Интеллектуальная игра-конкурс по русского языка в 6 классе
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Интеллектуальная игра-конкурс по русского языка в 6 классе Интеллектуальная на тему « Знатоки русского языка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_russkogo_yazykadocx.docx | 69.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская основная школа № 5
Внеклассное мероприятие по русского языка в 7 классе
на тему
«Турнир знатоков русского языка»
Провела:
Стасенко Ольга Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
Ярцево
2015-2016
учебный год
Турнир знатоков русского языка
среди учащихся
7 класса
В игре участвуют команды 7 класса. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков.
Оборудование: плакат «Турнир знатоков русского языка», плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.
Эпиграф:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык -
это клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием: в руках умелых оно в
состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
Ход турнира:
I. Вступление
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка.
Ведущий 2. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.
Ведущий 1.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
И.С.Тургенев
Ведущий 2.
«Велик, могуч и прекрасен русский язык. Он сочетает в себе великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков».
М. Ю. Лермонтов
Ведущий 1.
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
К.Г. Паустовский
Ведущий 2. «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой
Ведущий 1. Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку.
Дж.Свифт
Ведущий 2. На столе моем книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Этибор Ахунов
Ведущий 1. Сегодня в нашем турнире участвуют две команды, которые покажут нам, кто же лучше знает наш прекрасный русский язык.
Ведущий 2. Итак, за стол игроков приглашается 1 команда 7 класса (представляются участники команды) и 2 команда 7 класса (представляются участники команды).
Ведущий 1. Победителя турнира определит компетентное жюри в составе (представляются члены жюри).
Ведущий 2. Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.
II. Турнир.
Разминка «Узнай название команды».
Ведущий. Приступаем к состязанию. Но сначала команды должны узнать своё название. Для этого вам надо из букв собрать слово.
П | К | Е | М | У | Ч | И |
Команда 1
О | З | А | Н | И | К | Й |
Команда 2
Команда, первой выполнившая задание, получает 2 балла, другая команда – 1 балл.
Команда «Почемучки».
Нас умнее в школе нет,
Шлем вам свой большой привет.
Команда «Знайки».
Мы хотим всегда все знать,
Сочинять и размышлять.
Ведущий 2. Конкурс 1. «Какого я рода?».
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в именах существительных. Каждая команда получает карточку со словами. Ваша задача: за 1минуту определить род имён существительных, записанных на карточке.
Небо, дорога, лень, папа, лыжня, год, отец
За каждое слово – 1 балл.
Ведущий 1. Конкурс 2. Угадай слово
В этих словах все буквы перепутаны. Если поставить их на место, получится:
(Команды отвечают по очереди)
За правильный ответ – 1 балл.
Ведущий 2. Конкурс 3. « Третий лишний»
Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики.
а) алфавит, чистописание, азбука;
б) бросать, кидать, прыгать;
в) буран, дождь, пурга.
За каждую строку – 1 балл.
Ведущий 1. Первый тур закончился. Жюри подводит итоги. Настало время болельщикам помочь своим командам.
Задание болельщикам.
К парам слов подберите существительные, близкие по смыслу.
сильная метель - ... (пурга, буря, вьюга)
сильный дождь - .... (ливень)
сильный ветер-…….( ураган)
За каждое правильно собранное слово – 1 балл.
Ведущий 1. Второй тур. Конкурс 1. «Знаки препинания».
Этот конкурс определит, насколько хорошо вы ориентируетесь в знаках препинания.
Нужно поставить в предложениях, где нужно, запятую:
- Пирог оказался не с малиной а с клубникой.
- На аллее росли березы и осины.
- На небе появилось солнце и ребята отправились в парк.
- На улице моросил дождь но наша учительница повела нас на прогулку.
За правильный ответ – 1 балл.
Ведущий 2. Конкурс 2. «Мой словарик».
Этот конкурс определит, насколько широк ваш словарный запас. Я скажу предложение о человеке. Вам нужно заменить это предложение одним словом. (Команды отвечают по очереди.)
Человек, который часто и много кушает. (Обжора)
Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока)
Человек, который рано ложится спать и поздно встаёт. (Соня)
Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом. (Ябеда)
За верное слово – 1 балл.
Ведущий 1. Конкурс 4. Конкурс капитанов.
Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит решить числовые ребусы.
За каждое слово – 1 балл.
Например, 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож, 100лешница.
Ведущий 2. Вот и закончился второй тур.
Задание болельщикам. Закончите предложения.
а) Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили,
что он.....(мухи не обидит).
б) Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят, что....(ему медведь на
ухо наступил)
Ведущий 1. Жюри подводит итоги 2 тура.
Ведущий 2. Третий тур. Конкурс 1. «В гостях у частей слова».
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в частях слова. Каждая команда получит карточку с заданиями. Ваша задача: за 1 минуту составить слово!
- Приставка такая же, как в слове полёт.
- Корень такой же, как в слове дарить.
- Суффикс такой же, как в слове дружок.
- Окончание такое же, как в слове лес.
За правильно составленное слово – 3 балла.
Ведущий 1. Конкурс 2. «Мой друг – антоним».
В этом конкурс вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд)
Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.
За каждое слово – 1 балл.
Ведущий 2. Конкурс 3. «Третий лишний».
Этот конкурс потребует от вас внимательности.
В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте их за 1 минуту.
1. Лес, лесничий, лестница.
Смешной, смешать, смешить.
Лев, левый, налево.
Водитель, водичка, водяной.
Честность, чесночный, чеснок.
(Лестница, смешать, лев, водитель, честность)
2. Дивный, удивлённый, диванный.
Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
Водитель, вода, водить.
Запах, пахать, пахарь.
Море, измор, морской (берег).
(Диванный, рисовая, вода, запах, измор)
За каждое слово -1 балл.
Ведущий 1. Конкурс 4. «В мире пословиц».
Этот конкурс потребует от вас не только знания пословиц, но и сообразительности. Капитаны команд подойдите и выберите карточки с заданием, вернитесь на свои места. За 30 секунд команда должна дать ответ на задание.
Какая русская пословица следующим образом переведена на иностранный язык: «Недостаток ума компенсируй ходьбой»?
(Дурная голова ногам покоя не даёт).
Какая русская пословица следующим образом переведена на иностранный язык «Двух ослов к одной кормушке не привязывают»?
(Два медведя в одной берлоге не уживаются)
Ведущий 2. Жюри подводит итоги третьего тура.
Задание болельщикам.
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? (Ответ издателя: «!»)
Ведущий 1. Четвёртый тур. Конкурс 1. Слова наоборот. «Зашифрованное слово».
Например, пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог, арги.
За правильный ответ – 1 балл.
Ведущий 2. Конкурс 2. «Испорченный телефон».
Каждой команде я говорю пословицу на ухо. Члены команды - друг другу. Последний произносит. Проверяем, какую я загадывала пословицу?
- тише едешь – дальше будешь
- поспешишь – людей насмешишь
Ведущий 1. Конкурс 3. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!
(Норка, лисички)
Ведущий 2. Конкурс 4. Что это?
Его вешают, когда плохое настроение.
Его задирают, когда зазнаются.
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
(нос)
За правильный ответ 1 балл
Ведущий 1. Жюри подводит итоги 4 тура и всего турнира.
Ведущий 2.
Итак, закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться.
Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри. (Объявляется победитель)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...