Урок развития речи в 8 классе "Мы делаем газету"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Форманенко  Тамара Ивановна

Урок-деловая игра позволяет обобщить знания о с​тилях речи и жанрах публицистики. Предполагает активные формы работы, распределение ролей, поиск материала в различных источниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Форманенко Тамара Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ г.Пионерский

Урок русского языка в 8 классе (развитие речи)

Тема урока:  "Мы делаем газету"

Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать теоретические знания о жанрах публицистического стиля: репортаже, статье, портретном очерке.

2. Развивать  у учащихся умение систематизировать полученные знания, применять их на практике.

3. Развивать и совершенствовать навык работы на компьютере.

4. Продолжить работу по формированию умения работать с разными источниками информации.

5. Используя активные формы работы на уроке, создать практически для каждого ученика ситуацию успеха;

6. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, к родному краю  с помощью деловой игры.

7. Воспитывать  чувство  товарищества, формировать навыки культуры межличностных взаимоотношений.

Оборудование:

1. Презентация Power Point (сопровождение урока)

2. Плакат с надписью «Газета – органическая часть нашей жизни, она воспитывает личность, содержит ценнейший материал для познания»

3. Выставка книг «Калининградской области – 65»

4. Материалы для создания номера классной газеты (вырезки из газет, цитаты клей, ножницы, линейки, ластики, цветные карандаши или фломастеры)

5. Различные  словари  

Ход урока

1. Слово учителя (главного редактора газеты). СЛАЙДЫ 1-2

        В современном мире все больше и больше начинают цениться деловые качества человека. Вам предстоит после школы выбрать профессию, найти свое дело. Интересно попробовать себя и в роли работника газеты. (Учитель обращает внимание на слова, записанные на доске: «Газета - органическая часть нашей жизни, она воспитывает личность, содержит ценнейший материал для познания».

         Все вы держали в руках какую-нибудь газету, читали в ней отдельные материалы, обращали внимание на газетные заголовки и рубрики. Как и когда появилась газета? Кто же делает газету? Какие слова связаны с газетой?

        Вопросом информирования общества озаботились еще древние римляне, придумавшие деревянные таблички на которых записывались ежедневные события из жизни древнего Рима. Роль распространителей была возложена на специальных разносчиков, которые на улицах города предлагали ознакомиться с самой свежей информацией. На первых порах такое информирование носило неофициальный характер, но затем Юлий Цезарь дал указание об обязательном информировании жителей города о донесениях полководцев, отчетах заседаний сената и посланиях из соседних государств.

        В бумажном варианте газеты начали появляться более четырехсот лет назад в Венеции и представляли из себя записанные вручную на бумаге последние новости республики. Поскольку стоила такая газета недорого, одну мелкую итальянскую монету «gazzetta», то и название за ними закрепилось созвучное – газета. Тогда же в Венеции были организованы специальные места по сбору новостей, которые явились предтечей современных информационных агентств. Но настоящее развитие газетное дело получило только с появлением печати.

        Сегодняшний урок пройдет в форме деловой игры и завершится конкретным делом - созданием собственной газеты, газеты с рабочим пока названием «Янтарная волна». Этот номер мы посвятим значимому событию в истории нашего родного края, нашей малой родины – 65-летию со дня образования Калининградской области.

2. Беседа с учащимися. Актуализация  теоретических  знаний

СЛАЙДЫ 3-4 

        - Вам, конечно, знакомы многие слова, связанные с газетой: газетчик (разгов.), редактор, журналист, корреспондент, интервью, рассказ, репортаж, статья, очерк, информационная заметка, художник-оформитель, типография, корректор, рубрика, собкор.

        Публицистический стиль называют «летописью сегодняшнего дня».

- Каковы основные функции текстов публицистического стиля? (ответы учащихся)

Функции стиля:

  • Информирование читателя или слушателя
  • Воздействие на массовое сознание

Характерные черты  стиля:

  •  логичность
  •  образность
  •  эмоциональность
  •  оценочность
  •  призывность

- Назовите основные жанры публицистики.  

3. Распределение ролей. Получение заданий.

        Сегодня класс представляет собой редакцию будущей газеты. Мы с вами уже оговорили некоторые условия  игры,  заранее определились с составом творческих групп.          Выпускающему редактору  будет  вручены конверты с заданиями для творческих групп, а точнее отделов редакции. Листы формата А3 -  будущие полосы газеты.

        Участники игры - сотрудники редакции: СЛАЙДЫ 5-6

1. Редакторы

2. Журналисты

- репортаж  (рубрика «Это актуально»)

- статья (рубрика «Это важно»)

- информационная заметка (рубрика «Коротко»)

- портретный очерк  (рубрика «Интересный человек»)

- компьютерная презентация  (рубрика  «Школа начинающего журналиста»)

3. Корректоры

4. Художники - оформители

Задания для редакторов

1. Написать вступительную (передовую) статью «Янтарному краю – 65!»

Материалы

-   у. 351 (тексты 1-3)

-   книги о Калининградской области

-   сборник стихов «На самом краешке России»

2. Создать «пёструю» информационную ленту «Интересно о Калининградской области»

Материалы

- Г.М.Фёдоров «Знаете ли вы Калининградскую область?» и другие сборники

Задания для художников:

1. Оформить заголовок газеты, рамку, эмблему

2. Подобрать или нарисовать иллюстрации

3. Эстетически грамотно разместить материалы  в газете

Задание для журналистов:

Репортаж  (п.41 в учебнике М.М.Разумовской)

1. Написать короткий, но ЯРКИЙ!  репортаж на одну из тем: «Поездка в бассейн», «Все на субботник!», «Пожарная тревога в школе», «Мы едем в театр»,  «Пишем мониторинг».

Статья (п.42 в учебнике М.М.Разумовской, у.380-382)

1. Написать небольшую проблемную статью на одну из предложенных тем:

  • Что значит быть человеком, полезным родному краю?
  •  Нужно ли содержать свой город в чистоте?
  • Надо ли сегодня иметь высшее образование?

Портретный очерк (п.43 в учебнике М.М. Разумовской, у.391, 392)

1. Написать портретный очерк на тему:

«Мой одноклассник»

Информационные заметки «Коротко»

1.Из заголовков предложенных газетных вырезок составить «пёструю»!  ленту новостей янтарного края в рубрике  «Коротко». Новости должны быть разнообразными и интересными!

2. Заголовки наклеить на цветную бумагу.

4. Краткое  сообщение об истории образования Калининградской области СЛАЙДЫ 7-9

5. Выполнение заданий учащимися.

6. Оформление газеты созданными творческими группами .

7. Презентация занятия  «Школы начинающего журналиста».

8. Демонстрация газеты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Урок развития речи "Страница школьной газеты "Решаем проблему прозвищ"

Форма урока- деловая игра.Основная технология- проектная..Цель урока : создание тематической газеты.Задачи:Образовательная- повторить особенности и жанры публицистического стиля, научить создавать тек...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...