, взятое мной из Библии.
- Какой смысл заложен в данном высказывании?
- Объясните постановку тире в предложении.
- Мы вспомнили случай постановки тире в простом предложении. Попробуйте сформулировать тему урока.
- Подумаем, чего вы ждёте от сегодняшнего урока. Чему хотите научиться? (Дети называют свои варианты, а учитель помогает.)
Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения.
А зачем нужно изучать данную тему? (Правила пунктуации помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст.)
- Актуализация опорных знаний
- Цель: закрепить правописание словарных слов.
Аккомпанемент, искусство, горизонт, группа, как будто, коллектив, лестница, обаяние, сверстник, терраса, озон, корректор, профессионал, пассажир, кристалл.
- Составить словосочетание с типом связи согласование, управление.
- Составить простое предложение, используя данные слова, в котором подлежащее и сказуемое будет выражено существительным в И.п.
2. Цель: развитие речи.
В данных предложениях подчеркнуть сказуемое, указав, какой частью речи оно выражено. Определить тип сказуемого.
- Какие сказуемые называются составным именным сказуемым?
- Каковы способы выражения именной части в составном именном сказуемом?
(На экране высвечивается задание.)
Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения, укажите тип сказуемого.
- Жизнь прекрасна и уд(е,и)вительна.
- Уметь слушать великое иску(с,сс)тво.
- Я рад вам п(а,о) мочь.
- Большинство учеников хорошо сдал(о,и) выпускные экзамены.
- Четыре ученика вошл(о,и) в класс.
–В каком из предложений поставили тире? Почему?
IV. Изучение нового материала.
- Нам известны некоторые случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Напомните их. (Учащиеся отвечают.)
- Сегодня мы продолжим погружение в данное правило. Познакомимся с новыми правилами постановки тире в простом предложении.
- рассмотрим таблицу на доске «Тире между подлежащим и сказуемым»;
- прочитаем схемы постановки тире;
- обратимся к учебнику. Параграф 15.
- Какие случаи постановки тире отсутствую в таблице?
- применим новые правила, выполняя упражнение 94.
V. Отработка правил постановки тире между подлежащим и сказуемым.
(На экране высвечиваются предложения.)
Указать, где ставится тире.
- Жить Родине служить.
- Дым Отечества ярче огня чужбины.
- Назначение человека развить в себе человеческое и наслаждаться им.
- Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.
- Дважды два четыре.
- Искреннее признание своих ошибок есть высшее мужество.
- Умеренность это страж здоровья.
VI. Физпауза: зарядка для глаз.
VII. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом. (Раздаточный материал)
- Прочитайте текст.
Путешественники бывают разные. Одних влекут самые оживлённые, людные места, других — заповедные уголки природы.
Красота природы — это лекарство от душевных травм, от телесных недугов и от накопившейся усталости. В наш век высоких шумовых и скоростных нагрузок человек по-настоящему может отдохнуть и восстановить силы только в гостях у природы.
Путешествовать в одиночку по родным просторам — хорошая возможность не спеша осмыслить прожитую жизнь. В дороге легко и спокойно бегут одна за другой мысли.
Ничто так не развивает человека, не придаёт ему физические и духовные силы, не возвышает его душу, не настраивает всё его существо на лирический лад, как общение с живой природой.
- О чем повествуется в данном тексте?
- О каком отдыхе рассказывает автор?
- Чем этот отдых привлекает автора?
- Почему автор приветствует путешествие в одиночку по родным просторам?
- Какую метафору использует автор, говоря о красоте природы?
- Кем являются люди, отправившиеся в заповедные уголки природы, по мысли автора?
- Почему человеку так важно общение с природой?
- Какой отдых предпочитают в вашей семье?
- Определить тему текста.
- Указать главную мысль текста.
- Объяснить постановку тире в предложениях.
Выполняем тест. (раздаточный материал)
Проверка по вариантам.
Тест
- вариант
1.Укажите номер предложения, в котором не ставится тире?
- Родина это прелесть и тайны родного языка.
- Терпение есть признак мудрости.
- О лесе утреннем писать щеглов из клетки выпускать.
- Одно из главных умений в жизни стараться владеть самим собой.
- Укажите номер предложения, в котором не ставится тире?
- Я честный человек.
- Большая Медведица семь звёзд в виде ковша.
- Наркомания вселенское зло.
- А Егор палец в рот не клади.
- Укажите номер предложения, в котором не ставится тире?
- Расточать восторги признак ограниченности понимания и вкуса.
- Жизнь без пользы это безвременная смерть.
- Март начало весны.
- Бедность не порок.
- Укажите номер предложения, в котором ставится тире?
- Мир примет бесконечно разнообразен.
- Я гражданин Республики Беларусь.
- Результат боя пять подбитых танков.
- Эти равнины как бескрайнее море.
- Укажите номер предложения, в котором ставится тире?
- Прилёт журавлей есть признак весны.
- Родина как мать.
- Рыбаку дождь не помеха.
- Наша задача хорошо учиться.
2 вариант.
1Укажите номер предложения, в котором не ставится тире?
1)Искусство бессмертно и непостижимо.
2)Такт это разум сердца.
3)Сквернословить в присутствии девушки значит унизить и себя, и её.
4)Трижды три девять.
2.Укажите номер предложения, в котором не ставится тире?
1)Иметь разборчивый почерк первое правило вежливости.
2)Музыка как небо над землёй.
3)Язык это душа нации.
4)Подлецы самые строгие судьи.
3.Укажите номер предложения, в котором ставится тире?
1)Степь словно солнечный диск.
2)Попытка не пытка, спрос не беда.
3)Алчность есть преступное желание чужого.
4)Наша жизнь работа.
4.Укажите номер предложения, в котором ставится тире?
1)Жизнь без движения пуста.
2)Звёзды будто яркие искры.
3)Без дела жить небо коптить.
4)Пруд как блестящая сталь.
5.Укажите номер предложения, в котором не ставится тире?
- Любимое дело как вечная любовь.
- Труд и чтение обязательные условия развития ума.
- Путешествие моя заветная мечта.
- Твоя радость и горе это радость и горе для меня.
- VIII. Подведение итогов. Комментированное выставление отметок.
- Рефлексия.
- Что вызвало у вас затруднение в ходе урока?
- Какие вопросы вызывают затруднение?
- С каким настроением вы работали сегодня на уроке?
- Домашнее задание.
§ 15. Разноуровневые задания: упражнения 96, 97.
Творческое задание: написать сочинение-миниатюру «Мой город». Графически объяснить в работе постановку тире в простом предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....