Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация". УМК Т.А.Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass._sintaksis.odt | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондарева Римма Александровна, учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №24 им. Героя Советского Союза Г.К.Жукова г. Сочи
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация».
Класс: 5 Б
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях./ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016 год.
Тип урока: актуализация знаний и умений.
Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме, повторить пунктуацию.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова», «прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net http ://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.zavuch.info http ://festival.1september.ru/subjects
Оборудование: раздаточный материала
Основные понятия: простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Готов ли ты начать урок? Все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Самоопределение, осуществление гражданской идентификации личности), смыслообразование (Л). Целеполагание (Р, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем (К), общение и взаимодействие, Построение речевого высказывания в устной форме (П) |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Слово учителя: - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем повторять учебный материал, проверять наши знания, углублять их. Только вот беда: пока я шла, карточки, на которых написано предложение для разбора рассыпались. Кто мне поможет восстановить это предложение? Из глубины веков пришли к нам многочисленные праздники. ( пов., нев., распр., прост, двусост.) Слово учителя: Итак, ребята, вспомним: - Какой раздел науки о языке помогает правильно составить предложение? - Что мы сегодня должны повторить? Итак, юные друзья, какая цель стоит сегодня перед нами? Оформим работу в тетради. | Учащиеся составляют предложение из отдельных слов, выполняют его синтаксический разбор. дают устные ответы на поставленные учителем вопросы Синтаксис Записывают тему урока | Решение проблемной ситуации (П); выражение своих мыслей, аргументация своего мнения (К); Формулирование темы (К) Планирование учебного сотрудничества (К) Целеполагание (Р); |
3. Этап закрепления и обобщения полученных знаний. Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Слово учителя: Шаг за шагом мы движемся к раскрытию всех тайн языка. Но мне снова нужны помощники. Задание индивидуальное: Я дам вам карточки с таблицами, которые нужно заполнить, а потом по этим карточкам нужно рассказать ребятам о языковых явлениях, которые изучаются в разделе «Синтаксис и пунктуация» Задания для остальных учащихся: Я буду называть фразы, а вы хлопайте, если услышите словосочетание и тишина, если фраза таковым не является. Падают листья, сильный ветер(сл.с), чудесный день(с.с.), жёлтые и красные, дождливая осень(с.с), у леса, быстро перелетают(с.с). пред домом, выразительно читает. Выполним синтаксический разбор двух словосочетаний. Слово учителя: Наше работа продолжается, и мы переходим на уровень выше: к предложению. Мои помощники-консультанты готовы поделиться знаниями. Слово учителя: Давайте эту информацию подтвердим на материале текста. Запишите предложения, охарактеризуйте их и объясните знаки препинания. Вот пришла зима и в наш родной любимый двор. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Санки, игры в снежки, снеговики, веселое настроение – все это теперь можно наблюдать в каждом дворе. Зима у многих людей вызывает счастье и чувство радости. А вы, ребята, любите зиму? Слово учителя: Справились ли вы, ребята, с заданием? Остались ли у вас вопросы? Запишите свой вопрос в виде прямой речи, адресуя его однокласснику. Например : Я спросил у одноклассника: «Вася, когда ставится вопросительный знак в предложении?» | Учащиеся индивидуально заполняют карточки, готовят устный рассказ по ним. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Самопроверка. Выполняют задание в тетрадях учащиеся. Подготовившие рассказ по таблице отвечают материал. Записывают предложения, дают характеристики, составляют схемы. Учащиеся показывают усвоение материала по синтаксису и пунктуации. Записывают вопрос. Зачитывают полученные предложения, объясняют постановку знаков препинания. Помогают друг другу найти ответы на вопросы | Контроль (Р), учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р), оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р), внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К), построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, (К), использование речи для регуляции своего действия) |
4 Физминутка. Цель: сменить вид деятельности. | Мы все ребята хорошо воспитанные, поэтому выполняем упражнение только при слове «пожалуйста». Кто ошибается, тот садится. _пожалуйста, ручки вверх, в стороны, вперед, вниз... | Учащиеся в занимательной форме при помощи Учителя проводят физминутку. | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке (Л), на внимание |
5 Контроль полученных знаний (продолжение). Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий | Слово учителя. Мы раскрыли все секреты Синтаксиса и пунктуации и нам предстоит проверить качество знаний тестовая работа 1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения? а) Подлежащее и сказуемое; б) подлежащее и определение; в) определение и сказуемое; г) сказуемое и дополнение. 2. Выберите второстепенные члены предложения. а) Дополнение; б) подлежащее; в) определение; г) обстоятельство. 3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены). а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет. б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена. в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется. 4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно: а) Лес пахнет дубом и сосной. б) Я шагал в соседнюю деревню. в) Герасим запирал каморку на ключ. 5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены). а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни. б) Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками. в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени. | Учащиеся выполняют работу по тесту. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р), осуществление итогового и пошагового контроля по результату, (Р), адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л), самооценка личности, (Л), формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
6 Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания | Рефлексия Вы выполнили задания теста, и чтобы оценить свою работу на уроке ( активность, уровень знаний, интерес к предмету) нарисуйте на своем листочке смайлик - если вам все понравилось и урок прошел не зря — веселый -если остались вопросы — нейтральный. - если тема не понятна и нужна помощь — грустный. - Ребята! Изменится ли что-либо в нашей жизни без знаний законов синтаксиса и правил постановки знаков препинания? Обоснуйте свой ответ. | Оценивают свою деятельность | Оценка знаний, коррекция (Р) Смыслообразование (Л), формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
7 Домашнее задание Цель: Определить как учащиеся усвоили материал урока. | Домашнее задание: Напишите мини-сочинение о роли запятых в письменной речи. - Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо! |
Фамилия, имя | Фамилия, имя |
1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения? а) Подлежащее и сказуемое; б) подлежащее и определение; в) определение и сказуемое; г) сказуемое и дополнение. 2. Выберите второстепенные члены предложения. а) Дополнение; б) подлежащее; в) определение; г) обстоятельство. 3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены). а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет. б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена. в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется. 4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно: а) Лес пахнет дубом и сосной. б) Я шагал в соседнюю деревню. в) Герасим запирал каморку на ключ. 5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены). а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни. б) Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками. в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени. | 1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения? а) Подлежащее и сказуемое; б) подлежащее и определение; в) определение и сказуемое; г) сказуемое и дополнение. 2. Выберите второстепенные члены предложения. а) Дополнение; б) подлежащее; в) определение; г) обстоятельство. 3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены). а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет. б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена. в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется. 4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно: а) Лес пахнет дубом и сосной. б) Я шагал в соседнюю деревню. в) Герасим запирал каморку на ключ. 5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены). а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни. б) Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками. в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)
Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о порядке фонетичес...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....