«Современный учитель русского языка – ремесленник или творец?» выступление
статья по русскому языку

Кадырова Гелнур Габделхаковна

«Учитель - творец человеческих душ»

«Чтобы дать ученику искорку знаний,

учителю надо впитать целое море света»

В.А.Сухомлинский.

Учитель… Какие ассоциации возникают при этом слове? Возможно, у кого-то возникнет образ строгой деловой женщины с классным журналом в руках, а может кто-то вспомнит радостный день 1 сентября с весёлой трелью звонка, зовущего на урок, кто-то улыбнётся , вспомнив как когда-то хитро увернулся от ответа, не выучив урок… Так или иначе мы когда-то сталкиваемся с этим ёмким словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Эссе

«Современный учитель русского языка – ремесленник или творец?»

«Учитель - творец человеческих душ»

«Чтобы дать ученику искорку знаний,

учителю надо впитать целое море света»

В.А.Сухомлинский.

Учитель… Какие ассоциации возникают при этом слове? Возможно, у кого-то возникнет образ строгой деловой женщины с классным журналом в руках, а может кто-то вспомнит радостный день 1 сентября с весёлой трелью звонка, зовущего на урок, кто-то улыбнётся , вспомнив как когда-то хитро увернулся от ответа, не выучив урок… Так или иначе мы когда-то сталкиваемся с этим ёмким словом.

Для меня профессия учителя всегда была и есть уважаемой и почетной. Именно первый учитель прививает любовь к учебе, открывает радость узнавания нового, воспитывает стремление к постоянному развитию, показывает важность дружбы и сотрудничества. Именно первый учитель вдохновляет на «подвиги», внушает уверенность в себе.

Еще один важный момент в нашей профессии: наверное, нет  родителей, которые не мечтали бы о  том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого – то способности  проявляются раньше, у кого – то позже. Разглядеть эту искру талантливости, развить её, научить применять свои таланты в жизни – вот, по-моему, то главное, что должен делать учитель. Народная мудрость гласит: «Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу…»

Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь  друг с другом, то есть родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми. Главное в этой профессии  научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей, ведь так важно просыпаться и идти туда, где тебя ждут и любят, где тебе тепло и уютно, и тогда все у тебя получится!

Но настоящий учитель не только учит, он всю жизнь учится  сам. По моему мнению, учитель  XXI века отличается своей информированностью, готовностью к  общению на любом уровне. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий и  учителя активно их осваивают. Необходимые знания я получаю в стенах  своего родного педагогического колледжа.

Я очень люблю детей, тем самым в свое свободное время занимаюсь с группой детей. Готовимся к различным праздникам, подготавливаем поздравления ветеранам. Все это я могу назвать не работой, а именно увлечением и желанием прививать в детях чувство сплочения и работы в коллективе. Ведь это так важно в нашем современном мире.

Современной школе нужен современный учитель – это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит учителю. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности учителя. Уча, учитель учится и сам.  Как трудно давалась выдача первых уроков! Как сложно было подобрать нужные слова! Сколько времени приходилось готовиться к новому уроку! Только любовь к своей профессии помогла преодолеть первые самые трудные шаги в мире учительского дела. Мне действительно интересно постигать тайны, искать ответы на интересующие вопросы, а потом - непременно делиться ими с учениками.

Сохранить душевную близость на долгие годы со своими учениками –  мечта, наверное, любого учителя. А умеем ли мы любить детей по – настоящему и проявлять эту любовь так, чтобы ребёнок это почувствовал. Важным условием в этом является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей, защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая, и она огромна. Это учитель наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет.

Любовь учителя к детям  должна   быть без,  каких – либо условий. Любить  ребёнка  безусловно – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей,  достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас  неприятие.

Современный ребенок более информирован. Эта особенность с одной стороны позволяет радоваться расширению кругозора современных детей, в тоже время давая учителю возможность использовать эту особенность для углубления знаний детей во всех областях. С другой стороны, и современный учитель должен быть более информированным, чтобы поспевать за современными «всезнайками». А также учитель должен ориентироваться в тех сферах, которые могут интересовать его учеников в повседневной жизни. Учитель должен иметь представление о фильмах, журналах, телевизионных передачах, играх, которые интересны детям, для того, чтобы вовремя скорректировать интересы, где-то оградить, где-то направить. То есть развивать критичное отношение ребенка к получаемой информации.

Важной частью человеческой жизни всегда было, есть и будет искусство. Это творчество, направленное на выражение внутренних качеств и переживаний творца, благодаря чему, автор передает свое отношение к окружающему миру. Искусство создается теми, кто обладает не только талантом, но и душой, стремящейся к прекрасному. Не всегда то, что создается человеком, можно назвать творчеством, ведь порой люди предпочитают забыть об истинной ценности искусства, чтобы удовлетворить свои потребности, превращая его в «производство». Так появляется ремесло, которое не требует от творцов духовного участия в создании чего-либо. Ремесленники лишь раз за разом повторяют свои действия, не стремясь к чему-то новому, совершенному, возвышенному. Творцы же вкладывают часть души в свою работу, так рождается настоящее искусство, способное поднять человека над реальностью и оживить его сердце. Значит, главное отличие ремесленника от творца лежит в целях, которые он ставит перед собой, и в путях, которые он избирает, чтобы добиться этих целей: превратить свою работу в рутину или наслаждаться каждым моментом создания искусства. Литература – неотъемлемая часть искусства, поэтому настоящий писатель уважает свой труд, понимая, какую ценность он несет в себе. Книги помогают человеку понять разницу между добром и злом, дарят опыт, необходимый в жизни, духовно развивают человека, потому существует немало произведений, в которых раскрывается смысл истинного призвания творца. Настоящее искусство – это, конечно, не только книги, так, например, Н.С. Лесков в своей повести «Левша» рассказывает об удивительных английских и русских мастерах. Англичане смогли изготовить из стали маленькую блоху, которую можно заводить ключиком так, чтобы она шевелила усиками, прыгала и танцевала. Когда же император, восхищенный талантом иностранцев, привез ее в Россию, оружейники из Тулы доказали, что и русские умельцы способны сотворить чудо своими руками. Они подковали блоху, на каждой подковке было имя мастера, а гвоздики были настолько маленькие, что нельзя их увидеть даже в лучший микроскоп. Настоящее искусство создается лишь теми, кто предан своему делу и, благодаря этому, достиг таких высот, до которых простому ремесленнику никогда не добраться; только творец может создать нечто невероятное и небывалое. Не могли писатели обойти стороной и тему ремесла, показав в своих произведениях, как человек может «развенчать» высокое искусство до простой рутинной работы с низменными целями.

Творчество и ремесло могут показаться схожими в своей сущности, ведь обе эти деятельности подразумевают создание чего-либо человеком. Однако творец и ремесленник – два совершенно разных явления, ведь они преследуют разные цели. Конечно, нельзя назвать ремесло бесполезным или ненужным, так как оно призвано помогать людям в жизни, но оно не способно их удовлетворить их духовные потребности. Это подвластно только настоящему искусство, которому истинные творцы посвящают свою судьбу и силы. Творцы готовы на все, чтобы создать нечто новое и прекрасное, возвышаясь над миром, ремесленники же лишь подчиняются замкнутому кругу своей работы, становясь ее «рабами».

Учителем может быть не каждый. Учитель – это не ремесло, у этой профессии нет единой стороны, это целая пирамида, хранящая в себе тайны и сокровища. Но у учителя не должно быть никаких тайн, его сердце и душа открыты для всех, и поэтому он всегда готов раскрывать их для своих учеников.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском МО учителей русского языка и литературы по теме "УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В.Львова и новая форма аттестации по русскому языку в 9 классах. "

Это выступление на городском МО учителей русского языка и литературы посвящено сравнительному анализу заданий, содержащихся в КИМах ГИА (9 класс) и частично КИМах ЕГЭ (11 класс) , и упражнений из учеб...

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"

Культуроведческий подход в методике преподавания  русского языка приобретает особое значение и  рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...

Каким я вижу современного учителя русского языка и литературы?

Кто такой учитель сегодня? Каким он должен быть? Размышление об учителе и себе......

Профессиональное развитие современного учителя русского языка и литературы

Тема самообразования:«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»Цель индивидуального плана развития:в течение учебного года продолжать изучать и использовать современные т...

«Школа современного учителя русского языка» (удостоверение).

laquo;Школа современного учителя русского языка» (удостоверение)....