Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью
рабочая программа по теме
Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторинга, бланки речевой карты, протокола обследования и индивидуальных речевых профилей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа логопедического мониторинга | 67.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГКОУСО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
ПРОГРАММА
логопедического мониторинга устной и письменной речи
школьников с умственной отсталостью
Составитель:
учитель - логопед
Мокринская Марина
Михайловна
Рассмотрено: на
заседании
методического
объединения
Протокол №___ от
«___»__________2011г
Бутка – 2012
- Теоретической обоснование программы
На современном этапе развития образования для определения качества преподавания учебного предмета применяется образовательный мониторинг.
Мониторинг принято определять, как комплекс исследовательских процедур, который позволяет выявить характер изменений в конкретном объекте за определенный период времени. Мониторинг является универсальной системой измерения, его сущность и механизмы осуществления представлены в работах П. И.Третьякова, В. Г. Быковой, Г. Ч. Тахтамышевой, О. А. Митиной, Т. М. Бенькович.
Расширенное понятие «образовательный мониторинг» предполагает не только сбор, обработку и хранение информации об особенностях организации и результатах образовательного процесса, но и решение в комплексе вопроса о распространении информации. Мониторинг позволяет правильно оценить степень, направление и причины отклонения в работе педагога.
Таким образом, образовательный мониторинг рассматривается с позиции системного подхода: во-первых, как источник информации (полученная в ходе мониторинга информация обобщается на разных уровнях); во-вторых, как способ обработки информации, необходимый для обобщения и анализа; в-третьих, как способ хранения информации, позволяющий осуществлять сравнительный анализ, прогнозировать развитие; в-четвертых, как средство распространения информации о результатах мониторинга.
Результаты мониторинговой деятельности оказывают непосредственное влияние на особенности мотивации, целеполагание, организационные и содержательные основания, определяют необходимость внесения корректив.
Образовательный мониторинг позволяет создать информационные условия для формирования целостного представления об особенностях организации и результатах образовательного процесса, качественных и количественных изменениях.
Задачи, решаемые с помощью образовательного мониторинга:
- Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии образовательного процесса.
- Систематизация информации о состоянии и развитии образовательного учреждения.
- Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, результатах деятельности субъектов мониторинга.
- Информационное обеспечение анализа и прогнозирования деятельности.
В качестве основных принципов образовательного мониторинга выступают:
- Целенаправленность – соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.
- Научность – мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и теории управления.
- Нормативность – опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.
- Целостность и непрерывность – необходимо рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех компонентов.
- Эффективность и действенность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное образование.
- Компетентность – эксперты, проводящие мониторинговые исследования должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.
Образовательный мониторинг осуществляется в двух направлениях:
- Педагогический мониторинг образовательной компетентности обучающихся.
- Педагогический мониторинг условий организации образовательного процесса.
Образовательный мониторинг осуществляется на основании методов педагогической и психологической диагностики. К разряду методов, применимых в процессе мониторинга можно отнести: педагогическое наблюдение, тестирование, письменный и устный опрос, контрольные работы, дидактические игры диагностического характера, анализ продуктов деятельности, практические работы.
Образовательный мониторинг осуществляется в соответствии с выделенными выше теоретическими положениями, которые находят отражение в основных содержательных характеристиках:
Объект: оценка качества логопедической работы |
Предмет: динамика развития устной и письменной речи учащихся с умственной отсталостью |
Цель: выявление индивидуальных речевых особенностей учащихся, отслеживание динамики сформированности устной и письменной речи учащихся |
1 задача: разработка и подбор инструментария для определения уровня сформированности всех сторон речи учащихся | 2 задача: обеспечение регулярного сбора информации об уровне сенсомоторного, лексико-грамматического развития учащихся, уровне развития связной речи, уровне развития навыков письма и чтения | 3 задача: анализ и обработка результатов, выявление динамики сенсомоторного, лексико-грамматического развития учащихся, динамики развития связной и письменной речи | 4 задача: Определение целей и задач, направлений и содержания, методов и приемов коррекционной работы на последующем этапе |
|
|
|
Методы: Наблюдение, устный опрос, письменный опрос, беседа, самооценка, тестирование, практические работы, практические задания, программированные задания, лабораторные работы, дидактические игры, анкетирование, анализ продуктов деятельности | ||
Результат: Наличие комплекса диагностических методик, необходимых для определения уровня сенсомоторного, лексико-грамматического развития учащихся, уровня развития связной речи, уровня развития навыков письма и чтения | Результат: Наличие информации об уровне сенсомоторного, лексико-грамматического развития учащихся, уровне развития связной речи, уровне развития навыков письма и чтения | Результат: Составление плана (программы) работы на следующий период Написание аналитической записки. |
Повышение качества образования |
- Система логопедического мониторинга
Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкая система логопедического мониторинга позволит увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даст возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.
Поэтому, целью моей деятельности является создание системы логопедического мониторинга школьников, педагогической целью – оптимизация, повышение качества и эффективности логопедического обследования.
Для достижения поставленных целей разработана система мониторинга образовательных результатов, перед которой поставлены задачи:
- создание соответствующей технологии мониторинговых процедур;
- определение путей, средств, методов и приемов, которые обеспечат высокий уровень качества обучения детей;
- использование результатов мониторинга для совершенствования образовательного процесса.
Система обследования разработана с учетом основных принципов логопедического обследования:
- Комплексный подход. Всестороннее изучение и оценка деятельности ребенка различными специалистами, обмен диагностической информацией на заседаниях психолого–медико–педагогического консилиума. Отработка оптимальных приемов профессионального взаимодействия. Обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения, обоснования и разработки коррекционного маршрута для каждого ребенка.
- Целостный, системный анализ. Выявление симптомов нарушения развития, связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а также наличия сохранных звеньев. Развитие речи взаимосвязано с такими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление. Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснования выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы, для более рациональных условий организации коррекционно-развивающего обучения.
- Индивидуальный и дифференцированный подход. Отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом соотносится с уровнем реального речевого развития ребенка и учитывает специфику его социального окружения и личностного развития.
- От общего к частному. Сначала выявляются проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
Логопедическая работа с учащимися проводится в соответствии с представленным алгоритмом.
Алгоритм логопедической работы
Этапы работы | Время проведения | Содержание | Результат |
Диагностико-организа-ционный | 1 – 15 сентября |
| Данные обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. |
| |||
| Реализация комплексного подхода | ||
| На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индиви-дуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы. Результат 1-го этапа – проектирование коррек-ционно-образовательной работы (перспективное и календарное планирование) | ||
На уровне группы - данные диагностического обследования используются для отбора содержания работы с детьми и гибкого комплектования подгрупп. На индивидуальном уровне – выявляются индивидуальные особенности и при необходимости намечается индивидуальный маршрут коррекционной работы. Для максимального раскрытия потенциала ребенка подбираются эффективные методы и приемы логопедического воздействия. | |||
Оперативно-прогности-ческий | 15 сентября – 10 мая |
| Мониторинг позволяет выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и роди-телей. Динамическое обследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия Результат 2-го этапа – достижение определенного позитивного эффекта в устранении отклонений в речевом развитии детей. |
| |||
Контрольно-диагности-ческий | 10 – 25 мая |
| Позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей |
| |||
| Позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год, помогает определить её формы, методы и содержание. Результат 3-го этапа – решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении (продление сроков коррекционной работы) | ||
|
Представленная система мониторинга познавательно-речевого развития детей:
- имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер;
- отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников;
- способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития;
- создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития.
Логопедическое обследование каждого ребенка включает несколько этапов [1].
Этапы логопедического обследования
Название этапа | Задачи | Методы | Примечание |
|
|
| |
|
|
| Характер дидакти-ческого материала будет зависеть от:
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| При информировании родителей следует учитывать следующее:
|
В основу организации процедуры логопедического обследования устной речи учащихся положена методика Т. А. Фотековой [3].
Методики обследования устной речи применяются для: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля); построения индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Отличительными чертами выбранной диагностики являются: полнота обследования; соотнесение лексического материала и текстов для чтения, пересказа, диктантов с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста; доступность и простота применения; возможность применения данных методик, как целиком, так и частично (при необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая серия проб может быть использована самостоятельно). Проведение обследования устной и письменной речи детей не требует дополнительной подготовки, так как все необходимые тестовые задания, наглядный диагностический материал, серии картин и текстов представлены в пособии Т. А. Фотековой в достаточном количестве. Периодичность проведения традиционна: первичное (на начало года); итоговое (конец года)..
При работе над пособием были выявлены возможные риски и, в связи с этим, предусмотрены способы их коррекции. Так, материал для обследования из других источников может не соответствовать возрасту, возможностям и способностям учащихся (способы коррекции: материал адаптируется в соответствие с программой, новыми требованиями, теме или разделу изучаемого предмета (правописание, русский язык, чтение) на период обследования). Некоторые задания могут быть трудны для слухового восприятия и понимания (способы коррекции: использование наглядных материалов в виде предметных и сюжетных картинок, например, при обследовании грамматического строя речи, связной речи). Не все задания могут быть понятны учащимся в силу недостаточного умственного развития (способы коррекции: снижение уровня сложности, использование стимулирующей помощи). Снижение внимания из-за длительности обследования, накопления усталости учащимися (способы коррекции: соблюдение охранительно-педагогического режима, учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; дифференцированный подход – проведение обследования индивидуально и с группой учащихся). Иногда наблюдается непонимание целесообразности проведения логопедического обследования со стороны родителей, учителей (способы коррекции: беседы с родителями; приглашение родителей, учителей на процедуру обследования; информирование о результатах обследования; разработка совместно с учителем плана дальнейшей работы по коррекции нарушений; сообщения на МО, педагогических советах о результатах обследования).
Методики Т. А. Фотековой направлены на выявление актуального уровня развития ребенка. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.
При обследовании речи учащегося заполняется речевая карта, которая была разработана в ходе практической деятельности (Приложение 1), и протокол обследования устной речи (Приложение 2). По результатам анализа речевой карты и протокола строится речевой профиль (Приложение 3).
Мониторинг образовательных результатов представлен в речевом профиле, в котором прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы. На основе речевого профиля, выделяются наиболее благополучные компоненты речевой системы и наиболее несформированные, что позволяет разработать индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с каждым ребенком.
При проведении мониторинга сформированности навыка письма решаются следующие задачи:
- выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;
- выявление нарушений письма (характер ошибок, степень выраженности);
- выявить особенностей продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого из учащихся, корректировка характера логопедического воздействия.
Исследование письменной речи учащихся осуществляется на основе рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной [4]. В начале и в конце каждого учебного года проводится обследование навыков списывания, письма по слуху и самостоятельного письма. При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами.
Количество баллов | |
45 | Не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова. |
40 | Допускаются до 3 погрешностей недисграфического и/или дисграфического характера |
35 | Допускаются до 4 погрешностей недисграфического и/или дисграфического характера |
30 | Допускаются до 5 погрешностей недисграфического и/или дисграфического характера |
25 | Допускаются до 6 погрешностей недисграфического и/или дисграфического характера |
20 | Допускаются до 7 погрешностей недисграфического и/или дисграфического характера |
15 | Допускаются до 8 погрешностей недисграфического и/или дисграфического характера |
10 | Допускаются до 9 погрешностей недисграфического и/или дисграфического характера |
5 | Допускаются до 10 погрешностей недисграфического и/или дисграфического характера |
0 | Множественные дисграфические и орфографические ошибки |
Максимальный балл за письмо – 45 баллов |
Результаты диагностики заносятся в таблицу, для отслеживания динамики вычерчивается индивидуальный профиль состояния навыков письма (Приложение 4). Кроме этого проводится анализ качества дисграфических ошибок и его результаты заносятся в бланк анализа ошибок письма (Приложение 5)., разработанный на основе рекомендаций Н. М. Трубниковой [2]
Литература
- Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е. Грибова. – М. : Айрес-пресс, 2005.;
- Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 1998.;
- Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т. А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2006.;
- Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: метод. пособие / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. - М.: Аркти, 2002.
Приложение 1
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1 Ф. И. О., год рождения, возраст на момент обследования ___________________________
_____________________________________________________________________________
2. Домашний адрес_____________________________________________________________
3. Дата обследования ___________________________________________________________
4. Заключение психоневролога___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Состояние слуха _____________________________________________________________
6. Данные о ходе развития речи __________________________________________________
_____________________________________________________________________________7. Состояние артикуляционного аппарата __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Фонематический слух ________________________________________________________
9. Фонематическое восприятие __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Произношение звуков _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Слоговая структура _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Состояние словаря __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Грамматический строй ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
14. Связная речь _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Письменная речь Чтение______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Письмо___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение логопеда___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Протокол обследования устной речи
ученика (цы) ___ класса ___________________________________________
Дата обследования _______________________ 20_____ года
- Исследование сенсомоторного уровня речи
- Фонематическое восприятие
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
Баллы |
- Артикуляционная моторика
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
Баллы |
- Звукопроизношение
Группы | Свистящие | Шипящие | Сонорные | Гласные | Другие | Всего |
Нарушения | ||||||
Баллы |
- Звуко-слоговая структура слова
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
Баллы |
- Исследование грамматического строя речи
- Повторение предложений
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
Баллы |
- Верификация предложений
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
Баллы |
- Составление предложений из слов предъявленных в начальной форме
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
Баллы |
- Добавление предлогов в предложение
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
Баллы |
- Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего |
Баллы | |||||||||||
Общий балл |
- Исследование словаря и навыков словообразования
- Образование существительных, обозначающих детенышей животных
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего |
Баллы |
- Образование относительных прилагательных от существительных
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего |
Баллы |
- Образование качественных прилагательных от существительных
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
Баллы |
- Образование притяжательных прилагательных от существительных
Пробы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
Баллы | ||||||
Общий балл |
- Исследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Пересказ прослушанного текста | |
Смысловая целостность | ||
Лексико-грамматическое оформление | ||
Самостоятельность выполнения | ||
Всего | ||
Общий балл |
Приложение 3
Индивидуальный речевой профиль
ученика (цы) ___________________________________________
№ | Названия проб | баллы % | |||||||||
год | год | год | год | год | год | год | год | ||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||||
1 | Сенсо-мотор- ный уро- вень речи | Фонематическое восприятие | 5 100% | ||||||||
2 | Артикуляционная моторика | 5 100% | |||||||||
3 | Звукопроизноше-ние | 15 100% | |||||||||
4 | Звуко-слоговая структура слова | 5 100% | |||||||||
5 | Грамматический строй речи | 30 100% | |||||||||
6 | Словарь и навыки словообразования | 30 100% | |||||||||
7 | Связная речь | 30 100% | |||||||||
Всего | 120 100% | ||||||||||
Уровень успешности | |||||||||||
Условное обозначение на графике |
4 уровень – 100-80 % (высокий) 3 уровень – 79,9 – 65 % (выше среднего)
2 уровень – 64,9 – 50 % (средний) 1 уровень – 49,9% и ниже (низкий)
Приложение 4
Индивидуальный профиль состояния навыков письма
ученика(цы) _________________________________________
№ | Дата | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
год | год | год | год | год | год | год | год | ||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Списывание | ||||||||
2 | Письмо по слуху | ||||||||
3 | Самостоятельное письмо | ||||||||
Средний балл |
Приложение 5
Анализа ошибок письма
учащего(ей)ся ___ класса Буткинской специальной (коррекционной) общеоразовательной школы – интерната _____________________________________________
в 20___ - 20___ уч. году
Тип ошибок | Вид ошибок | Кол-во ошибокна нач. года | Пример ошибочного письма | Кол-во ошибок на конец года | |
I. ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | |||||
1. Ошибки в звуковом составе слова | а) замены гласных; б) замены согласных; в) пропуски гласных; г) пропуски согласных; д) пропуски слогов и частей слова; е) перестановки; ё) вставки; ж) раздельное написание частей слова | ||||
2. Лексико-грамматические | а) замена слов по звуковому сходству; б) замена слов по семантическому сходству; в) пропуски слов; г) слитное написание слов д) нарушение согласования; е) нарушение управления; ё) неправильное обозначение границ предложения |
| |||
3. Графические | а) замена букв по количеству элементов; б) замена букв по пространственному расположению; в) зеркальное письмо букв; г) неправильные соединения букв | ||||
II. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | |||||
а) гласные после шипящих б) двойные согласные в) разделительные Ь и Ъ г) безударные гласные, проверяемые ударением д) непроверяемые написания е) имена собственные ё) перенос слов ж) звонкие и глухие согласные з) оформление предложения | |||||
и) непроизносимые согласные к)существительные с шипящими на конце | |||||
ВЫВОДЫ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"
Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....
рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)
В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы
Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы дол...
Рабочая программа логопедических занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Учимся говорить, играя"
Рабочая программа «Учимся говорить, играя»комплексной логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (системным недоразвитием речи тяжелой степени)...
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях в развитии связной речи обучающихся с умственной отсталостью
Мнемотехника в развитии связной речи обучающихся с ОВЗ...
Мониторинг развития устной и письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью. 5-7 классы
Мониторинг развития устной и письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью разработан для прослеживания результатов коррекционной работы осуществляемой на логопедических занятиях....