Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи» для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя школа № 9»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № от “___” _________20__ г. | Утверждено приказом по школе ОД №____ от ______20__г. Директор школы ___________(С.Л.Барбаков) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса "Искусство устной и письменной речи "
(базовый уровень)
10 Б класс
Харламенкова Ирина Юрьевна
(Ф.И.О. разработчика)
2018 г.
(год составления программы)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для обучающихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
2. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» на 2016-2017 учебный год
3 .Календарного учебного графика на 2016-2017 учебный год
4. Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» реализуется в 10 классе. Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И.Львовой «Искусство устной и письменной речи для 10–11классов» (М.: «Мнемозина», 2011).
Особенности реализации в школе
На изучение элективного курса в 10 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащиеся должны уметь:
• строить собственное речевое (монологическое и диалогическое) высказывание в соответствии с целями, содержанием и адресатом;
• грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учетом речевой ситуации;
• вступать в диалог с собеседником, учитывая условия диалогического общения;
• создавать тексты различных стилей и жанров;
• владеть различными видами монолога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме;
• соблюдать нормы построения текста;
• адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
• уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль;
• оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
• совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны владеть навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения; соблюдения этикетных норм и правил в процессе речевого общения.
Содержание курса
Функциональные разновидности русского языки
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение.
Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности
научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-дет вого общения (устная и письменная формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочинение экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные жанры публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Виды речевой деятельности
Речь как деятельность.
Фазы речевой деятельности: мотивационно-ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных иидов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и интернет-ресурсы.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приемами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы),конспект, план, реферат и т. п.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс; электронная почта и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Тематическое планирование и средства контроля
Форма контроля | Кол-во часов | Защита проектов/ Практическая работа |
Функциональные разновидности русского языки | 16 | |
Виды речевой деятельности | 6 | |
Особенности устной и письменной речи | 12 | 1/1 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название раздела и темы | Кол-во часов | Дата проведения | Аргументация изменений | |
План | Факт | ||||
Функциональные разновидности русского языки | 16 | ||||
1 | Функциональные стили | 1 | |||
2-3 | Научный стиль | 2 | |||
4-5 | Официально-деловой стиль | 2 | |||
6-8 | Публицистический стиль | 3 | |||
9 | Понятие публичной речи | 1 | |||
10-12 | Разговорная речь | 3 | |||
13-16 | Язык художественной литературы | 4 | |||
Виды речевой деятельности | 6 | ||||
17 | Речь как деятельность | 1 | |||
18 | Виды речевой деятельности | 1 | |||
19 | Чтение как вид речевой деятельности | 1 | |||
20 | Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности | 1 | |||
21 | Говорение как вид речевой деятельности | 1 | |||
22 | Письмо как вид речевой деятельности | 1 | |||
Особенности устной и письменной речи | 12 | ||||
23-25 | Особенности устной речи | 3 | |||
26 | Формы устных высказываний | 1 | |||
27 | Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания | 1 | |||
28 | Риторика как искусство мыслить и говорить | 1 | |||
29-31 | Особенности письменной речи | 3 | |||
32 | Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. | 1 | |||
33 | Речевая культура использования технических средств коммуникации | 1 | |||
34 | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета | 1 |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
1. Вагаков Д. Риторика. — М., 2010.
2.Баранов А. Н. Я вас слушаю. — М., 2011.
3.Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 2011.
4.Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М., 2009
5.Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзъко М. В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 2011.
6.Кохтев Н. Н. Риторика. — М., 2009.
7. Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащих¬ся. — М., 2009.
8.Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2012.
9.Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 2011.
10. Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? — М., 2014.
11.Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 2013.
12.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью
Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...
Особенности устной и письменной речи. 10 класс.
Урок русского языка в 10 классе....
Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 10 класс"
Настоящая программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы электи...
Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 11 класс"
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по ру...
Программа элективного курса "Культура устной и письменной речи" 10 класс
«Культура устной и письменной речи» как элективный курс предполагает расширение знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области орфоэпии, словообразования,...
рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)
В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...