Опрос д/з | Итак, начнём урок с опроса домашнего задания. Вам предлагалось разноуровневое задание по материалам упражнения 324. - Кто работал только с толковым словарём при выполнении домашнего задания?
- А кто провёл дополнительный орфоэпический и этимологический анализ слов?
- Ребята, подготовившие компьютерную презентацию по этимологическому анализу слов, приготовьтесь к её защите.
Давайте посмотрим, что у вас получилось (опрос д/з). Защита компьютерных презентаций по этимологии слов. Слова, которые должны быть написаны у ребят: декан, кашне, айсберг, контейнер. Вопросы после проверки д/з : Какова синтаксическая особенность всех предложений, которые вы записали? (Они пишутся через тире, так как подлежащее и сказуемое выражены существительными). Какую орфоэпическую особенность вы заметили в этих словах? | 5 минуты |
Орфоэпическая минутка.
| Ну, а теперь давайте вспомним ещё слова, при произношении которых могут возникнуть подобные трудности: На интерактивной доске в режиме презентации по одному появляются слова: 1 слайд: тостер, дельфин, депо, миксер, сканер, принтер, пантера, прачечная, яичница, горчичник, прочность; 2 слайд – материалы упражнения 318 (Все слова, предложенные детям в этом задании, рассматривались на предыдущем уроке. В материал этого урока включены как вторичное закрепление). Им.п.ед.ч. | Род.п.ед.ч. | Вин.п.ед.ч. | Вода | Воды | Воду | Голова | Головы | Голову | Гора | Горы | Гору | Душа | Души | Душу | Земля | земли | Землю | зима | зимы | зиму | Нога | Ноги | Ногу | пора | Поры | Пору | Река | Реки | Реку | Рука | Руки | Руку | стена | Стены | Стену |
Что получится, если изменить место ударения в словах второго столбика? Как называются такие слова? (Омографы). | 4минуты |
Знакомство с новой темой. | Тема нашего сегодняшнего урока - Грамматические нормы имени существительного. Давайте уточним, что означает в лингвистическом плане слово «нормы». Если кто-то из вас забыл, вы можете подсмотреть это в толковом словарике. Как вы понимаете словосочетание грамматические нормы? (Образец словоизменения существительных, общие правила для изменеия сущ. по падежам и числам).
Да, однако есть существительные, которые не изменяются. У них даже окончания нет. Прослушайте стихотворение-шутку и определите, какие это слова:
Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали метре Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит – бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню.
Интересное кино. Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать - Будут польта выдавать.
Какие это слова? (дети отвечают). Как называются такие слова? (Несклоняемые имена существительные). Как с помощью текста мы с можем определить их род? Давайте попросим подсказки у нашего учебника. Посмотрим, какое задание нам предлагает упражнение 325. Не забудьте при выполнении упражнения обратиться к материалам третьей части учебника. После выполнения письменной части упражнения – орфоэпическая работа. Слова бюро, депо, жюри, такси, интервью, кафе, метро, пальто, пианино, радио, такси, кофе, тире, шоссе проецируются на интерактивную доску и проговариваются сначала учителем, затем – всем классом, затем отдельными учениками. Перейдём к выполнению третьего пункта упражнения. Какое из слов является лингвистическим термином? (тире). Расскажите об употреблении тире - Между подлежащим и сказуемым
- В предложениях с обобщающими словами при однородных членах
- В предложениях с прямой речью.
А теперь проверьте правильность своих ответов(Правило показывается на экране интерактивной доски.) Мы познакомились с правилом согласования неизменяемых существительных с прилагательными, вспомнили пунктуационное правило. | 10 минут |
Синтаксическая минутка | А теперь упражнение 326 поможет нам закрепить это пунктуационное правило. Давайте прочтём задание, предложенное в упражнении. 1тряд выполняет 1,2 предложения, второй ряд – 3,4, третий ряд - 5, 6 предложения. Зачитываем получившееся. | 5минут |
Словарная работа | Ну, а теперь обратимся к словам, употребление которых сегодня будет нами рассмотрено на уроках. Это слова апельсин и помидор. Как вы думаете, что общего в этимологии этих слов? Давайте послушаем ребят, которые сегодня подготовили для нас специальную информацию. (Рассказывают дети, которые предварительно заготовили компьютерную презентацию по этимологии, толкованию слов ) - Апельсин – заимствовано из голландского, где appelsien буквально означает «китайское яблоко» и представляет собой заимствование из французского языка, где этот плод называется pomme de Chine ( pomme – «яблоко», Chine – «Китай»). Однокореннее слово: апельсиновый. Я очень люблю апельсиновый сок.
- Помидор - восходит через французский к итальянскому словосочетанию pomo d/oro - буквально означает «золотое яблоко». Первая часть названия этого слова родственна слову «помада».
Однокоренное слово: томатный. Томатный сок полезен для здоровья. Назовите синоним слова томат (помидор). Все эти слова и некоторые другие объединены ещё одним общим свойством. Оказывается, форма их родительного падежа множественного числа частенько вызывает затруднение. Для того, чтобы быть уверенными в их употреблении, обратимся к материалам упражнения 328.
| 4 минуты |
Работа с учебником по актуализации знаний. | Читаем задание. Записываем слова в две колонки, как предложено в упражнении. Проверяем себя по словарю «Говорите правильно». После самостоятельной работы детей – самопроверка учащихся. На экране интерактивной доски демонстрируются слова, распределённые в две колонки: Апельсинов | Сапог | Мандаринов | Макарон | Помидоров | Яблок | Очков | Плеч | Граммов | Килограмм | Килограммов | Партизан | Гектаров | Чулок | Облаков | Татар | Носков | Солдат | Бананов | Вафель | Бананов | Блюдец | Рельсов | Полотенец |
| Туфель |
| Тапок |
| Сапог |
| Басен |
Давайте прочитаем эти слова с числительными, выполнив второй пункт упражнения 328. | 10мин. |