Урок развития речи в 6 классе. Тема "Жизнь дана на добрые дела".
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

 

              При планировании урока учитывала возрастные особенности учащихся и то, что сердца ребят в этом возрасте открыты, чисты, и что нужно поскорее посеять зерна доброты на плодотворной почве.

              В соответствии с целью урока была использована работа над текстом стихотворного и прозаического произведения; словарная работа; системная лексическая работа; заочная экскурсия; работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ; эстафета пословиц; физкультминутка; творческое задание.

 

Зерна разума и доброты прорастают не вдруг. Но если после урока учащиеся станут хоть немного добрее душой друг к другу и окружающим людям, то я могу считать свою задачу выполненной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_dana_na_dobrye_dela.doc68.5 КБ
Office presentation icon urok_razvitiya_rechi_v_6_klasse.ppt1012.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел Образования Аксубаевского муниципального района

МОУ «Староибрайкинская средняя школа»

        

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Бикушева Лилия Минвагизовна

Цель:

- развитие образной, выразительной речи учащихся;

- формирование нравственных понятий как благотворительность, доброта, вежливость;

- воспитание нравственных качеств на примере произведений великого татарского просветителя Каюма Насыйри.

   

Словарная работа:

Солнцепек – солнце печет, очень жарко.

Затень (авт.) – тень, затенять.

Чуткий – отзывчивый, внимательный к людям.

Обходительный – вежливый.

Тактичный – обладающий тактом, вежливый, культурный человек.

Пожурите (разг.) – поругайте.

Притча – поучительный рассказ.

Оборудование:

Компьютер, проектор, мультимедийный экран, аудиомагнитофон, раздаточные карточки.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Поздоровайтесь друг с другом.

Что вы почувствовали, когда здоровались?

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы:

- Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

                                       (В.Солоухин)

   Вовремя сказанное слово, доброе пожатие руки, пожелание «доброго утра» - какая малость требуется от каждого из нас, и насколько приятнее и добрее станет наша жизнь.

  1. Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок – урок доброты. Тема нашего урока «Жизнь дана на добрые дела». Что такое добро, что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, папы и мамы, и мы с вами. И хотя мы живем в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

 (Стихотворение на слайде)

        Живи, как знаешь,

        Жизнь во всем любя,

        Благословляй и солнцепек,

        И затень,

        Но отходя ко сну, спроси себя:

        Кого и чем порадовал ты за день?

                                                  Н.Рыленков.

III. Работа с текстом.

1.Как вы понимаете значение слов солнцепек, затень? Чем они необычны?

Запись этих слов в словаре.

2. Какова основная мысль стихотворения?

3. Согласны ли вы с утверждением автора?

4. Как бы вы хотели жить на свете?

2007 год был объявлен годом Благотворительности. А какие добрые дела вы совершили? Как помогли людям?

Добрые дела надо совершать всегда, а не только в определенное время.

IV. Лексическая работа.

Ребята, как вы понимаете слова благотворительность, и благотворный, доброта, вежливость? (На слайде).

Благотворительность – действия, поступки, безвозмездные и направленные на общественную пользу.

Благотворный – это человек, оказывающий хорошее действие, большую пользу.

Доброта – это стремление человека дать счастье другим людям, всему человечеству.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

V. Составьте предложения с этими словами.

Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

- любить людей знакомых и незнакомых;

- призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям;

- делать добро людям.

VI. Слово учителя.

Ребята, доброта и красота всегда идут рядом, как две подруги, которые

неотделимы друг от друга. И. если вы посмотрите вокруг, то увидите, где

есть доброе и полезное, там есть и красота. Красота не внешняя, а внутренняя

Добрые поступки - поистине красивые поступки, потому что они идут из

сердца.   Скольким  людям   они   помогли   выжить,   преодолеть  трудности,

поверить в свои силы. Послушайте историю о бедной, больной художнице,

которую доброта другого человека вернула к жизни.

В одном из беднейших районов Америки умирает от пневмонии молодая художница Джонси. Из окна своей комнаты ей видна только серая кирпичная стена соседнего дома, увитая плющем. Она знает, что тяжело больна и считает оставшиеся листья на плюще. С каждым днем листьев становится все меньше. Ей кажется, что с последним упавшим листом, она умрет. 9,8,7, и вот остался последний лист. Джонси с безразличием отвернулась к стене. На следующее утро она попросила раздвинуть шторы и каков; же было ее удивление, когда она увидела, что последний лист все еще висел на плюще. Осенний ветер безжалостно бил в окна, а лист все висел и

висел. И дело пошло на поправку, девушка начала есть и даже поднялась с кровати...

А в это же время этажом ниже умер от воспаления легких старый, забытый всеми, бедный художник. Его нашли мертвым утром на полу. Одежда и ботинки на нем были все мокрые. «Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который еще горел, лестницу, несколько кистей на полу и палитру с желтой и зеленой красками». Вот почему последний лист совсем не дрожал и не сорвался от ветра: он был нарисован. Старый художник, зная о болезни девушки, несмотря на осенний, проливной дождь, творил чудо. Быть может, это был его единственный шедевр, о котором он мечтал всю жизнь

Доброта и благотворительность сближают людей, как ничто другое, это тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы можем понять друг – друга. Доброта и благотворительность избавляют нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать    про эти поступки. Человек становится человеком только благодаря доброте и благотворительности.  

 

VII. На экране вы видите слова. Выпишите эти слова в два столбика. В 1- й столбик слова, характеризующие доброго человека. Во 2 – й – слова, характеризующие злого.

Чуткий, бесчувственный, безжалостный, отзывчивый, вежливый, бессердечный, обходительный, бездушный, почтительный, бесчеловечный, воспитанный, беспощадный, любезный, жестокий. тактичный.

VIII. Заочная экскурсия.

Очень много известно личностей среди писателей, которые совершили благотворительность для своего народа. Среди них Каюм Насыйри – известный татарский просветитель. На экране вы видите его портрет. 

Крупнейший писатель 19 века всю свою жизнь, мудрость и литературный талант отдал великому делу просвещения родного татарского народа, служению науке, литературе, борьбе против темноты, невежества, отсталости. Он первый смело внедрил в массы татарского народа основы науки и знания, культуры и прогресса. К Насыйри верил в прекрасное будущее России своего народа.

      В течение 24 лет он издавал ежегодные настольные календари. Создал первую татарскую грамматику, а также учебники по математике, геометрии, географии, истории.

    В Казани есть улица, носящая имя Каюма Насыйри. А сейчас я приглашаю вас на экскурсию по этой улице.

IX. Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ.

 Ребята, вам пришло письмо из прошлого. Это письмо наставление К.Насыйри.  Давайте его прочитаем.

    О сын мой, если кто-нибудь оскорбит тебя грубостью, не вздумай ответить тем же, лучше мягко пожури обидчика.
Твои великодушие и человечность лишь тогда проявятся до конца, если ты найдешь в себе силы забыть, чем обязаны тебе люди. Сам, однако, вечно будешь помнить их доброту. Это и есть истинное мужество.
Умение простить даже тогда, когда можешь наказать местью — вот самое прекрасное из человеческих достоинств.

Вопросы:

  1. Какова основная мысль этого текста?

  А) Человек должен забывать обиды.

  Б) Истинное мужество – помнить доброту других.

  В) Самое прекрасное человеческое достоинство – умение простить.

  1. В каком предложении заключена основная мысль?

       А) в первом;

       Б) в последнем;      

       В) во  втором.

  1. Какой тип речи  текста?

     А) повествование;

     Б) описание;

      В) рассуждение.

  1. Какие средства выразительности использованы в тексте?

 А) эпитет;

 Б)  олицетворение;

 В) метафора.

Ответы:

(на слайде)

  1.  В
  2.  Б
  3.  В
  4.  А

Мы должны глубоко уважать и любить К. Насыйри за огромное творческое наследие и за неоценимый вклад в дело сохранения и изучения национальной культуры.

X. Эстафета пословиц.

Какие пословицы о доброте вы знаете? Передавая друг другу волшебную палочку, говорите пословицы о доброте.

  1. Добро творишь – себя возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь.
  2. Делать добро спеши.
  3. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  4. Доброму добрая память.
  5. Добрый человек всегда правдой живет.

6. Свет не без добрых людей.

7. От добра добра не ищут.

8. Красота до вечера, а доброта на век.

9. Добрые умирают, а дела их живут.

10. Добро чтят, а зло жалуют.

XI. Физкультминутка.

Игра «Связующая нить».

Ребята, передайте друг другу клубок ниток так, чтобы каждый взялся за нить. При передаче улыбнитесь им говорите о том, что пожелаете себе и другим. Теперь закройте глаза и представьте, что вы составляете целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом мире.

XII. Изложение – миниатюра. Напишите вкратце содержание текста без диалога.

Притча о доброте и вежливости (на слайде)


Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...
И тогда Учитель взял его в ученики.

Беседа по тексту:

1. Когда человек бывает сильным и непобедимым?

2. Зачем юноша вернулся к учителю через несколько лет спустя?

3. Почему старый мастер не сразу взял его в ученики?

XIII. Творческое задание. Сочинить стихотворение.(на слайде)

Я………………. не коплю.

Я………………. каждому дарю.

Я ……………….не дружу.

Я………………. дорожу.

XIV. Выставление оценок.

XV. Итог.

Понравился ли вам урок?

Что вы узнали нового на этом уроке?

Чему вас научил урок?

Ребята, я вам хочу подарить красивые и очень содержательные стихи. Пусть эти строки сопутствуют вам всю жизнь и станут эпиграфом вашей жизни.

“ Доброта”

Добрым быть совсем – совсем непросто.
И не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем – совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям счастье,
И в замен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

З.Александрова

Наш урок подходит к концу. У вас все  еще впереди. В жизни вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! Ведь жизнь дана на добрые дела.

А теперь давайте споем песенку Леопольда о доброте.

XVI. Домашнее задание.

  1. Написать письмо К.Насыйри.
  2. Сочинение «Мой добрый поступок».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок русского языка в 9 классе "Жизнь дана на добрые дела"

Конспект урока по русскому языку в 9классе. Материал урока поможет подготовиться к написанию сочинения при сдыче ГИА в 9 классе.Содержит мультимедийную презентацию....

Мастер -класс «Жизнь дана на добрые дела»

Самым ярким примером в привитии добрых качеств в воспитании человека является художественная литература. Конечно- это сказки, мифы, сказания, где главными героями являются богатыри, нарты, где они сов...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...