3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
План-конспект урока русского языка
с приложением для учащихся 5-х классов
Няч Ольга Рамильевна,
учитель русского языка и литературы
Конспект учебного занятия
- Предмет: русский язык.
2. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по плану.
3. Тема урока по учебно-методическому плану:«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
4. Тип урока: урок-знакомство с новой темой.
5. Цель урока:
· Познакомить учащихся с понятием об именах существительных, которые имеют форму только множественного числа
6.Задачи урока:
· Научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
· Развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания.
· Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость.
6. Методы проведения: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
7. Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерное место учителя, рабочее место ученика (по количеству детей в группе).
8. Материалы к уроку: медиапрезентация, приложения, «Географический атлас ЯНАО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 46.15 КБ |
prilozhenie_4.docx | 12.51 КБ |
prilozhenie_3.docx | 27.88 КБ |
prilozhenie_2.docx | 29.22 КБ |
prilozhenie_1.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с.Самбург Пуровского района
План-конспект урока русского языка
с приложением для учащихся 5-х классов
Няч Ольга Рамильевна,
учитель русского языка и литературы
Конспект учебного занятия
- Предмет: русский язык.
- Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по плану.
- Тема урока по учебно-методическому плану: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
- Тип урока: урок-знакомство с новой темой.
- Цель урока:
- Познакомить учащихся с понятием об именах существительных, которые имеют форму только множественного числа
6.Задачи урока:
- Научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
- Развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания.
- Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость.
- Методы проведения: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
- Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерное место учителя, рабочее место ученика (по количеству детей в группе).
- Материалы к уроку: медиапрезентация, приложения, «Географический атлас ЯНАО».
- Место проведения: кабинет русского языка.
Перед началом урока демонстрируется (Слайд 1). Текст на слайде: «Учебное занятие проводит Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы».
Ход занятия.
I. Организационное начало урока (2 мин.).
-Добрый день, дорогие друзья! Начинаем наш очередной урок русского языка. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня. Тихонечко садитесь на свои места. Сегодня на уроке нам потребуются ручка, простой карандаш и резинка. Проверьте, всё ли есть на ваших партах.
-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
II. Устная орфографическая разминка. Игра «Найди лишнее». (5 мин.).
/Демонстрируется медиапрезентация слайд 2/
-Ребята, перед вами 2 ряда слов, в каждом слове пропущена буква. Вам нужно вставить эти буквы, объяснить ваш выбор, руководствуясь правилом. Итак, начнем.
- Хорошо, ребята, вы молодцы, справились с этой работой.
1. Ц…ркуля, ножниц… , ц…гана, предл…жения
/по падежам, числам, орфограмме, морфемам; одушевленность/
2. Реш…тками, Р..стов, расч…ска, сч…ты (счесть, перечесть, счетами, счетовод)./По акад. спр. под ред. Лопатина (гл.19. п.7.)/
/по родам, числам, падежам, орфограмме; имя собственное/
- Ребята, к какой части относятся эти слова?
- Что такое имя существительное?
- Как изменяются имена существительные?
Итак, имена существительные изменяются по родам, числам, падежам. Бывают нарицательные (однородные) и собственные (единичные); одушевленные (В=Р - мн.ч); и неодушевленные (В=И - мн.ч.)
- Молодцы, вы продемонстрировали хорошее знание темы «Имя существительное». Посмотрим, умеете ли вы отгадывать загадки. Отгадки нужно записать в форме именительного падежа единственного числа.
- К реке идут – поют,
Назад идут – плачут. (Вёдра)
- Без головы, а в шляпе,
Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)
- Что всегда ходит, а с места не сходит? (Часы)
Прочитайте, какие слова вы записали? Почему последнее слово записано во множественном числе? Давайте посмотрим ещё раз на ряды слов из игры «Найди лишнее». Что вам хочется ещё исключить?
Часы, ножницы, счеты.
III. Объяснение нового материала (5 мин.).
Оказывается, в русском языке есть группа слов, которые имеют форму только множественного числа.
– Может, кто-то уже догадался, о чем пойдет дальше речь?
- Вы можете сказать мне, как звучит тема нашего урока? Давайте запишем её в тетрадь.
/Дети записывают тему урока в тетрадь./ Тема урока - «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» (слайд 3).
Сегодня на уроке мы должны научиться находить среди существительных те, которые имеют форму только множественного числа.
Кто может еще раз повторить для всего класса, как правильно определить имя существительное, которое имеют форму только множественного числа?
IV. Закрепление материала (8 мин).
4.1.Групповая работа по карточкам (приложение 1).
- Рассмотрите внимательно таблицу (слайд 4). Вы должны заполнить её, опираясь на подсказки.
1 ряд. Узнай слово по картинке и запиши его, (слайд 5).
2 ряд. Узнай слово, поменяв местами буквы, и запиши его, в соответствующий столбик. (слайд 5)
3 ряд. Узнай слово по толкованию его лексического значения и запиши его (слайд 5)
4-5 ряды. Приведите примеры самостоятельно.
/Один предмет - один ученик/.
Приложение 1.
Названия парных предметов | Названия продуктов питания, вещества | Названия промежутков времени | Названия игр | Названия орудий труда | Собственные имена существительные |
1. | |||||
2.ерипал- | япхоль - | дуниб – | огродик - | икист - | пьлыА - |
3. Украшение в виде нанизанных на нитку шариков, зерен - | Густой жирный верхний отстой молока - | Перерыв в занятиях на праздничное или летнее время - | Детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других – | Инструмент для захвата, зажима - | Минеральная лечебная вода - |
4. | |||||
5. |
/2-3 ученика вслух зачитывают слова/
- Давайте сделаем вывод: какое значение чаще всего имеют имена существительные, имеющие форму только множественного числа?
4.2.Игра «Путешественник» (8 мин.) /Раздать детям «Географический атлас ЯНАО»/
-Ребята, мы подобрали много названий предметов - существительных, которые имеют форму только множественного числа. И даже вспомнили названия городов нашей страны. Но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на города и поселения нашего региона. Места, в котором мы с вами живем – Ямало – Ненецкого автономного округа. Оказывается, у нас на Ямале имеется много населенных пунктов, названия которых тоже имеют форму только множественного числа. Откройте, пожалуйста, географический атлас на странице 19, внимательно рассмотрите карту и найдите эти географические названия.
/Дети все названия записывают на доске. Проговаривают, ставят ударение/
Лабытнанги, Мужи, Лопхари, Шурышкары, Нори, Пангоды, Горки, Киккиакки, Ярцанги, Нумги, Холмы.
- Ребята, давайте попробуем составить с этими словами предложение по схеме (слайд 6).
Сущ. И.п. Сущ. И.п. Сущ. И.п. Сущ. И.п.
, , , – .
/Дети составляют предложения. Один ученик записывает предложение на доске и выполняет синтаксический разбор./
- Объясните знак препинания между подлежащими и сказуемым.
- Чем ещё осложнено предложение?
- Объясните постановку запятых в предложении.
V. Гимнастика для глаз (1 мин.)
- Мы с вами писали, искали на карте объекты, подчеркивали и наши глаза устали. Давайте выполним гимнастику для глаз (слайд 7).
/Дети выполняют упражнения./
VI. Домашнее задание (2 мин.).
Приложение 2.
- Выпишите фразеологизм с существительным в форме только множественного числа.
Найдите существительное, в котором все согласные звонкие, мягкие.
- Как на дрожжах; словно грибы после дождя.
- Ни под каким видом; ни в коем случае; ни за какие деньги.
- Волосы становятся дыбом; мороз по коже дерёт; поджилки трясутся; душа уходит в пятки.
- Нагнать холоду; задать перцу; расчесать кудри; накрутить хвост; взять в оборот.
II. (По желанию) Найти и записать в тетради информацию на сайтах Интернета, в библиотеке о происхождении географических названий на территории ЯНАО, имеющих только форму множественного числа. Например: Лабытнанги (город)– с хантыйского языка переводится как «семь лиственниц» (слайд 8)
4.3. Диктант по карточкам (5 мин.).
/Индивидуальная работа по карточке./
-Итак, ребята, сегодня мы с вами выяснили, что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.
Я приготовила для вас специальное задание, которое нужно расшифровать. Правильно расшифровав задание, вы узнаете, что там зашифрованно.
Ваша задача: выбрать из предложенных слов только имена существительные и распределить их в две колонки. (Обратить внимание: во втором столбике должны быть существительные, у которых действительно имеются ОБА ЧИСЛА!)
У вас на партах лежит листок с таблицей (слайд 9), которую нужно заполнить. Слова выписывать не нужно, записывайте в таблицу только ту букву, которой это слово обозначено (порядок слов менять нельзя!)
Приложение 3.
Существительные, имеющие форму только мн. ч. | Существительные, имеющие форму и ед. ч. и мн. ч. |
В клещи | М роща |
Е жмурки | О учитель |
Р Лопхари | Л имя |
Н сливки | О урок |
О шахматы | Д язык |
Е лимон | |
Ц перемена |
М. роща
Б. перед
В. клещи
Г. Бежать
Е. жмурки
О. учитель
Р. Лопхари
Н. сливки
Л. имя
О. урок
Ж. интересно
З. нефть
Д. язык
О. шахматы
Е. лимон
Ц. перемена
- А какое существительное вы не записали в таблицу? Почему? (у него нет множественного числа). Это – тема следующего урока.
VII. Итог урока (2 мин.).
- Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/
- Какое значение могут иметь эти существительные?
- Что еще интересного узнали? /Среди географических названий Ямала много имеющих форму только множественного числа/
VIII. Рефлексия (3 мин.).
- Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора. /Приложение 4/ Вы должны выбрать оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее (слайд 10): чемодан - на уроке чувствовал себя хорошо и полученные знания пригодятся в дальнейшем; мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся.
- Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Мне было очень приятно с вами работать, и я бы хотела, чтобы вы поблагодарили от моего имени своего учителя. У неё хорошие ученики. Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком (слайд 11). Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!
Предварительный просмотр:
М.Дудин
Соловьи.
О мёртвых мы поговорим потом.
Смерть на войне обычна и сурова.
И всё-таки мы воздух ловим ртом
При гибели товарищей. Ни слова.
Не говорим. Не поднимая глаз,
В сырой земле выкапываем яму.
Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас
Остался только пепел, да упрямо
Обветренные скулы сведены.
Трёхсотпятидесятый день войны.
Ещё рассвет по листьям не дрожал,
И для острастки били пулемёты…
Вот это место. Здесь он умирал –
Товарищ мой из пулемётной роты.
Тут бесполезно было звать врачей,
Не дотянул бы он и до рассвета.
Он не нуждался в помощи ничьей.
Он умирал. И, понимая это,
Смотрел на нас, и молча ждал конца,
И как-то улыбался неумело.
Загар сначала отошёл с лица,
Потом оно, темнея, каменело.
Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней.
Запри все чувства сразу на защёлку.
Вот тут и появился соловей,
Несмело и томительно защёлкал.
Потом сильней, входя в горячий пыл,
Как будто настежь вырвавшись из плена,
Как будто сразу обо всём забыл,
Высвистывая тонкие колена
Мир раскрывался. Набухал росой
Как будто бы ещё едва означась,
Здесь рядом с нами возникал другой
В каком-то новом сочетанье качеств.
Как время, по траншеям тёк песок.
К воде тянулись корни у обрыва,
И ландыш, приподнявшись на носок,
Заглядывал в воронку от разрыва.
Ещё минута. Задыми сирень
Клубами фиолетового дыма.
Она пришла обескуражить день.
Она везде. Она непроходима.
Ещё мгновенье. Перекосит рот
От сердце раздирающего крика, -
Но успокойся, посмотри: цветёт,
Цветёт на минном поле земляника.
Лесная яблонь осыпает цвет,
Пропитан воздух ландышем и мятой…
А соловей свистит. Ему в ответ
Ещё – второй, ещё – четвёртый, пятый.
Звенят стрижи. Малиновки поют.
И где-то возле, где-то рядом
Раскидан настороженный уют
Тяжёлым громыхающим снарядом.
А мир гремит на сотни вёрст окрест,
Как будто смерти не бывало места,
Шумит неумолкающий оркестр,
И нет преград для этого оркестра.
Весь этот лес листом и корнем каждым,
Ни капли не сочувствуя беде,
С невероятной, яростною жаждой
Тянулся к солнцу, к жизни и к воде.
Да, это жизнь. Её живые звенья,
Её крутой, бурлящий водоём.
Мы, кажется, забыли на мгновенье
О друге умирающем своём.
Горячий луч последнего рассвета
Едва коснулся острого лица.
Он умирал. И, понимая это,
Смотрел на нас и молча ждал конца.
Нелепа смерть. Она глупа. Тем более
Когда он, руки разбросав свои,
Сказал: «Ребята, напишите Поле:
У нас сегодня пели соловьи».
И сразу канул в омут тишины
Трёхсотпятидесятый день войны.
Он не дожил, не долюбил, не допил,
Не доучился, книг не дочитал.
Я был с ним рядом. Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал.
И может быть, в песке, в разрытой глине,
Захлёбываясь в собственной крови,
Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине:
У нас сегодня пели соловьи».
И полетит письмо из этих мест
Туда, в Москву, на Зубовский проезд.
Пусть даже так. Потом просохнут слёзы,
И не со мной, так с кем-нибудь вдвоём
У той поджигородовской берёзы
Ты всмотришься в зелёный водоём.
Пусть даже так. Потом родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви.
Пусть их разбудят рано на рассвете
Томительные наши соловьи.
Пусть им навстречу солнце зноем брызнет
И облака потянутся гуртом.
Я славлю смерть во имя нашей жизни.
О мёртвых мы поговорим потом.
1942г.
Лирико-романтическая баллада М.Дудина «Соловьи» - одно из лучших лирических стихотворений военных лет.
Дошло свидетельство о том, как было воспринято стихотворение солдатами, находящимися на переднем крае, такими же защитниками Родины, как умирающий герой стихотворения, как его товарищ.
«Я познакомился со стихами М.Дудина на крохотном бугорке, возвышавшемся среди Синявинских болот. Какой-то шутник назвал этот бугорок на торфяном поле «островом Святой Елены». Сюда можно было пробраться лишь поздней ночью, когда небо серело и немцы не могли вести прицельный огонь. Мы лежали в неглубоком, по колено, окопе. Со всех сторон нас осаждали несметные стаи комаров, и, пренебрегая запретом, солдаты почти не выпускали изо рта длинные, как патроны для противотанковых ружей, махорочные цигарки в палец толщиной.
В одной из газет, предназначенных для изготовления этих цигарок, я и увидел дудинских «Соловьёв». Трудно передать ощущение от первого прочтения их. Стихи не просто взволновали. Они сразу же сделали автора нашим другом. Далеко не все солдаты, оборонявшие «остров Святой Елены», были любителями поэзии. Но и они оказались во власти её. Они нисколько не сомневались в том, что стихи сочинил их однополчанин, ибо такое и так мог написать лишь человек с переднего края».
Молдавский Дм. О Михаиле Дудине, блокаде, стихах на войне и нашем поколении. – Л., 1965. –с.32.
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
С.Орлов
* * *
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
ЗАДАНИЕ.
- Какие строки стихотворения кажутся вам наиболее яркими, необычными?
- Как они помогают понять идейный смысл стихотворения?
- Как оценивает поэт смерть простого солдата, «без званий и наград»?
- Какое значение в стихотворении имеет строчка «Руками всех друзей»?
Анализ стихотворения С.Орлова «Его зарыли в шар земной».
Стихотворение было написано в дни войны, в 1944г. Оно сразу обратило на себя внимание, запомнилось, поразило.
Необычно звучит уже первая строка. Умирает солдат, его хоронят товарищи. «Его зарыли в …» Как было бы привычно сказать? В яму, в могилу, в землю. А поэт говорит «в шар земной». Этими словами сразу показаны величие, грандиозность подвига простого солдата «без званий и наград». Далее эта мысль продолжается , приобретая поистине космические размеры:
Ему как мавзолей земля –
на миллион веков,
И Млечные Пути пылят
вокруг него с боков.
В этих строках - мотив вечной памяти. Вся земля – мавзолей. А мавзолеи строят выдающимся людям. Положен солдат «руками всех друзей…». Орлов воспевает солдатскую дружбу, фронтовое братство. Когда солдата хоронят, к нему будто прикасаются руки «всех друзей», прощаясь. Они тоже причастны к подвигу солдата, его боевые друзья.
Итак, стихотворение - о подвиге простого солдата. В нём воспевается бессмертие и память, дружба и мир, но в нём есть и Космос, и Вечность, т.е. подвиг солдата так велик, сто никогда не будет забыт, раз весь земной шар стал мавзолеем солдата.
Послушайте, как его оценивают критики-профессионалы:
«Шар земной – мавзолей солдату – вот образ, который (на эмоциональной основе) поднимает стихотворение к высотам поэтического обобщения, к высотам искусства» (Ал.Михайлов «Тайны поэзии»).
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Д.Самойлов.
Сороковые.
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
ЗАДАНИЕ.
- Как вам кажется, стихотворение написано во время войны или много лет спустя?
- Каковы особенности композиции стихотворения?
- Какие строки в нём повторяются и чем достигается их особая выразительность?
- Перечитайте последние строки. Какое отношение к военному времени и своему поколению в них звучит?
Анализ стихотворения Д.Самойлова «Сороковые»
Стихотворение о войне. Но написано оно спустя 20 лет после её начала – в 1961г. Почти все глаголы стоят в настоящем времени, но по интонации, настроению стихотворения мы понимаем, что перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, осмысляющего свою военную юность.
Стихотворение очень интересно построено. Кольцевая композиция: две первые и последняя строфы представляют собой как бы крупный план, дают картину, обобщение. Три центральные строфы – картина воспоминание, передающая авторское отношение себя зрелого к себе юному.
Вчитаемся в каждую часть.
Первые 2 строфы – общая картина сурового военного времени. Очень выразительна первая строфа. Слово «роковые». Оно многозначно: трудные, страшные, тревожные, отнявшие много жизней. По звучанию ассоциируется с разрывом снаряда, эхом после него. Автор создаёт картину военного времени (войска, фронт, смерть, дорога), а дальше каждый переживший войну дополняет её своими представлениями, воспоминаниями. Поэтому и стоит многоточие.
Во 2-ой части поэт обращается к себе тогдашнему. Выхвачен эпизод войны, напоминающий фотографию: «А это я на полустанке». Кругом война, горе, но 20 лет берут своё. Основная интонация – доброе, чуть ироничное отношение к себе, юному, наивному, самоуверенному.
3 часть. Шестая строфа – чёткий ритм, обилие глаголов в прошедшем времени – всё это помогает почувствовать обобщение6 сливаются судьбы страны и героя.
Седьмая строфа – повтор строк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная разработка урока будет полезна учителям русского языка....
Презентация к уроку русского языка по теме"Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная презентация сделает увлекательным урок по русскому языку....
Конспект урока и презентация по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данный урок первый урок по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Тип урока- «открытие» новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен н...
Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" подготовлен для работы по учебнику образовательной системы "Школа 2...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...
Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"
Представлен самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"...