Технологическая карта урока русского языка в 5 классе для учащихся с ТНР. Варианты морфем.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Плетнева Ирина Валерьевна

Данный материал может быть использован педагогами, работающими с учащимися с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5А классе для учащихся с ТНР

Тема урока: Варианты морфем

Автор урока: учитель русского языка ГБОУ СОШ № 215 Плетнева Ирина Валерьевна

Предмет: Русский язык  Класс 5  

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: Презентация «Варианты морфем», карточки «да-нет»

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых предлагается урок: учащиеся владеют  

регулятивными УУД: 1) определяют тему и цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; 2) сопоставляют свои действия с образцом.

познавательными  УУД: 1) дифференцируют варианты морфем; 2) умеют самостоятельно использовать различные варианты морфем; 3) понимают роль вариантов морфем в различных речевых ситуациях.

коммуникативными УУД:  1) высказывают своё мнение; 2) отстаивают свою точку зрения;  3) слушают ответы других учащихся.

личностными УУД: умеют работать в коллективе; 2) уважительно относятся к одноклассникам и учителю

Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД

Сформировать знания о вариантах морфем и их роли.  

Учить применять полученные знания в  практической деятельности.

Изучить условия употребления вариантов морфем в текстах.

Базовый

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

Уметь выделять существенную информацию из текстов.

Базовый

Регулятивные УУД

Определять тему и цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Планировать свои действия с опорой на схему.

Базовый

Коммуникативные УУД

Уметь высказывать своё мнение, аргументируя ответ.

Осуществлять коллективную деятельность.

Выше базового

Личностные УУД

Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.

Базовый

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы обучения

Формы учебного взаимодейст-вия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный момент 2 мин

Включение в деловой ритм.

фронтальная

Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные:

Познавательные: 

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений 5 мин

Повторение изученного

Тематический контроль

фронтальная

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний. Предлагает ответить на вопросы таблицы «да-нет» (приложение 1).

Выполняют задание, заполняют таблицу

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: общеучебные;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Мотивационно-целевой этап 5 мин.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Обеспечение актуализации имеющихся знаний.

Организация самостоятельной формулировки целей.

Исследовательский

Подгрупповая

1. Вспоминает , что сегодня праздник (14 февраля), многие дарят подарки любимым, какой выбор необходимо сделать людям, каким словом можно назвать данные картинки.

2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

Разбившись на пары, отвечают на вопросы.

Предполагают, что перед ними варианты предметов, работ.

Определяют направление занятия

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Умение определять направление занятия

Коммуникативные:

Высказывать свои мнения

Регулятивные:

Ставить  цели учебной деятельности.

Ориентировочный этап

5 мин.

Организация самостоятельного высказывания по алгоритму?

Исследовательский

Индивидуальная у доски и фронтальная

Учитель предлагает выписать слова, выделить корни, рассмотреть особенности морфем

Знакомит с историей возникновения вариантов морфем.

Уточняет такие понятия, как беглые гласные и чередование букв в морфемах.

Выделяют корни слов,

Определяют тему и цель занятия

Вспоминают и уточняют понятия о беглых гласных и чередовании букв в морфемах

Познавательные:

Умение находить общее в разных морфемах

Коммуникативные:

Уметь доказывать своё мнение.

Поисково-исследовательский этап

5 мин

Организация поиска решения проблемы.

Исследовательский

Подгрупповая.

Просит выписать

1 подгруппу слова, которые являются примерами верных вариантов морфем.

2 подгруппу просит найти пары с ошибкой в употреблении морфем и выписать их правильно.

Лоб - лба, день – деня,

свет - осветение,ухо – уши,

лев – львы, нога – ногной,

руки – ручной, сон-сона  

Выполняют задания в парах.

Познавательные:

Умение правильно употреблять варианты морфем

Коммуникативные:

Формулирование предположений.

Физминутка 2 мин

Снятие мышечного напряжения

Фронтальная

Просит чередовать движения в течение 1 минуты (движения из гимнастики по Стрельниковой)

Повторяют движения

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты  деятельности.

Практический этап

11 мин.

Обеспечение применения знаний на практике.

Исследовательский

Подгрупповая

Просит выполнить задание по учебнику, придумать предложения с данными в учебнике примерами.

Придумывают предложения, записывают их.

Предметные:

Умение самостоятельно составлять предложения с вариантами морфем

Познавательные:

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты  деятельности.

Коммуникативные:

Читать вслух и про себя. Слушать, выступать.

Рефлексивно-оценочный этап

5 мин.

Оценка результата своей деятельности. Планирование дальнейших   действий для совершенствования результата.

Излагают суждения в устной форме.

Индивидуальная

Предлагает оценить степень понимания изученного. Спрашивает, где мы можем применить умение использовать варианты морфем?

Предлагает записать домашнее задание,

Параграф 80, упр.431

Оценивают степень понимания изученного

Личностные:

Способность к самооценке.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.

Регулятивные:

Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.

Приложение 1.

Вопросы к таблице «Да-нет»

  1. Приставка – это главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова.
  2. Корень – значимая часть слова, стоящая перед суффиксом и дополняющая смысл слова.
  3. Окончание служит для образования новых слов.
  4. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
  5. Суффикс – морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...