Спеши делать добро... Урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с технологией Творческая мастерская письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_speshi_delat_dobro.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Творческая мастерская

7 класс. Русский язык

 Спеши делать добро

Оборудование: у учащихся  листы бумаги А 4, А3, фломастеры, карандаши.
Тексты: «Сказка о сердце»  Е. Замятин «Трамвай»,  «Старушка и солдат».
Зрительный ряд:  презентация по теме урока

   

Цель: развитие речи и мышления учащихся, коснуться глубинных слоёв духовной жизни личности.

ГЛАВНОЕ СЛОВО НА УРОКЕ

Ход «Мастерской»

I . Индуктор. (Настрой на урок, знакомство с учебно-познавательными задачами, которые должны быть раскрыты на уроке)
           Напишите красиво своё имя на листочке. Прислушайтесь к себе, к своему сердцу.

 Слово Учителя. Сегодня на уроке мы будем думать, рассуждать, чувствовать, высказывать свои мысли.  

У: Послушайте, что мы будем делать сегодня на уроке:

  1. Работа со словами. Обогатим свою речь, чувства,  поступки
  2. Беседа.
  3. Изречения-ступеньки, ведущие к великодушию.
  4. Творческое письмо.
  5. Сюрприз.
  6. Заглянем в свой внутренний мир.

 II. Словарная работа.
Копилка – копить – от копа – «копна сена»

  1. Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.
  2. Собрание чего-нибудь занимательного, ценного.
  3. Синонимы: Копить –   собирать, хранить.
    - Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём «копилки» (листы бумаги), которые должны будем наполнять.
    - Как вы думаете чем? (Словами, мыслями).
    - То есть сегодня мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу», - как сказал поэт Е. Винокур.
    - Такие уроки можно назвать творческими мастерскими.
    астерская – это… свободный путь обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлении и сопереживании его духовную сущность.

III. 1. Обогащение речи, чувств, поступков.

У: Предлагаю вашему вниманию три прекрасных слова. Это: Красота. Радость. Вдохновение. (Слова записываются на доске и на листочках). (Слайд) Если заглянуть в суть каждого слова, то можно сделать удивительные открытия. Поделюсь своими впечатлениями: прошлым летом в деревне я увидела удивительную картину, и мне даже удалось сделать фотографию, правда красиво? (Слайд) Я смотрела на радугу и любовалась её красотой. А потом задумалась над словом «радуга». Откуда оно пришло? Что обозначает? И вдруг пришло открытие: Если Бога Солнца в древнем Египте называли РА, то слово «радуга» можно разделить на  две части: ра + дуга =солнце в дуге = солнце в части круга. Вернёмся к нашим словам: подумайте и скажите, из каких частей состоит слово «красота»? (слайд К РА сота) (= к солнцу сотни раз). В самом деле, когда ощущаешь красоту, как будто к солнцу тянешься сотни раз.

- «Радость» = солнце до ста раз. Когда тебе радостно, душа поёт, солнце лучится из тебя…(радуга, радость – общий корень, лат. radianu – лучистый).

- «Вдохновение» = вдох нового. (Когда человека осеняет мысль, откуда-то извне вспыхивает искра. И приходит вдохновение; это не выдох изнутри, а внешнее, невидимое  воздействие на человека, чтобы он начал творить, создавать то, что будет радовать других. Так возникают произведения искусства, литературы, живописи, музыкальные произведения, которые живут в  веках. Сегодня мы с вами попытаемся стать творцами. Я желаю вам говорить ярко, открыто, красиво, радостно, свободно. Свет Слова – это добро, благодать, истина, которые заложены в Нём, и каждый человек может озвучить их в своей речи, и тогда она станет прекрасной, мелодичной, благородной, чистой.

2. Наша тема и беседа вокруг неё.

Работа через осмысление и толкование слов, мудрых изречений; через раскрытие притч и художественных зарисовок.

У:  Прочитайте тему нашего урока. Дети читают: «Спеши делать добро».

- Изречения-ступеньки, ведущие к великодушию.

У: Я приготовила для вас два изречения, две мудрые мысли. Первая принадлежит величайшему мыслителю древней Греции – Аристотелю, который жил примерно 2300 лет тому назад. Вторая мысль – Льву Николаевичу Толстому – великому русскому писателю.

  Прочитаем первое изречение и попытаемся объяснить, истолковать его. «Чтобы делать добро, надо им обладать». (Аристотель). Дети, прочитав и подумав, объясняют (ты сам должен быть добрым, чтобы делать добрые дела; если человек злой, он не сделает добра; надо иметь добрые чувства, чтобы помогать другим).

У: Прекрасно рассуждаете. А как вы понимаете мысль Л.Н. Толстого: «Когда хорошие люди бездействуют, торжествует зло»?  (Делать добро, помогать надо часто, всё время, тогда зло не победит).

2. Сегодня мы с вами узнаем много мудрых высказываний, но я вам желаю: Учиться  не мыслям, а мыслить…»

 Слова эти принадлежат известному немецкому философу и учёному Иммануилу Канту. Как вы понимаете их? Ответы учеников (главное – не чужие мысли, а то, что мы думаем сами)

 3. Раскрытие темы через тексты.

♣  Выразительное чтение текста «Сказка о сердце».

Сказка о сердце

   Когда-то, в давние времена, жили люди, которые очень увлекались разными соревнованиями. Они состязались в беге, в прыжках, в испытании силы мускулов, даже в испытании мощи черепа…  Всё это каждого радовало или огорчало, вызывало счастливый смех или горькие слёзы.

  Однажды во время очередных соревнований человек, которого никто не видел до этого, обратился к ним со следующими словами: «Вы состязаетесь в проявлении силы разных частей человеческого тела. Но вы забыли о самом главном, о Сердце… Упражняйтесь в проявлении мощи Сердца!»

   Люди не могли понять, как это делать. Тогда неизвестный им человек дал им такой совет: «Упражняйтесь в проявлении великодушия!»

  Но люди продолжали растерянно смотреть друг на друга. Они так и не поняли, о чём говорил незнакомец, что он им предлагал.

  А вы поняли, что предлагали людям?

Ответы детей.  + (=Великая Душа, лик вечного в душе человека)

У: Великодушие – высшее качество человеческой личности, в жизни оно встречается отнюдь не так часто. Но каждый из вас, наверное, будет стремиться к выращиванию в себе этого высочайшего качества личности. Ведь совсем не трудно оказать кому-то внимание, помощь, любезность, выполнить просьбу другого человека.

Работа с пословицами.

  Сейчас мы с вами запишем и запомним несколько высказываний, которые нас приблизят к пониманию того, что же такое великодушие( проявление мощи сердца).

  Учитель записывает первую часть изречений, ученики, следуя логике и смыслу. Досказывают и дописывают его. Всё это записывается на интерактивной доске и в тетрадях.

- Спеши творить добро, не …  ожидая взамен благодарности.

- Делай хорошее не за что-то, а  …    просто так.  

- Чтобы поверить в добро, надо … начать его делать.

-Если хорошие люди бездействуют, … торжествует зло.

- Кто скоро помог, … тот дважды помог.

Оценка работы учащихся.

♣                                        «Старушка и солдат»

                              (Факт из жизни города Таллинна).

  Это случилось после войны. Многие тогда жили на хуторах. Одна старушка шла с бидоном и кошельком за молоком. У опушки леса её догнал солдат:

- Отдай кошелёк!

- На, милый, возьми. И вот молочка попей.

Солдат упал на колени и заплакал:

- Никогда никто со мной так не разговаривал!

  (Прослушав текст, дети определяют, что доброта старушки и понимание очищают душу возвращающегося с фронта молодого человека. Старушка светится чувством сопереживания ему; он падает перед ней на колени, сражённый безграничной лаской и добротой. И постепенно уходит от него ненависть ко всем и ко всему).

♣                                                                                                              Евгений Замятин 

Трамвай

   «Сверкает, гремит трамвай, народу полнёхонек, едут  в театр.

   А у самой двери – сидит мальчишечка, хорошенький такой, голубоглазенький. И у  него – ухо надорвано, кровь из мочки бежит. Нет-нет, да и вытрет грязным платком то ухо, то глаза, то опять ухо.

Смирнёхонько сидит голубоглазый мальчик – так смирно. Что никто его и не видит.

И сверкает трамвай, полон народу: едут в театр».

Обсуждение словесной зарисовки Замятина о людской жестокости и равнодушии, граничащих с бездушием.

♣   Работа  в группах:  «Мальчик и Пассажир трамвая». (Что чувствует мальчик – его внутренний монолог?  Что может сказать хороший человек?)

Оценивание ситуации: Шалва Амонашвили сказал: «Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешение». Посмотрите, как легко, как трудно одновременно. Для этого не надо быть богатым или бедным, высоким или низким, даже не надо быть учёным (или сильно умным). Нужно  только прислушаться  к своему сердцу.

У: Мы с вами накопили достаточное количество понятий, слов, чтобы назвать те человеческие качества, которые следует развивать и беречь в себе или … которые надо изживать из себя. Давайте запишем эти слова.

! Вскоре на доске появляется следующая запись:

Что надо

   развивать                                                                                       изживать

любовь                                                                                               ненависть

доброту                                                                                             злость

щедрость                                                                                         жадность, скупость

труд                                                                                                   праздность

бескорыстие                                                                                    зависть, корысть

У: Можно с вашего согласия, перечеркнуть те качества, от которых нам необходимо отказаться? ( С согласия детей перечёркивается правая сторона написанного).

♣  Сюрприз.

У: Вчера был День рождения у Эвелины, а сегодня у Адели, мы, конечно, очень рады за них и поздравляем их с  праздником. Давайте сделаем добро, все вместе подарим им наши поздравления. Устные поздравления. Предложение иных, не трафаретных, дежурных поздравлений.

Слайд: Я пожелаю тебе уметь помогать другим

Сопереживать всем, кто в этом нуждается,

Совершенствовать свои знания

Любить книги, быть преданными и верными друзьями, не хитрить, не лгать, стать благородным человеком, проявлять великодушие, быть чистосердечными и открытыми.

Дети дарят свои поздравления своим одноклассницам.

У: Спасибо вам за добрые слова.

 ♣ Мы ищем себя. Творческое письмо.

У: Наша тема «Спеши делать добро» может быть раскрыта в ваших сочинениях- миниатюрах о том, какими вы бы хотели быть. Итак, приступим к письму.

Дети погружаются в свои мысли, а затем пишут о человеческих качествах, которые им хотелось бы иметь.

 Чтение сочинений учащихся (по желанию).

Итог урока.  Наш урок подходит к концу. Спасибо вам за вашу работу, за добрые слова, добрые мысли. А теперь запишите, пожалуйста, главное слово. (Дети записывают слово). Это будет тема домашнего сочинения. Оценка работы.

 Рефлексия.

Разрешите вам в благодарность за вашу доброту ещё две мудрых мысли.

? Лучше зажечь одну свечу, чем клясть темноту. (Связан смысл с нашей темой?)

 Минута размышления..

! От одной свечи зажигаем другую свечу – света больше, а пламя первой не гаснет.

 

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....

урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выяснить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что совершать добрые поступки приятнее, чем плохие....

Конспект урока литературы в 7-ом классе по теме: «Спешите делать добрые дела»

Урок литературы в 7-ом классе. Цель: формирование  ключевой проблемной   компетентности...

проект урока по развитию речи на тему "Спешите делать добро"

урок по развитию речи в 7 классеподготовка к написанию сочинения-рассуждения...