Урок развития речи в 8 классе "Слово делом крепи"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Урок развития речи в 8 классе.  Подготовка к сочинению-рассуждению «Слово делом крепи»

Цели урока:

1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста; 

2) научить формулировать тезис сочинения; подбирать аргументы -доказательства, опираясь на текст, на жизненные примеры; делать вывод , соответствующий тезису;

3) воспитывать целеустремленность, ответственность, способность анализировать свои поступки и поведение окружающих.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слово делом крепи137.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 8 классе.  Подготовка к сочинению-рассуждению «Слово делом крепи»

Цели урока:

1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста; 

2) научить формулировать тезис сочинения; подбирать аргументы -доказательства, опираясь на текст, на жизненные примеры; делать вывод , соответствующий тезису;

3) воспитывать целеустремленность, ответственность, способность анализировать свои поступки и поведение окружающих.

Материалы к уроку: Русский язык 8 класс. Ладыженская, Тростенцова, Александрова. Учебник; мульти-медиа,  записи на доске, тетрадь.

Ход урока:

  1.Работа с текстом упражнения  206. Прочитайте текст, ответьте на вопросы: (вопросы на экране)

- вставьте  формы глагола хотеть на место пропусков.

- чем отличается смысл слова хочется и хочу? (хочу -личный глагол, хочется - безличный глагол, действие происходит само по себе)

- какому типу речи принадлежит текст? (рассуждение)

- какова структура (строение) рассуждения?

Схема на экране

1. Тезис(основная мысль).

2. Аргументы(доказательства, примеры из текста , из жизни).

3.Вывод (тезис наоборот).

- выделите эти части в тексте. Прочитайте тезис. Найдите аргументы, вывод.

Текст

Волевой человек поступает так, как хочет, а слабовольный  так, как ХОЧЕТСЯ . В этом и вся разница между ними.   (тезис)

Учатся в одном классе две девочки. Обе увлеклись фигурным к..танием на коньках. Маша сказала: «ХОЧУ получить по фигурному к..танию разряд». Катя присоединилась к ней. (В)начале всё своё свободное время обе девочки стали отводить конькам, ходили на занятия, смотрели соревнования по фигурному к..танию. Но прошло месяца полтора, и отношение подруг к любимому делу стало различным. Катя всё чаще говорила: «Сегодня пойду в кино, на занятия идти НЕ  ХОЧЕТСЯ», «Сегодня холодно, ХОЧЕТСЯ пос..деть дома с книгой». На следующий год Маша получила спортивный разряд.  Катя с зав..стью сказала: «Какая ты счастливая, выучилась фигурному к..танию. И мне ХОЧЕТСЯ , да вот не вышло». (аргументы)

Для кого главные слова — «хочется», «не хочется», тот вряд(ли) доб(?)ётся многого.  (вывод)

- Как можно назвать этот текст, опираясь на основную мысль?-  Варианты: Хочу и хочется. Сила воли. Как добиться своей цели?

2.  Подготовка к написанию сочинения «Слово делом крепи»

Задумайтесь над темой сочинения, ответьте на вопросы:

- Часто вы принимаете какие-то решения?

- Всегда ли вы держите свое слово? Если вы  сейчас научитесь держать свое слово, то и во взрослой жизни эта способность будет вас выручать.

- Во всех ли случаях это утверждение верно, истинно?

- Сформулируйте вступление к сочинению «Слово делом крепи», ответив на мои вопросы.

-Тезис - это ответ на вопрос, заложенный в теме. Как он может звучать? (нужно ли крепить слово делом?)

- Ваш ответ может быть как положительным, так и отрицательным:

1. Свои слова надо подкреплять делами, если ты хочешь добиться успеха, стать достойным человеком.

2. Не всегда пословица «слово делом крепи» воплощается в реальность, и  это не зависит от человека.

N.B. Обратите внимание что ваше сочинение может быть построено в защиту пословицы, так и как  ее опровержение, в зависимости от того, какие положения вы будете доказывать, как неодинаково можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме сочинения.

-Аргументами в рассуждении могут служить примеры из книг, из жизни вашей и ваших друзей, у которых слова расходятся с делом или подтверждаются делами.

- Можно ли использовать пример из текста упр.206  в качестве аргумента для вашего сочинения? (1.Маша подтверждала свои слова и желания делами, не пропускала занятия, смотрела соревнования, участвовала в них и в конце концов получила  спортивный разряд . 2. Катя не подтверждала свои слова и желания делами , и поэтому из нее не получилось фигуристки)

Вывод

- Что вы думаете об обязательности и ответственности человека за свои слова? Нужно ли крепить слово делом?

- Ваш вывод должен строго соответствовать тезису, т.е. вывод - это тезис, сформулированный  другими словами.

3. Написание сочинения.

Клише (на экране)

C:\Users\Андрей\Desktop\img14.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи в 6 классе. Тема "Жизнь дана на добрые дела".

            При планировании урока учитывала возрастные особенности учащихся и то, что сердца ребят в этом возрасте открыты, чисты, и что нужно поскорее посе...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Урок развития речи в 8 классе "Мы делаем газету"

Урок-деловая игра позволяет обобщить знания о с​тилях речи и жанрах публицистики. Предполагает активные формы работы, распределение ролей, поиск материала в различных источниках....

Спеши делать добро... Урок развития речи

Урок разработан в соответствии с технологией Творческая мастерская письма....

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...