Презентация + конспект урока по теме "Повторение и обобщение в 5 классе по теме глагол"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Черкасова Ирина Дмитриевна

Данный материал подходит для учащихся 5 классов во время изучения глагола на этапе обощения и повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.54 МБ
Файл konspekt.docx31.65 КБ
Файл zadaniya.docx150.13 КБ
Файл vstuplenie._ya_chast_rechi.docx11.97 КБ
Файл 4_raund.docx11.81 КБ
Файл list_otsenivaniya.docx11.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восьмое апреля. Классная работа. Составила: учитель русского языка Черкасова Ирина Дмитриевна

Слайд 2

Глагол. Повторение и обобщение

Слайд 3

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Прошедшее время Настоящее время Будущее время повеяло тает з асвищут прокричал бегут оденется порвал. светит наступает летят

Слайд 4

НЕНАВИДЕТЬ ГРУСТИТЬ РАЗРУШАТЬ ВРАЖДОВАТЬ ЗАБИРАТЬ

Слайд 5

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ЛЮБИТЬ РАДОВАТЬСЯ СТРОИТЬ ДРУЖИТЬ ДАВАТЬ

Слайд 7

«Уважаемые знатоки! Чего не хватает в алгоритме написания личных окончаний глагола ?

Слайд 8

ГЛАГОЛ окончания УДАРНЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ПИШУ ПО СЛУХУ СТАВЛЮ В НАЧ. ФОРМУ - ать,-ять-оть,-уть - ить I спр . II спр . Е И

Слайд 9

Вставьте безударное личное окончание в глаголы на карточках, определите спряжение. Желаю удачи.

Слайд 10

раду Е т ( I спр .) исчеза Е т ( I спр .) проед Е шь ( I спр .) игра Е м ( I спр .) сверка Е т ( I спр .) слыш И м ( II спр.искл .) замеча Е шь ( I спр .) посад И шь ( II спр .) стел Е шь ( I спр.искл ) ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Слайд 12

Правильный ответ В диктанте : 8 ош . залива и т - залива е т ве и т-ве е т покрыва е т-покрыва ю т распева я т - распева ю т гляди ш - глядиш ь станов е тся-станов и тся становит ь ся- станови тс я нел омайте - не л омайте

Слайд 13

1.Орфограмма «правописание личных окончаний глаголов.» 2. Мягкий знак в глаголах 2-ого лица ед.ч. 3.«Не» с глаголом пишется раздельно. 4. Написание « ь » в глаголах, оканчивающихся на «- ться-тся -». Правильный ответ

Слайд 14

Подведем итоги - Какие орфограммы мы повторили? -Что у вас получилось? - Где есть проблемы, над чем надо поработать? - Кто в группе отличился, активно работал?



Предварительный просмотр:

Тема урока : Глагол.

Планируемые результаты:

– личностные: активно участвовать в совместном принятии решений; формировать адекватную самооценку, умение видеть свои достоинства и недостатки; уважать себя и верить в успех;
– 
предметные: активизировать знания учащихся о глаголе как части речи; закрепить навыки правописания глаголов; ознакомить с  грамматической лакунарностью

– метапредметные: уметь осуществлять информационный поиск; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; уметь сравнивать, анализировать, обобщать.

Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний (рефлексия).

Технология: системно–деятельностный подход, технология развития критического мышления.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Оборудование: экспозиционный экран, персональный компьютер, мультимедийный проектор; презентация; иллюстративный и дидактический материал для работы в группах индивидуальные карточки с текстом, слова – опоры.

Этап урока

Действия учителя, учащихся

Организационный момент

У: «Здравствуйте ребята. Садитесь.

Введение в тему урока

Учитель:. Прочитайте  стихотворение и скажите, что будет предметом нашего сегодняшнего разговора?

Что без меня предметы?

Лишь названия.
А я приду -
Всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

Д: Глагол.
Запишите тему урока. Это тема новая для вас?
»
Д: «
Нет. Мы уже много изучали по этой теме.»
У: «
Какую цель поставим на этот урок?»
Д: «Повторить, обобщить знания о глаголе, узнать новое » (Учитель вывешивает цели: обобщить и повторить знания о глаголе, о его морфологических признаках и на доску)
У: «Сегодня   наш
урок пройдет в форме заседания клуба знатоков.

Вспомним правила работы в команде.

У нас будет 6 остановок. После остановок записывайте знания в кластер.
После каждой остановки результаты своих ответов заносите в таблицу оценивания(показываю таблицу).Помните, что оценивается работа всей команды. Команда, у которой все  правильно, рисует себе зеленый круг в листе оценивания, у кого есть ошибки- синий круг, у кого полностью неправильно- красный.

Стадия вызова

У: Перед игрой проведем разминку  - в группе  вспомните  всё, что знаете о глаголе. Что вы могли бы сказать о себе, если   вы были бы глаголом
Для 1 и 2 группы

  • Я часть…
  • Обозначаю…
  • Отвечаю на вопросы:…
    Для 3 и 4 группы
  • Изменяюсь по …
  • Имею три…
  • В предложении бываю

У: «Все согласны? Что можно добавить?и т.д»
Вывешиваю на кластер :
1. Часть речи
2. Обозначаю действие предмета
3. Отвечаю на вопросы что делать? Что сделать?
4.Изменяюсь по лицам и числам
5.Имею три  времени
6.В предложении бываю сказуемым

Стадия осмысления

У: «1задание:
«Уважаемые знатоки! Прочитайте стихотворение, найдите в тексте глаголы и распределите их по временам. Желаю успеха!»
Группам выдается на карточках:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром порвал.

Полюбуйся – весна наступает,
Журавли караваном летят.
У: «Внимание, правильный ответ»(На слайде)

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

повеяло

тает

Засвищут

прокричал

бегут

оденется

порвал.

светит

наступает

летят

Что помогло распределить глаголы по временам? Оцените результаты в листе самооценки.

У: «2задание
«Что такое «антонимы»? Внимание на экран! Здесь записаны глаголы. Подберите к ним антонимы и запишите их.»

ненавидеть-

грустить-

разрушать-

враждовать-

забирать   -
У: -Внимание! Правильный ответ:
Любить, радоваться, строить, дружить, давать. 
Не забудьте оценить результаты.
У: В классе зразу стало светлее. Чему учат нас эти глаголы?

Определите время глагола.

Д: (может быть замешательство) Нельзя определить  У: Почему это нельзя сделать?»

 Д: -Потому что все эти глаголы стоят в неопределённой форме.

У: когда знание неопределенной  формы  глагола нам помогает?

Д: Когда определяем спряжение.
У: Что такое спряжение?

Д: изменение глаголов по лицам и числам.
Что добавим в кластер?

У: «Внимание,3 остановка.

«Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

-В этом году на районных соревнованиях я обязательно победю…, нет побежу…

-Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

- Уважаемые знатоки!  А знаете ли вы как правильно  сказать ?»

 Группа обсуждает. Если есть правильный ответ, то сразу отвечают. (Если ответа нет, то учащиеся пробуют поставить глаголы в 1 лицо ед.ч. У: « Какое должно быть окончание у глаголов 1-ого лица ед.ч?» Д: «Должно быть окончание  -у,-  ю.» У: «Подходит оно нам?» Д: «Нет» У: Тогда попробуйте сказать по-другому.

В этом году на районных соревнованиях я обязательно одержу победу.
У: «Вот такое явление в языке у умных лингвистов называется лакунарностьЛакуна - это пустотаотсутствие. Так вот в вашем случае это грамматическая лакунарность, потому что форма единств.числа 1 лица данных глаголов отсутствует.»

 убедить, победить, шелестеть

Та команда, которая первая ответила верно, рисует себе зеленый круг.

У: « Наша игра  продолжается. Внимание!

4раунд: против знатоков играет учитель русского языка Борисова Галина Александровна.

 «Уважаемые знатоки! Чего не хватает в алгоритме написания личных окончаний глагола ?(группы размышлают.) У: « Какая группы готова?»( Показываю слайд.)

 Вставьте  безударное личное окончание, определите спряжение. Желаю удачи!»


Учащимся выдаются карточки:
Раду_ т              (         )   
проед_ шь         (         )  
игра..м               (         )
обид_т               (         )    
замеча_шь        (         )
слыш_м             (         )
посад_шь          (         )
стел…шь           (         )

У: «Внимание правильный ответ(самопроверка). Не забудьте оценить резлультаты».
радуЕт  (I спр.)   проедЕшь     (I спр.)   играЕм   (I спр.) обидИт (II спр.искл)  замечаЕшь  (I спр.) слышИм       (II спр. искл)посадИшь (II спр.) стелЕшь  (I спр. искл)

Физкультминутка

У: «Ребята, сейчас отдохнем.  Я буду называть глаголы, а вы выполнять действия наоборот:

- не вставайте, не приседайте, не шагайте,   не хлопайте,  не садитесь.

Чем отличались данные глаголы от ваших действий?

 Д: «У глаголов была частица «не»

У: «Какое правило вы знаете?»  

Д: «Частица «не» с глаголами пишется раздельно»

У: « Что можем добавить в кластер?»
Д: « Не с глаголами пишется отдельно, кроме исключений»
Что добавим  в кластер? Не с глаголами пишется отдельно

Стадия осмысления

У: «5 задание .
«Уважаемые знатоки! Проверьте диктант ученика 5 класса. Сколько в нём ошибок на правописание глаголов? Какое  правило забыл ученик?»
Группам выдаются карточки:

                        Майские красавицы.
Стоит чудесный майский день. Весеннее солнце залива
ит всю окрестность. Веит тёплый ветерок, а на опушке леса у маленькой речушки цветёт черёмуха. Белые цветы бережно покрывает листочки. Красивы тонкие стволы и ветки душистой черёмухи. С раннего утра до позднего вечера распеваят на дереве птицы. Глядиш  на цветущую красавицу, радостно становеться на сердце. Сохраните эту красоту людям, неломайте её майских цветов.

В диктанте :    8   ош.

У: Внимание! Правильный ответ( на слайде):

заливает ,    веет,   покрывают,   распевают, глядишь, становится, не ломайте 
Какой еще вопрос был в задании?(найти ошибки)
1.Правило написания личных окончаний глаголов.
2. Мягкий знак в глаголах 2-ого лица наст.вр.
3. «Не»  с глаголом пишется раздельно.
4. Написание ь глаголов, оканчивающихся на ться тся.
Запомни!
Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глаголы его вносим.

У: «Какая главная мысль этого текста?

Д: «Главная мысль заключается в том, что необходимо беречь природу, сохранять ее красоту».

У: «6 задание  от учителя биологии Ольги Юрьевны.
Выполните разбор под номером 4.

Рефлексия

У: «Вернемся к целям  урока.   Мы повторили все, что знаем о глаголе? Теперь заполните таблицу ЗХУ.

Подведение итогов

У: «Ребята, о какой части речи мы сегодня с вами говорили? Какие орфограммы и признаки глагола мы повторили?»
У: «Какая была цель нашего урока?»
У: «Мы достигли цели?»
У: «-Что у вас получилось?
- Где есть проблемы, над чем надо поработать?
- Кто  в группе отличился, активно работал?»
У какой группы только зеленые круги? Им я могу поставить 5.
У: «Сейчас я предлагаю вам по нашему уроку написать синквейн.
Синквейн- это стихотворение из 5 строк.
Сущ.
Два прилагательных
Три глагола
Предложение
Сущ.



Предварительный просмотр:

Повторить


Обобщить



ЧАСТЬ РЕЧИ
ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ
ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?
ИЗМЕНЯЮСЬ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ : CПРЯЖЕНИЕ I II
ВРЕМЯ : НАСТ., ПРОШ., БУД.


СКАЗУЕМОЕ


https://pp.userapi.com/c845520/v845520686/1e705e/7BP_6T75424.jpg http://900igr.net/up/datas/129699/004.jpg


https://fs00.infourok.ru/images/doc/159/183774/640/img13.jpg

ЗНАЛ

ХОЧУ
УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Таблица ЗХУ



Предварительный просмотр:

  • Я часть…
  • Обозначаю…
  • Отвечаю на вопросы:…

  • Изменяюсь по …
  • Имею три…
  • В предложении бываю…



Предварительный просмотр:

Раду_ т              (         )   
проед_ шь         (         )  
игра_м               (         )
обид_т               (         )    
замеча_шь        (          )
слыш_м            (          )
посад_шь          (         )
стел…шь           (         )

Раду_ т              (         )   
проед_ шь         (         )  
игра_м               (         )
обид_т               (         )    
замеча_шь        (         )
слыш_м             (         )
посад_шь          (         )
стел…шь           (         )

Раду_ т               (         )   
проед_ шь          (         )  
игра_м                (         )
обид_т                (         )    
замеча_шь         (          )
слыш_м             (          )
посад_шь           (         )
стел…шь           (         )

Раду_ т              (         )   
проед_ шь         (         )  
игра_м               (         )
обид_т               (         )    
замеча_шь        (          )
слыш_м             (         )
посад_шь          (         )
стел…шь           (         )



Предварительный просмотр:

Раунды

Оценка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку во 2 классе по теме "Глаголы движения"

Конспект урока во 2 классе "Глаголы движения" подходит к УМК Биболетовой М.З. Enjoy English-2...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Данный материал - конспект урока в 5 классе по русскому языку, который давался в рамках областного семинара «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как резерв повышения качества ...

План-конспект урока английского языка во 2 «И» классе на тему « Вводный курс. Урок №16. Животные. Цвета. Глаголы действия»

План-конспект урока английского языка во 2 «И» классена тему « Вводный курс. Урок №16. Животные. Цвета. Глаголы действия»...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Повторение изученного по теме "Глагол"

План-конспект урока по русс кому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"...