урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Тема: Имя прилагательное. Общее значение.
Цель урока:
познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;
Задачи:
Обучающие:
- углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.
Коррекционно- развивающие:
- коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость, память, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать положительную мотивацию к учению;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, рассказ. объяснение), наглядные методы, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методическое оснащение и оборудование урока:
- использование ИКТ: мультимедийная презентация к уроку русского языка;
- набор карточек с индивидуальными заданиями по теме «Имя прилагательное»;
- ТСО (диск с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер);
- рабочие тетради по русскому языку.
Технологии:
- - Технология уровневой дифференциации. (Н.П.Гузик, В.В.Воронкова).
- - Коррекционные технологии. (Л.С.Выготский, Е.Д. Худенко)
- - Компьютерные технологии (В.П. Беспалько).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока (на протяжении всего урока показ презентации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilag.8kl.docx | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Класс: 8 Б класс
Количество учащихся:10 человек
Диагноз детей: лёгкая умственная отсталость
Тема: Имя прилагательное. Общее значение.
Цель урока:
познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;
Задачи:
Обучающие:
- углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.
Коррекционно- развивающие:
- коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость, память, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать положительную мотивацию к учению;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, рассказ. объяснение), наглядные методы, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методическое оснащение и оборудование урока:
- использование ИКТ: мультимедийная презентация к уроку русского языка;
- набор карточек с индивидуальными заданиями по теме «Имя прилагательное»;
- ТСО (диск с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер);
- рабочие тетради по русскому языку.
Технологии:
- - Технология уровневой дифференциации. (Н.П.Гузик, В.В.Воронкова).
- - Коррекционные технологии. (Л.С.Выготский, Е.Д. Худенко)
- - Компьютерные технологии (В.П. Беспалько).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока (на протяжении всего урока показ презентации)
Слайд 2
- Организационный момент урока (настрой на работу, подготовка класса к уроку, внешний вид в соответствии со школьными требованиями).
Слайд 3
- Актуализация знаний. ( Задание по карточке: прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Раскройте мысль последнего предложения).
Л_са уходят. Жалко мне л_са!
Уходят ели, сосны и берёзы.
Рябины гасят пламенные гроздья,
Осинников смолкают г_лоса.
Когда – то ж_ли в тех лесах дубы
И ясени, и золотые клёны.
Куда им дет(?)ся от такой судьбы?
Спасайте люди, океан з_лёный!
Слайд 4
III. Основная часть
1. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране и красоте, познакомимся со словами, которые помогают передавать красоту окружающего мира.
(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения).
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни,
Мы для сердца - живая отрада,
Украшенье родимой земли.
2. Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, и пение птиц. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы не описывалась природа. Лес - это наряд нашей Земли. Лес - это грибы и вкусная земляника. Лес - это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнём в лес, и встретимся с некоторыми животными, обитающими там. (рассказ учителя)
Слайд 5,6,7,8
3. Объяснение нового материала. - Отгадайте загадку?
И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и ……………….(Совы
Сова.
Сова - это крупная птица. Лапы у неё короткие, с кривыми острыми когтями. Клюв загнутый крючком. Оперение у совы коричневое, мягкое. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. За одну ночь сова уничтожает 8 мышей. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Сова находится под охраной государства и занесены в Красную книгу.(рассказ учителя)
4.Рассмотрите сову. (картина)Найдите ответы на вопросы
- Сова какая птица? (крупная)
- Какие лапы? (короткие, с кривыми острыми когтями)
- Какой клюв? (загнутый)
- Какие у неё глаза? (большие)
- Какое оперение? (коричневое, мягкое)
- Организм сов приспособлен к какой охоте? (ночной)
- Что обозначают подобранные слова? (признаки совы)
Слайд 9
5. Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Называются именами прилагательными. Имя прилагательное – часть речи.
- А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают текст полным и выразительным).
Учитель об имени прилагательном:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Слайд 10
6. Пальчиковая гимнастика.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).
А потом они в тетради
Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Слайд 11
- Откройте тетради, запишите число 24.11.2020г., тему урока: «Имя прилагательное».
7. Закрепление темы урока.
- Давайте откроем карточки – памятки, прочитаем правило.
Карточка – памятка.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Имена прилагательные - изменяется по родам, числам и падежам, согласуется с существительным.
Слайд 12
8.Спишите текст, найдите имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.
Сова.
Сова - это крупная птица. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Лапы у неё короткие, с кривыми острыми когтями. Клюв загнутый крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. Добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства и занесена в Красную книгу.
Слова - вопросы подсказки:
- Сова птица какая? (крупная)
- Лапы какие? (короткие)
- Клюв какой? (загнутый)
- Глаза какие? (большие)
- Оперение какое? (коричневое)
- Организм сов приспособлен к какой охоте? (ночной)
9. Физкультминутка.
Засиделись мы немножко,
Встанем, поглядим в окошко.
К солнцу руки все поднимем, Дети повторяют движения за учителем.
Груз усталости мы скинем,
Скажем добрые слова:
«Здравствуй, солнце и весна!»
Слайд 13
10. Словарно - орфографическая работа.
- Запишите словарные слова, правописание которых надо запомнить
- Беречь – не тратить понапрасну; не давать потеряться.
(Беречь здоровье, беречь своё время, беречь природу).
- Стеречь - следить за сохранностью, безопасностью; охранять, сторожить.
(Стеречь стадо, стеречь вещи, стеречь волка).
- Это словарные слова и их надо запомнить и записать в тетрадь.
11.Закрепление темы урока (продолжение).
– Дети! В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес - это дом. Из - за этого животные исчезают совсем и становятся редкими.
В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Наиболее редкие виды животных и растений внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц.
Красный цвет - это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде! Помогите им!»
Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Всё в природе взаимосвязано. (рассказ учителя)
Слайд 14
- Животное, о котором я вам сейчас загадаю загадку, тоже из Красной книги.
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок –
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Ёжик.
Ёжики - одни из древних животных. Они появились много лет тому назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры. Ёжик несёт очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов.
- Ёжик приглашает вас в лес и предлагает поиграть.
Слайд 15,16,17
12. Физминутка для глаз.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
- Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (Лиса)
2. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком. (Заяц)
3. Царь – зверей (Лев)
Тренировочные задания на закрепление темы.
13.Игра «Запомни словечко» (зрительный диктант).
Медведь (какой?) косолапый, белый.
Лиса (какая?) хитрая, рыжая.
Заяц (какой?) белый, ловкий
Волк (какой?) серый, злой.
Лев (какой? ) африканский, добрый.
Ёжик (какой?) колючий, маленький.
(Через несколько минут слова стираются).
Учитель:
- Ориентируясь на первое слово и вопрос, запишите сочетания полностью.
- Устно задайте вопросы к прилагательным.
- Как мы называем слова, которые вы дописывали сами? (имена прилагательные).
- Что они обозначают? (признак предмета).
- А сейчас я проверю, умеете ли вы правильно применять прилагательные в речи.
Слайд 18
14. Использование технологии уровневой дифференциации
I уровень.
Вставить подходящее по смыслу прилагательное.
Сова охотится на (каких?)…мышей (полевых, серых, больших).
По лесу бродит (какой?)…волк (серый, голодный, добрый).
У лося (какие?)…рога (ветвистые, круглые, большие).
Ёж (какой?) … зверёк (шаровидный, колючий, маленький).
Прыгает с ветки на ветку (какая?) … белочка (маленькая, рыженькая, пушистая).
II уровень.
Подобрать подходящие по смыслу прилагательные.
Лиса (какая?) …..(хитрая, умная).
Сова - (какая?)…(большая, мощная).
Мышка – (какая?)… (маленькая, серенькая).
Животные – (какие?)…(дикие, домашние).
Лапки у совы (какие?)…(маленькие, большие, короткие).
III уровень.
Спишите предложения.
Сова охотится на (каких?) полевых мышей.
По лесу бродит (какой?) серый волк.
У лося (какие?) ветвистые рога.
Мышка – (какая?) маленькая, серенькая.
Сова (какая?) крупная птица с мощными лапами.
Слайд 19
IV. Итог урока, рефлексия.
15.Учитель:
- Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи сегодня познакомились на уроке?
- Что вы знаете о прилагательном?
- Сделаем вывод.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает….. предмета
(признак предмета) и отвечает на вопросы:…. (какой? какая? какое? какие? ).
Выставление оценок.
Учитель:
- Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали следующие учащиеся …..(учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся).
- Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?
- Какое задание вызвало затруднение? Почему?
- Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.
Слайд 20
16. Напомните мне правила друзей природы. «Запомни!»
«Этого делать нельзя!»
- Не срывать цветы.
- Не ломать деревья.
- Не ловить бабочек.
- Не убивать животных.
17. И наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова Слайд 21
Я сорвал цветок - он завял,
Я поймал жука - и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....