Программа элективного курса "Культура устной и письменной речи" 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
«Культура устной и письменной речи» как элективный курс предполагает расширение знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области орфоэпии, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektiva.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по русскому языку
«Культура устной и письменной речи»
10 класс
Автор: Карпова Л. В. Учитель русского языка и литературы МБОУ Наро-Фоминская сош№5 СУИОП
Пояснительная записка
«Культура устной и письменной речи» как элективный курс предполагает расширение знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области орфоэпии, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность, выразительность, что может быть достигнуто при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого контроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данный курс нацелен на развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь.
Задачами курса является научить:
- Употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
- Пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения;
- Отбирать из множества слов самое нужное, точно передающее мысль;
- Отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
- Отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи;
- Избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций;
- Править написанное;
- Грамотно в орфографическом , пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты;
- Пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.
Основными формами работы в рамках курса являются наблюдение и анализ примеров словосочетаний, предложений, текстов, содержащих речевые ошибки, и их редактирование.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Понятие нормы литературного языка. Типы норм. | 1 |
2 | Орфоэпические нормы | 2 |
3 | Лексические нормы | 7 |
4 | Стилистические нормы | 3 |
5 | Грамматические нормы | 9 |
6 | Синтаксические нормы | 4 |
7 | Логические ошибки и их исправление. Ошибки фактические и этические | 2 |
8 | Образность речи | 3 |
9 | Обобщение | 3 |
Содержание
Понятие нормы литературного языка. Типы норм (1час)
Понятие и норма. Норма в системе языка. Культурная ценность нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности. Разновидности норм.
Орфоэпические нормы (2часа)
Общее понятие об орфоэпических нормах. Типы орфоэпических норм. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков. Нормы ударения.
Лексические нормы (7часов)
Общее понятие о лексических нормах. Лексическое значение слова и его особенности. Лексические значения заимствованных слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Лексические ошибки и их исправление. Нарушение лексической сочетаемости слов. Плеоназм. Тавтология. Смешение паронимов. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
Стилистические нормы (3часа)
Общее понятие о стилистических нормах. Функционально-стилистическая окраска. Особенности употребления просторечных, жаргонных и диалектных слов. Стилистические ошибки и их исправление. Устранение канцеляризмов и штампов.
Грамматические нормы русского литературного языка (9 часов)
Словообразовательные нормы. Морфологические нормы. Особенности употребления имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий. Грамматические ошибки и их устранение в тексте.
Синтаксические нормы (4часа)
Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления. Употребление однородных членов предложения. Связь частей в сложных предложениях. Синтаксические ошибки и их исправление
. Логические ошибки и их исправление (2часа)
Ошибки в основаниях доказательства, подмена тезиса или отступление от тезиса, ошибки в аргументации. Фактические ошибки. Этические ошибки.
Образность речи (3часа)
Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Перифразы.
Обобщение (3часа)
Поурочное планирование
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Понятие нормы литературного языка. Типы норм. | ||
2 | Типы орфоэпических норм. Нормы ударения | ||
3 | Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии | ||
4 | Общее понятие о лексических нормах | ||
5 | Неоправданное употребление иностранных слов | ||
6 | Плеоназм и тавтология. Благозвучие речи | ||
7 | Смешение паронимов | ||
8 | Использование фразеологических средств в речи | ||
9 | Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов | ||
10 | Тренировочно-диагностическая работа по лексике | ||
11 | Общее понятие о стилистических нормах | ||
12 | Устранение канцеляризмов и штампов | ||
13 | Смешение стилей | ||
14 | Особенности употребления имён существительных | ||
15 | Особенности употребления имён прилагательных | ||
16 | Особенности употребления имён числительных и местоимений | ||
17 | Употребление форм глагола | ||
18 | Употребление форм причастий и деепричастий в речи | ||
19 | Ошибочное словообразование и формообразование | ||
20 | Нарушение согласования | ||
21 | Нарушение управления | ||
22 | Тренировочно-диагностическая работа по грамматике | ||
23 | Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим | ||
24 | Употребление однородных членов | ||
25 | Связь частей в сложных предложениях | ||
26 | Практикум по теме «Нарушение синтаксических норм» | ||
27 | Фактические ошибки и их исправление | ||
28 | Логические ошибки и их исправление. Этические ошибки | ||
29 | Эпитеты и образные сравнения | ||
30 | Метафора, метонимия, синекдоха | ||
31 | Олицетворение, гипербола, перифразы | ||
32 | Исправление речевых и грамматических ошибок в отрывках из ученических сочинений | ||
33 | Проверяем сочинения | ||
34 | Итоговая работа |
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса учащиеся должны знать:
- виды речевых ошибок;
- основные лексические, грамматические, орфоэпические нормы русского языка;
- языковые особенности функциональных стилей.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать текст, исправляя речевые недочеты;
- приводить примеры речевых ошибок разного типа
отличать правильную речь от неправильной, критически оценивать свою и чужую речь;
выражать смысл воспринятой информации разными способами;
ориентироваться в различных речевых ситуациях;
адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения, грамотно в орфографическом и пунктуационном отношении оформлять письменные тексы
Список литературы:
1. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. Проф. Максимова В. И. – М. : Гардарики 2000.
2. Потемкина Т. В., Сабурова С. В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. – М.: «Русское слово – РС», 2006.
3. Кудинова Т. А. Русский язык: схемы, образцы, алгоритмы, тренинг (совершенствование умений и навыков в подготовке к ЕГЭ) / Т. А. Кудинова. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2006.
4. Панфилов А. К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: Просвещение 1989.
5. Райский С. И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях / С. И. Райский.- М.: Дрофа,2006.
6. Нефедова И. Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы» / И. Ю. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель,2008.
7. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.
8. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь – справочник лингвистических терминов. М., 1985.
9. Арефьева С. А. К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся. Русский язык в школе. – 2000.- № 2. – с. 23 – 25.
10. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2000.
11. Загоровская О. В. Нормы русского литературного языка. Практический материал к урокам М., Просвещение, 2006
12. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык. Стилистика и культура речи. М., Махаон, 2005
13. Фроянова Т. И. Культура русской речи. Практикум. Санкт-Петербург, Паритет, 2003
14 Нарушевич А. Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки Аргументы Комментарии М., Просвещение 2015 (стр. 87-100)
2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью
Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
программа элективного курса "Устное народное творчество"
Данная программа позволит учащимся познакомиться с жанрами устного народного творчества, раскрыть творческий потенциал, создать проект в конце работы по предложенному курсу....
Рабочая программа по предметам устная речь, письмо 6 класс
Рабочая программа по предметам устная речь и письмо составлена для 6 класса и рассчитана на учащихся, имеющих сложную структуру дефекта.Учебный план школы предполагает кроме чтения и русского яз...
Программа элективного курса по химии для 10 класса "Классы органических соединений"
Программа элективного курса по химии «Классы органических соединений» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, авторской программы О.С...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)
В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....