Конспект урока по теме: Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" , в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Вельменко Анастасия Михайловна

Обучающие:

-  повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;

- совершенствовать умения и навыки

  • обнаруживать союзы, правильно писать;
  • определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
  • правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие:

- развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;

- развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

- развивать общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные:

- на основе литературного материала воспитывать уважение к литературе, любовь к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_po_teme_soyuz.7_kl.docx45.37 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" (7 класс)

PDF

Печать

E-mail

Тема урока. Повторение и обобщение изученного по теме «Союз».

    Обучающие:

-  повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;

- совершенствовать умения и навыки

  • обнаруживать союзы, правильно писать;
  • определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
  • правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие:

- развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;

- развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

- развивать общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные:

- на основе литературного материала воспитывать уважение к литературе, любовь к чтению.

Методы:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Технология: индивидуализация и дифференциация обучения.

Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, тесты, карточки, раздаточный материал.

 

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Добрый день, ребята! Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

 II. Слово учителя.

Ребята! Какую  тему на протяжении нескольких  уроков  мы изучали?

- Рассмотрите  страницы  165 – 167 учебника и определите тему нашего сегодняшнего урока, а также цели нашего урока.

Тема нашего урока: “Повторение по теме «Союз»”. Итак, сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать и углублять знания о союзе 

Эпиграф к нашему уроку: (слайд 2)

«…Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». М.В. Ломоносов

– Как вы понимаете слова Ломоносова?

- А сейчас откройте тетради и записали тему урока.

Ребята! Сегодня мы повторим и обобщим изученное по теме «Союз». Каждый из вас за урок получит оценку, которую поставит себе сам. Вы оцените свои знания теоретического материала по теме, умение находить союзы в тексте, умение правильно их писать и употреблять в письменной речи.

Перед каждым из вас таблица, которую вы будете заполнять в течение всего урока. Желаю удачи!

Таблица самооценки знаний

 

Критерии оценки

Оценка

1.

Знание теоретического материала по теме

2.

Умение находить союзы в тексте

3.

Правописание союзов

4.

Умение употреблять союзы в письменной речи

Итоговая оценка за урок

Учитель. Перед началом работы оцените, пожалуйста, свою подготовку к уроку.

(Самооценка знаний)

III. Работа по теме урока.

Повторение и обобщение по теме «Союз».

 1. Тест (проверка знания теоретического материала по теме)

 1. Союз – это…

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других;

3) служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте

2. Союзы бывают…

1) простые;

2) производные;

3) непроизводные;

4) составные

3. Союзы делятся на…

1) сочинительные и подчинительные;

2) производные и непроизводные;

3) количественные и порядковые

4. Сочинительные союзы по значению делятся на…

1) соединительные;

2) присоединительные;

3) разделительные;

4) противительные

5. В предложении союзы являются…

1) подлежащим;

2) определением;

3) не являются членами предложения

 

2. Ключ к тесту (проецируется на экран)

1. 3)

2. 1), 4)

3. 1)

4. 1), 3), 4)

5. 3)

3. Задание. На основе правильных ответов теста расскажите о союзе как части речи.

Союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И.  А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава»)

– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)

– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая  связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)

– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте).

– Верно, ребята! Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте 

 (Заполнение таблицы п.1)

4. Работа с текстом (текст проецируется на экран, раздаточный материал на столах учащихся)

Сколько на свете замечательных книг! Вот вы открываете книгу, рассматриваете её иллюстрации и попадаете в удивительный и волшебный мир. Ваши глаза бегут по ровной линии строчек. Когда проходит несколько минут чтения, кто-то из вас уже идёт в бой с мушкетёрами, кто-то переживает увлекательное путешествие, а кто-то спасает из беды слабого и беззащитного. Такое возможно благодаря книге.

Читайте книги, потому что хорошее произведение воспитывает чувства, формирует характер. Недаром М. Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Польза от общения с этими художниками  и в том, что они укрепляют нашу грамотность, прививают вкус к хорошему слову, любовь к родному языку и к Родине. Такова роль книги в жизни человека.

Если вы не прочитали ни одной книги, вы многое потеряли, так что  торопитесь наверстать упущенное.

 

- Как можно озаглавить текст?

- О чём этот текст? ( О роли книги в жизни человека)

- Какова его главная мысль? Чему он учит?

( Надо больше читать хороших книг, потому что книга укрепляет нашу грамотность, прививает вкус к хорошему слову, любовь к родному языку, к Родине.)

 

- 2-ая гр. – выписать из текста сложносочинённое предложение;

- 1-ая гр. – выписать сложноподчинённое предложение, объяснить знаки препинания.

- индивидуальное  задание: выписать подчинительные союзы, определить их роль;

- назвать простые и составные союзы.

 

(Заполнение таблицы п. 2)

Физкультминутка

(Назвать союзы из текста физкультминутки)

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять.

 

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы зарядку делать будем

При любой погоде.

 

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

 

А теперь мы приседаем,

Приседания считаем,

А когда закончим счёт,

Захотим присесть ещё.

 

А теперь давайте вместе

Пошагаем мы на месте.

А потом за парты сядем,

Ждут нас ручки и тетради.

 

- Какие союзы вам встретились в физкультминутке?

- Для чего они служат? (Для связи предложений в тексте)

 

5. Проверка правописания союзов – карточки (дифференцированные задания)

1-ая группа

Расставить знаки препинания

1)Наука любит трудолюбивых ибо труд это талант.

2)Школьники должны овладевать знаниями что(бы) приносить пользу Родине.

1-ая группа

Составить сложноподчинённые предложения, добавив придаточные.

1) Знаете ли вы…

2) Степан Калашников просил царя…

1-ая группа

1)Расставить знаки препинания

Книг…любы не только увл…каются чтением но и заботятся о сохранност… книг.

 1-ая группа (на доске)

2)Раскрыть скобки

Дорого (за)то надёжно;                                                                                                            ушёл что(бы) отдохнуть;                                                                                                             так(же) ловок как его друг;

что(бы) ни случилось, не волнуйся

 1- ая группа

Продолжить предложение дважды, чтобы получилось:

1) сложносочинённое  предложение;

2) предложение с однородными членами

 арас Бульба ехал с сыновьями по степи…

 (Учитель: Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер 

Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) предложение и предложение с однородными членами. Неожиданно набежала туча...

Примерный вариант. Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. Когда неожиданно набежала туча, мы отправились по домам. Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.

Дети читают свои предложения, объясняют. Учитель выборочно оценивает ответы.)

1- ая группа

Подобрать к союзам синонимичные

потому что -

как будто -

как только –

также -

2- ая группа

Раскрыть скобки, расставить запятые

 Беречь потому(что) дорого стоит;

он то(же) поедет;

сделал так(же) хорошо как и мастер

то смеётся то плач…т то скач…т

2- ая группа – упр. 356

 (Заполнение таблицы п. 3)

6. Проверка домашнего задания- умения употреблять союзы в письменной речи

Творческие задания

а) сочинения – миниатюры:

«Моё любимое увлечение»

«Кем я хочу быть»

«Моя мама»

«Чтобы люди тебя уважали»

«Спорт в жизни человека»

«Наказ будущим семиклассникам»

 (Заполнение таблицы п. 4) 

IV. Итоги урока.                                                                                                                                   

     Тест

1. Найдите сочинительные союзы

1) если; 2) так как; 3) не только – но и; 4) а

2. Отметьте случаи слитного написания

1) (кое)кто; 2) я то(же) поеду; 3) потому(что); (по)моему

3. Найдите составные союзы

1) для того чтобы; 2)то – то; 3) однако; 4) как будто

4. Найдите подчинительные союзы

1) едва; 2) зато; 3) благодаря тому что; 4) да

Ключ к тесту (проецируется на экран)

1. 3), 4)

2. 2)

3. 1), 4)

4. 1), 3)

Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке? 

Рефлексия (слайд 16)

 Продолжите высказывания по уроку

  • сегодня  я почувствовал, что…
  • я выполнял задания…
  • у меня получилось …
  • я понял, что теперь могу…
  • я научился…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

V. Оценка за урок (сравнение с самооценкой)

VI. Домашнее задание (по итогам урока – индивидуальное)

Домашнее задание: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль союза в нашей речи».

Союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И.  А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

Для детей

Индивидуальная работа по карточкам (одновременно с работой на доске). 

Один учащийся у доски с 

Карточкой   №1:

– Выполните полный синтаксический разбор предложения

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

– Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

Карточка №2

– Раскройте скобки, укажите разряды союзов, их роль в предложении.

1. Поднимается солнце, и разогревается воздух;  капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега, поля и холмы, то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).

Карточка №3

– Найти союзы, указать их разряд.

1. Марьяна улыбалась редко, но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы отдохнуть, собрать ягод  и грибов, позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но  там тоже колыхались и дрожали звёзды.

Карточка №2 (образец)

1. Поднимается солнце, и (сочинительный, соединительный) разогревается воздух;  капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и (сочинительный, соединительный)  редеть. Наверное, то же делается и на деревьях: там тоже (сочинительный, соединительный) сливаются капли. 2. Все те же берега, поляи (сочинительный, соединительный) холмы, то же прекрасное небо. 3. Учиться и (сочинительный, соединительный) жить есть одно и (сочинительный, соединительный) то же.

Карточка №3 (образец)

1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод  и (сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что(подчинительный, изъяснительный)  могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже  (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.

Взаимопроверка карточек №2 и №3 (№1 проверяем фронтально)

Таблица самооценки знаний 

Критерии оценки

Оценка

1.

Знание теоретического материала по теме

2.

Умение находить союзы в тексте

3.

Правописание союзов

4.

Умение употреблять союзы в письменной речи

Итоговая оценка за урок

4. Работа с текстом (текст проецируется на экран, раздаточный материал на столах учащихся)

Сколько на свете замечательных книг! Вот вы открываете книгу, рассматриваете её иллюстрации и попадаете в удивительный и волшебный мир. Ваши глаза бегут по ровной линии строчек. Когда проходит несколько минут чтения, кто-то из вас уже идёт в бой с мушкетёрами, кто-то переживает увлекательное путешествие, а кто-то спасает из беды слабого и беззащитного. Такое возможно благодаря книге.

Читайте книги, потому что хорошее произведение воспитывает чувства, формирует характер. Недаром М. Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Польза от общения с этими художниками  и в том, что они укрепляют нашу грамотность, прививают вкус к хорошему слову, любовь к родному языку и к Родине. Такова роль книги в жизни человека.

Если вы не прочитали ни одной книги, вы многое потеряли, так что  торопитесь наверстать упущенное.

 - Как можно озаглавить текст?

- О чём этот текст? ( О роли книги в жизни человека)

- Какова его главная мысль? Чему он учит?

( Надо больше читать хороших книг, потому что книга укрепляет нашу грамотность, прививает вкус к хорошему слову, любовь к родному языку, к Родине.)

 - 2-ая гр. – выписать из текста сложносочинённое предложение;

- 1-ая гр. – выписать сложноподчинённое предложение, объяснить знаки препинания.

- индивидуальное  задание: выписать подчинительные союзы, определить их роль;

- назвать простые и составные союзы.

Союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И.  А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

5. Проверка правописания союзов – карточки (дифференцированные задания)

1-ая группа

Расставить знаки препинания

Наука любит трудолюбивых ибо труд это талант.

Школьники должны овладевать знаниями что(бы) приносить пользу Родине.

1-ая группа

Составить сложноподчинённые предложения, добавив придаточные.

1) Знаете ли вы…

2) Степан Калашников просил царя…

1-ая группа

Расставить знаки препинания

Книг…любы не только увл…каются чтением но и заботятся о сохранност… книг.

 1-ая группа (на доске)

Раскрыть скобки

Дорого (за)то надёжно;                                                                                                            ушёл что(бы) отдохнуть;                                                                                                             так(же) ловок как его друг;

что(бы) ни случилось, не волнуйся

 1- ая группа

Продолжить предложение дважды, чтобы получилось:1) сложносочинённое  предложение;       2) предложение с однородными членами

1. Тест (проверка знания теоретического материала по теме)

1. Союз – это…

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других;

3) служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте

2. Союзы бывают…

1) простые;

2) производные;

3) непроизводные;

4) составные

3. Союзы делятся на…

1) сочинительные и подчинительные;

2) производные и непроизводные;

3) количественные и порядковые

4. Сочинительные союзы по значению делятся на…

1) соединительные;

2) присоединительные;

3) разделительные;

4) противительные

5. В предложении союзы являются…

1) подлежащим;

2) определением;

3) не являются членами предложения

5. Проверка правописания союзов – карточки (дифференцированные задания)

1-ая группа

Расставить знаки препинания

Наука любит трудолюбивых ибо труд это талант.

Школьники должны овладевать знаниями что(бы) приносить пользу Родине.

1-ая группа

Составить сложноподчинённые предложения, добавив придаточные.

1) Знаете ли вы…

2) Степан Калашников просил царя…

1-ая группа

Расставить знаки препинания

Книг…любы не только увл…каются чтением но и заботятся о сохранност… книг.

 1-ая группа (на доске)

Раскрыть скобки

Дорого (за)то надёжно;                                                                                                            ушёл что(бы) отдохнуть;                                                                                                             так(же) ловок как его друг;

что(бы) ни случилось, не волнуйся

 1- ая группа

Продолжить предложение дважды, чтобы получилось:

1) сложносочинённое  предложение;

2) предложение с однородными членами

 Тарас Бульба ехал с сыновьями по степи…

 (Учитель: Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер 

Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) предложение и предложение с однородными членами. Неожиданно набежала туча...

Примерный вариант. Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. Когда неожиданно набежала туча, мы отправились по домам. Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.

Дети читают свои предложения, объясняют. Учитель выборочно оценивает ответы.)

1- ая группа

Подобрать к союзам синонимичные

потому что -

как будто -

как только –

также -

2- ая группа

Раскрыть скобки, расставить запятые

 Беречь потому(что) дорого стоит;

он то(же) поедет;

сделал так(же) хорошо как и мастер

то смеётся то плач…т то скач…т

2- ая группа – упр. 328 (предложения 5, 6)

 Конструирование предложений.

- Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам:

1) Почему в начале 20-х годов XX века возникла необходимость строительства ГЭС на реке Сызранке?

             [      ], ( потому что       )

2) С какой целью в 1688 году построена Спасская башня?

             [       ], ( чтобы               )

3) С именами каких выдающихся людей связан наш край?

             [ О, О и О ]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.

Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...

Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Глагол" в 4 классе.

Конспект урока  для обобщения и систематизации знаний о глаголе...

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)

Урок  «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»    проводится в 5 классе.    Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»"

Урок  «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»    проводится в 5 классе.    Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания учащихся о значении,...

Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Имя числительное"

Материалы открытого урока по теме "Повторение и обощение "Имя числительное" в рамках предметной недели русского языка: конспект урока, презентация, приложения.Методические материалы уро...

Презентация + конспект урока по теме "Повторение и обобщение в 5 классе по теме глагол"

Данный материал подходит для учащихся 5 классов во время изучения глагола на этапе обощения и повторения....