Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 10 класс"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Настоящая программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по русскому языку «Искусство устной и письменной речи. 10-11 кл.», созданной Львовой С.И.
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа элективного курса | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании кафедры заместитель директора по УВР директор МБОУ «Средняя
(Протокол №___от _______) _____________ О.В. Неганова общеобразовательная школа № 27
Руководитель кафедры «___» сентября 2014 г. _______________М.С. Толчина
____________Прохорова Е.Н. Приказ №____ от ________2014г.
Рабочая программа элективного курса
«Искусство устной и письменной речи» для 10 класса
общеобразовательных учреждений
(базовый уровень)
(Автор - С.И.Львова)
Составитель рабочей программы:
Плотникова Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск Нижегородской области
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по русскому языку «Искусство устной и письменной речи. 10-11 кл.», созданной Львовой С.И.
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.
В связи с этим ученики должны знать и уметь:
-освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
-уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
Предполагается активное использование в обучении Интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом Интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки Интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, Интернет-ресурсов.
Таким образом, элективный курс должен помочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющего информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.
Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, необходимость дать аргументированный анализ (рецензию) услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности в естественной среде.
В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.
Курс рассчитан на 2 года. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой элективного курса Львовой С.И. «Искусство устной и письменной речи». В 10 классе курс рассчитан на 34 учебных часа.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Функциональные разновидности русского языка | 16 | |||
1. | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка. | 1 | ||
2. | Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность изложения. | 1 | ||
3. | Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. | 1 | ||
4. | Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад,статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы). | 1 | ||
5. | Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально- делового стиля. | 1 | ||
6. | Контрольная работа по теме «Научный и официально-деловой стили» | 1 | ||
7. | Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. | 1 | ||
8. | Основные признаки публицистического стиля. | 1 | ||
9. | Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. | 1 | ||
10. | Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи. | 1 | ||
11. | Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. | 1 | ||
12. | Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. | 1 | ||
13. | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. | 1 | ||
14. | Основные признаки художественной речи. | 1 | ||
15. | Широкое использование изобразительно-выразительных средств в текстах художественного стиля. | 1 | ||
16. | Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности языка». | 1 | ||
Виды речевой деятельности. | ||||
17. | Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности. | 1 | ||
18. | Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. | |||
19. | Чтение как вид речевой деятельности. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками. | |||
20. | Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. | |||
21. | Говорение как вид речевой деятельности. Письмо как вид речевой деятельности. | |||
22. | Контрольная работа по теме «Виды речевой деятельности. | 1 | ||
Особенности устной и письменной речи. | 12 | |||
23. | Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. | 1 | ||
24. | Диалог и монолог как разновидности устной речи. | 1 | ||
25. | Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения. | 1 | ||
26. | Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания. | 1 | ||
27. | Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства. | 1 | ||
28. | Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. | 1 | ||
29. | Формы письменных высказываний и их признаки. | 1 | ||
30. | Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. | 1 | ||
31. | Образцы русской письменной речи. | 1 | ||
32. | Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.). | 1 | ||
33. | Контрольная работа по теме «Особенности устной и письменной речи». | 1 | ||
34. | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. | 1 |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
- Милославский И.Г.Культура речи и русская грамматика. – М.,2002
Для учителя:
- Львова С.И. Искусство устной и письменной речи. Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов/В кн.: Программы по русскому языку для язык и культура речи: Курс лекций. – М.,2004
- Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991
- Милославский И.Г.Культура речи и русская грамматика. – М.,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе
Это программа для тех, кто изучает математику, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены....
Рабочая программа элективного курса по английскому языку 10 класс по теме «Путешествие по Объединенному Королевству. Страноведение»
Рабочая программа по английскому языку в 10 классе можно использовать на элективных курсах...
Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью
Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...
рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)
В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Рабочая программа элективного учебного предмета «Секреты хорошей речи»
Основные цели курса:– систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка; – дать общие сведения о ...