Открытое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к весне»
план-конспект по русскому языку

Демина Раиса Федоровна

Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к весне»

Цель: совершенствовать навыки звукового анализа.

Задачи: 

Образовательные: 

• совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

• обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

 • развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

 Воспитательные: 

• создать хорошее настроение;

• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

 • поощрять активность и самостоятельность.

Интеграция областей. Развитие речи, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

 Словарная работа: звук, слог, слово, буква.

Методы и приёмы:

Словесные – беседа, чтение рассказа, художественное слово, игра «Какая, какое»,«Назови  ласково», «Кто внимательный».

Наглядные – показ картинок.

Практические – разбор слова по схеме,  физкультминутка , штриховка.  

 

Оборудование: веточка яблони, мяч,  карточки   схемы для   звукового анализа слова  у доски, фишки красные, синие, зелёные ,предметные картинки .

Раздаточный материал. Карточки   схемы для   звукового анализа слова  для каждого ребёнка; фишки красные, синие, зелёные для каждого ребёнка ,сигнальные карточки, цифры 1, 2, 3, 4 для определения количества слогов в слове,  раскраски, цветные карандаши.

Ход занятия.

   Организационная часть.

Нам  здороваться не лень,

Всем «Привет» и «добрый день!»

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется!

- Ребята, давайте улыбнемся, и подарим свои лучезарные улыбки друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.

Основная часть.

Воспитатель.  

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

Дети. (Весной)

Воспитатель :  После какого времени года наступает Весна?

(Весна наступает после времени года зима.)

 Воспитатель.  Правильно, а вы любите весну? За что вы любите весну? Что происходит весной?

(Дети становятся в круг, передают веточку – символ и называют действия и признаки)

Воспитатель. Весной пробуждается природа, становится красиво от цветущих лужаек. Все радуются весне, птицы, насекомые, люди. 

Давайте и мы порадуемся весне. Расскажем чистоговорку,

Ла-ла-ла - к нам весна пришла.

Пло-пло-пло - на дворе тепло.

Пель-пель-пель - капает капель.

Ля-ля-ля - расцветает Земля.

Воспитатель. Многие писатели и поэты с любовью и нежностью изображали природу. Давайте вспомним стихотворение  А.Плещеева  «Уж тает снег, бегут ручьи»  

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста  небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и вьюг,

Опять надолго миновала.

Воспитатель. Вот какие красивые слова нашел поэт  для описания весны. А давайте мы с вами тоже  подберем определения к слову весна.

Игра : «Какой, какая?» 

Воспитатель:- Ребята, скажите, весна  какая? ( Ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная).  

-Солнце  весной, какое? (Яркое, весеннее, ласковое, тёплое , нежное)

 -Солнце весной что делает? (Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается).

  Игра с мячом  «Назови ласково».  

Солнце – солнышко;

Ручей – ручеёк

Ветер – ветерок

Птенец - птенчик

Ветка – веточка

Капля - капелька

Цветок – цветочек

Трава – травка

Дождик – дождичек

Воспитатель. Чтобы выполнить  следующее задание  мы должны пройти  за столы. Сядет  тот, чьем имени есть  звук  [м],[ с],[о ].

Отгадайте загадку.

На лугу растёт она

Высока и зелена.

С лугом простится,

В сено превратится. (Трава)

Сделаем звуковой анализ к слову трава. Но давайте сначала вспомним.

Воспитатель: Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

Воспитатель: Чем звуки отличаются от букв?

Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.

Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?

Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими

Воспитатель: Как определить, сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

Воспитатель: С какой буквы пишется начало предложения?

Дети: Начало предложения пишется с большой буквы.

-  игра «Кто внимательный». Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вы покажете сигнальную карточку красного цвета, если  твердый согласный то синего цвета, а если мягкий согласный то зеленого цвета.

- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

  Давайте разберём  слово «трава».

- Сколько букв в слове «трава»(5 букв)

- А сколько звуков в слове «трава»(тоже 5)

- Какой первый звук в слове «трава»? (т, согласный, твердый).

-- Каким цветом на схеме вы его обозначили? (синим).

- Какой второй звук в слове «трава»? (р, согласный, твердый)

- Какой третий звук в слове «трава»? (а, гласный).

     - Сколько согласных звуков в слове «трава».(3)  

.- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «трава» (два).

- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

- Прочитайте первый слог (тра, второй слог (ва) .

- На какой слог падает ударение? (ва).

- Я буду показывать картинки, а вы цифрой мне покажете  сколько слогов в слове. (Роса, град, береза, молния, туман и т,д ).

Работа над предложением.

   - Ребята, давайте попробуем составить предложение со словом – «весна».

- Сколько слов в нашем предложении?

- Какое первое слово в предложении?

- Какое второе слово в предложении?

Физкультминутка "Весна пришла".

Весна, весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)

Тепло на крыльях принесла! (взмахи руками)

И вот на самом солнцепеке (руками тянемся вверх)

С поднятой гордо головой (голову поднимаем вверх)

Расцвел подснежник голубой (ладошками сделать цветок)

Он не боится холодов, (обнимаем себя и показываем холод)

За ним придут цветы другие (ходьба на месте)

Он первенец среди цветов! (круговой взмах руками)

Чтение  рассказа  «Наступила весна».

- С наступлением весны мы чаще выезжаем в леса. Сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Как мне понравилось в лесу!». (Далее проводится беседа.)

- Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать? (Ответы детей)

 Штриховка.

- Я предлагаю вам не рвать цветы, как это сделали мальчишки. Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. Наши весенние цветы заштрихуем и создадим весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (Воспитатель раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, мать-и-мачеха. Дети их раскрашивают и развешивают на доске, образуя весеннюю, цветочную поляну).

- Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. 

 Итог

        Литература.

  1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб: «Детство - Пресс», 2001г.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др: Под. Ред.Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович: СПб: «Детство- Пресс», 2002г.
  3. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Журовой. – М.: Школа – Пресс, 1998
  4. Ушакова О.В. Занятия по развитию речи в детском саду. – М, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "Наши гости - игрушки"

Тема: "Наши гости-игрушки" Дифференциация звуков "ч"- " т\' " Программное содержание: 1.Учить сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим данным. 2.Развивать фонематический слух, внимание и ...

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте ПТИЧЬИ ТАРАТОРКИ

Конспект комплексного  логопедического занятия по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»

Конспект  итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте  в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...