Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Повторение и обобщение по теме Имя числительное
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка с использованием краеведческого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_po_teme_imya_chislitelnoe.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Тип урока: виртуальная экскурсия (отработки умений и рефлексии)
ОУ: МБОУ «Больше-Череватовская ООШ»
Учитель: Сустаева И.Б.
Тема. Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное»
Цель. Повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.
Задачи. 1.Углубить навыки, связанные с употреблением числительных в устной речи ( в нужной форме, соблюдать нормы употребления при согласовании с существительным),навыки правописания числительных. 2.Научиться различать числительные от других частей речи с числовым значением.3.Способствовать воспитанию любви к родному краю через использование краеведческого материала.
Предметные результаты.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка
Метапредметные: анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию.
Предметные: анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи со значением количества.
УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017.
Опорные понятия, термины: Имя числительное; порядковые и количественные числительные; простые и составные числительные; дробные, целые, собирательные числительные; правописание мягкого знака в числительных; склонение имён числительных.
Формы контроля: фронтальный опрос, самопроверка по эталону, заполнение маршрутных листов.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, маршрутные листы.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, технология сотрудничества.
Ход урока.
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим виртуальную экскурсию.(Слайд 1)
В течение всего нашего урока нам будут помогать небольшие маршрутные листы, которые каждый из вас сдаст мне в конце урока. По итогам урока каждый из вас получит оценку. Возьмите листы в руки, рассмотрите, заполните графу имя и фамилия. Отложите свои листы на край стола.
(Учащиеся настраиваются на коллективную работу. Оформляют маршрутные листы)
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие
А чтобы понять куда мы отправимся, прочитайте выразительно стихотворение.(слайд 2)
Есть место такое в России,
Где Пасху средь лета поют.
И мир, о котором просили,
Росою туманы прольют.
Где небо так кажется близко,
И нет невозможного там,
А солнце спускается низко
И песню играет цветам.
Где ширью красивы просторы,
И чистые бьют родники.
Замолкнут ненужные споры,
И станут дороги легки.
Удел Богородицы дивный –
Село это с тайной простой.
Свет тихий, святой, неотмирный...
И луч на росе золотой...
(Читают и прослушивают стихотворение и осмысливают прочитанное)
III. Постановка цели и задач
-О каком селе идет речь в стихотворении? (о Дивееве).
Я приглашаю вас пройтись по святым местам, посетить монастырь с соборами, купола которых отражаются в синей глади реки Вичкинзы. полюбоваться современными сооружениями небольшого села. Но наряду с этим повторим всё, что мы знаем об этой части речи.
Какие задачи мы перед собой поставим?
Сформулируйте тему рока.
Совершенно верно сегодня мы завершаем наш разговор об имени числительном. Запишите в маршрутных листах тему урока «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное»»
(Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель и задачи урока, формулируют тему. Оформляют запись в листах)
IV. Актуализация знаний. Обобщение изученного
А что такое экскурсия?(работа с толковым словарём) (Слайд 3)
Экскурсия
- Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления.
- Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. (записать 1 определение)
- Чтобы отправиться на экскурсию, нужны билеты. Ответьте правильно на вопросы, и билеты будут получены. (слайд 4)
1. Что такое имя числительное?
2. Какие бывают числительные по значению?
3. Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
4. На какие разряды делятся количественные числительные?
5. Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных (ученики получают «билеты»)
V.Применение полученных знаний
Итак, билеты есть, можно отправляться в путь. А чтобы нам не было скучно в пути и пока наш школьный автобус едет до Дивеева, давайте вспомним, когда и кем был основано село Дивеево. (В роли экскурсовода выступают разные ученики)(Слайд 5)
« Дивеево — село, райцентр в Нижегородской области. Сердце Дивеева – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, у которого насыщенная событиями история. Эта история неразрывно связана с именем преподобного Серафима Саровского – одного из наиболее почитаемых на Руси святых. Дивеево расположено в 180 км от Нижнего Новгорода, в 65 км от Арзамаса и в 12 км от Сарова. Село возникло в 1559 году. Своё название оно получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея».
- Конечно, вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.
- А сейчас давайте сделаем первую запись в нашем маршрутном листе: выпишем из текста числительные, распределив их в нужные графы таблицы. Все числительные нужно записать прописью.
Пункты назначения | Количественные числительные | Порядковые числительные | ||
| целые | дробные | собирательные | |
1.с.Дивеево | В ста восьмидесяти, в шестидесяти пяти, в двенадцати |
|
| В тысяча пятьсот пятьдесят девятом году |
Объясните правописание записанных вами числительных.
Вот незаметно мы и подъехали к Дивееву. А сейчас мы движемся по улице Октябрьской и видим главы Серафимо-Дивеевского монастыря.( Слайд 6)
Свято-Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь возник во второй половине 17 века.
- Давайте обратимся к нашему маршрутному листу и впишем в него новые числительные.
- В какую графу вы записали их? Как склоняются порядковые числительные?
2. Серафимо-Дивеевский монастырь |
|
| Во второй половине, семнадцатого века |
- Просклоняйте устно числительное семнадцатого века(с последующей самопроверкой)
-Наша экскурсия продолжается.
Вот мы въезжаем на территорию монастыря
Нас встречает Троицкий собор (слайд 7)
Сообщение ученика: Закладка собора состоялась в 1848 году. Его освящение – в 1875 году в день празднования иконы «Умиление». В честь этой иконы в 1880 году освящён нижний южный придел. Нижний северный придел игумения Мария (Ушакова) оставляла неосвящённым, ожидая прославления батюшки Серафима. В 1903 году, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён. 30 июля 1991 года в нем была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима.
- Внесите в наш маршрутный лист встретившиеся здесь числительные.
3.Троицкий собор |
|
| В тысяча восемьсот сорок восьмом году, в 1875 году, в тысяча восемьсот восьмидесятом году, в тысяча девятьсот третьем году, тридцатого июля, тысяча девятьсот девяноста первого года |
- Просклоняйте числительное 30 (устно)
- В чём особенность склонения количественных числительных, обозначающих круглые сотни и десятки?
- Продолжается наша экскурсия по территории монастыря. Мы подходим к– Спасо-Преображенскому собору.(Слайд 8)
Спасо-Преображенский собор был заложен в 1907 году. В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь.
4.Спасо-Преображенский собор |
|
| ||
-А рядом со Спасо-Преображенским собором колокольня (слайд 9)
Колокольню начали строить в 1893 году при игумении Марии (Ушаковой). Первые колокола подняли на нее в 1901 году. Когда колокольня была почти отстроена, новый архитектор нашел, что она имеет опасный наклон (он хорошо заметен и ныне), и строительство остановили. При внимательном рассмотрении наклон сочли даже полезным, поскольку колокольня поставлена на горке. Строительство колокольни было завершено в 1901 году, незадолго до прославления преподобного Серафима. Колокольня пятиярусная, ее высота от земли до верхнего карниза — 55,4 м, а высота с кровлей и крестом — 70,3 м. Самый большой колокол на ней весит 5 тонн. В 2003 году на Перловском электромеханическом заводе были изготовлены часы, которые установили на колокольне к празднику 100-летия прославления преподобного Серафима.
-Из данного текста выписать в маршрутный лист дробные числительные.
5.Колокольня | Пятьдесят пять целых четыре десятых метра, семьдесят целых три десятых метра |
VI.Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем отдыхать.
Раз и два –
Покачалась голова!
Раз, два, три –
На соседей посмотри!
А на счёт четыре-пять –
Будем прыгать и скакать.
А дойдём до цифры восемь –
Снова сесть за парту просим.
VII.Применение полученных знаний
-А мы оставляем территорию монастыря, и я приглашаю вас посетить Святые источники села Дивеева. На территории Дивеева находятся 5 святых источников: в честь иконы Казанской Божией Матери, в честь великомученика и святителя Пантелеймона, в честь иконы Божией матери,в честь преподобной Александры, в честь Иверской иконы Божией матери.(Слайд 10)
5.Святые источники | Пять источников |
|
|
-Впишите в маршрутный лист новое числительное. Самостоятельно произведите его морфологический разбор
А наша экскурсия по Дивееву подходит к концу. Мы вспомнили не только историю села, но и обобщили свои знания о сложной части речи – имени числительном.
-Какую роль играет в речи имя числительное?
-Зачем нужно изучать имя числительное?
-Помогли ли вам имена числительные лучше узнать историю нашего районного центра?
-Какой столбик таблицы в вашем маршрутном листе остался незаполненным? (собирательные числительные).Составьте и запишите словосочетания с собирательными числительными и запишите их в таблицу.
Ваши маршрутные листы сдайте на проверку.
VIII. Рефлексия
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
-Давайте выразим свое отношение к любому объекту нашего разговора уже известным нам жанром – синквейн (учащиеся могут написать синквейн о Дивееве, о малой родине, о достопримечательностях, об имени числительном и т.д.)
-Ребята, давайте вспомним ,как пишется синквейн.(Слайд 11)
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Пример синквейна:
Дивеево.
Святое, красивое.
Восхищаюсь, люблю, горжусь.
Дивеево –это культурный центр.
Родина.
Или на тему «Имя числительное»
Например,
Имя числительное
Простое, составное
Считает, складывает, называет
Самостоятельная часть речи, обозначающее число
Число
IX. Домашнее задание.
Подготовить рассказ о каком-либо архитектурном памятнике села Дивеево, используя в нём числительные.(Слайд 11)
Приложение 1.
Маршрутный лист ученика(цы) 6 класса ________________________________
Пункт назначения | Количественные числительные | Порядковые числительные | ||
Целые | Дробные | собирательные | ||
1. с.Дивеево (на автобусе) | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. |
Пять источников-
Синквейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка в коррекционной школе VIII вида на тему: Частица не с глаголами
Цель: формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами. Задачи:1. Коррекционно –образовательные:- формировать представление о частице НЕ и ее употребл...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...