Урок развития речи в 8 классе "Слово делом крепи"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению «Слово делом крепи»
Цели урока:
1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста;
2) научить формулировать тезис сочинения; подбирать аргументы -доказательства, опираясь на текст, на жизненные примеры; делать вывод , соответствующий тезису;
3) воспитывать целеустремленность, ответственность, способность анализировать свои поступки и поведение окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слово делом крепи | 137.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению «Слово делом крепи»
Цели урока:
1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста;
2) научить формулировать тезис сочинения; подбирать аргументы -доказательства, опираясь на текст, на жизненные примеры; делать вывод , соответствующий тезису;
3) воспитывать целеустремленность, ответственность, способность анализировать свои поступки и поведение окружающих.
Материалы к уроку: Русский язык 8 класс. Ладыженская, Тростенцова, Александрова. Учебник; мульти-медиа, записи на доске, тетрадь.
Ход урока:
1.Работа с текстом упражнения 206. Прочитайте текст, ответьте на вопросы: (вопросы на экране)
- вставьте формы глагола хотеть на место пропусков.
- чем отличается смысл слова хочется и хочу? (хочу -личный глагол, хочется - безличный глагол, действие происходит само по себе)
- какому типу речи принадлежит текст? (рассуждение)
- какова структура (строение) рассуждения?
Схема на экране
1. Тезис(основная мысль).
2. Аргументы(доказательства, примеры из текста , из жизни).
3.Вывод (тезис наоборот).
- выделите эти части в тексте. Прочитайте тезис. Найдите аргументы, вывод.
Текст
Волевой человек поступает так, как хочет, а слабовольный так, как ХОЧЕТСЯ . В этом и вся разница между ними. (тезис)
Учатся в одном классе две девочки. Обе увлеклись фигурным к..танием на коньках. Маша сказала: «ХОЧУ получить по фигурному к..танию разряд». Катя присоединилась к ней. (В)начале всё своё свободное время обе девочки стали отводить конькам, ходили на занятия, смотрели соревнования по фигурному к..танию. Но прошло месяца полтора, и отношение подруг к любимому делу стало различным. Катя всё чаще говорила: «Сегодня пойду в кино, на занятия идти НЕ ХОЧЕТСЯ», «Сегодня холодно, ХОЧЕТСЯ пос..деть дома с книгой». На следующий год Маша получила спортивный разряд. Катя с зав..стью сказала: «Какая ты счастливая, выучилась фигурному к..танию. И мне ХОЧЕТСЯ , да вот не вышло». (аргументы)
Для кого главные слова — «хочется», «не хочется», тот вряд(ли) доб(?)ётся многого. (вывод)
- Как можно назвать этот текст, опираясь на основную мысль?- Варианты: Хочу и хочется. Сила воли. Как добиться своей цели?
2. Подготовка к написанию сочинения «Слово делом крепи»
Задумайтесь над темой сочинения, ответьте на вопросы:
- Часто вы принимаете какие-то решения?
- Всегда ли вы держите свое слово? Если вы сейчас научитесь держать свое слово, то и во взрослой жизни эта способность будет вас выручать.
- Во всех ли случаях это утверждение верно, истинно?
- Сформулируйте вступление к сочинению «Слово делом крепи», ответив на мои вопросы.
-Тезис - это ответ на вопрос, заложенный в теме. Как он может звучать? (нужно ли крепить слово делом?)
- Ваш ответ может быть как положительным, так и отрицательным:
1. Свои слова надо подкреплять делами, если ты хочешь добиться успеха, стать достойным человеком.
2. Не всегда пословица «слово делом крепи» воплощается в реальность, и это не зависит от человека.
N.B. Обратите внимание что ваше сочинение может быть построено в защиту пословицы, так и как ее опровержение, в зависимости от того, какие положения вы будете доказывать, как неодинаково можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме сочинения.
-Аргументами в рассуждении могут служить примеры из книг, из жизни вашей и ваших друзей, у которых слова расходятся с делом или подтверждаются делами.
- Можно ли использовать пример из текста упр.206 в качестве аргумента для вашего сочинения? (1.Маша подтверждала свои слова и желания делами, не пропускала занятия, смотрела соревнования, участвовала в них и в конце концов получила спортивный разряд . 2. Катя не подтверждала свои слова и желания делами , и поэтому из нее не получилось фигуристки)
Вывод
- Что вы думаете об обязательности и ответственности человека за свои слова? Нужно ли крепить слово делом?
- Ваш вывод должен строго соответствовать тезису, т.е. вывод - это тезис, сформулированный другими словами.
3. Написание сочинения.
Клише (на экране)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Урок развития речи в 6 классе. Тема "Жизнь дана на добрые дела".
При планировании урока учитывала возрастные особенности учащихся и то, что сердца ребят в этом возрасте открыты, чисты, и что нужно поскорее посе...
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Урок развития речи в 8 классе "Мы делаем газету"
Урок-деловая игра позволяет обобщить знания о стилях речи и жанрах публицистики. Предполагает активные формы работы, распределение ролей, поиск материала в различных источниках....
Спеши делать добро... Урок развития речи
Урок разработан в соответствии с технологией Творческая мастерская письма....
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...