Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок с презентацией поможет учителю в доступной форме объяснить новый материал, и во время урока учащиеся должны прийти к выводу, что в русском языке есть существительные только множественного числа, проследить исторические изменения, в результате которых в языке образовалась форма множественного числа. В ходе занятий дети должны обогащать свой словарный запас новымисловами, работать над орфоэпическими нормами, учиться правильно употреблять в речи новые слова, развивать свою зрительную и слуховую память и уметь применять на практике полученные знания.Урок воспитывать призван в детях интерес к богатству русского языка, его культурным ценностям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Имена существительные только множественного числа.
Задачи:
Образовательная:
во время урока учащиеся должны прийти к выводу, что в русском языке есть существительные только множественного числа, проследить исторические изменения в результате которых в языке образовалась форма множественного числа.
Развивающая: в ходе занятий дети должны обогащать свой словарный запас новыми
словами, работать над орфоэпическими нормами, учиться правильно употреблять в
речи новые слова, развивать свою зрительную и слуховую память и уметь применять
практике полученные знания.
Воспитывающая: воспитывать интерес к богатству русского языка, его культурным
ценностям.
Ход урока.
- Организационный момент.
Постановка перед учащимися учебных задач
1 слайд.
2.Повторение изученного материала на предыдущих уроках.
- Словарный диктант с самопроверкой.
Предложение, заросли, прилагательное, растение, выращенный, сложение, росток,
цирк, акация, цыплёнок, шёл, шоколад, чёрный, крыжовник.
После диктанта составить одно предложение.
2 слайд. (проверка диктанта)
2) Словарно-орфографическая работа
Консервы (лат.) кон – «со»
серво – «хранить».
Макароны, макаронный, ворота, чернила.
3. слайд
- Орфографическая пятиминутка.
а) Пронёсся по (каким?) лесным (лес) зарослям вихрь, и закружились над (чем?)
поляной (поле) сорванные листья.
4 слайд (проверка записи в тетради)
б) Образовать множественное число имён существительных.
Апельсин, крыло, килограмм, стол, дождь, яблоко, стул, дыня, вишня
5 слайд (второй щелчок – проверка записанных слов)
6 слайд
Физкультминутка.
- Усвоение нового материала.
7 – 12 слайды
- Показываем детям одни ножницы, несколько ножниц
очки, ворота
В ходе беседы дети приходят к выводу:
И один предмет, и много этих же предметов называются одним словом.
13 слайд
а) обозначают парные и составные предметы – очки, ножницы, ворота.
б) игры, действия, процессы – выборы, переговоры, именины.
в) вещественные существительные – очистки, консервы, чернила.
г) отрезки времени – каникулы, сутки, сумерки.
д) собственные имена существительные – Альпы, Карпаты, газета «Известия».
3акрепление изученного материала.
- Из упражнения № 493 выписываем существительные только мн. ч.
ворота, заморозки, похороны, тефтели, тиски, хлопоты, чернила.
14 слайд (проверка упражнения)
15слайд (даём отдых глазам)
2)Зрительный диктант
16 слайд
Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод.
3) Изложение-миниатюра
Каникулы.
В древности каникулой называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Она появляется на небе в разгар лета. В это время школьникам и студентам давали передышку. А эти дни стали называть каникулами.
(Каникула – Сириус, звезда первой величины)
17 слайд
- Зачитываем вслух 2-3 изложения.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Чем отличаются эти существительные от других слов?
- Что они обозначают?
- Подведение итогов урока.
18 слайд
6. Домашнее задание. Упражнение №494 (всем),
Объяснить происхождение слов чернила, сутки, сумерки (индивидуально
по желанию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предл о жение, зар о сли, прил а гательное, р а стение, выр а щенный, сл о жение, р о сток, ц и рк, акац и я, ц ы плёнок, ш ё л, ш о колад, ч ё рный, крыж о вник.
Консервы (лат.) кон – «со» серво – «хранить». Макароны, макаронный, ворота, чернила.
Пр о нё сс я по (каким?) л е сным (л е с) зар о слям вихрь, и з а кружились над (чем?) п о ляной (п о ле) сорв а нные (рв а ть) листья.
Апельсинов, крыльев, килограммов, столов, дождей, яблок, стульев, дынь, вишен. Апельсин, крыло, килограмм, стол, дождь, яблоко, стул, дыня, вишня.
Ножницы
Ножницы
Очки
Очки
Ворота
Ворота
Обозначают: 1. Парные и составные предметы – очки, ножницы, ворота. 2. Игры, действия, процессы – выборы, переговоры, именины. 3. Вещественные существительные – очистки, консервы, чернила. 4. Отрезки времени – каникулы, сутки, сумерки. 5. Собственные имена существительные – Альпы, Карпаты, газета «Известия».
Ворота, заморозки, похороны, тефтели, тиски, хлопоты, чернила.
Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод.
Проверяем изложение - миниатюру Каникулы. В древности каникулой называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Она появляется на небе в разгар лета. В это время школьникам и студентам давали передышку. А эти дни стали называть каникулами.
Домашнее задание. Упражнение №494 (всем), Объяснить происхождение слов чернила, сутки, сумерки (индивидуально по желанию)
Всем большое спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы Конспект учебного занятия Предмет: русский ...

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Урок русского языка по ФГОС "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Разработка урока по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная разработка урока будет полезна учителям русского языка....

Презентация к уроку русского языка по теме"Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная презентация сделает увлекательным урок по русскому языку....
Конспект урока и презентация по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данный урок первый урок по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Тип урока- «открытие» новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен н...
Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....