Дидактический материал "Функции знаков препинания"
материал по русскому языку (9 класс) на тему

Морозова Алла Станиславовна

В работе представлены сводные таблицы по теме «Функции знаков препинания», предназначенные для помощи при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Таблицы по теме «Функции знаков препинания», предназначенные для помощи при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2011

Цель работы: методическая помощь при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при сдаче ГИА

Основные задачи:

  1. Повторение и обобщение материала по пунктуации
  2. Закрепление и отработка умений и навыков, связанных с определением роли знаков препинания в тексте
  3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА

Знаки препинания и их употребление

Точка

№ п/п

Употребление

Примеры

1

В конце законченного повествовательного предложения

Слышны далёкие раскаты грома.

2

После коротких предложений, рисующих единую картину, для придания предложению большей выразительности

Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Луна скрылась за горою.

3

В конце назывного предложения, не заключающего в себе ни вопроса, ни восклицания

Поле. Огороды. Пасека. Молочная ферма.

4

После разделительной паузы перед присоединительной конструкции, которая при другой пунктуации играла бы роль члена предложения (так называемая парцелляция, т.е. членение)

В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту.

5

В конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания

Вам бы полечиться.

6

Перед союзами и, а, но, однако и др., если союз начинает собой новое предложение

Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас страшно.

7

В конце предложения, вводящего в дальнейшее развёрнутое изложение.

Вот этот рассказ. (дальше следует рассказ)

Знаки препинания и их употребление

Вопросительный знак

№ п/п

Употребление

Примеры

1

В конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос

Любишь апельсины?

2

Может ставиться в вопросительном предложении после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса

Что я – попугай? индейка?

3

Вопросительным может быть и назывное предложение

Пожар?  

4

В конце ССП, если все части заключают в себе вопрос

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

5

В конце СПП, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях

Вы знаете, что такое сестра милосердия?

6

В конце БСП, если все образующие его части являются вопросительными предложениями

Хвалы приманчивы – как их не пожелать?

7

Ставится в скобках для выражения сомнения или недоумения

«…уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (?) кругами сидели у стола.

Знаки препинания и их употребление

Восклицательный знак

№ п/п

Употребление

Примеры

1

В конце восклицательного предложения

Счастливый путь!

2

В предложении, имеющем в своем составе слова что за, как, какой

Как вы побледнели!

3

В восклицательных предложениях после каждого члена для обозначения эмоциональной, прерывистой речи

Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!

4

В конце побудительного предложения

Встань! Ступай отсюда!

5

В конце назывного предложения, если оно произносится с восклицательной интонацией.

Чрезвычайное происшествие!

6

В конце слова, обращения, междометного предложения или предложения-обращения.

Еще бы!

7

Ставится в скобках для выражения отношения автора к чужому тексту.

«Наши наблюдения проводились на протяжении ряда лет, выводы подтверждены многочисленными экспериментами (!), основные положения обсуждались на разных совещаниях» - с этими словами автора нового исследования можно полностью согласиться.

Знаки препинания и их употребление

Многоточие

№ п/п

Употребление

Примеры

1

Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной разными причинами.

«А, так ты…»

2

Для указания на перерывы в речи

«А…а…а, как же иначе», - заикался он

3

В конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление неполное и могло бы быть продолжено.

На выставке в зале Музея Искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Дега, Моне…

4

Для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой.

Дубровский молчал… вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря…

5

В начале текста указывает, что продолжается прерванное какой либо вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени.

… а теперь вернемся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.

6

При перечислении слов с нераскрытым содержанием

Фестивали… конкурсы… концерты… (название рублики в газете)

Постановка многоточия в цитатах

1

Перед цитатой, синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения.

Л.Н. Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства"

2

В середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри нее

Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А.А. Фадеев напомнил: «не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи».

3

После цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца

А.П. Чехов писал: «В сущности, власть для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»

7

После вопросительного/восклицательного знака ставятся две точки.

А как вы вчера играли!..

Знаки препинания и их употребление

Тире

№ п/п

Употребление

Примеры

Тире между подлежащим и сказуемым

1

При отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме И.п.

Одиночество в творчестве – тяжелая штука.

2

Между подлежащим и сказуемым, если оба выражены неопределенной формой глагола или один из главных членов выражен формой именительного  падежа существительного, а другой – неопределенной формой глагола.

Наш долг – защищать Родину.

3

Перед словами это, это есть, значит, это значит, вот,  присоединяющими сказуемыми к подлежащему  

Поймать ерша или окуня – это такое блаженство!

4

Если оба главных члена предложения выражены количеством числительных или один из них выражен формой И.п. существительного, а другой – числительным либо оборотом с числительным

Двадцать лет – хорошая вещь.

5

Между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным категорией состояния

Это ужасно – струсить в последний момент.

6

Перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом.

Заработок у него теперь – будь здоров.

7

При подлежащем, выраженным словом это, между главными членами предложения,  в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия паузы после него

Это – начало всех начал.

8

В сносках отделяет объясняемое слово от объяснения

Посейдон – в древней мифологии бог морей.

Тире в неполном предложении

1

При наличии паузы в эллиптических предложениях

Мужики – за топоры…

2

В неполных предложениях при параллелизме конструкций

Теркин – дальше. Автор – вслед.

3.

В неполных предложениях, основу которых образуют два существительных – в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части.

Лыжникам – хорошую базу

4

В расчлененных заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта/объекта действия, обстоятельства

Туризм – для всех

5

В неполном предложении, составляющим часть сложного предложения, когда пропущенный член восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я – довольно плохо.

6

В однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения.

Они смотрели друг на друга: Райский – с холодным любопытством, она – с дерзким торжеством.

Интонационное тире

1

Для указания места разделения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть либо уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядков слов нужный смысл не может быть выражен.

Ходить – долго не мог.

2

Тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения, также имеет интонационный характер

Через несколько минут загремели цепи , двери отворились, и вошел – Швабрин.

Соединительное тире.

1

Между двумя или несколькими словами для обозначения пределов

Беспосадочный полет Москва – Хабаровск.

2

Между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.д.

Матч «Спартак» - «ЦСК»

3

Между отдельными словами для показа внутренней связи между ними

Вчера – сегодня – завтра.

Знаки препинания и их употребление

Двоеточие

№ п/п

Употребление

Примеры

1

Перед однородными членами предложения после обобщающих слов

Нас было двое: брат и я.

Двоеточие в СПП

2

Перед подчинительным союзом в тех случаях, когда в предшествующей главной части СПП содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (можно вставить слова именно)

И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута.

Двоеточие в БСП

3

Между частями БСП, если вторая часть раскрывает содержание первой части (можно вставить а именно)

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

4

Между частями БСП двоеточие ставится обязательно, если в первой части имеются слова так, таков, такой, одно и др., конкретное содержание которых раскрывается во второй части

Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму.

5

Между частями БСП, если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т.п. делает предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание

Он видел: вставала земля из пепла, непокоренная земля.

6

Между частями БСП ставится двоеточие, если в первой части имеются глаголы  выглянуть, оглянуться, прислушаться и т.п., а также выражения типа поднять глаза, поднять голову, предупреждающие о дальнейшем изложении (в этих случаях между частями можно вставить слова и увидел, что…и т.п.)

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.

7

Перед прямым вопросом, включённым в состав БСП.

Одного только не понимаю: как она могла тебя укусить?

8

Если вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в 1 части (между частями можно вставить союзы потому что, так как и др.)

Однако пора вставать: уже без четверти шесть.

Знаки препинания и их употребление

Точка с запятой

№ п/п

Употребление

Примеры

Точка с запятой в ССП

1

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа- с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставиться точка с запятой.

Часто постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже - перед союзом а.

Перед союзами и, да (в значении и) точка с запятой ставиться в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой.

Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновенье; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

Учился он порядочно, хотя часто ленился; он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство.

На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду.

2

Постановка точки с запятой в некоторых случаях факультативна (здесь сближаются два односоставных неопределённо- личных предложения)

Кликушку он уже знал, её привели не издалека, из деревни всего вёрст за десять от монастыря, да и прежде ее водили к нему.

Точка с запятой в СПП

3

Если однородные придаточные части сложноподчиненного предложения распространены, особенно если внутри них имеются запятые, то между такими придаточными частями вместо запятой может ставиться точка с запятой.

Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи на пролет просиживать за чертежами;  что теперь о нем, видимо, забыли.

Точка с запятой в БСП

4

Если предикативные части отдалены друг от друга по смыслу или значению распространены и имеют внутри себя запятые.

Берёзы, тополя, черемуха распускали свои клейкие пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки.

5

Если бессоюзное  сложное предложение распадается на части ( группы предложений), в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения.  

Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна.  

6

 Если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным (нередко между частями предложения соединенными без союзов, ставиться точка с запятой, а между частями  связанными союзом, - запятая)

Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.

Знаки препинания и их употребление

Кавычки

№ п/п

Употребление

Примеры

1

Выделяются кавычками малоупотребительные слова, на которые автор хочет обратить внимание

Петушков «стрепенулся», а солдат вытянулся.

2

Слова, употреблённые в необычном, особом значении

Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в «заказ».

3

Слова, представляющие собой малоизвестные термины

Вечером, мы с охотником Ермолаем  отправились на «тягу».

4

Устаревшие или новые слова

Явился к владельцу вотчины… и сал расспрашивать о «верстании».

5

Слова из чужого текста, цитаты

6

Выделяются кавычками названия литературных произведений, газет, журналов, картин, названия фабрик, заводов, шахт, рудников, гостиниц и т.д.

7

Слова прямой речи в предложениях с прямой речью

Он спросил: «Ты куда пошёл?»

Знаки препинания и их употребление

Скобки

№ п/п

Употребление

Примеры

1

Скобками выделяются вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения

Молодой воробей выпал из гнезда (это было уже в конце сентября) и сидел неподвижно.

2

Вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания

Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами.

3

Вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении

Нет, вы (или ты) этого не должны знать.

4

Вставные конструкции, синтаксически связанные с основным предложением, но выделенные из него и носящие присоединительный характер

Издеваться над ним  ещё в официальной газете) нехорошо.

Пунктуация

Пунктуация- это 1) система знаков препинания и 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

   В школе изучается десять знаков препинания: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (-), скобки (круглые) ( ), кавычки («»).

  Знаки препинания служат обозначения в предложении  и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения  и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные, разделительные и выделительные знаки препинания.

Отделительные знаки препинания

К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются 1) для отделения каждого предложения от последующего в тексте и 2) для оформления отдельного предложения как законченного.

   Выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Разделительные знаки препинания

  К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном – для разделения простых предложений, входящих в его состав.

  Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Выделительные знаки препинания

  Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний и т.д.), а так же прямую речь.

  Выделительными знаками препинания являются запятая; тире; восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и  тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.

  Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Функции знаков препинания

Функции знаков препинания:

завершения

разделения

выделения

. ? ! …

, ; – :

, ,  – – «» ( )

Конец предложения

Однородные члены предложения
Части сложного предложения
Прямая речь и слова автора

Причастный оборот
Деепричастный оборот
Обращение
Вводные слова
Прямая речь

Вывод: одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.

Ф.И. Буслаев о значении знаков препинания: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:

 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и

2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…»

     Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной.

      В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.

       Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками.

Используемая литература

1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.

При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Дидактический материал по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания при однородных членах...

Дидактический материал по теме "Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами"

Дидактический материал по теме "Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами"...

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА ПО РОМАНУ Е.ЗАМЯТИНА «МЫ» ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Дидактический материал для учащихся 11 класса по роману Е.Замятина "Мы". Знаки препинания в сложном предложении....