Открытое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к весне»
план-конспект по русскому языку
Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к весне»
Цель: совершенствовать навыки звукового анализа.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
• обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Воспитательные:
• создать хорошее настроение;
• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
• поощрять активность и самостоятельность.
Интеграция областей. Развитие речи, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Словарная работа: звук, слог, слово, буква.
Методы и приёмы:
Словесные – беседа, чтение рассказа, художественное слово, игра «Какая, какое»,«Назови ласково», «Кто внимательный».
Наглядные – показ картинок.
Практические – разбор слова по схеме, физкультминутка , штриховка.
Оборудование: веточка яблони, мяч, карточки схемы для звукового анализа слова у доски, фишки красные, синие, зелёные ,предметные картинки .
Раздаточный материал. Карточки схемы для звукового анализа слова для каждого ребёнка; фишки красные, синие, зелёные для каждого ребёнка ,сигнальные карточки, цифры 1, 2, 3, 4 для определения количества слогов в слове, раскраски, цветные карандаши.
Ход занятия.
Организационная часть.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «добрый день!»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется!
- Ребята, давайте улыбнемся, и подарим свои лучезарные улыбки друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.
Основная часть.
Воспитатель.
Чтобы узнать, о чем мы будем говорить отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
Дети. (Весной)
Воспитатель : После какого времени года наступает Весна?
(Весна наступает после времени года зима.)
Воспитатель. Правильно, а вы любите весну? За что вы любите весну? Что происходит весной?
(Дети становятся в круг, передают веточку – символ и называют действия и признаки)
Воспитатель. Весной пробуждается природа, становится красиво от цветущих лужаек. Все радуются весне, птицы, насекомые, люди.
Давайте и мы порадуемся весне. Расскажем чистоговорку,
Ла-ла-ла - к нам весна пришла.
Пло-пло-пло - на дворе тепло.
Пель-пель-пель - капает капель.
Ля-ля-ля - расцветает Земля.
Воспитатель. Многие писатели и поэты с любовью и нежностью изображали природу. Давайте вспомним стихотворение А.Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и вьюг,
Опять надолго миновала.
Воспитатель. Вот какие красивые слова нашел поэт для описания весны. А давайте мы с вами тоже подберем определения к слову весна.
Игра : «Какой, какая?»
Воспитатель:- Ребята, скажите, весна какая? ( Ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная).
-Солнце весной, какое? (Яркое, весеннее, ласковое, тёплое , нежное)…
-Солнце весной что делает? (Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается).
Игра с мячом «Назови ласково».
Солнце – солнышко;
Ручей – ручеёк
Ветер – ветерок
Птенец - птенчик
Ветка – веточка
Капля - капелька
Цветок – цветочек
Трава – травка
Дождик – дождичек
Воспитатель. Чтобы выполнить следующее задание мы должны пройти за столы. Сядет тот, чьем имени есть звук [м],[ с],[о ].
Отгадайте загадку.
На лугу растёт она
Высока и зелена.
С лугом простится,
В сено превратится. (Трава)
Сделаем звуковой анализ к слову трава. Но давайте сначала вспомним.
Воспитатель: Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
Воспитатель: Чем звуки отличаются от букв?
Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими
Воспитатель: Как определить, сколько в слове слогов?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
Воспитатель: С какой буквы пишется начало предложения?
Дети: Начало предложения пишется с большой буквы.
- игра «Кто внимательный». Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вы покажете сигнальную карточку красного цвета, если твердый согласный то синего цвета, а если мягкий согласный то зеленого цвета.
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
Давайте разберём слово «трава».
- Сколько букв в слове «трава»? (5 букв)
- А сколько звуков в слове «трава»? (тоже 5)
- Какой первый звук в слове «трава»? (т, согласный, твердый).
-- Каким цветом на схеме вы его обозначили? (синим).
- Какой второй звук в слове «трава»? (р, согласный, твердый)
- Какой третий звук в слове «трава»? (а, гласный).
- Сколько согласных звуков в слове «трава».(3)
.- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «трава» (два).
- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
- Прочитайте первый слог (тра, второй слог (ва) .
- На какой слог падает ударение? (ва).
- Я буду показывать картинки, а вы цифрой мне покажете сколько слогов в слове. (Роса, град, береза, молния, туман и т,д ).
Работа над предложением.
- Ребята, давайте попробуем составить предложение со словом – «весна».
- Сколько слов в нашем предложении?
- Какое первое слово в предложении?
- Какое второе слово в предложении?
Физкультминутка "Весна пришла".
Весна, весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла! (взмахи руками)
И вот на самом солнцепеке (руками тянемся вверх)
С поднятой гордо головой (голову поднимаем вверх)
Расцвел подснежник голубой (ладошками сделать цветок)
Он не боится холодов, (обнимаем себя и показываем холод)
За ним придут цветы другие (ходьба на месте)
Он первенец среди цветов! (круговой взмах руками)
Чтение рассказа «Наступила весна».
- С наступлением весны мы чаще выезжаем в леса. Сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.
«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Как мне понравилось в лесу!». (Далее проводится беседа.)
- Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать? (Ответы детей)
Штриховка.
- Я предлагаю вам не рвать цветы, как это сделали мальчишки. Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. Наши весенние цветы заштрихуем и создадим весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (Воспитатель раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, мать-и-мачеха. Дети их раскрашивают и развешивают на доске, образуя весеннюю, цветочную поляну).
- Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась.
Итог
Литература.
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб: «Детство - Пресс», 2001г.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др: Под. Ред.Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович: СПб: «Детство- Пресс», 2002г.
- Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Журовой. – М.: Школа – Пресс, 1998
- Ушакова О.В. Занятия по развитию речи в детском саду. – М, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "Наши гости - игрушки"
Тема: "Наши гости-игрушки" Дифференциация звуков "ч"- " т\' " Программное содержание: 1.Учить сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим данным. 2.Развивать фонематический слух, внимание и ...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте ПТИЧЬИ ТАРАТОРКИ
Конспект комплексного логопедического занятия по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе....
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...
План-конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Как щенок нашёл друзей"
Конспект занятия создан с учётом требования ФГОС....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация звуков П - Б"
Занятие разработано для детей 6 лет, имеющих речевые нарушения....