Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация". УМК Т.А.Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass._sintaksis.odt30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Бондарева Римма Александровна, учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №24 им. Героя Советского Союза Г.К.Жукова г. Сочи

                                                                                                                     

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация».

Класс: 5 Б

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях./ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016 год.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме, повторить пунктуацию.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова», «прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net http ://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info http ://festival.1september.ru/subjects

Оборудование: раздаточный материала

Основные понятия: простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.                              

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель:

      мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Готов ли ты начать урок?

Все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

 Самоопределение, осуществление гражданской идентификации личности), смыслообразование (Л).

Целеполагание (Р, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем (К), общение и взаимодействие,

Построение речевого высказывания в устной форме (П)

2.Актуализация знаний.

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Слово учителя:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем повторять учебный материал, проверять наши знания, углублять их. Только вот беда: пока я шла, карточки, на которых написано предложение для разбора рассыпались.  Кто мне поможет восстановить это предложение?

Из глубины веков пришли к нам многочисленные праздники. ( пов., нев., распр.,  прост, двусост.)

Слово учителя:

Итак, ребята, вспомним:

- Какой раздел науки о языке помогает правильно составить предложение?

-  Что мы сегодня должны повторить?

Итак, юные друзья, какая цель стоит сегодня перед нами?

Оформим работу в тетради.

Учащиеся составляют предложение из отдельных слов, выполняют его синтаксический разбор.  

дают устные ответы на поставленные учителем вопросы

Синтаксис

Записывают тему урока

Решение проблемной ситуации (П);  

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения (К);

Формулирование темы (К)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Целеполагание (Р);

3. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                          

Слово учителя:

Шаг за шагом мы движемся к раскрытию всех тайн языка. Но мне снова нужны помощники.

Задание индивидуальное:

Я дам вам карточки с таблицами, которые нужно заполнить, а потом по этим карточкам нужно рассказать ребятам о языковых явлениях, которые изучаются в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Задания для остальных учащихся:  

Я буду называть фразы, а вы хлопайте, если услышите словосочетание и тишина, если фраза таковым не является.

Падают листья,

сильный ветер(сл.с),

чудесный день(с.с.),

жёлтые и красные,

дождливая осень(с.с),

у леса,

быстро перелетают(с.с).

пред домом,

выразительно читает.

Выполним синтаксический разбор двух словосочетаний.

Слово учителя:

Наше работа продолжается, и мы переходим на уровень выше: к предложению. Мои помощники-консультанты готовы поделиться знаниями.

Слово учителя: Давайте эту информацию подтвердим на материале текста. Запишите предложения, охарактеризуйте их и объясните знаки препинания.

   Вот пришла зима и в наш родной любимый двор. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Санки, игры в снежки, снеговики, веселое настроение – все это теперь можно наблюдать в каждом дворе. Зима у многих людей вызывает счастье и чувство радости.

   А вы,  ребята, любите зиму?            

Слово учителя:  Справились ли вы,  ребята, с заданием?

Остались ли у вас вопросы?

Запишите свой вопрос в виде прямой речи, адресуя его однокласснику. Например :

Я спросил у одноклассника: «Вася, когда ставится вопросительный знак в предложении?»

Учащиеся индивидуально заполняют карточки, готовят устный рассказ по ним.

Отвечают на вопросы, выполняют задания. Самопроверка. 

Выполняют задание в тетрадях

учащиеся. Подготовившие рассказ по таблице отвечают материал.  

Записывают предложения, дают характеристики, составляют схемы.

Учащиеся показывают усвоение материала по синтаксису и пунктуации.

Записывают вопрос.

Зачитывают полученные предложения, объясняют постановку знаков препинания. Помогают друг другу найти ответы на вопросы

Контроль ), учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р), оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция  (Р), внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К), построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, (К), использование речи для регуляции своего действия)

4 Физминутка.

Цель: сменить вид деятельности.

Мы все ребята хорошо воспитанные, поэтому выполняем упражнение только при слове «пожалуйста». Кто ошибается, тот садится.

_пожалуйста, ручки вверх, в стороны, вперед, вниз...

Учащиеся в занимательной форме при помощи Учителя проводят физминутку.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке (Л), на внимание

5 Контроль полученных знаний (продолжение).

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать

выполнения заданий

Слово учителя.

Мы раскрыли все секреты Синтаксиса и пунктуации и нам предстоит проверить качество знаний

тестовая работа

1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения?

а) Подлежащее и сказуемое;

б) подлежащее и определение;

в) определение и сказуемое;

г) сказуемое и дополнение.

2. Выберите второстепенные члены предложения.

а) Дополнение;

б) подлежащее;

в) определение;

г) обстоятельство.

3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены).

а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет.

б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.

в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.

4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

а) Лес пахнет дубом и сосной.

б) Я шагал в соседнюю деревню.

в) Герасим запирал каморку на ключ.

5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.

б) Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками.

в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.

Учащиеся выполняют работу по тесту.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р), осуществление итогового и пошагового контроля по результату, (Р), адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л), самооценка личности, (Л), формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

6 Рефлексия.

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

повторить способ нового знания

Рефлексия

Вы выполнили задания теста, и чтобы оценить свою работу на уроке ( активность, уровень знаний, интерес к предмету) нарисуйте на своем листочке смайлик

- если вам все понравилось и урок прошел не зря — веселый

-если остались вопросы — нейтральный.

- если тема не понятна и нужна помощь — грустный.

- Ребята! Изменится ли что-либо в нашей жизни без знаний законов синтаксиса и правил постановки знаков препинания? Обоснуйте свой ответ.

Оценивают свою деятельность

Оценка знаний, коррекция (Р)

 Смыслообразование (Л), формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

7 Домашнее задание

Цель: 

  Определить как учащиеся     усвоили материал урока.

Домашнее задание:

Напишите мини-сочинение о роли запятых в письменной речи.

- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо!

                   

Фамилия, имя

Фамилия, имя

1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения?

а) Подлежащее и сказуемое;

б) подлежащее и определение;

в) определение и сказуемое;

г) сказуемое и дополнение.

2. Выберите второстепенные члены предложения.

а) Дополнение;

б) подлежащее;

в) определение;

г) обстоятельство.

3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены).

а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет.

б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.

в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.

4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

а) Лес пахнет дубом и сосной.

б) Я шагал в соседнюю деревню.

в) Герасим запирал каморку на ключ.

5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.

б) Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками.

в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.

1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения?

а) Подлежащее и сказуемое;

б) подлежащее и определение;

в) определение и сказуемое;

г) сказуемое и дополнение.

2. Выберите второстепенные члены предложения.

а) Дополнение;

б) подлежащее;

в) определение;

г) обстоятельство.

3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены).

а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет.

б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.

в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.

4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

а) Лес пахнет дубом и сосной.

б) Я шагал в соседнюю деревню.

в) Герасим запирал каморку на ключ.

5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.

б) Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками.

в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...