Конспект урока по теме: Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" , в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Обучающие:
- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;
- совершенствовать умения и навыки
- обнаруживать союзы, правильно писать;
- определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
- правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.
Развивающие:
- развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;
- развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
- развивать общую культуру, кругозор учащихся.
Воспитательные:
- на основе литературного материала воспитывать уважение к литературе, любовь к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_po_teme_soyuz.7_kl.docx | 45.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" (7 класс) |
Индивидуальная работа по карточкам (одновременно с работой на доске).
Один учащийся у доски с
Карточкой №1:
– Выполните полный синтаксический разбор предложения
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
– Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Карточка №2
– Раскройте скобки, укажите разряды союзов, их роль в предложении.
1. Поднимается солнце, и разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега, поля и холмы, то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
Карточка №3
– Найти союзы, указать их разряд.
1. Марьяна улыбалась редко, но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы отдохнуть, собрать ягод и грибов, позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №2 (образец)
1. Поднимается солнце, и (сочинительный, соединительный) разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и (сочинительный, соединительный) редеть. Наверное, то же делается и на деревьях: там тоже (сочинительный, соединительный) сливаются капли. 2. Все те же берега, поляи (сочинительный, соединительный) холмы, то же прекрасное небо. 3. Учиться и (сочинительный, соединительный) жить есть одно и (сочинительный, соединительный) то же.
Карточка №3 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и (сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что(подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
Взаимопроверка карточек №2 и №3 (№1 проверяем фронтально)
Таблица самооценки знаний
№ | Критерии оценки | Оценка |
1. | Знание теоретического материала по теме | |
2. | Умение находить союзы в тексте | |
3. | Правописание союзов | |
4. | Умение употреблять союзы в письменной речи | |
Итоговая оценка за урок |
4. Работа с текстом (текст проецируется на экран, раздаточный материал на столах учащихся)
Сколько на свете замечательных книг! Вот вы открываете книгу, рассматриваете её иллюстрации и попадаете в удивительный и волшебный мир. Ваши глаза бегут по ровной линии строчек. Когда проходит несколько минут чтения, кто-то из вас уже идёт в бой с мушкетёрами, кто-то переживает увлекательное путешествие, а кто-то спасает из беды слабого и беззащитного. Такое возможно благодаря книге.
Читайте книги, потому что хорошее произведение воспитывает чувства, формирует характер. Недаром М. Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
Польза от общения с этими художниками и в том, что они укрепляют нашу грамотность, прививают вкус к хорошему слову, любовь к родному языку и к Родине. Такова роль книги в жизни человека.
Если вы не прочитали ни одной книги, вы многое потеряли, так что торопитесь наверстать упущенное.
- Как можно озаглавить текст?
- О чём этот текст? ( О роли книги в жизни человека)
- Какова его главная мысль? Чему он учит?
( Надо больше читать хороших книг, потому что книга укрепляет нашу грамотность, прививает вкус к хорошему слову, любовь к родному языку, к Родине.)
- 2-ая гр. – выписать из текста сложносочинённое предложение;
- 1-ая гр. – выписать сложноподчинённое предложение, объяснить знаки препинания.
- индивидуальное задание: выписать подчинительные союзы, определить их роль;
- назвать простые и составные союзы.
Союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И. А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.
5. Проверка правописания союзов – карточки (дифференцированные задания)
1-ая группа
Расставить знаки препинания
Наука любит трудолюбивых ибо труд это талант.
Школьники должны овладевать знаниями что(бы) приносить пользу Родине.
1-ая группа
Составить сложноподчинённые предложения, добавив придаточные.
1) Знаете ли вы…
2) Степан Калашников просил царя…
1-ая группа
Расставить знаки препинания
Книг…любы не только увл…каются чтением но и заботятся о сохранност… книг.
1-ая группа (на доске)
Раскрыть скобки
Дорого (за)то надёжно; ушёл что(бы) отдохнуть; так(же) ловок как его друг;
что(бы) ни случилось, не волнуйся
1- ая группа
Продолжить предложение дважды, чтобы получилось:1) сложносочинённое предложение; 2) предложение с однородными членами
1. Тест (проверка знания теоретического материала по теме)
1. Союз – это…
1) самостоятельная часть речи;
2) служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других;
3) служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте
2. Союзы бывают…
1) простые;
2) производные;
3) непроизводные;
4) составные
3. Союзы делятся на…
1) сочинительные и подчинительные;
2) производные и непроизводные;
3) количественные и порядковые
4. Сочинительные союзы по значению делятся на…
1) соединительные;
2) присоединительные;
3) разделительные;
4) противительные
5. В предложении союзы являются…
1) подлежащим;
2) определением;
3) не являются членами предложения
5. Проверка правописания союзов – карточки (дифференцированные задания)
1-ая группа
Расставить знаки препинания
Наука любит трудолюбивых ибо труд это талант.
Школьники должны овладевать знаниями что(бы) приносить пользу Родине.
1-ая группа
Составить сложноподчинённые предложения, добавив придаточные.
1) Знаете ли вы…
2) Степан Калашников просил царя…
1-ая группа
Расставить знаки препинания
Книг…любы не только увл…каются чтением но и заботятся о сохранност… книг.
1-ая группа (на доске)
Раскрыть скобки
Дорого (за)то надёжно; ушёл что(бы) отдохнуть; так(же) ловок как его друг;
что(бы) ни случилось, не волнуйся
1- ая группа
Продолжить предложение дважды, чтобы получилось:
1) сложносочинённое предложение;
2) предложение с однородными членами
Тарас Бульба ехал с сыновьями по степи…
(Учитель: Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер
Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) предложение и предложение с однородными членами. Неожиданно набежала туча...
Примерный вариант. Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. Когда неожиданно набежала туча, мы отправились по домам. Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.
Дети читают свои предложения, объясняют. Учитель выборочно оценивает ответы.)
1- ая группа
Подобрать к союзам синонимичные
потому что -
как будто -
как только –
также -
2- ая группа
Раскрыть скобки, расставить запятые
Беречь потому(что) дорого стоит;
он то(же) поедет;
сделал так(же) хорошо как и мастер
то смеётся то плач…т то скач…т
2- ая группа – упр. 328 (предложения 5, 6)
Конструирование предложений.
- Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам:
1) Почему в начале 20-х годов XX века возникла необходимость строительства ГЭС на реке Сызранке?
[ ], ( потому что )
2) С какой целью в 1688 году построена Спасская башня?
[ ], ( чтобы )
3) С именами каких выдающихся людей связан наш край?
[ О, О и О ]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.
Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...
Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс
Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...
Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Глагол" в 4 классе.
Конспект урока для обобщения и систематизации знаний о глаголе...
Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)
Урок «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» проводится в 5 классе. Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...
Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»"
Урок «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» проводится в 5 классе. Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания учащихся о значении,...
Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Имя числительное"
Материалы открытого урока по теме "Повторение и обощение "Имя числительное" в рамках предметной недели русского языка: конспект урока, презентация, приложения.Методические материалы уро...
Презентация + конспект урока по теме "Повторение и обобщение в 5 классе по теме глагол"
Данный материал подходит для учащихся 5 классов во время изучения глагола на этапе обощения и повторения....